Чичиков в гостях у Коробочки – анализ эпизода Мертвые души, описание

Чичиков у Коробочки – анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался. Судьба сама привела его в незнакомое поместье, где он встретился с пожилой хозяйкой.

Хозяйство Коробочки произвело на Чичикова благоприятное впечатление. Крестьянские избы крепкие, обнесены заборами, во дворах имеются запасные телеги. Заметно, что за состоянием домов здесь следят, вовремя заменяют прохудившиеся доски новыми. Старая помещица справляется с хозяйством успешнее, чем Манилов или Плюшкин. Имение Коробочки нельзя назвать крупным. В нем восемьдесят душ, но всех своих крестьян хозяйка знает по именам. Крепостные Коробочки в изобилии производят мед, пеньку, сало, птичьи перья, а хозяйка выгодно сбывает все это заезжим купцам.

Настасья Петровна хоть и оборотистая хозяйка, но по умственному развитию значительно отстает от других помещиков. Коробочка целиком погрузилась в мелочное хозяйствование. Скудоумие помещицы выражается в отсутствии у нее духовной жизни. Ее интересуют только цены на пеньку. Душевную пустоту хозяйка заполняет чревоугодием: стол перед ней ломится от всевозможных блинов, пирожков и лепешек.

Настасья Петровна долго не решается переписать на Чичикова свои мертвые души в первую очередь из боязни продешевить, но еще больше из практических соображений – вдруг самой на что-нибудь пригодятся. В подобном развороте мысли кроется подлинная сущность «дубинноголовой» помещицы. Она распоряжается хозяйством глупо и недальновидно. Торопится получить копеечную выгоду, но даже с копейками не умеет управляться: раскладывает их по мешочкам и отправляет в комод на вечное хранение.

Торгуясь с Чичиковым, Коробочка поверила, что предмет продажи какой-то чрезвычайно ходовой товар. Однако мировоззрение помещицы узко и убого. Она привыкла существовать по раз и навсегда установленному порядку, все непривычное настораживает ее. Коммерция Чичикова напугала и взбудоражила Коробочку. Сбитая с толку женщина высказала Чичикову свои сомнения и опасения, чем вызвала его негодование. Едва сдерживаясь, Чичиков терпеливо втолковывал старухе, что мертвые души – это прах, от которого нет никакой пользы.

Однако не стоит Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно.

2 вариант

«Мертвые души» Гоголя ‒ поэма, высмеивающая крепостной строй в России и помещиков, которые пытаются жить в изменившемся мире, опираясь на старые традиции. Своим названием поэма обязана афере главного героя. Чичиков пытается выкупить у помещиков «мертвые души» ‒ умерших или сбежавших крепостных, и продать их за большие деньги как реально существующих. Однако во время путешествия ему встречаются души, по-настоящему мертвые ‒ это невежественные, глупые, потерявшие всяческий человеческий облик помещики.

Как многие персонажи поэмы, помещица Коробочка имеет говорящую фамилию. Самая главная ее страсть ‒ накопления. При этом отложенные деньги Коробочка не использует, так как никаких целей для сбережений у нее нет.

Чичиков попадает к Коробочке сразу после Манилова, и поначалу помещица выглядит на его фоне более выгодно. Манилов ленив, не интересуется своим поместьем и жизнью крепостных. Коробочка, наоборот, очень хозяйственная, знает своих крепостных по именам, и они у нее не голодают.

Но в дальнейшем становится заметно, насколько сильна над помещицей власть денег. Коробочка, желая накопить побольше, торгует всем, чем только возможно ‒ пенькой и медом, зерном, салом, даже птичьими перьями. И торговать крестьянами она не стесняется. Любая вещь может стать товаром в ее глазах.

«Мертвые души» ‒ необычный товар в глазах помещицы, но это значит только то, что с ним важно не продешевить. Коробочка сначала даже не понимает, что хочет от нее Чичиков, но ради денег готова эти «души» хоть из-под земли достать. Разобравшись в вопросе, она становится неуступчивой. А вдруг Чичиков хочет ее обмануть, и за такой товар можно выручить больше денег?

Чичиков, уверившись, что в бумагах помещица ничего не смыслит, и объяснить свой план ему будет непросто, предлагает заплатить сразу 15 рублей. Тогда Коробочка понимает, что дело выгодное, и отказывается продавать «души». Ведь ей необходимо сравнить цены на товар и убедиться, что нет более выгодного предложения.

Только согласившись дополнительно на покупку разных хозяйственных продуктов, Чичиков получает согласие Коробочки. От помещицы он уезжает совершенно вымотанный и в «поту как в реке». Впоследствии Коробочка появляется на страницах поэмы еще раз ‒ она приезжает в город, чтобы узнать о ценах на мертвые души.

Эпизод встречи Чичикова с Коробочкой не только обличает мелочность помещицы и ее страсть к ненужному накопительству, но и раскрывает характер главного героя. В отличие от Манилова, с помещицей он ведет себя более раскрепощенно, позволяет себе повышать голос и использовать резкие выражения. В лирическом отступлении автор замечает, что люди ведут себя с теми, у кого две сотни душ, совершенно иначе, чем с теми, у кого таких душ триста. А ведь у Коробочки не более 80 крепостных.

Читайте также:
Образ Савельича в Капитанской дочке - характеристика

Также читают:

Картинка к сочинению Чичиков у Коробочки

Популярные сегодня темы

26 августа 1870 — рождение будущего писателя в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Через год после рождения ребенка умирает его отец. Тогда мать и будущий писатель переезжают из губернии в Москву, где мальчик учится в пансионе

Это история сироты, которая попала в приемную семью. В сказке три части. В первой – зачин о категориях плохих людей. «Своего брата не стыдятся» приемные родители девочки и сводные сестры

Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.

Таблица про Калашникова и Кирибеевича (сравнение героев)

Я очень люблю свою маму, потому что она самая добрая и красивая. А еще она печет самый вкусный в мире пирог с вишневым вареньем.

Чичиков у Коробочки (анализ эпизода поэмы Гоголя Мертвые души)

В третьей главе поэмы “Мертвые души” Н.В.Гоголем показана хозяйственная, но скупая и ограниченная помещица Коробочка. Данный эпизод произведения не только продолжает “галерею” образов помещиков-крепостников, но и раскрывает новые качества в характере главного героя.

Чичиков случайно попадает в деревню Коробочки. Кучер Селифан сбивается с дороги и завозит бричку с махинатором в “порядочную глушь”. На ночлег главный герой поросился в дом незнакомой помещицы, которая отнеслась к нему дружелюбно и весьма уважительно. Коробочка – вдова, она самостоятельно ведет свое хозяйство. Женщина торгует всем, что производят ее крестьяне: овощами, фруктами, медом, пенькой и другим. Деревня Коробочки не большая, напитывающая около 80 крепостных

Как же ведет себя Чичиков с Настасьей Петровной? Махинатор говорит с небогатой помещицей с большей свободой, чем с Маниловым: он спорит с Коробочкой, сердится на нее и даже грозит чертом. Несговорчивость и суетливость крепостницы выводят Чичикова из терпения: в сердцах он “хватил стулом о пол”. Почему же происходят такие изменения в главном герое? На этот вопрос автор дает ответ в лирическом отступление поэмы. Писатель говорит о “мудрецах”, которые с помещика в 300 душ будут общаться не так, как с теми, у кого их 1000. Такое свойство и показывает Чичиков: с Маниловым махинатор любезен и учтив, с Коробочкой проявляет нетерпение и даже резкость.

Предложение Чичикова удивляет “дубинноголовую” помещицу. Она даже предполагает, что главный герой хочет выкопать мертвых крестьян из земли. Но Чичиков успокаивает ее, сообщая, что сделка происходит только на бумаге. Скорее всего Коробочка не понимает незаконность махинации главного героя. В противном случае подозрительная и осторожная помещица вряд ли бы согласились продать списки умерших крестьян.

Скупая женщина сильно боится продешевить. Она даже предполагает немножко подождать, “авось наедут купцы”, тогда бы Коробочка смогла узнать у них о ценах на “мертвые души”. Махинатор обманывает помещицу: герой обещает закупать у нее хозяйственные продукты. Тем самым он добивается расположения Коробочки, крепостница соглашает уступить ему “мертвые души”. Торги с Коробочкой утомили главного героя. Недалекая и подозрительная женщина еще появится в поэме. Она все-таки решит узнать, не обманул ли ее Чичиков. Коробочка приедет в город, чтобы справить о ценах на “мертвые души”.

Жажда легкой наживы объединяет героев. Составление капитала любым способом очерствляет их душу, ради богатства они даже готовы торговать мертвыми людьми.

Вариант 2

Я считаю, что Чичиков, конечно, зря связался с этой Коробочкой, ведь по своей глупости она его и погубила. Но это ему наказание за его жадность и за, вообще, всю эту «схему». Правильно говорят, что с глупыми людьми лучше совсем не связываться!

Конечно, Коробочка под впечатлением от того, что Чичикова «занесло» к ней непогодой посреди ночи. В принципе, она проявляет гостеприимство. Чичиков решает совершить сделку, раз уж он попал сюда. В тексте отмечается, что церемониться с Настасьей Петровной он не собирался. Просто, например, французу этих тонкостей не понять! Но всё-таки Павел Иванович хвалил и её имя, и угощения… Кстати, только за завтраком они и знакомятся.

Начинает разговор Чичиков с комплимента её деревне – избы хорошие, мужики крепкие. На это хозяйка, конечно, возражает, что умерло много крепостных. Этого-то и ждёт Чичиков! Забавно, что хозяйка пугается, что он станет откапывать трупы, но Чичиков успокаивает её. В общем, Коробочка считает, что какой-то толк в этой сделке для Чичикова есть. И она ведь права! Чичиков, конечно, смеётся, но ведь у него есть причина, чтобы их покупать, пусть и на бумаге. Коробочка ставит покупку мертвых в один уровень с пенькой, боится, что гость обманет. Вдруг это новый товар, а она просто не в курсе. Боится продешевить!

Коробочка суеверна по своей глупости. Ясно, что вся эта сделка её пугает, но жадность побеждает. Она просит не поминать черта, кстати. Когда рассказывает про крепостных своих, благодарит Бога…

Читайте также:
Сочинение День победы 9 мая - тексты и примеры на тему

Чем дольше Чичиков пытается втолковать глупой женщине выгоду от сделки, тем больше он злится. Объясняет, что толку от мертвых ей никакого, а деньги – вот они, реальные! Называет её мысленно сначала тупоголовой, а после и дубиноголовой. Павла Ивановича в жар бросило, он устал от разговора, практически решил бросить всё это, когда вдруг Коробочка согласилась. Это она услышала, что он ещё может и «заказами» на крупу и прочее обеспечить. «Души» – товар непонятный, а крупа стабильна.

В эпизоде замечается, что иногда человек выглядит умным, имеет чин, должность, а по сути – Коробочка, то есть очень глупый, трусливый и жадный. С таким лучше совсем не иметь дела!

Чичиков у Коробочки (анализ эпизода)

Несколько интересных сочинений

Роман Мастер и Маргарита – величайшее произведение Булгакова. Оно оценивалось автором как своеобразное завещание потомкам.

В будний день мама просыпается в шесть часов. Она пьет воду и умывается. Потом будит меня и папу, если он не встал. Мы идем умываться.

Александр Иванович Куприн был писателем романтиком. Его произведения «Гранатовый браслет» и «Поединок» подтверждают это. Но его романтизм чисто русский, то есть он необычайно реалистичен и, тем не менее – это романтизм.

Конфликты между разными поколениями происходили всю историю существования человечества. Порой, каждый сталкивался с подобными ситуациями, когда родитель ссорится со своим ребёнком и наоборот.

В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.

Анализ встречи и разговора Коробочки и Чичикова

В третьей главе поэмы «Мёртвые души» рассказывается, как встретились Чичиков и Коробочка. Когда герой побывал у Манилова и совершил довольно выгодную сделку, он решил поехать к Собакевичу, но в темноте сбился с дороги. Так он оказался у дома пожилой женщины, с которой начал вести беседу о покупке необычного товара. Настасья Петровна — второй по счёту продавец неживых крестьян.

  1. Встреча и знакомство героев
  2. Новые черты Павла Ивановича
  3. Покупка мёртвых душ
  4. Анализ последовательности «помещичьих» глав

Встреча и знакомство героев

Чичиков и Селифан окончательно заблудились, когда ехали к Собакевичу. Помещик послал слугу посмотреть, нет ли поблизости ворот. Искать двор пришлось бы долго, если бы не обычай русских людей держать цепных собак. Своим лаем псы известили хозяев, что пожаловали гости. В одном из окон зажёгся свет, и луч упал на землю, освещая путь. Селифан начал тарабанить в ворота, и вскоре открылась калитка. Недовольный женский голос спросил, кто стучит и что им нужно.

Чичиков объяснил, что они сбились с дороги, и попросился переночевать. Старуха проворчала, что у них «не постоялый двор, помещица живёт». Тогда Павел Иванович ответил, что он дворянин. После этого старуха призадумалась и пообещала доложить барыне. Спустя 2 минуты она появилась и отворила ворота, а в другом окне мелькнул огонёк.

Чичиков очень хотел спать, его глаза слипались, будто их кто-то «вымазал мёдом». Всё же помещик окинул комнату беглым взглядом и успел заметить детали обстановки:

  • старые обои в полоску;
  • картины с изображениями птиц;
  • маленькие зеркала;
  • торчащие отовсюду письма, чулки, карточные колоды;
  • остановившиеся настенные часы.

Настасья Петровна уважительно отнеслась к гостю. Она смущённо объяснила, что в такую пору не получится приготовить ужин. Чичиков стал расспрашивать хозяйку, не знает ли она Собакевича или хотя бы Манилова. Коробочка ответила отрицательно и назвала фамилии тех помещиков, какие есть:

  • Плешаков;
  • Канапатьев;
  • Трепакин;
  • Свиньин;
  • Бобров;
  • Харпакин.

Из дальнейшего разговора Павел Иванович узнал, что душ у местных господ немного, по 20−30, а до ближайшего города около 60 вёрст. Барыня предложила остям чай, но Чичиков отказался, сославшись на усталость. Всё, что ему было нужно, — мягкая постель. Девка Фетинья положила на диван перину, накрыла её простынёй и принесла подушки.

Помещица удивилась, что одежда Чичикова в грязи, «как у борова». Но в такую погоду было немудрено запачкаться, и хорошо ещё, что бока остались целы. Хозяйка приказала девке высушить кафтан и исподнее гостя, а напоследок спросила, не желает ли он ещё чего-нибудь, например, чтобы ему почесали пятки перед сном. Чичиков отказался от любезного предложения и уснул. Наутро его разбудили полчища мух, которые лезли в рот, нос и глаза.

Новые черты Павла Ивановича

Во время визита к Коробочке Чичиков показан не таким, как в сцене с участием Манилова. Анализ текста позволяет увидеть, что с Настасьей Петровной покупатель мёртвых душ ведёт себя более непринуждённо, позволяя себе поучать хозяйку. Коробочка не возражает против такой манеры общения. Этим Гоголь показывает, что отношения людей во многом зависят от того, сколько у кого «душ». Если у помещика их 200 или 300, с ним общаются более церемонно, чем с тем, кто владеет несколькими десятками крестьян.

Читайте также:
Повесть о настоящем человеке - краткое содержание, анализ, сюжет

Отношение Чичикова к Коробочке определилось тем, что у неё было около 80 душ. Про себя он тоже не выбирал выражений. Видя, что женщина никак не возьмёт в толк, чего от неё хотят, покупатель мысленно называл Коробочку такими словами:

  • «крепколобая»;
  • «дубинноголовая»;
  • «прокля́тая старуха».

Покупка мёртвых душ

Диалог о купле-продаже длится долго, и, наконец, гость, не задумываясь над своими словами, говорит, что хотел было покупать у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление. Чичиков и сам не понял, почему это сказал, но Настасья Петровна сразу переменилась. До этого она боялась, что продажа душ может обернуться убытками или другими неприятностями. Ей даже пришло в голову, что для продажи нужно будет «откапывать из земли» умерших людей.

Наконец, беседа начинает принимать выгодный оборот для обоих. Чичиков предлагает Коробочке целых 15 рублей, и она понимает, что сделка должна быть выгодной, однако всё ещё опасается надувательства со стороны гостя. Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем. Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.

К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать. Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков. Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать. На столе стояла разнообразная снедь:

  • лепёшки;
  • блины;
  • пряглы;
  • «шанишки»;
  • скородумки;
  • пирожки;
  • грибки.

Лепёшки были с разными припёками: с луком, творогом, маком, сняточками. Были на столе и другие кушанья, но Чичиков ограничился пирогом и блинами. После обеда он поспешил уехать, хотя старуха уговаривала его не спешить и всё напоминала, чтобы гость не забыл про подряды. Чтобы визитёры не заблудились, помещица отправила с ними девочку, да попросила не завозить её, потому что однажды такое уже случилось.

Так закончилось посещение Коробочки. Когда бричка доехала до столбовой дороги, девочка, которую звали Пелагеей, показала, куда двигаться дальше, и Селиван отпустил её домой. За работу Чичиков дал провожатой медный грош.

Анализ последовательности «помещичьих» глав

Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов. Затем Павел Иванович случайно попал к Коробочке. После этого состоялись встречи с Ноздрёвым, Собакевичем и Плюшкиным. Такова верная последовательность всех, у кого гостил Чичиков. Исследователи творчества Гоголя считают, что порядок выбран намеренно. Писатель хотел показать, что каждый помещик был «мертвее» предыдущего.

Есть и те, кто придерживается другой точки зрения. Некоторые литературоведы полагают, что Плюшкин замыкает череду продавцов мёртвых душ, так как в его характере ещё сохранилась живость. Гоголь хотел подчеркнуть инаковость этого персонажа, причём это можно понять и по описанию встречи. Автор надеялся на «спасение» героя, а заодно и на возрождение Руси.

Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался. Судьба сама привела его в незнакомое поместье, где он встретился с пожилой хозяйкой.

Хозяйство Коробочки произвело на Чичикова благоприятное впечатление. Крестьянские избы крепкие, обнесены заборами, во дворах имеются запасные телеги. Заметно, что за состоянием домов здесь следят, вовремя заменяют прохудившиеся доски новыми. Старая помещица справляется с хозяйством успешнее, чем Манилов или Плюшкин. Имение Коробочки нельзя назвать крупным. В нем восемьдесят душ, но всех своих крестьян хозяйка знает по именам. Крепостные Коробочки в изобилии производят мед, пеньку, сало, птичьи перья, а хозяйка выгодно сбывает все это заезжим купцам.

Настасья Петровна хоть и оборотистая хозяйка, но по умственному развитию значительно отстает от других помещиков. Коробочка целиком погрузилась в мелочное хозяйствование. Скудоумие помещицы выражается в отсутствии у нее духовной жизни. Ее интересуют только цены на пеньку. Душевную пустоту хозяйка заполняет чревоугодием: стол перед ней ломится от всевозможных блинов, пирожков и лепешек.

Настасья Петровна долго не решается переписать на Чичикова свои мертвые души в первую очередь из боязни продешевить, но еще больше из практических соображений – вдруг самой на что-нибудь пригодятся. В подобном развороте мысли кроется подлинная сущность «дубинноголовой» помещицы. Она распоряжается хозяйством глупо и недальновидно. Торопится получить копеечную выгоду, но даже с копейками не умеет управляться: раскладывает их по мешочкам и отправляет в комод на вечное хранение.

Торгуясь с Чичиковым, Коробочка поверила, что предмет продажи какой-то чрезвычайно ходовой товар. Однако мировоззрение помещицы узко и убого. Она привыкла существовать по раз и навсегда установленному порядку, все непривычное настораживает ее. Коммерция Чичикова напугала и взбудоражила Коробочку. Сбитая с толку женщина высказала Чичикову свои сомнения и опасения, чем вызвала его негодование. Едва сдерживаясь, Чичиков терпеливо втолковывал старухе, что мертвые души – это прах, от которого нет никакой пользы.

Читайте также:
Повесть о Горе Злочастии краткое содержание читать

Однако не стоит Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно.

2 вариант

«Мертвые души» Гоголя ‒ поэма, высмеивающая крепостной строй в России и помещиков, которые пытаются жить в изменившемся мире, опираясь на старые традиции. Своим названием поэма обязана афере главного героя. Чичиков пытается выкупить у помещиков «мертвые души» ‒ умерших или сбежавших крепостных, и продать их за большие деньги как реально существующих. Однако во время путешествия ему встречаются души, по-настоящему мертвые ‒ это невежественные, глупые, потерявшие всяческий человеческий облик помещики.

Как многие персонажи поэмы, помещица Коробочка имеет говорящую фамилию. Самая главная ее страсть ‒ накопления. При этом отложенные деньги Коробочка не использует, так как никаких целей для сбережений у нее нет.

Чичиков попадает к Коробочке сразу после Манилова, и поначалу помещица выглядит на его фоне более выгодно. Манилов ленив, не интересуется своим поместьем и жизнью крепостных. Коробочка, наоборот, очень хозяйственная, знает своих крепостных по именам, и они у нее не голодают.

Но в дальнейшем становится заметно, насколько сильна над помещицей власть денег. Коробочка, желая накопить побольше, торгует всем, чем только возможно ‒ пенькой и медом, зерном, салом, даже птичьими перьями. И торговать крестьянами она не стесняется. Любая вещь может стать товаром в ее глазах.

«Мертвые души» ‒ необычный товар в глазах помещицы, но это значит только то, что с ним важно не продешевить. Коробочка сначала даже не понимает, что хочет от нее Чичиков, но ради денег готова эти «души» хоть из-под земли достать. Разобравшись в вопросе, она становится неуступчивой. А вдруг Чичиков хочет ее обмануть, и за такой товар можно выручить больше денег?

Чичиков, уверившись, что в бумагах помещица ничего не смыслит, и объяснить свой план ему будет непросто, предлагает заплатить сразу 15 рублей. Тогда Коробочка понимает, что дело выгодное, и отказывается продавать «души». Ведь ей необходимо сравнить цены на товар и убедиться, что нет более выгодного предложения.

Только согласившись дополнительно на покупку разных хозяйственных продуктов, Чичиков получает согласие Коробочки. От помещицы он уезжает совершенно вымотанный и в «поту как в реке». Впоследствии Коробочка появляется на страницах поэмы еще раз ‒ она приезжает в город, чтобы узнать о ценах на мертвые души.

Эпизод встречи Чичикова с Коробочкой не только обличает мелочность помещицы и ее страсть к ненужному накопительству, но и раскрывает характер главного героя. В отличие от Манилова, с помещицей он ведет себя более раскрепощенно, позволяет себе повышать голос и использовать резкие выражения. В лирическом отступлении автор замечает, что люди ведут себя с теми, у кого две сотни душ, совершенно иначе, чем с теми, у кого таких душ триста. А ведь у Коробочки не более 80 крепостных.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Чичиков в гостях у помещиков» по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (9 класс)

В третьей главе поэмы «Мёртвые души» рассказывается, как встретились Чичиков и Коробочка. Когда герой побывал у Манилова и совершил довольно выгодную сделку, он решил поехать к Собакевичу, но в темноте сбился с дороги. Так он оказался у дома пожилой женщины, с которой начал вести беседу о покупке необычного товара. Настасья Петровна — второй по счёту продавец неживых крестьян.

Встреча и знакомство героев

Чичиков и Селифан окончательно заблудились, когда ехали к Собакевичу. Помещик послал слугу посмотреть, нет ли поблизости ворот. Искать двор пришлось бы долго, если бы не обычай русских людей держать цепных собак. Своим лаем псы известили хозяев, что пожаловали гости. В одном из окон зажёгся свет, и луч упал на землю, освещая путь. Селифан начал тарабанить в ворота, и вскоре открылась калитка. Недовольный женский голос спросил, кто стучит и что им нужно.

Чичиков объяснил, что они сбились с дороги, и попросился переночевать. Старуха проворчала, что у них «не постоялый двор, помещица живёт». Тогда Павел Иванович ответил, что он дворянин. После этого старуха призадумалась и пообещала доложить барыне. Спустя 2 минуты она появилась и отворила ворота, а в другом окне мелькнул огонёк.

Чичиков очень хотел спать, его глаза слипались, будто их кто-то «вымазал мёдом». Всё же помещик окинул комнату беглым взглядом и успел заметить детали обстановки:

  • старые обои в полоску;
  • картины с изображениями птиц;
  • маленькие зеркала;
  • торчащие отовсюду письма, чулки, карточные колоды;
  • остановившиеся настенные часы.
Читайте также:
6 глава романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» анализ и краткое содержание, основные сцены, характеристика и образы персонажей, основной смысл названия эпизода

Настасья Петровна уважительно отнеслась к гостю. Она смущённо объяснила, что в такую пору не получится приготовить ужин. Чичиков стал расспрашивать хозяйку, не знает ли она Собакевича или хотя бы Манилова. Коробочка ответила отрицательно и назвала фамилии тех помещиков, какие есть:

  • Плешаков;
  • Канапатьев;
  • Трепакин;
  • Свиньин;
  • Бобров;
  • Харпакин.

Из дальнейшего разговора Павел Иванович узнал, что душ у местных господ немного, по 20−30, а до ближайшего города около 60 вёрст. Барыня предложила остям чай, но Чичиков отказался, сославшись на усталость. Всё, что ему было нужно, — мягкая постель. Девка Фетинья положила на диван перину, накрыла её простынёй и принесла подушки.

Помещица удивилась, что одежда Чичикова в грязи, «как у борова». Но в такую погоду было немудрено запачкаться, и хорошо ещё, что бока остались целы. Хозяйка приказала девке высушить кафтан и исподнее гостя, а напоследок спросила, не желает ли он ещё чего-нибудь, например, чтобы ему почесали пятки перед сном. Чичиков отказался от любезного предложения и уснул. Наутро его разбудили полчища мух, которые лезли в рот, нос и глаза.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа. В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только

Хлестаков и Осип (по комедии “Ревизор”)Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия “Ревизор”, где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф.

Фантастика и гротеск в творчестве ГоголяЕсли говорить о фантастике и гротеске в творче­стве Николая Васильевича Гоголя, то впервые мы встречаемся с этими элементами в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьхи”. Написание.

Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это развернутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперед в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя.

Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”В поэме Н. В, Гоголя “Мертвые души” нашло отражение “все хорошее и дурное, что есть в России от нас” (Н. Гоголь). Образы живых душ создаются в поэме исключительно на лирическом.

Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души”Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” была тесно связана с религиозно­нравственными исканиями Гоголя. Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжег рукопись второго тома “Мертвых.

Повесть о капитане Копейкине (анализ эпизода поэмы Н. Гоголя “Мертвые души”)“Повесть о капитане Копейкине” – вставной эпи­зод в поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя, посредст­вом которого автор вводит в произведение тему взаи­моотношений “маленького человека” и верховной власти. Капитан Копейкин “после.

Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”При каждом слове поэмы читатель может говорить: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!” Этот русский дух ощущается и в юморе, И в иронии, и в выражении автора, И в размашистой.

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора“Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор”, – с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, местом действия является небольшой уездный городишко.

Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано.

Цветы Италии в творчестве ГоголяЦветы Италии (по словам Гоголя, он уважал цветы, которые вырастают сами собою на могиле) наполняли его “неистовым желанием превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше – ни глаз.

Размышления над поэмой Н. В. Гоголя “Мертвые души”Размышляя над творчеством Н. В. Гоголя, я решила посвятить свое сочинение поэме Мертвые души. Как создатель произведений, посвященных, по образному выражению митрополита Киевского и Галицкого Филарета, душе человеческой, как писатель.

“Смеха. боится тот, кто уже ничего не боится”1. Современность творчества Гоголя. 2. Образы Городничего и Хлестакова. 3. “Смех” – единственное “честное лицо” в комедии. В 1852 году после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть.

Поэма Гоголя “Мертвые души”. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названияПоэма “Мертвые души” (1842) – произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным, они считали, что.

Читайте также:
«Облака» краткое содержание пьесы Аристофана, анализ произведения, главные герои, проблематика комедии

Россия Мертвых Душ. Изображение поместного дворянства в поэмеСтруктура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями.

Мастерство художественной детали в поэме “Мертвые души”Неискушенному читателю почувствовать всю прелесть произведений Н. В. Гоголя довольно сложно. Читая “Мертвые души” в первый раз, я просто следил за развитием сюжета, за авторской и речевой характеристикой действующих лиц.

Чичиков в гостях у Ноздрева и ПлюшкинаВ гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы.

Ряд сложных вопросов творчества ГоголяИмя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Через пять лет после гибели Пушкина Белинский с полным основанием писал, что Гоголь – “великий талант, гениальный поэт и первый.

Иллюстрация художника Боклевского “Тарас Бульба”Рассмотрим иллюстрации художника П. Боклевского. Здесь изображен момент, когда купцы держат ответ перед го­родничим за жалобы на него. Они принесли с собой дары для него. Городничий агрессивен, он скоро выдает.

Хлестаков 2Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже.

Манилов и ЧичиковОбратим внимание, что в “мертвые души” помещиков Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из.

Сейчас вы читаете: Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Новые черты Павла Ивановича

Во время визита к Коробочке Чичиков показан не таким, как в сцене с участием Манилова. Анализ текста позволяет увидеть, что с Настасьей Петровной покупатель мёртвых душ ведёт себя более непринуждённо, позволяя себе поучать хозяйку. Коробочка не возражает против такой манеры общения. Этим Гоголь показывает, что отношения людей во многом зависят от того, сколько у кого «душ». Если у помещика их 200 или 300, с ним общаются более церемонно, чем с тем, кто владеет несколькими десятками крестьян.

Отношение Чичикова к Коробочке определилось тем, что у неё было около 80 душ. Про себя он тоже не выбирал выражений. Видя, что женщина никак не возьмёт в толк, чего от неё хотят, покупатель мысленно называл Коробочку такими словами:

  • «крепколобая»;
  • «дубинноголовая»;
  • «прокля́тая старуха».

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА

Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Франт Книга «Мертвые души» обнаружил обществу полноценную галерку достопамятных российских характеров. Победитель народов Васильевич Франт потрудился ударить беспристрастную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Составитель в одиночестве из первых российских беллетристов взял в толк побеждающую множеству смеха. Возвысившись вплоть до сатиры, он обличал изъяны помещичье-крепостнического государственный строй Руси, испытывая в нем основное зло, ломающее в качестве кого самих помещиков, аналогично зависимых им крестьян. Но «столпы общества», против со своими рабами, становятся в достаточно нерентабельном свете. Сельчане трудолюбивы, мастеровиты, добросердечны и смекалисты. Это их ручками выстроено все то благополучие, тот или другой в качестве кого соответствующим употребляются трутни и бездельники, развратные помещики. Болтая о безжизненных душах, Франт подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми» представляются дави помещиков, давным-давно сейчас переставших стримится к совершенству грезить о благородном предопределенье человека, а заботящихся исключительно о личному номеру сытном существовании, обогащении всякого рода способами. Такой Собакевич. Он понял надвигающуюся эру власти дензнаков и сам устремляется далеко не отвязаться через времени, составить состояние, не обинуясь о его источниках. Он груб, нескладен и неотесан внешне, в том же духе недостаточно и его внутреннее содержание. «Когда Прохиндей бросить взгляд искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался сильно подобным на средней величины медведя. . . костюм для нем был асбсолютно медвежьего цвета. .

. шагал он и вкось и вкось и наступал неизменно для посторонние ноги. Колер личики иметь в распоряжении каленый. . . (у)потреблять видимо-невидимо на свете таковых лиц, над отделкою тот или другой природа непродолжительно мудрила. . : достал топором раз — голову выше, достал в иной — закончились губы, огромным сверлом ковЫр нула взгляды (а) также не обскобливши, запустил для свет». дъезжая к деревушке Собакевича, Прохиндей адресовал внима-прочность абсолютно всех строений. Эта домовитость рассказывает далеко не о я11 норова Собакевича, но больше об умении его крестьян, Cl1 ми тот или другой всегда на этом месте и сделано. «Деревня проклюнулся ему Чичикову) достаточно велика. . . посереди выглядывал бесчувственный дворец езонином, красноватой крышей и темно-серыми то есть (т. е.) лучше, ди-° л* стенами, — дворец небось тех, как у нас строят для военных ftJlM*1 тт ^ поселений и немецких колонистов. . . Мешок обступлен был крепкою безмерно гладкой деревянною решеткой. . . На конюшни, са- и кухни быть в наличии употреблены толстые и толстые бревна, пределенные для столетное стояние. Крестьянские избы благоверных ож вырублены быть в наличии на диво.

Читайте также:
«Галоша» краткое содержание рассказа М.М. Зощенко для читательского дневника, анализ произведения, главные персонажи, отзывы

. . все было пригнано сплошь и как следует. Даже если выработок был обделан в такой концентрированный дуб, какой-никакой пусть будет так исключительно для мельницы конечно на корабли». Собакевич далеко не беспокоится о красоте, от нее недостаточно пользы, но все в доме несокрушимо и тяжеловесно. Всякая работу неуклюжа, громоздка и будто сообщает: «И я также Собакевич! » Властитель вряд декламирует книжки и занимается каким-нибудь творчеством, где бы то ни было далеко не следовательно и результата чернил. Стенки светелок скрашивают картины, от которых находящихся там бросает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. В нужное время подают достаточный обед, за которым Равный богу Семенович (даже прозвание его медвежье) лопает очень большое обилие еды. Он «патриот желудка». Ему еда — неприкосновенный ритуал, другой — и обчелся изо вариантов симпатичного времяпрепровождения. Собакевич в пересуде с Чичиковым показывает необычайную надутость к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Начальник и вице-губернатор — «Это Георгий и Магога! » Прохиндей вдруг усердствуется приноровиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев разговориться о покупке безжизненных душ, Прохиндей обескуражен натиском Собакевича, готового реализовать «по сту рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь пусть будет так обо Скончавшихся крестьянах, и расхваливает их, как барышник, что-Ъ1 прибавить цену. Но из его уст звучит панегирик работникам: *-вот, в частности мастер Михеев! так как велико практически никаких эки-а*ей не делал, едва рессорные. Не в таком случае как бывает °сковская работа, что на другой — и обчелся час, достоверность такая, сам и °оьет, и лаком покроет! . . А Пробка Степан, плотник? . . Слу231 он в гвардии, ему бы бог его знает что дали, три аршин с РШком ростом! . . Милушкин, кирпичник! мог поставить выработку Тот или другой желательно доме. Пулемет Телятников, сапожник: что шилом кольнет, значит и сапоги, что сапоги, значит и спасибо, и хоть к в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот человек од * станется за всех, в городе москва осуществлял торговлю одного оброку приводил пятисот рублей». И опять «вылезла» природа Собакевича, суть (дела) —деньги v него нет почтения ни к загнувшимся крестьянам, ни признательно сти за их добросовестный труд, а лишь расположение реализовать под роже «товар», не продешевить. Тот или другой имеют все шансы существовать разговоры, со мнения, сожаление, в случае если сориентировался потребитель и на этот «товар». Абы не упустить своей выгоды. Сочинитель далеко не обессиливает резкого накала, обрисовывая сце-ну передачи дензнаков и расписки Чичиковым Собакевичу.

Покупка мёртвых душ

Диалог о купле-продаже длится долго, и, наконец, гость, не задумываясь над своими словами, говорит, что хотел было покупать у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление. Чичиков и сам не понял, почему это сказал, но Настасья Петровна сразу переменилась. До этого она боялась, что продажа душ может обернуться убытками или другими неприятностями. Ей даже пришло в голову, что для продажи нужно будет «откапывать из земли» умерших людей.

Наконец, беседа начинает принимать выгодный оборот для обоих. Чичиков предлагает Коробочке целых 15 рублей, и она понимает, что сделка должна быть выгодной, однако всё ещё опасается надувательства со стороны гостя. Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем. Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.

К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать. Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков. Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать. На столе стояла разнообразная снедь:

  • лепёшки;
  • блины;
  • пряглы;
  • «шанишки»;
  • скородумки;
  • пирожки;
  • грибки.

Лепёшки были с разными припёками: с луком, творогом, маком, сняточками. Были на столе и другие кушанья, но Чичиков ограничился пирогом и блинами. После обеда он поспешил уехать, хотя старуха уговаривала его не спешить и всё напоминала, чтобы гость не забыл про подряды. Чтобы визитёры не заблудились, помещица отправила с ними девочку, да попросила не завозить её, потому что однажды такое уже случилось.

Так закончилось посещение Коробочки. Когда бричка доехала до столбовой дороги, девочка, которую звали Пелагеей, показала, куда двигаться дальше, и Селиван отпустил её домой. За работу Чичиков дал провожатой медный грош.

Анализ последовательности «помещичьих» глав

Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов. Затем Павел Иванович случайно попал к Коробочке. После этого состоялись встречи с Ноздрёвым, Собакевичем и Плюшкиным. Такова верная последовательность всех, у кого гостил Чичиков. Исследователи творчества Гоголя считают, что порядок выбран намеренно. Писатель хотел показать, что каждый помещик был «мертвее» предыдущего.

Есть и те, кто придерживается другой точки зрения. Некоторые литературоведы полагают, что Плюшкин замыкает череду продавцов мёртвых душ, так как в его характере ещё сохранилась живость. Гоголь хотел подчеркнуть инаковость этого персонажа, причём это можно понять и по описанию встречи. Автор надеялся на «спасение» героя, а заодно и на возрождение Руси.

План-конспект урока: “Чичиков в гостях у Коробочки”
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока – проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Скачать:

Вложение Размер
chichikov_u_korobochki.docx 26.03 КБ
chichikov_u_korobochki.pptx 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Марканичева Елена Владимировна

Тема: Чичиков в гостях у Коробочки

Тип урока: урок-исследование

– содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.

– деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.

  1. Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)

Салоп – женское верхнее одеяние;

Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;

Заседатель – выборный член суда;

Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром

Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.

Структура и ход урока

1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске.

2. Чтение эпиграфа

Зачем автор рассказал о Коробочке?

В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже?

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

Размышляют над смыслом эпиграфа.

Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения

Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня)

Эмоционально настраивает учащихся.

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу.

Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают.

Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста.

КУУД: соблюдение правил речевого поведения

Основные черты характера Коробочки.

Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души»

Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю?

Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков?

2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки»

3. Исследование текста

Слово для выступления группам учащихся.

Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки.

4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость.

-А что же обозначает фамилия Коробочка?

Платье Чичикова высушено и вычищено.

– перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул.

– предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство)

Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство).

Переносят таблицу в тетрадь.

1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты)

Вывод группы : Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни.

2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование)

Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа.

3 группа. Деревня Коробочки.

« За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две».

(Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка).

4 группа . Речь Коробочки

Заполняют первые три строки таблицы.

Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе.

Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек

ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания.

КУУД: сотрудничество с учителем

ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения.

КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания,

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения.

РУУД: оценка правильности выполнения задания.

Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов

ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного.

ЛУУД: моральная оценка героя

Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

– Как в фильме создается образ Коробочки?

– Какие качества героини проявились в сцене торга?

– После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро.

Чем же уморила Коробочка Чичикова?

– Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже?

Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки)

Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством.

Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» – дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек.

Обращаются к презентации (слайд 8-9 )

Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ.

ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

ПУУД: построение суждения об объекте.

ЛУУД: моральная оценка героя

Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить.

Обращается к слайду № 10.

– Какая черта характера при угощении проявляется?

Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд.

Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля)

ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

Обратимся снова к эпиграфу урока.

Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, – это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость.

Давайте заполним последнюю строку таблицы:

почему Коробочка «мертвая душа»

Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них».

Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию.

Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов:

«Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки.

Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой»

РУУД: осознание учащимся того, что усвоено.

ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом.

ПУУД: обобщение, систематизация

Комментарий домашнего задания.

Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план таблицы (задания по группам)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чичиков в гостях у Коробочки

Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь

помещик речь Кластер

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?

«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»

– А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! – С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва

Сочинение: Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки» («Мертвые души»)

«Ну, баба, кажется, крепколобая…» – подумал Чичиков.

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян.

Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков — мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке — достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым». Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. Настасья Петровна боится продешевить, все остальное ее не беспокоит. Она, «женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян — лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».

Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа — беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ «птицы-тройки» — России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ «тройки» символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. «Русь, куда же несешъся ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: