Черты классицизма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” основные признаки и принципы художественного стиля, особенности традиций, нарушение правил, примеры

Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

“Горе от ума” – одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что “Горе от ума” в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье “Нечто большее, чем картина нравов” утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге “Горе от ума” говорит о том, что Грибоедов – настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт – социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого “fama”, которое обозначает “молва”. И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и “не сметь свое суждение иметь”.

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как “Чадский”, которая образована от слова “чад”. Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает “повторять”. У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных – ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой – Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий – герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Читайте также:
Бобчинский и Добчинский - характеристика героев Ревизор, описание

Таким образом, “Горе от ума”, соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой – резонер и носитель авторского мнения.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.

Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.

У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.

Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.

Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты классицизма в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала

Многие люди считают, что к родителям можно относиться так, как они считают нужным, ссылаясь на то, что есть родители, которые не заслуживают хорошего отношения, однако, данное утверждение в корне не правильно.

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил

Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.

Черты классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Несколько исторических фактов

В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.

Что касается использования традиций классицизма в «Горе от ума», то это наследие осталось еще со времен правления Екатерины II, однако Грибоедов использовал только их основу, решившись выйти за пределы присущих им ограничений, без чего передать реальность описываемых в комедии событий становилось невозможно.

В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:

Читайте также:
Дары волхвов краткое содержание, анализ, главные герои

  1. Идея создания пьесы созревала в сознании талантливого русского писателя в период с 1816 по 1820 год, однако приступить к работе он смог только после возвращения из своего персидского путешествия.
  2. На момент написания Грибоедов находился в Тифлисе (современном Тбилиси), вдохновляясь рассказами своей близкой приятельницы Евгении Греховой. В итоге уже к 1822 году литератором было написано полных два акта.
  3. Первый вариант пьесы в стихах был закончен в Москве в 1823 году, так как писателю необходимо было внести последние штрихи к портретам своих ключевых персонажей, наблюдая воочию за их реальными прототипами. Благодаря этому герои получились живыми и очень реалистичными, подробно отображая нравы московской аристократии того времени. Это еще одно подтверждение того, что комедия была написана в духе классического реализма.
  4. Не последнюю роль в создании произведения сыграла театральная пьеса Мольера «Мизантроп», созданная в жанре классицизма. Мало того, именно это произведение Грибоедов использовал в качестве основного образца, ассоциируя мольеровского Альцеста с Чацким и представляя последнего воплощением злого гения, нетерпимого к цинизму и двуличию окружающего его общества.
  5. Еще до того момента, когда комедия отправилась в печать, Грибоедов согласился зачитать ее своим друзьям в доме известного петербургского драматурга Николая Ивановича Хмельницкого. Присутствовавший в компании писатель Василий Михайлович Федоров имел неосторожность сравнить «Горе от ума» со своим произведением еще до момента прочтения. В итоге получился грандиозный скандал, и Грибоедов потребовал Федорова удалиться, за что был высмеян позже. «Комик чуть не разыграл драму из-за своей комедии», — такая фраза была приведена в воспоминаниях современников о писателе.

Публикация первого и третьего актов с большими сокращениями была выполнена только в 1825 году, вызвав огромный восторг у читателей. Особенно полюбилось «Горе от ума» в декабристской среде, в которой прекрасно понимали всю суть светского общества тех времен, высмеянного отважным писателем. Тем не менее полная публикация пьесы состоялась намного позже — в 1862 году, когда Грибоедова уже давно не было в живых.

Вариант 2

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью. Произведение построено на канонах классицизма, который был основным направлением в литературе того времени. Однако для создания реалистичных образов героев и дворянского общества в целом писатель в некоторой степени отошел от принципа трех единств: место и время, действие, постоянство характера.

В комедии соблюден только первый принцип классицизма. Местом разворачивающихся в произведении событий стал дом Фамусова, который герои не покидают в период всего повествования. Временные рамки заключают в себе всего лишь день из жизни главных героев.

Второй принцип, основанный на единстве действия, не находит в полной мере своего отражения. Сюжетная линия построена в двух направлениях: любовь Чадского к Софье и борьба главного героя со старым дворянских укладом жизни. В произведениях, написанных в стиле классицизма, влюбленной паре бар противопоставлялась пара слуг. В «Горе от ума» Софья, дочь Фамусова, влюбляется в героя, который по социальному статусу стоит ниже ее. Правило классицизма долг важнее чувства замещает любовный конфликт, выдвигаясь на передний план действия комедии. Таким образом, писатель вносит в свое произведение черты реализма.

Характеры главных героев не делятся, как было принято в классицизме, на строго положительных и отрицательных. Так основным антиподом Чадского по мировоззрению становится Фамусов. Однако в его речах и действиях можно заметить не только отрицательные черты (необразованность и невежество, угождение людям вышестоящим по званию или чину), но положительные. Он любит дочь, заботится о ней. Фамусов желает добра Антону Чадскому, которого считает родным человеком (Павел Афанасьевич стал опекуном Чадского, после смерти его родителей).

В свою же очередь образ прогрессиста Чадского обладает некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, раздражительностью и даже злостью. Узнав, что девушка, которую он любил, предпочла другого, герой начинает свою обличительную роль.

Таким образом, комедия в стихах «Горе от ума» стала произведением, относящимся к направлению классицизма, но содержащим черты романтизма и реализма.

Черты классицизма в произведении

Сегодня произведение «Горе от ума» является одним из самых известных в русской классике. Оно разошлось на цитаты, что является лучшей наградой для автора, пусть и посмертной. «А судьи кто?», «Карету мне, карету!», «Герой не моего романа», «Счастливые часов не наблюдают», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом» — сегодня эти отрывки из романа стали крылатыми фразами. Активно употребляющая их молодежь порой даже не догадывается о том, что цитирует великого классика.

Коротко о сюжете

Прежде чем углубиться в тему о признаках классицизма в «Горе от ума», не помешает вспомнить сюжет этой ироничной пьесы, главные события которой развиваются вокруг молодого, но не по годам мудрого дворянина Чацкого с весьма дерзким даже для того времени характером. Среди прочих ключевых моментов комедии стоит выделить:

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

  1. Возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего отсутствия и его намерение сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной Софье Фамусовой.
  2. Вынужденный отъезд в Петербург и обида Софьи за отсутствие известий от жениха.
  3. Повторное возвращение в дом Фамусовых и объяснение. На этом этапе Чацкий узнает, что сердце Софьи принадлежит другому — Молчалину, молодому секретарю, проживающему в доме ее отца.
  4. Самолюбие молодого человека ущемлено. Терзаясь от презрения к сопернику, его чинопреклонству и подхалимству, Чацкий уверен, что Молчалин неспособен на высокие чувства. Постепенно приходит разочарование и в Софье, которая могла полюбить такого человека.
  5. Чацкий начинает проявлять свой характер во всей красе, произнося уничижительные монологи в адрес московского высшего общества, представителем которого фактически является отец бывшей невесты Павел Фамусов.
  6. От досады из-за всего происходящего Софья пускает слух о том, что в сознании Чацкого на почве отказа произошел перелом, и он сошел с ума. Последний решает покинуть Москву.

По задумке автора все действие проходит в течение суток в доме отца несостоявшейся невесты Чацкого Павла Фамусова.

Здесь налицо две черты классицизма в «Горе от ума», примеры которых — время и место. Однако полноценного единства, присущего направлению в классическом его понимании, все же не происходит, так как не хватает третьей черты, под которой подразумевается действие. Что касается сюжетных линий, то в произведении их две — неудачная любовная история главного персонажа и его противостояние высшему московскому свету.

Признаки художественного стиля

Признаки классицизма как художественного направления проходят красной линией через всю пьесу, однако есть ряд противоречивых непонятностей, которые не позволяют однозначно отнести произведение к нему. Говоря о том, что типичность, присущая классицизму, постоянно не соблюдалась автором, можно опираться на следующие факты:

  1. Помимо нарушения так называемого правила трех единств, в котором совпадает время, место и действие, в финале можно увидеть отражение того, как зло в виде человеческих пороков побеждает добродетель, что также не относится к классицизму.
  2. Принципы стиля нарушены и в наделении главных персонажей четко характеризующими их чертами. То есть в произведении нет ни одного героя, про которого можно точно сказать, хороший он или плохой, так как каждый из них имеет как положительные, так и отрицательные черты.
  3. Нет четкого соблюдения и в само́й форме, точнее, в жанре произведения, ведь в соответствии с принципами классицизма оно должно иметь исключительно юмористический или фарсовый характер. Если же рассматривать комедию в грибоедовском видении, то в ней не приходится искать драму, которой здесь в явном избытке, ведь чего только стоит отказ Софьи и терзания Чацкого из-за ее выбора.
  4. Явное нарушение наблюдается и в структуре произведения. Будучи обозначенным в качестве комедии, оно состоит из четырех, а не из трех или пяти частей, как подобает пьесе в классическом ее понимании.

Естественно, все перечисленные особенности отнюдь не случайны. Это не ошибка автора. Наоборот, Грибоедов нарочито использовал их, пытаясь связывать классицизм с другими стилями, чтобы в итоге получить уникальное в своем роде творение, несвойственное той эпохе. Ему это удалось, так как взяв за основу классические принципы построения комедии, он привнес в нее многочисленные дополнения с социально-психологической и тонкой сатирой.

При этом пьеса не только не проиграла, но даже выиграла. Постигая все эти тонкости, становится понятно, почему ее восприняли с таким восторгом.

Мнение критиков

После полной публикации пьесы многие критики и члены разных литературных отделов и сообществ старались высказать свое мнение о ней. Впечатленные живостью образов высшего общества барской Москвы со всеми ее бытовыми особенностями и укладом, реалистичностью диалогов, иногда поражающих своей точностью передачи, они пытались найти новые элементы, обличающие отличия комедии от других жанровых произведений тех времен. Самые интересные из них имеет смысл вынести в отдельную таблицу черт классицизма в «Горе от ума».

Имя автора рецензии Выдержка из рецензии на произведение
Татьяна Кравченко В своей статье «Нечто большее, чем картина нравов» автор отмечает, что формально Грибоедов следует принципам классицизма, соблюдая правило трех единств, с чем несогласны многие другие критики. Она же утверждает, будто при более глубоком изучении произведения становится очевидно, что от старых канонов не остается и следа, а сам автор всячески высмеивает их, пусть и в завуалированной форме
Сергей Бураковский В своем труде «Книга Грибоедова „Горе от ума“. Разбор комедии для учащихся» автор указывает на то, что на момент выхода пьесы в литературе уже наметилась борьба между старыми канонами псевдоклассицизма и новым направлением, именуемым романтизмом. По его мнению, произведение Грибоедова окончательно разгромило чуждый русской литературе стиль, явив миру что-то по-настоящему новое и оригинальное. Отметил Бураковский и необычность происходящих в каждой части действий, и уникальную форму их подачи. В последнем случае подразумевался живой, практически разговорный слог, резко отличающийся от применяемого в то время шестистопного ямба со всей его строгостью и неповоротливостью
Владимир Орлов В послесловии к книге, написанном Орловым, пьеса «Горе от ума» позиционируется как рождение принципиально нового стиля с ярко выраженным реализмом, эдакий перелом на рубеже двух противоречащих друг другу литературных жанров. В то же время было подмечено, что, невзирая на весь реализм, присущий произведению, Грибоедов не стал описывать события со свойственной направлению сухостью, оставив место для полета мысли. Орлов считал, что вместо грубого копирования великий литератор прибегнул к силе искусства, открывая с ее помощью суть произведения с присущими ему поэтическим духом и драмой
Николай Пиксанов В стремительности действий, обилии монологов героев и трагичности образов пьесы Пиксанов, написавший развернутую статью к произведению, усмотрел не только элементы классицизма, но и явного мольеризма. Однако в основе «Горя от ума» автор также видит реализм и максимальную приближенность к русской жизни, упоминая даже такой термин, как народность. По мнению критика, сложность этой жизни и ее наполненность событиями не могли не повлиять и на самого Грибоедова, благодаря чему мир увидело его уникальное детище

«Горе от ума» входит в школьную программу, благодаря чему учащиеся имеют возможность с самых юных лет проникаться старой доброй классикой, мысленно погружаясь в события прошлых лет. Уникальность комедии состоит еще и в том, что она объединяет в себе несколько разных жанров, ознакомление с которыми наилучшим образом сказывается на развитии.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Читайте также:
Эпические жанры литературы - определение, виды, примеры

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Преемственность традиций пьесы

Пьеса А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» отразила традиции и опыт русской литературы, накопленный ею на предыдущем этапе своего развития. Заслуга Грибоедова в том, что он свел воедино, объединил и обогатил эти традиции. Возникновение комедии «Горе от ума» подготовили:

✓ комедия Фонвизина «Недоросль», с которой «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• протест против крепостничества;

• критика придворной знати и дворянства;

• создание типичных, широко распространенных образов и явлений;

• реалистическое изображение характеров;

• подчинение любовной интриги общественному столкновению;

✓ творчество Радищева, в частности «Путешествие из Петербурга в Москву», с которым «Горе от ума» роднит описание отношения помещиков к своим крепостным и отношение крепостных к своим хозяевам;

✓ произведения Карамзина, с которыми «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;

• скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;

✓ творчество Крылова, с которым «Горе от ума» роднят следующие особенности:

• пафос защиты национальной культуры;

• критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;

• басенная иносказательность, юмор и народность языка;

Сочинение: Черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(567 слов) Как только известная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» вышла в свет, она сразу же завоевала небывалую славу. Писатель мастерски объединил привычные всем черты классицизма и абсолютно новые веяния. Поэтому данную комедию считают новаторской. Многие называют «Горе от ума» первой реалистической пьесой. Писатель вышел за рамки классицизма, чтобы сделать свое произведение более глубоким и осмысленным по содержанию. Итак, сочетая в комедии элементы классицизма и реализма, Александр Грибоедов смог сделать ее более насыщенной и злободневной. Чтобы оценить новаторство автора, сформулируем и перечислим черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума».

Конечно же, несмотря на новые черты, характерные для комедии, принципы и законы классицизма играют в ней важную роль. Так, одним из важных признаков классицизма являются говорящие фамилии. И автор не отступил от этого принципа. Например, совсем непростой для понимания является фамилия главного героя — Александра Чацкого. Известно, что своему герою писатель изначально дал фамилию Чадский. Можно догадаться, что эта фамилия происходит от слова «чад». Прожив определённое время за границей и получив блестящее образование, главный герой возвращается в дом, где он воспитывался. Однако он осознает, что его здесь не ждали и ему совсем не рады. Герой удивлён тем безразличием, с которым его встречает Софья, его возлюбленная. Так, фамилия «Чацкий» подчёркивает то, что главный герой вынужден пребывать в «чаду» собственным мыслей и переживаний.

Читайте также:
Образ Раскольникова в Преступление и наказание, характеристика

Кроме того в произведении «Горе от ума» можно наблюдать и такие важные законы классицизма, как присутствие преимущественно монологической речи героев, стихотворной формы в драме, а также серьёзного гражданского содержания.

Отступая от традиционных правил классицизма, писатель нарушает правило трёх единств. Он отказывается от единства действия. В произведении Александра Грибоедова можно заметить наличие двух равноправных конфликтов, что противоречит пьесе в классицистическом стиле. Более того, правильные и нравственные ценности в финальном действии произведения не побеждают, что недопустимо в рамках классицистической комедии. Развязка не носит назидательный характер. Главный герой, который стремится к прогрессу и справедливости в обществе, вынужден покинуть столицу, ведь здесь его никто не понимает. А ведь, если вспомнить основные правила классицизма, то главный персонаж должен не бежать, а победить противника, что не происходит в данном произведении. Как можно заметить, в данной комедии страдает жертва клеветы, а не окружение Фамусова.

Также в известном произведении «Горе от ума» можно заметить и другие черты реализма. Так, например, в качестве предмета изображения писатель выбрал современную русскую жизнь, а не легенду или историю. В образе своих героев Александр Сергеевич воплотил простых людей среднего достатка, а не выдающихся исторических личностей. Кроме того, автор показал сложные и многогранные характеры. Так, например, очень реалистично автор изобразил характер Фамусова — заботливого и любящего отца, гостеприимного хозяина, но в то же время праздного лицемера и самодура. Обратим внимание и на речь героев. Как известно, в классицизме речь персонажей богата торжественными фразами, которых в жизни не встретишь. А вот для реалистичных героев речь является одной из самых важных характеристик. Так, например, автор показывает пустую и многословную болтовню Репетилова и наполненную военными терминами речь Скалозуба. Очень запоминающейся и выразительной является речь Фамусова, ведь он с каждым говорит по-своему. Речь каждого персонажа в комедии «Горе от ума» индивидуальна, что присуще реализму.

Также классицизму не присуще объединение в одном произведении низкого и высокого жанров. А в комедии Грибоедова читатель видит, что происходит соединение сатирического изображения фамусовского окружения и высокой трагедии, которая выражена в страданиях главного героя из-за несправедливости окружающего мира.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что комедия Александра Грибоедова, действительно, сочетает в себе признаки двух направлений — классицизма и реализма. Именно это сочетание и позволило писателю наиболее точно и глубоко раскрыть насущные проблемы.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Читайте также:
Сочинение на тему Всегда ли добро побеждает зло - пример

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Черты классицизма и реализм в комедии “Горе от ума”, признаки литературных направлений

Фамусов, Скалозуб и Чацкий.
Художник Т. Александрова

Черты классицизма и реализма в комедии “Горе от ума”

Классицизм и реализм в пьесе “Горе от ума”:

“Выдающимся памятником русской классической комедии является и «Горе от ума» Грибоедова. Явным отпечатком классической традиции следует признать прежде всего строгое соблюдение трех единств (действие начинается рано утром в доме Фамусова и кончается там же к рассвету следующего дня; в комедия четыре акта, но третий явственно разбивается на две картины; стержень интриги — любовь Чацкого к Софье).

Образ Лизы (влюбленной в буфетчика Петрушу) по всему своему психологическому наполнению и повествовательной функции целиком предопределен одним из излюбленных амплуа классической комедии — образом лукавой и бойкой наперсницы.

Однако наряду с влиянием классицизма в комедии Грибоедова уже сильно проявляются чисто реалистические элементы. Обилие характерных представителей барской Москвы, бытовые зарисовки уклада фамусовского дома, живость языка, приближающегося почти к разговорному, сентенции, вошедшие затем в пословицы, — обеспечили «Горю от ума» видное место в истории русской реалистической драматургии.”
(статья “Драма” в “Литературной энциклопедии в 11 т., т. 3, 1930 г.)

Т. Кравченко о классицизме в “Горе от ума”:

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

“Пьесы, написанная Грибоедовым . Формально она построена по законам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия. Действие не выходит за пределы дома Фамусова, и его развитие укладывается в 24 часа – в сутки, у персонажей “говорящие” фамилии. Но на самом деле от классицизма в “Горе от ума” осталось немного. Мало того – там можно усмотреть даже насмешку автора над устаревшим каноном.”
(Т. Кравченко, статья “Нечто большее, чем картина нравов. “)

С. Бураковский о классицизме в комедии “Горе от ума”:

“В то время, когда впервые появилась комедия Грибоедова, в литературе нашей продолжал еще существовать так называемый французский классицизм. В двадцатых годах уже началась борьба нового направления в поэзии так называемого романтизма с ложно-классицизмом, и в это время появилась комедия “Горе от ума”.

Авто . окончательно сбросив оковы чуждого классицизма, придал своему труду характер оригинального произведения.

Комедия “Горе от ума” нанесла решительный удар всем старым произведениям этого рода, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

Вместо царившего тогда шестистопного ямба Грибоедов ввел новые вольные стихи; книжный язык заменил живым, разговорным; уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц – одним словом, весь механизм старинных комедий.”
(С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)


В. Н. Орлов о реализме в “Горе от ума”:

“Грибоедов . создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе возникновение нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии.

Он создал в “Горе от ума” обширную галерею реалистических художественных типов. Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, грубо натуралистического копирования действительности. . он . утверждал по поводу “Горя от ума”:

“Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика”.

Но в наше время с наибольшей остротой воспринимается величайшая самобытность «Горя от ума», его кровные связи с подлинной русской жизнью, его народность и реализм.

В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина.

Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры.

Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность и историю.

На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин».

Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни. Однако реализм Грибоедова своеобразен и не может отождествляться с реализмом Островского или Чехова.

Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный.

«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве . изображена с удивительной полнотой и правдивостью. . в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства.

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д. Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи.

Признаки классицизма в «Горе от ума»: черты классицистической комедии

Европейская литература в стиле классицизма пользовалась особой популярностью в период с семнадцатого до начала девятнадцатого века. Авторы обращаются к античному, поэтическому искусству, созданному Горацием, Аристотелем. В основе произведений – положительный образ, идеализированный. Конкретные, индивидуальные образы отсутствуют. Общество описывается со стороны писателя на базе нескольких персонажей. Особое место занимает разум, культура, духовность.

Классицистический взгляд жанра представляет прекрасную, идеальную жизнь. Произведение направлено на совершенствование человека, его моральных ценностей. Грибоедов написал поэму «Горе от ума» в стихотворной форме. Большинство критиков относят ее к псевдоклассицизму. Писатель использует различные сатирические элементы, превращая монолог главного героя в типичную сатиру.

Признаки классицизма в комедии «Горе от ума»

Черты классицистической комедии отображены в условных образах с типичными характерами. Они сформированы на основании живой реальности, традиционные аспекты придают героям индивидуальность и единство одновременно.

Использование имен-масок помогает Грибоедову подчеркнуть основные особенности персонажей. Чацкий – главный герой, символизирующий веру в лучшее, стремление к переменам. Персонаж Фамусова – его антипод. Он привык к традиционному устою в жизни, боится любых изменений. Классицизм в литературе характеризовался определенными принципами:

  • Принцип тройного единства;
  • Соответствие размеров глав;
  • Простой, доступный сюжет;
  • Лаконичная композиция;
  • Важная черта – ясный, понятный язык;
  • Соответствие изъяснений и выбранного стиля;
  • Стройная, логическая последовательность.
Читайте также:
«Витя Малеев в школе и дома» краткое содержание повести Н.Н. Носова

Признаки классицизма в «Горе от ума» просматриваются на протяжении всего произведения. Их можно заметить в диалогах между актерами, общей стилистике написания.

Русский классицизм

Литература XVIII века

1) Литература Петровского времени

2) Формирование новой литературы. Русский классицизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.).

3) Литература эпохи Просвещения (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.).

4) Сентиментализм в русской литературе (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин и др.).

Первый период – Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до начала 30-х годов.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями.

«Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии…» – писал А.С. Пушкин, при этом писатель, конечно же, знал, что истоки русской литературы уходят в глубокую древность. В этой фразе ключевое слово «вдруг». Этим словом Пушкин подчеркивал, что литература, формируемая в динамике развития России, стремительно прошла путь от младенчества к зрелости («вдруг» – даже не за столетие, а за 70 лет). «Россия молодая» «мужала с гением Петра» (Пушкин).

Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения).

Новая концепция человека: быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение, а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский, сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода.

Краткая характеристика периода: идейный пафос литературы тех лет — поддержка петровских реформ, отсюда публицистичность произведений; для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность, отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления.

Среди новых начинаний петровского времени особо следует отметить:

1) Создание первой газеты – «Ведомостей», – которая начала выходить с декабря 1702 г. Сам Петр принимал участие в выпуске газеты: отбирал материал для публикаций, редактировал их, нередко сам выступал на ее страницах.

2) Открытие общедоступного (не придворного!) театра в 1702 г. в Москве. Просуществовал до 1707 г. Одной из основных причин недолгого существования стало отсутствие национального репертуара, который бы отвечал насущным потребностям времени (к слову: возглавил театр приглашенный из Германии режиссер и актер Иоганн Кунст. Главные роли исполняли немецкие актеры). Более успешно работали в то время школьные театры (в Москве, Киеве, Новгороде, Твери, Астрахани, Ростове и др. городах).

3) Преобразование Славяно-Греко-Латинской академии в Москве в Государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

4) Развитие русской публицистики.

Одним из известных литераторов петровского времени был Феофан Прокопович (1681 – 1736) – теоретик литературы, драматург, оратор.

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево-Могилянскую академию, был пострижен в монахи, отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, т.к. был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом, понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А. Орлов, автор учебника «История русской литературы», Феофан Прокопович «стал известен как драматург: для школьного театра в Киево-Могилянской академии он написал пьесу «Владимир» в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, что в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового – то есть христианства и низвержением языческих кумиров. Так, в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

Читайте также:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - образ и характеристика

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения.

Второй период – становление русского классицизма. Он охватывает 1730-е – 60-е годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют «птенцы гнезда Петрова» – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.

Русский классицизм

Классицизм(лат. classicus – образцовый) – художественный метод и эстетическое направление в искусстве и литературе XVII–XIX веков.

Истоки мирового классицизма– Франция XVII века; воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н.Буало.

Характерные черты русского классицизма:

1. Ориентирован на формы античности, прежде всего героической классики.

2. Провозглашает главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

3. Утверждение в эстетике строгости художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.

Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского классицизма.

1. Идея естественного равенства людей стала идеологической основой русского классицизма, в литературе обусловила обращение к разработке этической сущности человека.

2. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствиеавтора (отношение к изображаемому). В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (А.П. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

3. В тематике трагедий преобладали национально-исторические сюжеты.

4. Характерными чертами русского классицизма являются тесная связь с современностью и обличительная направленность. Русские классицисты позволяли себе поучать и воспитывать самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным (ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1947 года» Ломоносова, «Фелица» Державина и др.)

5. Литература классицизма способствовала формированию русского литературного языка и преобразованию стихосложения. Новое содержание произведений классицистов – воспевание гражданских и общественных идеалов – требовало новой формы литературных произведений. Классицисты первыми в русской литературе использовали такие жанры, как ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», Г.Р. Державин «Властителям и судиям»), трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий самозванец»), сатира (А.Д. Кантемир «К уму своему», «О благородстве»), комедия ((Д.И. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»), басня (И.А. Крылов).

Особенности комедии классицизма:

1) Герои делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

2) Для классических пьес характерна «система амплуа».

– стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистской комедии – это
идеальная героиня
,
герой-любовник
,
второй любовник
(неудачник);
резонер
– герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего;
субретка
– веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Þ

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня – герой-любовник – второй любовник.

В конце классицистской комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

3) Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

единство времени

: действие развивается не более суток;

единство места

: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

единство действия

: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий, персонажей.

4) Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта – в 3-ем кульминация, в 4-ом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

5) Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Высокие Низкие
трагедия поэма ода комедия басня сатира
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории. В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни.

Черты классицизма в комедии «Горе от ума» – примеры

Писатель использует частную завязку, интригу, постепенно вовлекающую в сюжет всю социальную среду. Между описанием гор, природы, красот русской земли Грибоедов рассказывает о низменности, алчности чиновников. Начало пьесы – неразделенная любовь Чацкого к Софье. Далее вводится новая сюжетная линия – противостояние между героями. Комедия создана с учетом правила тройного единства, характерного для классицизма. Примеры классицизма в «Горе от ума»:

  • Единое место. Все события происходят в родном доме Фамусова. Некогда герой также проживал в этом доме. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Чацкий съехал от вельможи;
  • Единое время. Грибоедов рассказывает о ситуациях, которые произошли в один день. Завязка начинается с приезда главного действующего лица в столицу России. Много диалогов характеризуют впечатления героев от государственного уклада. Каждый поддерживает свою точку зрения;
  • Единое действие. Ключевым персонажем становится Чацкий. Он высказывает новый, прогрессивный взгляд, вызывающий у представителей дворянства страх, удивление.
Читайте также:
Бобчинский и Добчинский - характеристика героев Ревизор, описание

Согласно принципам классицизма, «Горе от ума» относится к низкому жанру. После прочтения пьесы многие воспринимают ее как комедию. Грибоедов применяет всеобъемлющий, органический синтез новаторских мотивов, традиционных аспектов. Такой подход лег в основу нового направления – художественного реализма.

Смотри также: «Горе от ума»: отношение к крепостному праву каждого из героев

Черты классицизма в произведении «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» прославила А. С Грибоедова на всю Россию. В своём произведении он применил новаторские литературные приёмы и смешал сразу несколько художественных стилей. Читатель может найти элементы романтизма, реализма и основные черты классицизма. В «Горе от ума» соединены все лучшие литературные тенденции XX века.

Основные черты классицизма

Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.

Классической чертой стиля является культ разума. В основе этого принципа лежит философское учение Декарта — рационализм. Поэтому в произведениях часто звучит идея французских революционеров «свобода, равенство, братство». Образованность и общественные ценности авторы ставят превыше старых феодальных порядков и монархических традиций.

Основные принципы классицизма представлены в таблице:

Характеристика Основные черты
Главная ценность Человеческий разум
Взаимоотношение личности и государства Гражданский и патриотический пафос
Характеры героев Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания.
Основные жанры Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея
Композиция Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей.

Характеры персонажей

Главный герой произведения полностью соответствует принципам классицизма. Литературные критики называли Александра Андреевича Чацкого необычным резонером и предшественником «нового человека». Он обладает выдающимися умственными способностями, благородностью и искренностью. Эти качества помогают герою адекватно оценивать «загнивающую» культуру московского дворянства и политическую обстановку в стране. Свою точку зрения он безуспешно пытается доказать другим персонажам. Для Чацкого вопросы чести и гордости всегда первичны. Разум преобладает над эмоциональной составляющей.

А. С. Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями:

  • Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
  • Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
  • Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
  • Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.

Признаки классицизма в «Горе от ума» при описании характеров остальных персонажей проявляются не в полной мере. К примеру, Фамусова нельзя однозначно отнести к отрицательным героям. Несмотря на консервативные взгляды, он является примерным мужем и отцом. Софья не отличается незаурядными умственными способностями, но не желает зла окружающим.

Еще статьи по пьесе Горе от ума:

  • Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
  • Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
  • Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
  • Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
  • Сочинение на тему «Чацкий — борец или жертва»
  • Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
  • Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Основной конфликт комедии «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
  • Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
  • Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
  • Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»

Социально-политический конфликт

В произведениях классицистов разум и рационализм всегда побеждает невежество. Чацкий действительно выглядит умнее и благороднее других героев. Автору удаётся высмеять лицемерное дворянское общество. Но финал комедии «Горе от ума» нетипичен для классицизма. Торжества разума в конце произведения не наблюдается. Разочарованный в Софье и всём светском обществе, Чацкий спешно покидает столицу.

Некоторые литературные критики полагают, что в своём произведении Грибоедов сделал лишь пародию на классицизм. В комедии наблюдаются характе́рные черты романтизма и реализма, поэтому пьесу нельзя отнести к одному направлению в литературе. «Горе от ума» является образцом мастерского смешения разных художественных стилей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: