Человек разумный (хомо сапиенс) предназначение, определение в обществознании и философии, психологии, систематика человека, к какому царству относится человек, природа и сущность

Homo Sapiens Происхождение, характеристики, еда

Homo Sapiens Это один из видов, принадлежащих к роду гомо. Хотя существуют разные номенклатуры, более или менее используемые, обычно считается, что современный человек находится в этой категории.

Некоторые специалисты проводят различие между архаичными Homo Sapiens, Homo Sapiens и Homo Sapiens Sapiens. Хотя первый, понимаемый как предок, ближайший к человеку, широко признан в качестве научного термина, есть некоторые, которые не различают следующие два.

Этот гоминид появился в Африке во время среднего палеолита. С этого континента он мигрировал в Европу, на Ближний Восток и в Азию, пока не стал доминирующим среди других видов. Хронология сильно изменилась за последние годы, так как были сделаны открытия с некоторыми окаменелостями, которые были старше ожидаемых.

Homo Sapiens имеет ту же структуру костей и мозга, что и современные человеческие популяции. Среди его наиболее выдающихся особенностей – большая интеллектуальность и способность создавать более сложные инструменты. Переход к неолиту привел к тому, что он начал заниматься сельским хозяйством и образовывать сложные общества.

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Homo Sapiens Archaic
    • 1.2 Точка разделения
    • 1.3 Теория замещения
    • 1.4 Расширение
    • 1.5 Наименование вида
  • 2 Физические характеристики
    • 2.1 Кожа
    • 2.2 Череп
    • 2.3 Другие особенности
  • 3 Еда
    • 3.1 Охота
    • 3.2 Овощи
    • 3.3 Каннибализм?
  • 4 черепной емкости
  • 5 использованных инструментов
    • 5.1 Оружие для охоты
    • 5.2 Мастерство металлов
  • 6 Культурные характеристики
    • 6.1 Первые поселения
    • 6.2 Язык
    • 6.3 Сельское хозяйство
    • 6.4 Культура
  • 7 ссылок

источник

Homo Sapiens – единственный вид в своем роде, который все еще выживает. Многие другие, которые появились во время предыстории, в конечном итоге вымерли. Можно сказать, что sapiens был концом долгого эволюционного процесса..

Эксперты полагают, что основное различие между Homo sapiens и другими видами Homo не столько физическое, сколько ментальное. Развитие мозга, способность к абстракции и самосознанию отделяют человека от его предков.

Наиболее распространенная гипотеза гласит, что Homo Sapiens появился в Африке во время среднего палеолита. Прибытие этого гоминида происходило не линейно, но 600 тысяч лет назад у их предков произошел раскол, который привел к рождению неандертальцев, с одной стороны, и человека разумного, с другой..

Различные отложения с окаменелостями человека разумного во многих случаях предполагают переосмысление древности вида..

Когда в Марокко были обнаружены останки Джебель Ирхауда, датировка удивила ученых. Анализ подтвердил, что они датированы приблизительно 315 000 – 286 000 лет назад, больше, чем ожидалось. Кроме того, это место, расположенное в Северной Африке, далеко от предполагаемой “колыбели человечества”, дальше на юг.

Homo Sapiens Archaic

Одна из подкатегорий, которую эксперты собирают в этом жанре, относится к архаичным Homo sapiens, также называемым «pre-sapiens». Это наименование включает в себя несколько различных видов, которые не отвечают анатомическим критериям, которые вообще можно считать sapiens.

Найденные останки позволяют предположить, что они могли появиться около 600 000 лет назад. Его черепная способность схожа с возможностями современного человека и, по мнению некоторых специалистов, может быть создателем языка. Тем не менее, существует много разных мнений о его принадлежности к Homo Sapiens..

Точка разделения

Один из самых повторяющихся научных споров в области изучения эволюции человека связан с тем, как и когда появился человек..

В одной из теорий говорится, что он сделал это около 200 000 лет назад, быстро. Другой указывает на то, что постепенная эволюция может происходить в течение 400 000 лет. Правда в том, что нет точного ответа на этот вопрос.

Известно, однако, что разделение между Homo sapiens и неандертальцем произошло около 500 000 – 600 000 лет назад. Некоторые палеонтологи считают, что до появления современного человека разумного может существовать еще несколько видов, еще неизвестных.

Теория замещения

Как обсуждалось выше, нет научного консенсуса о том, как произошла эволюция человека и последующее распространение Homo Sapiens по всему миру..

Среди всех существующих теорий наибольшую поддержку получила модель замещения. Это говорит о том, что Homo Sapiens появились в Африке и оттуда распространились по всей планете. Защитники этой теории основаны на нескольких генетических исследованиях, результаты которых не показывают существенных биологических различий между людьми.

расширение

Еще несколько десятилетий назад предполагалось, что человеческая раса имеет целенаправленное происхождение в восточноафриканском регионе. Тем не менее, новые открытия, кажется, поддерживают так называемую Панафриканскую теорию происхождения.

Таким образом, было бы несколько разных очагов, в которых появились новые виды, и оттуда они начали бы мигрировать в другие страны.

То, каким образом Homo Sapiens стал доминирующим среди всех видов гоминидов, все еще остается предметом обсуждения. Исследователи из Кембриджского университета обнаружили окаменелости, которые, по-видимому, указывают на то, что причиной господства сапиенов было просто их большее количество и вместимость.

Когда Homo Sapiens прибыл в Европу, он нашел территорию, на которой жили неандертальцы. Однако последних было мало по сравнению с новичками. Подсчитано, что число сапиенов превысило количество неандертальцев в соотношении 10 к 1.

Кроме того, новые поселенцы обладали большей технической и коммуникационной способностью, что привело к тому, что они монополизировали большую часть ограниченных ресурсов. В конце концов, Homo neanderthalensis в конечном итоге исчез, оставив только Homo Sapiens доминировать на планете..

Наименование вида

С течением времени способ называния вида претерпел некоторые изменения. Таким образом, до относительно недавнего времени термин Homo sapiens sapiens использовался, чтобы отличать его от одного из его предков..

В настоящее время, однако, наука решила назвать это просто Homo Sapiens, поскольку филогенетические отношения между неандертальцем и современным человеком были исключены..

Читайте также:
Функции государства - методы, классификация, признаки, содержание

Физические характеристики

Найденные самые старые экземпляры Homo Sapiens сохранили определенные характеристики, сходные с их предшественниками. Первая, двуногая позиция, которую уже показал Homo erectus.

Череп, с другой стороны, претерпел эволюцию, особенно в отношении черепной емкости. Кроме того, челюсти уменьшились в размерах, как и мышечная масса. Наконец, орбитальные протуберанцы глаз полностью исчезли.

Что касается общей физической структуры, то у первых Homo sapiens была средняя атура 1,60 метра (женщины) и 1,70 (мужчины). Вес колеблется, в зависимости от пола, от 60 до 70 кг..

кожа

Согласно исследованиям, первобытный человек разумный имел темную кожу. Возможно, это было связано с адаптацией к солнечному климату африканской саванны. Темные тона на коже намного лучше защищают от воздействия ультрафиолетовых лучей..

Дифференциация цвета кожи произошла позже, когда гоминид мигрировал в другие широты. Опять же, адаптация к каждой новой среде обитания привела к мутациям, которые повысили шансы на выживание.

Нечто подобное должно было случиться с волосами на голове. Остальные волосы на теле, которые поддерживали другие предки, постепенно исчезали.

череп

Лоб человека разумного был более обширным, чем у предыдущих гоминидов. Причиной, похоже, является рост черепной емкости.

В целом, весь череп был изменен в процессе появления вида. Помимо размера, челюсть была укорочена, а зубы стали меньше. Это привело к тому, что подбородок приобрел более выраженную и менее округлую форму..

Глаза, с другой стороны, были более сосредоточены на лице, и брови потеряли часть своей толщины и объема. Кости окружили глазницы, и улучшилось зрение.

Другие особенности

Ноги Homo Sapiens были пятиугольными, с пятью пальцами. Они потеряли способность к лазанию, и, как и в случае с руками, большие пальцы были противоположны. С другой стороны, ногти были плоскими, а не когтями. Наконец, это подчеркивает большое развитие плечевого и локтевого суставов.

Умение ходить на двух ногах, не используя руки для поддержки, дало Хомо Сапиенсу огромное эволюционное преимущество. Благодаря этому он мог использовать свои свободные руки, чтобы поднять вещи или защитить себя.

Пищеварительная система изменялась, чтобы приспособиться к изменениям в диете. Главное, использование огня для приготовления пищи, которое уже начали использовать с Homo erectus.

кормление

Последние исследования показали, что диета человека разумного была более разнообразной, чем считалось ранее. Точно так же наука определила, что для понимания их диеты важнее взглянуть на природную среду, чем на анатомию людей..

Еще совсем недавно все исследования в области питания были сосредоточены на размере и форме зубов, а также на останках животных и найденных инструментах..

В этом аспекте был разработан новый тип анализа, основанный на износе зубов, и другой, который использует изотопы, способные давать информацию от остатков эмали. Эти изотопы могут предоставить данные о овощах и орехах, которые съели эти гоминиды.

охота

С верхнего палеолита охота стала одним из основных видов деятельности в первобытных человеческих сообществах. Перед некоторыми из их предков, выдающимися мусорщиками, охота предлагала лучшие и большие фигуры. Вклад белков животного происхождения был фундаментальным для человеческого интеллекта, чтобы увеличить.

Гомо Сапиенс должен был адаптироваться к климатическим изменениям разных времен, искать новую добычу в разных средах, в которых он жил. Например, в Западной Европе многие группы основывали свое выживание на поимке оленей, а в России им приходилось сталкиваться с большими мамонтами..

В других областях, с побережьями и реками, гоминиды вскоре обнаружили преимущества, предлагаемые рыбой, поэтому они разработали методы ее ловли. Они сделали то же самое с моллюсками, чьи раковины использовались в качестве инструментов.

овощи

Одна из проблем, с которой были найдены первые Homo sapiens, заключалась в том, что джунгли, в которых они жили, начали уменьшаться в размере из-за редких дождей. Количество копий росло, а ресурсов было недостаточно, чтобы их всех хранить. Это было одной из причин, почему им пришлось эмигрировать в другие регионы.

С другой стороны, со временем гоминиды утратили способность усваивать некоторые питательные вещества, такие как витамин С. В обмен на это они приобрели мутацию, чтобы использовать в своих интересах свойства крахмала. Этот элемент предложил им быстрый источник энергии, особенно оптимальный для мозга.

Homo Sapiens потреблял орехи и овощи, которые он нашел. Их зубы, в отличие от других приматов, позволяют легче их раздавливать и переваривать..

Позже он научился выращивать семена и получать периодические урожаи. Появление сельского хозяйства, уже в неолите, стало еще одним важным эволюционным скачком в истории человечества..

¿Каннибализм?

Спорным вопросом, но, по-видимому, хорошо задокументированным, является существование людоедства среди человека разумного. По мнению экспертов, это произошло в периоды голода, из-за простой необходимости выживания.

В этих случаях они, не колеблясь, ели мясо, костный мозг и даже мозг жертв.

Черепная емкость

Ученые используют емкость черепа для измерения внутреннего объема черепа. Он измеряется в кубических сантиметрах, а также стал индикатором для определения интеллекта каждого животного.

Homo Sapiens продолжил с увеличением емкости черепа, которое начали некоторые из их предков. В частности, размер достигал 1600 кубических сантиметров, таких же, как у современного человека.

Благодаря этому развитию, Homo Sapiens продемонстрировал уровень интеллекта и рассуждений, намного превосходящий самый старый вид. Он развил, от сложного мышления до языка, в дополнение к улучшению его памяти и его способности учиться.

Короче говоря, его мозг предоставил ему фундаментальные инструменты для его адаптации и выживания во всех средах..

Читайте также:
Познавательная деятельность определение, основные цели, формы

Используемые инструменты

В начале Homo Sapiens использовал камень в качестве основного сырья для изготовления инструментов. Это уже произошло с Homo erectus, но sapiens изобрели более продвинутые методы, которые улучшили качество, твердость и полезность посуды..

Помимо камней, он начал использовать кости, рога и слоновую кость. Таким образом, каждое животное, которое охотилось, предлагало не только еду, но и материалы для изготовления инструментов..

Оружие для охоты

Как уже упоминалось выше, охота стала очень важным видом деятельности для человека разумного.

Чтобы улучшить возможности, необходимо было производить более эффективное и безопасное оружие. Одним из улучшений, которые они внесли, было уменьшение размера наконечников копья, делая их более регулярными. Присоединяясь к пропеллерам, чтобы запустить их, они могли охотиться на расстоянии.

В отложениях были найдены примитивные арки и стрелы, а также зубчатые гарпуны для рыбалки. Для этого последнего вида деятельности, уже на последних этапах палеолита, Homo habilis начал плести сети и производить линии и крючки.

Мастерство металлов

Еще одним фундаментальным открытием, сделанным человеком разумным, была область металлов. Как только он научился ковать его огнем и лепить, инструменты значительно улучшились. Они приобрели твердость и разнообразие, предлагая больше шансов на выживание

Культурные характеристики

Homo sapiens был и остается единственным видом, развившим то, что можно считать культурой в самом широком смысле. Таким образом, он сформировал сообщества, в которых было чувство принадлежности, с религиозным чувством и собственным поведением.

Первые поселения

Уже в неолите, особенно после создания сельского хозяйства, Homo Sapiens основал поселения с призванием к постоянству. Таким образом, они оставили кочевой образ жизни, став оседлым видом.

Homo Sapiens, с его расширением, начал создавать население по всему миру. Остатки населенных пунктов были обнаружены в значительной части земной географии.

Язык

Нет полного согласия относительно того, когда появился язык, одно из главных различий между человеком и другими животными. Некоторые эксперты утверждают, что Homo erectus уже мог общаться со словами, в то время как другие предполагают, что его начали использовать неандертальцы..

В котором все согласны с тем, что именно Homo Sapiens провел значительную лингвистическую эволюцию.

Что неизвестно, так это то, что он начинался с общего языка, который впоследствии стал разнообразным, или, напротив, он появлялся изолированно в каждом сообществе..

сельское хозяйство

Когда пришел неолит, Homo habilis научился обрабатывать землю и разводить скот, чтобы использовать мясо и молоко..

Это значительно улучшило качество жизни и стало одной из причин, по которой он отказался от своей кочевой жизни..

Культура

Как только Homo Sapiens осознает себя как личность и как сообщество, он начинает развивать культуру, понимаемую как общие нефизические особенности человека.

Так, например, он начал передавать свои знания и опыт, сначала только устно, а затем письменно.

Появление символической мысли привело к тому, что они начали создавать предметы, которым наделены смыслом, либо исторические, либо религиозные. Точно так же он заставил других просто использовать его как украшение.

Первые Homo Sapiens начали хоронить своих мертвецов, поднимая каменные памятники, такие как менгиры или дольмены, с религиозным чувством, более развитым, чем у предыдущих видов.

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (Homo sapiens)

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (Homo sapiens) – человек современного типа.

Ход эволюции от Homo erectus до Homo sapiens, т.е. до стадии человека современного типа, так же трудно удовлетворительно документировать, как и первоначальный этап ответвления линии гоминид. Однако в данном случае дело усложняется наличием нескольких претендентов на такое промежуточное положение.

По мнению ряда антропологов, ступенью, которая вела непосредственно к Homo sapiens, был неандерталец (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis). Неандертальцы появились не позже чем 150 тыс. лет назад, и разные их типы процветали вплоть до периода ок. 40–35 тыс. лет тому назад, отмеченного несомненным присутствием хорошо сформированного H.sapiens (Homo sapiens sapiens). Эта эпоха соответствовала наступлению в Европе Вурмского оледенения, т.е. ледникового периода, наиболее близкого к современности. Другие ученые не связывают происхождение человека современного типа с неандертальцем, указывая, в частности, на то, что морфологическое строение лица и черепа последнего было слишком примитивно, чтобы успеть эволюционировать до форм Homo sapiens.

Неандерталоидов обычно представляют себе коренастыми, волосатыми, звероподобными людьми на согнутых ногах, с выдающейся вперед головой на короткой шее, создающей впечатление, что они еще не вполне достигли прямохождения. Картины и реконструкции в глине обычно подчеркивают их обволошенность и неоправданную примитивность. Такой образ неандертальца является большим искажением. Во-первых, мы не знаем, были ли неандертальцы обволошенными или нет. Во-вторых, все они были полностью прямоходящими. Что же касается свидетельств о наклонном положении тела, то, вероятно, они получены при изучении особей, страдавших артритом.

Одна из наиболее удивительных особенностей всей неандертальской серии находок состоит в том, что наименее современные из них по виду были наиболее поздними по времени. Это – т.н. классический неандертальский тип, череп которого характеризуется низким лбом, тяжелым надбровьем, срезанным подбородком, выдающейся вперед областью рта и длинной, низкой черепной коробкой. Тем не менее, объем их мозга был больше, чем у современного человека. Они вполне определенно обладали культурой: есть свидетельства погребальных культов и, возможно, культов животных, поскольку вместе с ископаемыми остатками классических неандертальцев находят кости животных.

Одно время считалось, что неандертальцы классического типа обитали только в южной и западной Европе, а их происхождение связано с наступлением ледника, поставившего их в условия генетической изоляции и климатического отбора. Однако позже явно сходные формы обнаружены в некоторых регионах Африки и Ближнего Востока и, возможно, в Индонезии. Столь широкое распространение классического неандертальца заставляет отказаться от указанной теории.

Читайте также:
Роль СМИ в политической жизни общества важнейшие функции, способы влияния на сознание человека, примеры, причины возрастания значения средств массовой информации

На данный момент не существует материальных доказательств какого-либо постепенного морфологического превращения классического типа неандертальца в современный тип человека за исключением находок, сделанных в пещере Схул в Израиле. Черепа, обнаруженные в этой пещере, значительно отличаются друг от друга, некоторые из них обладают признаками, ставящими их в промежуточное положение между двумя человеческими типами. По мнению некоторых специалистов, это является доказательством эволюционного изменения неандертальца до человека современного типа, тогда как другие считают, что данный феномен – результат смешанных браков между представителями двух типов людей, полагая тем самым, что Homo sapiens эволюционировал независимо. Поддерживают такое объяснение свидетельства того, что еще 200–300 тыс. лет тому назад, т.е. до появления классического неандертальца, существовал тип человека, относящийся скорее всего к раннему Homo sapiens, а не к «прогрессивному» неандертальцу. Речь идет о хорошо известных находках – фрагментах черепа, найденного в Свонскоме (Англия), и более полной черепной коробке из Штайнхайма (Германия).

Разногласия в вопросе о «неандертальском этапе» в эволюции человека отчасти связаны с тем, что не всегда учитываются два обстоятельства. Во-первых, возможно существование более примитивных типов любого эволюционирующего организма в относительно неизменном виде в то самое время, когда другие ветви этого же вида подвергаются различным эволюционным модификациям. Во-вторых, возможны миграции, связанные со смещением климатических зон. Такие смещения повторялись в плейстоцене по мере наступления и отступления ледников, и человек мог следовать за сдвигами климатической зоны. Таким образом, при рассмотрении длительных периодов времени нужно учитывать, что популяции, занимающие данный ареал в определенный момент, не обязательно являются потомками популяций, обитавших там в более ранний период. Не исключено, что ранние Homo sapiens могли мигрировать из тех регионов, где они появились, а затем вернуться на прежние места через много тысяч лет, успев претерпеть эволюционные изменения. Когда полностью сформировавшийся Homo sapiens появился в Европе 35–40 тыс. лет тому назад, в более теплый период последнего оледенения, он несомненно вытеснил классического неандертальца, который занимал тот же регион в течение 100 тыс. лет. Теперь нельзя точно определить, сдвинулась ли популяция неандертальца севернее, следуя за отступлением привычной для нее климатической зоны, или же смешалась с вторгшимися на ее территорию Homo sapiens.

Наука

In the coming weeks, this wiki’s URL will be migrated to the primary fandom.com domain. Read more here

  • Биологические статьи без NCBI
  • Животные по алфавиту
  • Шаблоны
  • Общая биология
  • Homo sapiens
  • Человек

Человек разумный

  • История
  • Обсуждение (0)

[<>>|uselang=ru>> Систематика
на Викивидах]

Человек разумный (лат. Homo sapiens ) (мн. ч. — люди) — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек , способный к речи , абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию. Существенными навыками является приготовление пищи при помощи огня и использование одежды .

Человек оказал значительное влияние на биосферу, создав собственную оболочку Земли — антропосферу . Совокупность индивидов человеческого вида называют населением Земли, или человечеством. Взаимодействие индивидов превращает население в общество, или социум . Вся информация, хранящаяся и циркулирующая в обществе формирует ноосферу. Все результаты деятельности общества, материальные и информационные, образуют человеческую культуру.

Человеческий вид, как и многие другие биологические виды, подразделяется на два пола: мужской и женский . Самец человека называется мужчиной, самка человека — женщиной, а человеческий детёныш — ребёнком.

Содержание

  • 1 Состав таксона
  • 2 Происхождение человека
    • 2.1 Мифологии и религии
  • 3 Внешний вид
    • 3.1 Прямохождение
    • 3.2 Волосяной покров
    • 3.3 Половой диморфизм
    • 3.4 Пигментация кожи
    • 3.5 Физические параметры
  • 4 Продолжительность жизни
  • 5 Внутривидовой полиморфизм
  • 6 Размножение
  • 7 Поведение
  • 8 Питание
  • 9 Другие особенности
    • 9.1 Отличия от животных
    • 9.2 Физические способности человека
  • 10 Человек с точки зрения религии и идеалистической философии
  • 11 Способность к обучению
  • 12 Науки о человеке
  • 13 Смотри также
  • 14 Примечания

Состав таксона

Некоторое время в состав вида Homo sapiens включали неандертальцев, подразделяя вид на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis и Homo sapiens sapiens. В настоящее время предполагается, что линии неандертальцев и сапиенсов разошлись около 500 тысяч лет назад, а их общим предком был Homo antecessor ( Человек-предшественник ), человек совсем другого вида, причём линия к неандертальцам идёт через посредство ещё одного вида — гейдельбергского человека , то есть неандертальцы и сапиенсы не могут быть подвидами внутри одного вида.

Тем не менее, подвидовой статус у человека современного типа остаётся, поскольку выделяется ранний подвид Homo sapiens — Homo sapiens idaltu («Старейшина»).

Происхождение человека

Современный человек появился в Африке около 200 тысяч лет назад в результате эволюции антропоидов . При помощи «грубого» анализа митохондриальной ДНК Ребекка Канн определила возраст митохондриальной Евы (последней женщины, которая является предком по материнской линии всех современных людей) примерно в 160 тысяч лет. 196 тыс. лет назад — возраст черепов Омо-1 и Омо-2 (homo sapiens) в Эфиопии.

Около 100 тыс. лет назад люди вышли из Африки и начали расселяться по другим континентам. В тот момент первичное человечество не превышало 10 тысяч особей, причём за пределы Африки переселились лишь несколько сотен человек.

Около 66 тыс. лет назад люди достигли Индии. В то время люди и неандертальцы сосуществовали на Ближнем Востоке. Около 40 тыс. лет назад появилась Ориньякская культура . Вместе с тем, некоторые способности человека, отличающие его от остального животного мира, до сих пор не удаётся удовлетворительно описать в терминах естествознания. Например, сознание остаётся преимущественно философским понятием; соответственно, вопрос о его происхождении на сегодняшний день лежит вне рамок биологии.

Читайте также:
Социальные нормы - функции, понятие и виды, примеры, классификация

Из современных животных ближайшим родственником человека разумного является шимпанзе, с которым человек имеет около 98 % общих генов. Линии людей и шимпанзе разошлись около 6 миллионов лет назад.

Мифологии и религии

Некоторые религиозные группы не отрицают эволюционное происхождение человека — см. креационизм.

  • В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей – перволюдей , которые стали отцом и матерью остальных людей.
  • В скандинавской мифологии это Аск и Эмбла ,
  • в иудаизме и произошедших от него религиях — Адам и Ева
  • В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ.
  • В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

Внешний вид

Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, не способны к брахиации .

Прямохождение

Люди — единственные современные млекопитающие, ходящие на двух ногах. Некоторые обезьяны также способны к прямохождению, но в течении очень короткого промежутка времени и на небольшие расстояния.

Волосяной покров

Тело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице ( борода и усы ), груди и иногда на спине гораздо более характерен для мужчин. (Отсутствие волос встречается также у некоторых других млекопитающих, в частности у слонов.)

Половой диморфизм

Половой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин.

Пигментация кожи

Кожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар . Эта особенность наиболее заметна у европеоиодной и монголоидной рас . Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D.

Физические параметры

Средний вес мужчины составляет 70-80 кг, женщины — 50-70 кг, хотя встречаются и гораздо более крупные представители (до 400—500 кг). [1] Средний рост современного человека составляет: 165 см для женщин и 180 см для мужчин. Средний рост человека менялся с течением времени. Так, в средние века люди были ниже ростом, что заметно по размеру рыцарских доспехов того времени.

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2001 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 58 лет для мужчин и 66 лет для женщин.

Внутривидовой полиморфизм

В пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах.

Вместе с тем, и внутри рас наблюдается достаточно высокая степень вариабельности, позволяющая выделять субрасы (этнорасовые группы), то есть выделить дискретные признаки и типы, однозначно определяющие расовую принадлежность, невозможно.

У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.

Размножение

В сравнении с животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей. Половая зрелость наступает в 16-18 лет.

В отличие от большинства млекопитающих, репродуктивная способность которых ограничена периодами течки, женщинам присущ менструальный цикл, продолжающийся около 28 суток, благодаря чему они способны к беременности в течение всего года. Беременность может наступить в определённый период месячного цикла (овуляция), однако никаких внешних признаков готовности женщины к ней нет. Кроме того, в отличие от всех других млекопитающих, женщины даже в период беременности могут вести половую жизнь. Однако репродуктивная функция ограничена возрастом: мужчины теряют способность к размножению в среднем в 55-60 лет, а женщины — в 40-50 лет (с наступлением климакса ).

Беременность длится девять месяцев. Из-за больших размеров ребёнка роды могут приводить к травмам и кровопотере у матери. С этим связано своеобразное строение тела женщины: широкий таз и узкая талия, не характерное ни для других млекопитающих, ни для мужчин.

Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 100 рождений). Новорожденный ребёнок весит 3-4 кг, зрение его не сфокусировано, и он неспособен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя.

Поведение

Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.

Человеку присуща способность действовать независимо от инстинктов , заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы. Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита на порядок ниже, чем у человека.

Читайте также:
Человек, индивид, личность - определение, характеристики и общие черты

Существует, однако, и мнение , что человек, так же как и прочие животные, не способен действовать независимо от инстинктов , и его высокоразвитое мышление является лишь инструментом реализации этих инстинктов . [?]

Питание

Люди всеядны — питаются плодами и корнеплодами, мясом позвоночных и многих морских животных, яйцами птиц и рептилий, молочными продуктами. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи (а животная пища — почти всегда) подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и напитки.

Человек — единственное животное, массово употребляющее спиртные напитки . Большинство животных испытывает отвращение к этиловому спирту и напиткам, его содержащим (хотя существуют и исключения, в частности, некоторые собаки могут лакать пиво). Новорожденные дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком.

Другие особенности

Отличия от животных

Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у любого другого животного, а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и дельфинов .

Человек — единственное млекопитающее, обладающее способностью к членораздельной речи. Многие птицы, например, попугай , также обладают способностью к членораздельной речи. В прошлом считалось, что попугаи повторяют слова, не понимая их смысл, однако есть данные, что попугая можно научить осмысленной речи (см. Alex ). Были и эксперименты, в которых и млекопитающих (обезьян, дельфинов) обучали пониманию простых фраз или их генерации с использованием языка жестов и т. д. (см. Феномен “говорящих” обезьян ).

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек обладает стереоскопическим зрением.

Самым существенным отличием в геноме человека и других млекопитающих является распространённость гена MGC8902, который встречается у человека почти в шесть раз чаще, чем у шимпанзе. Ген кодирует производство белка DUF1220 .

Физические способности человека

  • График скорости бега на разные дистанции.
  • Жак Майоль без дыхательных аппаратов погружался на глубину 105 метров. [2] Спортивный рекорд в свободном нырянии без ограничений установил Лоик Леферме, нырнув на 171 метров.
  • 27 июля 1993 года Хавьер Сотомайор прыгнул в высоту на 2,45
  • 30 августа 1991 года Майк Пауэлл прыгнул на 8,95 метров в длину

Человек с точки зрения религии и идеалистической философии

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть , сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум) и т. д.

Способность к обучению

Человек — единственное млекопитающее , умеющее читать книги и использовать Интернет как метод обучения “не каждый человек использует интернет как метод обучения есть исключения в пользу деградации человека из-за интернета”

Краткая характеристика вида Homo sapiens

Тип: Хордовые;
Подтип: Позвоночные;
Класс: Млекопитающие;
Подкласс: Плацентарные;
Отряд: Приматы;
Семейство: Гоминиды;
Вид: Человек разумный (Homo sapiens);

Хомо сапиенс – низкоинтеллектуальная разновидность приматов, большинство из которых способно к прямохождению, их задние конечности атрофированы и пригодны лишь для перемещения. Хомо сапиенс – очень наглая и самовлюбленная разновидность низших животных, от других же животных они отличаются неспособностью гармоничного сосуществования с природой. Гетеротрофы, являются всеядными существами (травоядные, плотоядные, копрофаги), как правило не прихотливы к еде. Ведут паразитический образ жизни: совокупность хомо сапиенс (макростадо в мировом масштабе) сравнима с быстро размножающимся, устойчивым к внешним воздействиям штаммом вирусов. Населяют все 4 среды обитания: наземно-воздешную, воздушную, почвенную, организменную (до рождения).

Самки внутри вида ведут паразитический образ жизни на самцах, самцы в свою очередь совершают глупые ритуалы, как правило подчеркивающие их (самцов) доминанту над другими особями, дабы привлечь самку. Так же у самцов присутствует рефлекс идти на жертвы ради самок (созданный с целью сохранить данные инкубаторы в состоянии, пригодном для выведения потомства), самки же (инкубаторы), в свою очередь, активно пользуются вышеописанным рефлексом самцов. Инстинкт заботы о потомстве, как правило, развит слабо, или не развит вообще. В своем стаде большинство хомо сапиенс не в силах обеспечить благоприятные условия проживания детенышей. У большинства представителей этого биологического вида с ранних лет проявляется агрессивность, не только по отношению к другим видам флоры и фауны, но и во внутристадном взаимодействии. Однако, стадное чувство выражается в неспособности жить без других стадных элементов, хоть и в конфликтах.

Хомо сапиенс внутри макростада и стада подразделяются на более мелкие группы. Из таковых групп, одной из самых малых субъединиц, являются, как именуют хомо сапиенс, “семьи”, с научной же точки зрения – микростада. Внутри так называемых “семей” сохраняют видимость родства и доброжелательности, в связи с чем, неопытному биологу или простому наблюдателю может показаться, что хомо сапиенс заботятся друг о друге, однако это является заблуждением. Одна из отличительных особенностей хомо сапиенс – способность ко лжи и лицемерию, возможно, это следствие их низкого развития.

Наблюдается страх следования собственному мнению, если оно противоречит условным нормам (“законам”, если хотите) их культуры или субкультуры (макростада, стада, или же микростада).Однако стараются найти единомышленников (по данным научных исследований в сфере нейрофизиологии и родственных направлений, единственно верным является понятие – “единорефлексников”, ввиду полного, или почти полного отсутствия мыслительной деятельности у данного вида животных), что объясняется все тем же стадным инстинктом. Впоследствии, небольшая совокупность хомо сапиенс набирается смелости и решает отстоять свой образ жизни. Разумеется, вследствие низкоинтеллектуальности представителей вида, методы отстаивания интересов глупы и нелогичны (например: наблюдаются так называемые “гей парады”, суть которых в шумном перемещении по определенному участку ареала данного вида).

Читайте также:
Фонд социального страхования Российской Федерации, положение, организация

Речь часто нечленораздельна, поставлена плохо, подкрепляют речевое общение еще более непонятными жестами. Т.к. уровень развития предельно низок, то используют небольшую совокупность способов обмена информации. И все равно часто не достигают понимания.

В стаде наблюдается четкая иерархия, однако наличия вышеописанных лжи и лицемерия не лишена ни одна ступень. Таким образом, ввиду описанных ранее наглости и завышенной самооценки, многие верят в свою значимость в коллективном бессознательном, высшие ступени иерархии подкрепляют веру низших ступеней, однако сами верят (и являются более правыми) лишь в свою значимость в низкоразвитом стаде хомо сапиенс.

Хомо сапиенс боятся конфликтов, однако всеми силами готовятся к ним (изобретение технологического и биологического оружия), очень часто жадность до новых территорий и влияния преобладает над страхом (в связи с чем происходит большинство внутристадных конфликтов, чаще глобальных, исключения – конфликты, вызванные рефлексом размножения, выражающиеся в попытках привлечения внимания самки; однако известны случаи глобальных внутристадных конфликтов по вине человеческих самок и инстинкта размножения самцов). Сим хочу завершить краткий обзор жизнедеятельности вида хомо сапиенс.

Считаю также нужным отметить и другие особенности данного вида: неприхотливы к еде (могут переваривать все, что не растворяет их клетки, ткани, органы и системы органов, многими витаминами и минералами можно пренебречь), высокая скорость размножения при любых условиях (достаточно предоставить хотя бы одному самцу и одной самке возможность близко контактировать друг с другом, в любом, желательно ограниченном пространстве, в любых пригодных для жизни условиях), очень ленивы, боятся перемен и самостоятельно принимать решения (несмотря на то, что рвутся к свободе), а так же вообще трусливые представители фауны. Все эти качества способствуют комфортному разведению и выращиванию хомо сапиенс в искусственной среде. Однако, несмотря на описанные положительные характеристики вида, не стоит забывать о всей совокупности их жизнедеятельности.

Таким образом, вид хомо сапиенс крайне не рекомендован к разведению и использованию, более того, рекомендуется полное тотальное истребление вышеописанного вида животных.

Вид: Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens)

Оглавление

Общие сведения

Систематическое положение и классификация

Происхождение человека

Внешний вид

Физиология человека

Жизненный цикл

Образ жизни

Человекообразные обезьяны
( Hominoidea )

Чеолвек разумный старейший
( Homo sapiens idaltu )

Общие сведения

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens; также встречаются транслитные варианты Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. Предположительно, как вид Homo sapiens появился в плейстоцене около 200 000 лет назад. В конце верхнего палеолита, около 40 тыс. лет назад, он остаётся единственным представителем семейства гоминидов, его ареал уже захватывает практически всю Землю. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии.

Неоантропы (др.-греч. νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) — обобщённое название людей современного вида, ископаемых и ныне живущих.

Основные антропологические особенности человека, отличающие их от палеоантропов и архантропов, — объемистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально поднимающийся лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо развитый подбородочный выступ.

Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди. Древние люди создали богатую позднепалеолитическую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге). Древнейшие из известных ныне костных остатков неоантропов датируются радиоуглеродным методом в 39 тысяч лет, но наиболее вероятно, что неоантропы возникли 70—60 тысяч лет назад.

0,5 млн.лет до н.э. – наши дни

Систематическое положение и классификация

Вместе с рядом вымерших видов человек разумный образует род люди (Homo). От ближайшего вида — неандертальцев — человек разумный отличается рядом особенностей строения скелета (высокий лоб, редукция надбровных дуг, наличие сосцевидного отростка височной кости, отсутствие затылочного выступа — «костного шиньона», вогнутое основание черепа, наличие подбородочного выступа на нижнечелюстной кости, «кинодонтные» коренные зубы, уплощенная грудная клетка, как правило, относительно более длинные конечности) и пропорциями отделов головного мозга («клювовидные» лобные доли у неандертальцев, широко округленные у человека разумного). В настоящее время идет работа по расшифровке генома неандертальцев, которая позволяет углубить представления о характере отличий этих двух видов.

Во второй половине XX века ряд исследователей предложили считать неандертальцев подвидом H. sapiens — H. sapiens neanderthalensis. Основанием для этого послужили исследования физического облика, образа жизни, интеллектуальных способностей и культуры неандертальцев. Кроме того, неандертальцев часто рассматривали как непосредственных предков современного человека. Однако сравнение митохондриальной ДНК людей и неандертальцев позволяет предположить, что расхождение их эволюционных линий произошло около 500 000 лет назад. Эта датировка несовместима с гипотезой о происхождении современных людей от неандертальцев, поскольку эволюционная линия современных людей обособилась позднее 200 000 лет назад. В настоящее время большинство палеантропологов склонны считать неандертальцев отдельным видом в составе рода Homo — H. neanderthalensis.

В 2005 году были описаны останки, возраст которых составляет около 195 000 лет (плейстоцен). Анатомические отличия экземпляров побудили исследователей выделить новый подвид Homo sapiens idaltu («Старейшина»).

Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Самая древняя кость Homo sapiens, из которой удалось выделить ДНК имеет возраст примерно в 45 000 лет. Согласно данным исследования, в ДНК древнего сибиряка обнаружено столько же генов неандертальца, как у современных людей (2,5 %)

Происхождение человека

Филогенетическое дерево человека Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо). Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens) отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад (в миоцене). Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo), до настоящего времени не сохранились.

Ближайшим относительно надёжно установленным предком Homo sapiens был Homo erectus. Homo heidelbergensis, прямой потомок Homo erectus и предок неандертальцев, по всей видимости, не был предком современного человека, а был представителем боковой эволюционной линии. Большинство современных теорий связывают возникновение Homo sapiens с Африкой, тогда как Homo heidelbergensis возник в Европе.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

  • 1.Структурные преобразования мозга
  • 2.Увеличение мозговой полостии головного мозга
  • 3.Развитие двуногого передвижения (бипедализм)
  • 4.Развитие хватательной кисти
  • 5.Опущение гортании подъязычной кости
  • 6.Уменьшение размера клыков
  • 7.Появление менструального цикла
  • 8.Редукция большей части волосяного покрова.

Карта миграции человека Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens появились ок. 200 000 лет назад (это примерное время, когда жила «Митохондриальная Ева» — женщина, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии; общий предок всех ныне живущих людей по отцовской линии — «Y-хромосомный Адам» — жил несколько позже).

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале «Science» результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.

Эволюция человека Около 74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения (

20-30 лет зимы), предположительно вулкана Тоба в Индонезии, стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет).

Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей ученые интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.

Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.

Внешний вид

Различные человеческие расы Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, способность к брахиации развита слабо.

Размеры и масса тела

Средняя масса тела мужчины составляет 70—80 кг, женщины — 50—65 кг, хотя встречаются и более крупные люди. Средний рост мужчин составляет около 175 см, женщин — около 165 см. Средний рост человека менялся с течением времени.

Последние 150 лет наблюдается ускорение физиологического развития человека — акселерация (увеличение среднего роста, продолжительности репродуктивного периода).

Сравнение роста обычного человека с самым меленьким и самым большим человеком. Размеры тела человека могут меняться при различных заболеваниях. При повышенной продукции гормона роста (опухоли гипофиза) развивается гигантизм. Например, максимальный достоверно зафиксированный рост человека — 272 см/199кг (Роберт Уодлоу). И наоборот, низкая продукция гормона роста в детском возрасте может приводить к карликовости, как например самый маленький живший человек – Гуль Моххамед (57 см при весе 17 кг) или Чандра Бахадур Данга (54,6 см).

Самым легким человеком являлась мексиканка Лючия Сарате, ее вес в возрасте 17 лет был всего 2130 г при росте 63 см, а самый тяжелый – Мануэль Урибе, вес которого достигал 597 кг.

Волосяной покров

Тело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице (борода и усы), груди и иногда на спине характерен для мужчин.

Как и у других гоминид, волосяной покров не имеет подшёрстка, то есть не является мехом. К старости волосы человека седеют.

Пигментация кожи

Различный цвет кожи людей Кожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар. Эта особенность наиболее заметна у европеоидной и монголоидной рас. Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D.

Половой диморфизм

Половой диморфизм у людей Половой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин, более широкими плечами и большей физической силой у мужчин. Кроме того, взрослым мужчинам свойственно более сильное оволосение лица и тела.

Читайте также:
Общественное мнение - что это такое, как формируется и на что влияет

Физиология человека

  • Нормальная температура телапогибает.
  • Максимальная температура твёрдых предметов, с которой люди могут долго контактировать — около 50 градусов Цельсия (при более высокой температуре возникает ожог).
  • Самая высокая зарегистрированная температура воздуха в помещении, при которой человек может провести две минуты без вреда для организма — 160 градусов Цельсия (опыты британских физиков Благдена и Чентри).
  • Жак Майоль. Спортивный рекорд в свободном нырянии без ограничений установил Герберт Ницш, нырнув на 214 метров.
  • 27 июля 1993 года Хавьер Сотомайор
  • 30 августа 1991 года Майк Пауэлл
  • 16 августа 2009 года Усэйн Болт
  • 14 ноября 1995 года Патрик де Гайардон

Жизненный цикл

Продолжительность жизни

Изменение человека с возрастом Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет.

Максимальная официально зарегистрированная продолжительность жизни составляет 122 года и 164 дня, в таком возрасте умерла француженка Жанна Кальман в 1997 году. Возраст более старших долгожителей оспаривается.

Размножение

В сравнении с другими животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей. Половая зрелость наступает в 11—16 лет.

Быт древнего человека В отличие от большинства млекопитающих, репродуктивная способность которых ограничена периодами течки, женщинам присущ менструальный цикл, продолжающийся около 28 суток, благодаря чему они способны к беременности в течение всего года. Беременность может наступить в определённый период месячного цикла (овуляция), однако никаких внешних признаков готовности женщины к ней нет. Женщины даже в период беременности могут вести половую жизнь, что нехарактерно для млекопитающих, но встречается среди приматов. Однако репродуктивная функция ограничена возрастом: женщины теряют способность к размножению в среднем в 40—50 лет (с наступлением климакса).

Нормальная беременность длится 40 недель (9 месяцев).

Беременность Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 80 рождений). Новорождённый ребёнок весит 3—4 кг, зрение его не сфокусировано, и он не способен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя: детёнышам ни одного животного не требуется столько внимания и ухода, сколько требуется человеческому ребёнку.

Старение

Старение человека — как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические аспекты старения.

Образ жизни

Прямохождение

Различие скелетов человека и обезьяны Люди — не единственные современные млекопитающие, ходящие на двух конечностях. Кенгуру, которые относятся к примитивным млекопитающим, используют только задние ноги для передвижения. Анатомия людей и кенгуру системно изменилась для поддержания прямохождения — несколько ослаблены задние мышцы шеи, перестроен позвоночник, увеличены бёдра, существенно оформлена пятка. Некоторые приматы и полуприматы также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени, поскольку их анатомия почти не помогает этому. Так на двух конечностях полубоком прыгают некоторые лемуры и сифаки. Медведи, сурикаты, некоторые грызуны периодически применяют «прямостояние» в социальных действиях, но в такой позе практически не ходят.

Питание

Для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности человеку необходимо питаться, то есть поглощать пищу. Люди всеядны — питаются плодами и корнеплодами, мясом позвоночных и многих морских животных, яйцами птиц и рептилий, молочными продуктами. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и напитки.

Новорожденные дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком.

Свойства вида Homo sapiens, видовой фактор и судьба человечества

Косная материя безжалостна по отношению к жизни: эволюция косной материи ведет к всеобщему снижению температуры, вплоть до температуры, близкой к абсолютному нулю, что принято отождествлять с «тепловой смертью». Может быть, именно поэтому Природа на Земле не остановилась на одноклеточных существах, а в течение трех миллиардов лет упорно продвигалась по пути все большего усложнения своих творений, апофеозом чего стало создание вида Homo sapiens, появившегося «всего» каких-то 200 тысяч лет назад. Этому виду Природа подарила потенциальную возможность построить цивилизацию. Вероятно, то же самое происходит и на других планетах, пригодных для жизни. Зачем? Может быть, Природа надеется, что дружные усилия разумных существ помогут ей сохранить жизнь, как явление, несмотря на пагубное для жизни снижение температуры? Не случайно же Природа наделила людей волей к жизни и способностями познавать и созидать. Но наблюдая Бытие вида Homo sapiens, мы обнаруживаем его полную неспособность к гармоничному общественному существованию. Человечество на протяжении тысячелетий буквально раздирается войнами, борьбой за ресурсы, борьбой идеологий и пр. Очень трудно разглядеть в человечестве прообраз созидателей вечной жизни, поскольку созидательная деятельность, да еще в таких грандиозных масштабах, требует четко согласованных коллективных действий. В чем причина очевидного несоответствия? Мне представляется, что причина кроется в тех свойствах, которыми Природа наделила наш вид. Любой природный объект можно охарактеризовать набором присущих ему свойств, и наш вид не исключение. Почему-то в исторических исследованиях, касающихся прошлых общественно важных событий, не принято связывать причину этих событий с поведенческими свойствами нашего вида. Мы же учитываем, что пчела может ужалить, если она решит, что человек ей враждебен. Пчеловод на всякий случай надевает сетку. Поведенческие свойства человека во много раз сложнее. Не учитывая их, невозможно, по моему мнению, разобраться в причинах исторических событий.

Читайте также:
Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса

Свойства вида Homo sapiens

Люди склонны преувеличивать свое значение, существует даже понятие о человеке как о «царе природы». Но детальный анализ убеждает в другом: вид Homo sapiens может оказаться совсем не последним видом человекообразных на Земле. На смену ему может прийти другой вид со свойствами, более отвечающими требованиям Природы. Пытались ли мы трезво оценить свойства не отдельных людей, а нашего вида в целом? Может быть, кто-то и пытался, но здесь мы сделаем еще одну попытку, как бы это ни оказалось сложно. Дело в том, что человечество чрезвычайно неоднородно и по своим природным качествам, и по идеологическим установкам, и по экономической развитости стран. Правомерно даже утверждать, что разные человеческие «племена» пока еще проживают в разных исторических эпохах, начиная от эпохи, близкой к каменному веку, и кончая развитым капитализмом. Общие для вида свойства можно обнаружить лишь при статистическом анализе, да и то с большим трудом, поскольку кто-то из нас добрый, кто-то злой, кто-то всему ищет причину, а другой готов все принимать на веру, и т.д. Видовые свойства у нас одни, но «амплитуда» их у каждого своя. В данном исследовании морфологические и размерные характеристики вида не представляют интереса. Не имеет значения даже, о чем люди думают. Для общественных отношений важно, как себя человек ведет, а поведенческие свойства нашего вида можно представить следующим списком:

Группа свойств, характеризующих нас как животных:

1. Инстинкт продолжения рода.

2. Эгоизм и жадность.

4. Готовность к конкурентной борьбе.

5. Боязнь боли, увечий и смерти.

6. Стремление получать удовольствие.


Группа социально значимых свойств человека:

9. Способность говорить.

10. Принадлежность к группе социальных животных.

11. Готовность к сотрудничеству в процессе созидания.

12. Стремление к познанию.

13. Стремление к справедливости.

14. Инерционность мышления.

15. Стремление подчиниться лидеру.

18. Способность обманывать.

19. Тяга к самоутверждению.

Список не претендует на полноту, но он содержит те свойства, которые используются в данном анализе.

Лекция 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Понятие и сущность содержания образования

3.2. Основные теории формирования содержания образования

3.3. Государственный образовательный стандарт

3.4. Учебные планы, программы и учебные пособия

Скачать:

Вложение Размер
3.1._ponyatie_i_sushchnost_soderzhaniya_obrazovaniya.docx 17.02 КБ
3.2._osnovnye_teorii_formirovaniya_soderzhaniya_obrazovaniya.docx 20.03 КБ
3.3._gosudarstvennyy_i_obrazovatelnyy_standart.docx 18.51 КБ
3.4._uchebnye_plany_programmy_uchebniki_i_uchebnye_posobiya.docx 18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и сущность содержания образования

Для успешного обучения необходимо понять – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. Существуют разные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реализацию образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированпый подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, В.В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов и представляющий собой опыт:

  1. познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);
  2. осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);
  3. творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);
  4. осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т.д.) [1] .

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, вносить собственный вклад в существующую систему отношений.

[1] Краевский В.В. Содержание образования – вперед к прошлому. М., 2001.

Предварительный просмотр:

Основные теории формирования содержания образования

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Содержание образования в разных социальных системах неодинаково. Оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX в. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др.).

Своих сторонников данная теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особенно древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К.Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учащихся коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы американской школы. В соответствии с этой теорией ученикам предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъективным запросам учащихся и их интересам.

Практическая реализация данной теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия.

Несмотря на то, что дидактический материализм, дидактический формализм и дидактический утилитаризм не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования под названием функциональный материализм. По его мнению, необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности, т.е. должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью.

В. Оконь также считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии – идея эволюции, в математике – идея функциональных зависимостей, в истории – историческая обусловленность и т.д.), то есть при отборе содержания образования необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

В процессе обучения следует создавать такие условия, при которых учащиеся смогут использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности.

Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учащихся.

В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько – каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически.

В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14).

Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования призвано обеспечивать уровень общей и профессиональной культуры общества, адекватный мировому; формирование у обучающегося картины мира, соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно:

  1. обеспечивать целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
  2. иметь научную и практическую значимость включаемого в учебные предметы и общественную практику образовательного материала;
  3. соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
  4. обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
  5. учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования;
  6. соответствовать имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы [1] .

[1] Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 218.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: