Cчитаешь как пишется – изучаем правила с nauka.club

Поиск ответа

Всего найдено: 14

Вопрос № 291415

Здравствуйте! Насколько я поняла из ваших ответов, Российская ака демия наук пишется так — первое слово с прописной, остальные со строчной. А как поступать в случаях, когда «ака демия наук » употребляется без первого слова?

Ответ справочной службы русского языка

В таких случаях можно писать строчными (если не требуется передать на письме официальное наименование).

Вопрос № 285293

Есть Словарь русского языка С.И.Ожегова под ред. Н.Ю.Шведовой и есть этот же Словарь под ред. Л.И.Скворцова. Словарная база этих словарей разная. Отличаются и словарные статьи. Какая из этих редакций Словаря считается более авторитетной? Вопрос не праздный: речь идет о том, на какой из этих словарей лучше ссылаться в работе.

Ответ справочной службы русского языка

Чтобы максимально полно и корректно ответить на Ваш вопрос, надо обратиться к истории словаря. Первое издание однотомного «Словаря русского языка», прославившего имя Сергея Ивановича Ожегова, вышло в свет в 1949 году (под редакцией академика С. П. Обнорского). С. И. Ожегов до конца жизни работал над словарем, совершенствуя его структуру и состав. 2-е и 4-е издания словаря (1952 и 1960) были исправленными и дополненными, они существенно отличались от первого издания (3-е, 5-е, 6-е, 7-е и 8-е издания были стереотипными). Ожегов стремился к тому, чтобы словарь был актуальным, живым, отражал изменения, которые происходят в русском языке.

Весной 1964 года С. И. Ожегов направил письмо в издательство «Советская энциклопедия», в котором сообщил, что находит нецелесообразным дальнейшее издание словаря стереотипным способом: «Я считаю необходимым подготовить новое, переработанное издание. Предполагаю внести ряд усовершенствований в Словарь, включить новую лексику, вошедшую за последние годы в русский язык, расширить фразеологию, пересмотреть определения слов, получивших новые оттенки значения, усилить нормативную сторону Словаря». К сожалению, подготовить к печати новое издание ученый не успел: он ушел из жизни в конце 1964 года. После смерти С. И. Ожегова работа над его знаменитым словарем была продолжена – в том направлении, которое было определено Сергеем Ивановичем. Эту работу возглавила Наталья Юльевна Шведова (1916–2009), которая в 1952 году осуществляла лексикологическую редакцию второго издания словаря. В 1972 году было опубликовано 9-е издание словаря, переработанное, дополненное и отредактированное Н. Ю. Шведовой.

Работу по совершенствованию словаря С. И. Ожегова Наталья Юльевна Шведова продолжила и после выхода в свет 9-го издания. От издания к изданию она вносила в этот однотомный словарь всё новые и новые массивы слов, значений, фразеологизмов, грамматических сведений, отражающих живые процессы в русском языке. Благодаря этому словарь С. И. Ожегова оставался живым и актуальным. В 1990 году (в год 90-летия со дня рождения Сергея Ивановича) Ака демия наук СССР присудила «Словарю русского языка» С. И. Ожегова премию им. А. С. Пушкина. С 1992 года словарь выходил под двумя фамилиями: С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Конечно, этот словарь уже сильно отличался от последнего прижизненного издания: ведь прошло несколько десятилетий, русский язык изменился, словарь отражал эти изменения. Но в то же время словарь основывался на научных идеях и принципах, заложенных С. И. Ожеговым, поэтому на его обложке и были две фамилии, это было решение Российской академии наук.

К сожалению, после этого возник конфликт из-за авторских прав, который перерос в долгое судебное разбирательство. По инициативе наследников С. И. Ожегова было выпущено «альтернативное» издание словаря Ожегова, которое вышло под редакцией Льва Ивановича Скворцова. Это издание в большей степени соответствует последнему прижизненному изданию словаря Ожегова, в него внесены лишь минимальные правки.

Таким образом, если Вам нужен словарь, отражающий современное состояние русского языка, то рекомендуем обращаться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (мы пользуемся этим изданием, отвечая на ваши вопросы). Издание, вышедшее под редакцией Л. И. Скворцова, позволяет примерно представить, как выглядел словарь при жизни С. И. Ожегова.

Вопрос № 278949

Такой вопрос: когда в названиях современных организаций/учреждений все слова будут начинаться с большой буквы? Например, встречаются варианты Российская ака демия наук и Российская Ака демия Наук ? Следственный комитет и Следственный Комитет?

PS да, на грамоте.ру сказано, что в советских названиях (учреждений/организаций) все слова начинаются с большой буквы плюс некоторые иностранные организации, а как все-таки принято в отношении современных организаций?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно – первое слово и имена собственные в составе наименования писать с большой буквы: Российская ака демия наук . Исключения проверяются в словарном порядке (то есть в словарь или справочник лучше все-таки заглянуть).

Вопрос № 273602

Где должны быть прописные: Императорская Ака демия наук ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Императорская Ака демия наук . В этом историческом названии Академия – с прописной.

Вопрос № 266966

Добрый день! Все-таки надеюсь узнать, как правильно пишутся слова типа “фолк-рок группа”. Уточняю: дефис один или два? Правильно ли писать фолк-рок-группа?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с двумя дефисами: фолк-рок-группа (см.: Русский орфографический словарь / Российская ака демия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012).

Вопрос № 259441

Здравствуйте!
Я прочитал ваши ответы по поводу Украины, но все же!
Неужели по новым[(!) 2009 года] правилам, как мне рассказал один знакомый, правильно говорить с Украины и на Украину. Получается просьба Правительства Украины перестала исполнятся?
Неужели Государственная ака демия наук приняла такие правила?

и еще один вопрос:
неужели частица “что” можем иметь значение “зачем?” ??
Пример:
Вопрос: Что ты сделал?
Смысл: Зачем ты это сделал?

Читайте также:
Прецедент как пишется - разбор значения и правила написания

Большое спасибо за разъяснения!

Ответ справочной службы русского языка

Никаких «новых правил 2009 года» не существует. Литературная норма русского языка была и остается: на Украину, с Украины – так следовало говорить и писать до 2009 года, так следует говорить и писать сейчас.

Словари русского языка фиксируют у слова что значение ‘по какой причине, почему, зачем’ (что ты не едешь? что задумался?) , но с пометой «разг.» (разговорное).

Вопрос № 251449

Здравствуйте! Меня очень интересует вопрос. Сколько “н” должно быть в следующем случае: “за счита. ые минуты”?
И, если можно, дайте комментарии и ссылки на словари.
Огромное спасибо заранее

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: за считаные минуты. Слово считаные в значении ‘очень немногие’ пишется с одним Н. См.: Русский орфографический словарь / Российская ака демия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. М., 2007.

Отметим, что сейчас написание слова считаный приведено в соответствие общему правилу: в отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно Н. Раньше написание считанный приводилось в списке исключений.

Вопрос № 246450

Как правильно писать: Российский, Американский, или российский, американский и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Написание со строчной: российский рубль, американский рынок. В составе собственных наименований, в названиях учреждений, организаций, обществ пишется, как правило, прописная: Российская ака демия наук , фильм «Американский пирог».

Вопрос № 231094

Здравствуйте! Спрашиваю повторно, т.к не получила ответа: правильно ли расставлены знаки препинания в газетном заголовке: Это сладкое слово – победа! И еще вопрос: Российская ака демия наук – если слово “академия” встречается в тексте, как оно пишется – с прописной или строчной? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Пунктуация верна. 2. Возможно написание как с прописной, так и со строчной буквы.

Вопрос № 225083

Здравствуйте! К вопросу о написании слова “бренд”. На одной из страниц сайта РАН (!) (www.ras.ru) написано: “Международная академия брэнда и Российская ака демия наук завершили прием инновационных проектов на финансирование в рамках ежегодного конкурса «Брэнд и наука»”. Как быть, если надо, например, написать текст об этом конкурсе (в самом тексте будет “бренд” по правилам, а цитируемое название конкурса изменять некорректно)? И еще вопрос об иностранных фамилиях: есть ли какое-нибудь правило об их написании на русском? Главным образом, интересует английское “a” — “е” или “э”, “ей” или “эй” в открытом слоге (например, Dade). Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ситуация непростая. Мы бы рекомендовали писать грамотно – _бренд_. Написание подобных слов проверяется в словарном порядке (по правилу, употребление Э ограничивается несколькими словами, такими как мэр, сэр, пэр и т. п., но в действительности сфера употребления буквы Э гораздо шире).

Вопрос № 215529

Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты! Сегодня я услышала одну любопытную вещь. Говорят, что РАМН “узаконила” средний рода слова “кофе”, а также отныне во всех печатных СМИ необходимо обязательно писать писать букву Ё во всех случаях ее употребления. Пожалуйста, подтвердите или опровергнете эту информацию.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _кофе_ допускается употреблять как существительное среднего рода в разговорной речи. Литературной нормой по-прежнему является употребление слова _кофе_ как существительного мужского рода.
Обязательное употребление буквы _ё_ в документах — не более чем инициатива ульяновского губернатора, и ни РАМН (Российская академия медицинских наук), ни РАН (Российская ака демия наук ) не издавали по этому поводу никаких документов. Употребление буквы _ё_ в современном русском языке определяется http://spravka.gramota.ru/pravila.html?gl_4.htm [действующими «Правилами орфографии и пунктуации»].

Вопрос № 210420

Здравствуйте, Грамота! Прошу ответить на следующий вопрос. Уже довольно давно я в своем институте доказываю, что в названиях учреждений только первое слово пишется с прописной буквы. И вот открываю сайт Российской академии наук (ras.ru), на ученых которой вы неоднократно ссылаетесь в своих ответах, и вижу, как красуется вверху торжественная надпись: “Российская Ака демия Наук “. Странно как-то, уж в этом случае грамотность должна бы быть бесспорной. Что вы на это скажете? Или бывают исключения? Или, как у нас говорят, когда надпись “парадная” или рекламная, то такие отклонения допустимы? Прошу ответить на мой вопрос, на прошлый вопрос ответа не было.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 203577

Правильно ли это: “Самарская область”, “Россия” – писать с прописной буквы, а “самарцы, самарские магазины, самарская жизнь, российские банки и т.д.” – со строчной? Подскажите, пожалуйста, как звучит это правило. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно. С большой буквы пишутся образованные от географических названий прилагательные, если они являются составной частью географических и административно-территориальных названий, индивидуальных названий людей, а также наименований исторических событий, учреждений, памятников и т. п. В остальных случаях они пишутся с маленькой буквы. Поэтому: _Самарская область, Самарский государственный университет_, но: _самарская жизнь, самарские магазины_; _Российская ака демия наук , Российский университет дружбы народов_, но: _российские банки, российские газеты_.

Вопрос № 203503

Подскажите, пожалуйста, как пишутся названия станций метро, состоящие из 2 слов? например, “Академия Н(н)аук”, “Институт К(к)ультуры”, “Каменная Г(г)орка”. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В названиях станций метро с большой буквы пишется первое слово названия, а также все слова, которые пишутся с большой буквы в составе соответствующих топонимов. Например: _станции метро «Ака демия наук », «Технологический институт», «Площадь Восстания», «Площадь Александра Невского»._

Проректор института Пушкина разъяснил новые правила русского языка от Минпросвещения

И предсказал куда более глобальную реформу

Читайте также:
Русский язык как развивающееся явление - исторический процесс

Министерство просвещения РФ составило проект новых правил орфографии и пунктуации русского языка. Так как глобальных изменений в этой сфере не было аж с 1956-го года, россияне поневоле встревожились. Чиновники успокаивают: просто за последние 60 лет в языке произошли сильные изменения, появились новые слова, к примеру, «дилер», «офшор», «дефолт» и прочая. О грядущих изменениях мы поговорили с Михаилом Осадчим, доктором филологических наук, проректором по науке Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Михаил Осадчий. Фото: pushkin.institute.

– Ничего внезапного не произошло, надо понимать, что с 1956 года до сегодняшнего дня фактические изменения в орфографии, конечно, происходили. Они закреплялась переиздающимся орфографическим Словарём русского языка. Сначала Академическим, потом Русским орфографическим словарем под редакцией Лопатина, – говорит Михаил Осадчий. – Это важные издания, которые закрепляли написание некоторых новых слов, входивших в наш быт. С 1956 года выпускались разные справочники по орфографии, не имеющие силы академического свода правил, но они были авторитетными и всеми использовались. Справочники Дитмара Эльяшевича Розенталя, на которых выросло не одно поколение редакторов, журналистов, филологов. Усомниться в их полноте оснований нет.

Поэтому нельзя сказать, что шестьдесят лет был вакуум, что вообще ничего не происходило, что мы жили в отсутствии новых правил. Не было академического государственного консенсуса по этому поводу.

Сегодня мы имеем проект, который является результатом работы как раз целого академического коллектива. Является государственным актом. Это, конечно, другой уровень. Важно ли это? Конечно, важно, так как мы имеем дело с государственным языком, который является неотъемлемой частью любого государственного управления и вообще жизни общества.

Сегодня мы живем в век тестов, в век языка. Государство общается с гражданами текстами законов, и от того, насколько правильно те понимаются, пишутся, зависит качество работы государственных институтов. Насколько правильно журналисты отражают действительность в своих текстах, насколько адекватно читатели понимают эти тексты, от сферы коммуникации зависит информационное и психическое здоровье общества. Поэтому важно и в сфере орфографических правил выходить на уровень государственного консенсуса.

– То есть прежде всего в словари будут добавлены новые слова, как то «репер», «киллер», «риэлтор»?

– Слово «киллер» уже было. Важно подчеркнуть, что эти изменения никакой революции не произведут. Никакие правила не поменяются кардинально, но будет обобщена речевая практика, которая и сейчас уже существует. Изменения только устранят противоречия. Конечно, ритм жизни шестьдесят лет назад, двадцать пять лет назад и сейчас, в 2021-м году, существенно изменился. Он усилился. Разумеется, после 90-х, а особенно в цифровую эпоху, ускорилось проникновение в язык новых слов. Чрезвычайно разнообразной и свободной стала речевая практика. Письменная коммуникация увеличилась в объёме. Появились соцсети.

Но публичной, увы, стала в том числе и неграмотность. В 1956-м люди уж точно не писали массово в средствах массовых информации, а сейчас каждый может выражаться в соцсетях, комментировать.

– А что делать школьникам? Они придут на ЕГЭ – а тут новая орфография?

– Повторяю, что закрепляются изменения, которые были и до этого. Например, ранее считалось, что с большой буквы пишутся только органы высшего управления (Президент, Правительство), а вот министерства к ним не относились и должны были писаться с маленькой буквы, но практика такая, что почти везде и всегда они тоже пишутся с большой (к примеру, Минэкономразвития).

В задания по ЕГЭ спорные моменты никогда не вносились и вноситься не будут.

То, что произошло сегодня, полезно, но не революционно. Русская орфография живая, подвижная. Свод новых правил не ставит точку в ее развитии. Было бы правильнее пересматривать эти правила регулярно. Но не в плане их сущности и основ.

Думаю, российского общество ещё не дозрело до того уровня, когда потребуется глобальная реформа орфографии, как было во времена Петра Великого, после Октябрьской революции.

Хотя я думаю, что такая реформа рано или поздно произойдет.

– «Ё» уберут?

– Это все мелочи. Я лично считаю, что нам нужно двигаться к фонетическому принципу правописания, избегая случаев, когда написание и произношение сильно отличаются.

Сегодня мы слишком много времени тратим на то, чтобы запомнить, как пишутся те или иные слова. А можно просто приблизить написание к произношению и тогда в освободившееся время мы просто занимались бы более важными делами.

Полагаю, рано или поздно вопрос о такой реформе все-таки встанет, может быть, не сейчас, но через 50 лет или через 100. Такая дискуссия уже ведётся. А то, что произошло сегодня, это никакая не реформа орфографии, а лишь дополнения к уже имеющимся правилам.

Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой 3299

Наука – сфера деятельности, требующая не только ума, но прежде всего – времени. Ни один известный ученый не «выезжал» на одном таланте или эрудиции. До того, как стать известным, каждый из них долго и упорно «грыз гранит науки». Опыт подсказывает: чем раньше вы начнете свой научный путь, тем больше шансов, что путь этот будет плодотворным. В данной статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.

Мы разделили все советы на четыре блока для удобства чтения. Итак, приступим!

Читайте также:
Клала ударение - на какой слог правильно ставить читайте ответ онлайн

1. Учитесь читать научные книги

1.1. Учитесь читать большие книги

Совет, на первый взгляд, достаточно смешной, особенно для вчерашнего выпускника школы, который уже знаком с «Войной и миром» и «Тихим Доном». Но совет этот я считаю необходимым и самым важным. И вот почему.

Все вы, наверное, слышали ворчание людей старшего поколения: «Молодежь мало читает». Это не просто ворчание, разница в чтении между условно старыми и молодыми людьми есть. Только она не в количестве, а в качестве.

Сначала определим, что условные «старики» и «молодежь» различаются, по сути, не возрастом, а наличием или отсутствием интернета в детстве и юности. У «стариков» в школе и хотя бы отчасти в вузе интернета не было, а у молодых уже был. В сущности, разница буквально в 5-7 лет, но она – определяющая.

Автор данной статьи принадлежит в вышеупомянутом смысле к «старикам»: компьютер у меня появился в старших классах школы, а интернет – примерно на третьем курсе института. Поэтому в школе я вынужден был читать толстые книги, ходить в библиотеку, «гуглить» вручную – на библиотечных полках, в словарях и энциклопедиях. Информация не давалась «с лету»: чтобы найти нечто нужное, приходилось перелопатить горы всего. А для того, чтобы знать, что и как «лопатить», нужно было внимательно прочитать нудные и длинные, зато фундаментальные книги. Чтобы читать такие книги, нужен определенный навык. Я им владею с юности. Мне он кажется чем-то самим собой разумеющимся. Однако это не так.

Человеку, у которого гугл под рукой с начальной школы, не составляет труда найти любую информацию за пару секунд (у меня на это уходили дни, иногда – недели). «Молодые» в этом смысле – прекрасные поисковики. Однако подлинная наука предполагает не только поиск, но и анализ, обработку информации. И вот тут-то у молодых, не приученных к чтению длинных и занудных книг, возникают трудности. Потому что читать одну книгу в течение нескольких дней кажется им колоссальной тратой времени! Легче нагуглить – методику, приемы и прочее. А не учиться им из занудного научного труда.

Но без этого, с одним гуглом, науки не получится. «Гугл» в каком-то смысле только помогает собрать пазл из готовых кусков рисунка. Однако наука работает не только с «готовыми кусками» — иногда она вынуждает взяться за кисть, чтобы нарисовать этот еще никем не созданный рисунок.

И вот тут без «больших книг» не обойтись. Чтение фундаментальных трудов учит думать, анализировать, строить гипотезы. Учит, иначе говоря, самостоятельному научному мышлению. У него есть и другие плюсы, но пока достаточно этих.

1.2. Изучайте методику научного познания

В обычных университетских курсах этому уделяется прискорбно мало времени. С одной стороны, понятно почему: далеко не все студенты пойдут в аспирантуру. Но вот те, кто впоследствии решат связать свою жизнь с наукой, испытают немало трудностей. Им придется изучать методику научного познания «с чистого листа».

А ведь сама логика научной работы требует эту методику, как легкие кислород. К примеру. Я – молодой ученый. Но я собираюсь изучать не весь мир, а конкретный его элемент. Так я выбираю объект исследования. «Внутри» этого объекта я выбираю « предмет », то есть исследую не весь объект, а одну его характерную черту, нечто самое ценное в нем.

Однако я невольно задумываюсь: а будет ли мое исследование полезным, новым, откроет ли что-то важное или поставит насущный вопрос перед обществом? Отвечая на все эти вопросы, я формирую представление об актуальности и новизне , а также об области применения результатов исследования. Ну и, наконец, если ответами на все предыдущие вопросы я удовлетворен, я начинаю искать методологию . Объект – штука, как говорится, хитрая, ее голыми руками не возьмешь. Поэтому нужно обратиться к предшественникам, поискать, как они решали подобного рода задачи. А в предшествующей науке, как правило, можно найти не только конечные выводы, но и те способы, с помощью которых ученые приходили к этим выводам и делали открытия. Это, собственно, и будет методология, с помощью которой я смогу исследовать свой объект.

Это – вкратце. На самом деле все гораздо интереснее и глубже. Поэтому мы и даем совет – изучайте логику этого познания, читайте соответствующие книжки!

1.3. Учитесь разбираться во вспомогательных дисциплинах

Во-первых, это полезно для расширения кругозора. Во-вторых, слово «вспомогательные» образовано от слова «помощь» — эти дисциплины помогут вам разобраться в сложностях основных предметов и избавят от траты сил и времени.

Есть, скажем, такая дисциплина, как источниковедение. Она объясняет, какие источники информации существуют, чем они отличаются друг от друга, каким источникам можно доверять, а каким нет и так далее. Для гуманитариев разбираться в этом – критически важное умение. Ведь если историк или филолог не может определить достоверность источника – его труд окажется попросту ненаучным!

В целом изучение вспомогательных дисциплин – это закладка фундамента вашей будущей научной работы.

1.4. Изучайте английский язык

Английский язык сейчас рекомендуют изучать «для всего». Однако для науки он важен вдвойне, так как является не только языком международного общения, но в каком-то смысле и международным языком науки. В свое время такими были латынь и немецкий. Конечно, мы пишем научные тексты на родном языке. Однако для публикации в международных изданиях все-таки предпочтительнее уметь писать на английском.

Читайте также:
Который ставится ли запятая перед словом, правило обособления

Статьи ученых всего мира переводятся именно на английский язык – все последние данные и исследования можно прочитать почти исключительно на нем. Две крупнейшие научные базы – Scopusи Web of science – также существуют в англоязычном секторе интернета. Поэтому английский необходим как для ознакомления с научными трудами, так и для того, чтобы самому впоследствии войти в международное сообщество ученых. Также возможны участие в международных грантах, обучение по обмену (с зарубежными вузами), поступление в магистратуру за границу и впоследствии получение PhD. Все это предполагает знание английского языка.

1.5. Учитесь отличать научно-популярную литературу от собственно научной

Это не значит, что научпоп хуже, чем научный текст. Вовсе нет. Просто у них разные сферы применения, задачи и адресаты. Научный текст обращен к научному сообществу. Научно-популярный – к обычным людям, которые интересуются наукой. Однако если вы хотите стать ученым, то вам прежде всего нужно будет заслужить признание ученых, а не простых людей. А с помощью научпопа (под который часто маскируются и совсем не научные труды) это сделать никак нельзя.

2. Учитесь научному поиску

2.1. Не бойтесь спрашивать у преподавателей

Многие стесняются спрашивать, думая, что преподаватель подумает, что они глупы. Но поверьте, гораздо глупее выглядит человек, которому «все понятно». А вот если вы спрашиваете, значит, вы уже действительно кое-что поняли и теперь уточняете. Не говоря уже о том, что вы интересуетесь, что преподавателю всегда приятно. Ну и плюс: конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, который иногда может дать больше, чем целая «общая» лекция.

2.2. Ознакомьтесь с базами научных статей

Сегодня, как и раньше, все еще нужно рыться в библиотеке, но теперь эта библиотека – в вашем компьютере. Существуют базы научных статей и диссертаций, в которых можно быстро найти нужные публикации. Некоторые из них бесплатные, некоторые – с платной подпиской. Баз этих множество, в том числе и по отраслям знаний, назовем только некоторые из них: Академия Гугл , КиберЛенинка , Библиотека eLibrary , РГБ , Scopus . Даже если вы в первое время не будете активно работать над научной статьей, то, ознакомившись с этими базами, будете иметь представление, где можно взять нужную информацию.

2.3. Сайт «Молодой ученый»

На сайте «Молодой ученый» также есть поиск по статьям – в верхней части страницы. А еще журнал публикует научные статьи, в том числе начинающих ученых, студентов.

3. Учитесь писать научные статьи

3.1. Учитесь усидчивости

Самая большая добродетель ученого – это не талант, не эрудиция, не умение схватывать все на лету, а усидчивость. Да, да, вот такая, совершенно лишенная всякого пафоса и рисовки черта. Наибольших успехов достигает человек не просто со «светлой головой», но еще и с, прошу прощения, «железной задницей». И очень просто объяснить почему.

Наука, выражаясь метафорически, – это своеобразный склад, где очень много всего. И нельзя просто прийти на этот склад и выкинуть всё, ведь среди «хлама» хранятся бесценные вещи. Поэтому ученый приходит и – перед тем, как начать собственное исследование, а также во время его проведения – много лет тратит на то, чтобы «прибраться на складе». А это требует усидчивости.

Особенно показательны в этом отношении гуманитарные науки. Вот представьте. Берет какой-нибудь совершенно не имеющий отношения к филологии человек в библиотеке книгу, скажем, «Жизнь и творчество Есенина». Он читает и думает: «Ха, я тоже так могу написать, ничего сложного». И не догадывается, сколько пришлось автору просидеть в архивах, прочитать книжек, прежде чем написать свою. Попробуйте написать, я не говорю книгу – хотя бы статью про поэзию Есенина, а потом покажите ее какому-нибудь филологу с просьбой оценить научный уровень. Думаю, что преподаватель оценит ваше рвение, но приготовьтесь к критике! Потому что этот «простой» литературоведческий текст, оказывается, требует специальных знаний и умений, которые нарабатываются с помощью прежде всего усидчивости.

3.2. Овладевайте научным стилем

О том, как овладеть научным стилем, мы уже писали, отсылаем к этой статье – «Как овладеть научным стилем» .

Обратите внимание, что научный стиль в науке – это не какой-то каприз высокоумных «очкариков». Науке он жизненно необходим, так как удовлетворяет ее требованиям: точности, однозначности, эмоциональной нейтральности. Научный стиль – кузница если не мысли, то способа ее выражения. Но на самом деле и мысли тоже. Попробуйте писать научным стилем, и вы сразу ощутите, что думать стало труднее. Зато интереснее. И в конечном итоге – правильнее, объективнее.

3.3. Пробуйте писать научные статьи

Лучший способ как-то актуализировать свое увлечение наукой – пробовать писать статьи. Перейти, так сказать, от теории к практике. Тем более что есть научные журналы, которые публикуют студентов. Но даже если вы не попадете в РИНЦ , то, по меньшей мере, опубликуетесь в каком-нибудь студенческом сборнике и получите опыт написания статей.

Конечно, сразу заниматься узкой научной проблемой сложно. Поэтому можно начать с обзорных статей: подготовить материал о той литературе, которая уже существует по интересующей вас теме, и грамотно все это изложить. За время написания такой статьи вы научитесь навыкам сбора материала и выстраиванию его в последовательный, научно аргументированный текст.

Читайте также:
Являясь как пишется по правилам русского и почему?

Также можно писать аналитические статьи: брать некую научную проблему, сопоставлять взгляды на нее разных школ и ученых, делать выводы. Безусловно, такие статьи – еще не совсем научная работа в полном смысле слова, но очень хороший приступ к ней (который, кстати, пригодится в будущем).

4. Участвуйте в научных мероприятиях

4.1. Студенческие научные общества, кружки

Подобные общества и кружки – огромное подспорье для студента, желающего связать свою жизнь с наукой. Недавний выпускник школы, первокурсник едва ли четко понимает, как устроена научная жизнь. Кружки и общества помогут ему разобраться в этом, ведь ими руководят преподаватели-ученые. Мало того, участвуя в жизни студенческого научного общества, первокурсник узнает о конференциях, семинарах и сможет на них поработать. Также контакт с преподавателем в таких кружках – менее формален, чем во время обычного учебного процесса, что позволяет первокурсникам раскрыться, а научным работникам – более адресно и четко помочь своим молодым коллегам.

4.2. Вузовские конференции, кафедральные семинары

Конференции проводятся почти во всех учебных заведениях (о семинарах – и говорить нечего). С первого же курса лучше всего принимать в них участие – хотя бы в качестве зрителя и слушателя. Даже такое пассивное участие все равно очень много даст в понимании специфики науки. А уж если вы подготовите доклад, выступите, преодолевая волнение и даже попытаетесь ответить на вопросы – лучшего опыта для первокурсника и желать нельзя.

4.3. Участие в грантах

Иногда люди говорят, что можно совмещать приятное с полезным. Участие в грантах – как раз об этом. Конечно, чисто студенческих грантов не так много. Однако можно принять участие в составе группы, руководимой преподавателем или аспирантом. Вы не только сможете окунуться в науку: проводить нужные эксперименты, проявить публикационную активность, — но и почувствуете определенную отдачу. Ведь грант нацелен на результат, который исследовательская группа должна выдать на выходе. А также есть у него и приятный, пусть и не очень большой материальный бонус.

Также рекомендуем прочитать

Какой текстовый редактор выбрать студенту: краткий обзор

Опрос Вконтакте показал, что 76% из вас пользуются Microsoft Word и только четверть опрошенных выбирает другой текстовый редактор. Мы решили написать краткий обзор самых известных: вдруг вы упускаете полезные функции. И начнем, конечно, c Word.

Уровни образования в России

Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.

Как студенту сделать хороший доклад на конференции

Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.

Пишем красиво и грамотно: как помочь ребёнку избежать ошибок при письме?

Казалось бы, в век господства высоких технологий умение грамотно писать и излагать свои мысли отпадёт за ненадобностью. Но даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте и правильно построить предложение.

Поэтому было и остается важным и необходимым знание правил русского языка и умение применить их на практике.

Но что делать, если ребёнок постоянно пишет с ошибками? И возможно ли взрослому человеку научиться грамотному письму? О том, как научить ребёнка писать без ошибок, вы узнаете в данной статье.

Содержание:

  • Причины ошибок на письме у детей
  • Что такое дисграфия?
  • Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
  • Учимся писать без ошибок
    • Советы для учеников начальной школы и их родителей
    • Как помочь ребёнку средних классов?
    • Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

Причины ошибок на письме у детей

Учителя жалуются, что с популярностью гаджетов дети разучились грамотно писать диктанты и сочинения. На самом деле, проблема не только в этом.

Давайте попробуем разобраться, почему не всем детям удаётся писать слова без ошибок.

Причинами могут быть:

Незнание правил

Часто ребёнок ошибается, если не знает, как правильно пишутся те или иные слова.

В русском языке есть правила, которые предполагают традиционное написание слов, независимо от произношения. Например «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а».

Также не стоит забывать о правиле подбора проверочных слов и словарных словах, правописание которых нужно просто запомнить.

Если ребёнок недостаточно владеет этими правилами и не запоминает правильного написания слов, то ошибки на письме неизбежны.

Усталость

Пропуски букв или ошибки в окончаниях слов также возникают из-за утомления ребёнка, усталости и недомогания. Внимание становится рассеянным, и ученик допускает оплошность даже в тех словах, с правописанием которых прекрасно знаком.

Страх перед плохими оценками

Ребёнок боится получить плохую оценку за диктант или сочинение. Не может сосредоточиться на задании, отвлекается. И обязательно совершает ошибку: не дописывает слова, переставляет слоги местами.

Появление такого страха часто связано с тем, что родители слишком строги к успеваемости ребёнка.

Специфические проблемы

К ним относится леворукость, в том числе, и переученная, а также двуязычие в семье. Всё это способствует тому, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов.

Дисграфия

Зачастую ошибки на письме связаны с тем, что ребёнок страдает дисграфией.

Читайте также:
Фонетический разбор слова [деревья] звуко-буквенный анализ слова

Подробнее об этом нарушении вы узнаете в следующем разделе.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками. Дисграфия связана с недоразвитием определённых зон головного мозга. Поэтому ребёнок не владеет навыками анализа и синтеза речи.

По данным 2018 года, около 37% российских школьников страдают дисграфией.

Какие ошибки свидетельствуют о дисграфии:

  • пропуски букв и целых слогов в словах;
  • добавление лишних букв в слова;
  • замены букв, похожих по написанию;
  • зеркальное отображение букв;
  • слитное написание слов;
  • неправильное согласование слов;
  • неразборчивый почерк.

Коррекцией этого нарушения занимаются логопед и невролог. В сложных случаях применяется также и медикаментозная терапия.

Как грамотно написать диктант: секреты педагогов

Многие родители озабочены вопросом – как научить ребёнка писать диктанты без ошибок? Ведь тексты под диктовку начинают давать ученикам уже в начальной школе.

Учителя раскрывают секреты успешного написания диктантов.

Секрет №1. Развивайте мелкую моторику, тренируйте пальцы рук

Полезны занятия лепкой, аппликацией, пальчиковые игры. Они способствуют развитию умения красивого и аккуратного письма.

Секрет №2. Важна регулярность

Чтобы чему-то научиться, необходимо как можно чаще практиковать это действие. Это касается как вождения автомобиля, игры на музыкальном инструменте, так и умения грамотно писать.

Возьмите за правило писать с ребёнком два диктанта в неделю. Сложные слова повторяйте для него 2-3 раза.

Не акцентируйте внимание на неправильном написании, подчёркивая ошибки красной ручкой. Лучше занесите трудное слово в словарик и повторите с ребёнком правило, которое поможет написать это слово правильно.

Секрет №3. Правильно оформленное рабочее место

Место, где ребёнок учит уроки, должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью.

Также важно научить сына или дочь правильно сидеть за столом с прямой спиной и держать тетрадь под углом 45 градусов.

Если ребёнок сидит в неудобной позе, возникает избыточное мышечное напряжение, что ведет к быстрой утомляемости.

Секрет №4. Чтение вслух

Начинать читать ребёнку сказки, потешки, детские стихи рекомендуется с раннего детства. Когда он научится читать сам, просите его прочитывать каждое слово так, как оно пишется, чтобы запомнить правильное написание. Пусть чётко и внятно проговаривает все слова из текста.

После этого можно переходить к чтению так, как мы говорим.

Также детям нравится, когда родители читают вместе с ними по ролям с определённой интонацией, соответствующей характеру персонажа.

Секрет №5. Учение через увлечение

Любой, даже самый сложный материал, легче усваивается через игру.

Полезна будет игра в школу, где ребёнок предстаёт как в роли ученика, так и учителя. Пусть попробует сам провести диктант для родителей и проверить ошибки.

Секрет №6. Слушай внимательно

Объясните ребёнку правила написания диктантов:

  1. Обращай внимание на паузы, когда учитель читает текст.
  2. Не начинай писать, пока предложение не прочитано до конца.
  3. Не списывай у соседа. Он может и сам ошибиться.
  4. Когда пишешь сложное слово, проговори его вслух по слогам.
  5. Не спеши сдавать тетрадь. Ещё раз внимательно проверь свою работу.

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его готовности, но и безопасности. Приобретите детские GPS-часы или установите на телефон приложение «Где мои дети». С их помощью вы сможете проверить, как проходят уроки у вашего ребёнка, не обижают ли его в школе сверстники или учителя. А если ученик ходит в школу самостоятельно, вы сможете смотреть, каким маршрутом он следует (и оценивать его безопасность) и где он находится в данный момент.

Учимся писать без ошибок

Советы для учеников начальной школы и их родителей

Правильная мотивация

Ребёнок должен понимать, зачем ему необходимо грамотное письмо. Грамотно пишущий и говорящий человек всегда вызывает уважение у окружающих. Более того, эти навыки обязательно пригодятся в деловой жизни. Да и обычное смс-сообщение приятнее читать, когда оно не содержит в себе грамматических ошибок.

Обучение в виде игры

Как мы уже говорили, дошкольнику, как и школьнику младших классов, легче запомнить материал, если он будет преподнесён в игровой форме. Полезны будут следующие игры:

1. Найди и обозначь

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно, например, букву «л» обвести в кружок, а букву «а» зачеркнуть.

2. Эхо

Взрослый читает слово. Задача ребёнка – воспроизвести окончание этого слова. Затем написать его в тетрадь и выделить окончание специальным знаком.

3. Отыщи слово

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно найти слово по определённым признакам. Например, все слова на букву «с» или все слова, оканчивающиеся на букву «а».

4. Составь слово

Мама или папа раскладывают перед ребёнком карточки с буквами. Задача ребёнка – составить из них слово. Начинать лучше с простых слов: «дом», «сад», затем переходить к более сложным: «привет», «парта», «комод» и др. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему даются только буквы, из которых состоит нужное слово.

Можно усложнить игру: составить из букв название любимого фрукта или сладости. В этом случае слово ребёнок подбирает сам.

Эти и другие игры помогут школьникам научиться внимательно и без ошибок писать даже самые сложные слова.

Не забываем о физиологии

Не нужно заставлять ребёнка часами сидеть за столом и добиваться ровного каллиграфического почерка. Иначе занятия превратятся для него в пытку. 20-30 минут в день, посвящённых развитию грамотного письма, вполне достаточно для ученика младших классов.

Как помочь ребёнку средних классов?

Если у ребёнка после начальной школы так и не выработался навык грамотного письма, значит, необходимо продолжать эту работу и в средних классах.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

Ученикам помогут следующие упражнения:

Найди ошибку

Родитель составляет текст с ошибками в тех словах, правописание которых ребёнок не может никак запомнить. Задача ребёнка – найти слово с ошибкой и вспомнить правило, которым надо руководствоваться при написании этого слова.

Словарик сложных слов

Он необходим для записи словарных слов и слов, в которых ребёнок постоянно совершает ошибки. Взрослый диктует из него сначала слова, а затем предложения с этими словами, проверяя правильность написания.

Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Составь предложение

Ребёнку предлагаются карточки со словами, из которых он должен составить предложение и записать его в тетрадь. Взрослый проверяет правильное написание слов и грамотность текста.

Пропущенные слова

Ребёнок подбирает пропущенные по смыслу слова. Например: «Весной тает …., бегут …., прилетают с юга ….»

Составь слово

То же самое упражнение, что и для младших классов, но с использованием более сложных слов. Например, терминов из какой-либо области (рециркуляция, аббревиатура, диссимиляция и других).

Составь кроссворд

Ребёнок составляет кроссворд для родителей на определённую тему, например, по произведениям А.С. Пушкина, а они для него – из трудных по правописанию слов.

Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

Существует мнение, что если ребёнок не научится с первого класса грамотно писать, значит, и в дальнейшем это умение останется для него недостижимым.

Но специалисты уверяют, что это не так. Писать красиво и без ошибок можно научиться в любом возрасте.

Что можно посоветовать ученикам старших классов и взрослым людям для достижения грамотного письма:

  • Наберитесь терпения

Если вы действительно хотите научиться грамотно писать, потребуется время и желание, а также упорство в достижении цели. Занятия должны быть регулярными. Лучше, если они будут проходить в одно и то же время. Так ваш мозг быстрее привыкнет к необходимости совершенствования письменной речи.

  • Заведите привычку пользоваться орфографическим словарем, если не знаете правильного написания слова
  • Читайте много и с удовольствием

Чтение развивает внимание и зрительную память. Читая текст, вы неосознанно запоминаете правильное написание слов, в том числе и сложных. А если при этом ещё и проговариваете его, в дело включается моторная память. Выбирайте подходящие по интересам книги, но лучше отдавать предпочтение классике.

  • Переписывайте из книги понравившиеся вам выражения, цитаты

Чем больше, тем лучше. Обращайте внимание не только на правильное написание слов, но и на знаки препинания.

  • Заучивание стихов наизусть также способствует развитию грамотной речи
  • Не будет лишним, если привлечете к занятиям друга, подругу, мужа или жену

Можете устроить даже соревнование «Кто больше напишет текстов без ошибок?»

  • Создайте собственный словарь трудных слов и записывайте туда слова, правописание которых вам сложно запомнить. И периодически перечитывайте их
  • Повторите те правила русского языка, которые подзабыли со школьной программы
  • Если самостоятельные занятия не приносят вам пользы, воспользуйтесь услугами репетиторов

Научиться писать грамотно и без ошибок можно в любом возрасте, как ребёнку, так и взрослому. Главное – приложить к этому необходимые усилия и не бояться трудностей!

«Телик и квадрик»: правила русского языка обновят впервые за 65 лет

В Министерстве просвещения РФ решили обновить правила русской орфографии. По словам авторов документа, главные источники правописания были созданы еще в 1956 году. С тех пор в языке появилось много слов и выражений, написание которых не регламентируется никакими нормами. Как будут обновляться правила и когда в России появится их полный свод, выясняли «Известия».

Обновление правил

В Министерстве просвещения решили обновить правила русской орфографии. Инициатива размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как объясняют авторы документа, главные источники русского правописания — правила орфографии и пунктуации и академический орфографический словарь — были созданы еще в 1956 году. В изначальном виде правила существовали до середины 1990-х годов, когда в стране произошли социальные сдвиги — язык и письмо стали активно осваивать новые понятия и массово заимствовать иноязычные выражения.

За последние десятилетия в русском языке появились слова (особенно заимствованные), которые не регулируются никакими нормами, — например, «лоукостер», «каршеринг», «офшор».

Вместе с тем образовались новые языковые единицы («мини», «миди», «макси», «аудио» и «медиа»), стоящие на грани между словом и частью слова. В старых правилах нельзя найти сведений о том, как писать их со следующей частью слова — слитно или через дефис.

«Очевидно, что правила нуждаются в некотором пересмотре. Принятие поправок, уточнений и дополнений к правилам правописания, утвержденным уже более чем 60 лет назад, — дело совершенно естественное: письмо должно хотя и с отставанием, но всё же следовать за языком», — подчеркнули авторы документа.

«Телик» и «квадрик»

В Минпросвещения привели несколько примеров новых правил. Одно из них — написание буквы «э» после согласных. Так, в нормах 1956 года есть только три таких слова: «сэр», «мэр» и «пэр» — и это расходится с орфографическим словарем, где есть «мэтр», «пленэр», «рэкет» и другие узкоспециализированные слова с этой буквой.

Кроме того, авторы обращают внимание на правила написания буквы «э» после согласных «ж», «ч», «ш» и «ц», которое допускается только в трех случаях: в аббревиатурах (ЖЭС, ТЭЦ и т.д.), после приставки «меж» и первых частей в сложных словах («межэтнический», «Внешэкономбанк»), а также при передаче китайских слов («Шэньчжэнь», «жэнь»).

Читайте также:
Как пишется белорусский - с одной или двумя с и почему?

Также в документе регламентируются правила написания названий торговых марок — колбаса «Докторская», мыло «Детское», напиток «Фанта». В то же время в контексте бытового употребления фанта и кока-кола, как и любительская колбаса, и пошехонский сыр, пишутся без кавычек и со строчной буквы. Допускается и написание со строчной буквы имен собственных, ставших нарицательными, — это касается единиц измерения, названных в честь ученых (вольт, ампер, рентген) и наименований изделий и предметов (макинтош, кольт, адидасы).

Кроме того, в тексте уточняется правильное указание должностей, титулов, званий, учреждений. Во всех текстах, кроме официальных, слова «президент», «управляющий делами», «правительство» должны писаться с маленькой буквы. Составные имена, в которых вторая часть является не прозвищем, а нарицательным именем в роли приложения, пишутся через дефис — например, Рокфеллер-старший, Илья-пророк.

Также в документе уточняется, что просторечные неологизмы («телик», «велик», «квадрик») должны писаться с суффиксом «ик», который сохраняется при склонении. Разъясняются правила правописания служебных слов, междометий и наречий, слитное или раздельное написание «не», обновляются правила переноса слов.

«На стадии разработки»

Как объяснил «Известиям» главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов, в документе Минпросвещения речь идет только о проекте орфографических правил, который пока находится на стадии разработки.

По словам Пахомова, работа по созданию и утверждению свода правил «ведется не один год». Это в первую очередь необходимо для того, чтобы люди понимали, как писать новые слова, которые появились в языке за последние десятилетия.

— Официально действующие правила датированы 1956 годом — 65 лет назад, за это время язык пополнился новыми словами и типами слов, например с первой частью «интернет», «медиа», «бизнес», — поясняет филолог. — Все они давно есть в словарях и справочниках, но пока их нет именно в самих орфографических правилах. В будущем при их написании мы сможем ссылаться не на словари, а на сами правила.

При этом главред «Грамоты.ру» подчеркнул, что нововведения не меняют прежних правил и не отменяют исключений, которые были в языке.

— Если кто-то надеялся, что слова «стеклянный», «оловянный» и «деревянный» можно будет писать с одной «н», этого не случится. Старые правила остаются прежними, — резюмирует эксперт.

Когда появится полный свод правил

По словам ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова Ирины Левонтиной, новый свод орфографических правил был подготовлен группой лингвистов под началом Минпросвещения. Готовили его в том числе и специалисты орфографической комиссии Российской академии наук.

Говорить, что правила обновились, не совсем верно. Просто правилами 1956 года сегодня никто не руководствуется. Там даже для словосочетания «вооруженные силы» есть три варианта написания: «Вооруженные Силы» — если речь о силах СССР, «Вооруженные силы» — для стран Варшавского договора и «вооруженные силы» — для стран НАТО. Но главное, что было в правилах 1956 года, — это их статус: они были официально приняты, апробированы государством, — говорит собеседница «Известий».

Как отмечает лингвист, с 1956 года было издано множество учебников, пособий и справочников по русскому языку, но они не имели такого официального статуса. Сегодня речь идет о том, чтобы новый свод правил с таким статусом наконец появился. Ведь правила и пособия может писать кто угодно, и в них могут возникать противоречия.

— Именно поэтому Минпросвещения несколько лет назад опубликовало список рекомендованных, апробированных словарей. Нечто похожее сейчас должно произойти и с основными правилами орфографии, — рассказывает Ирина Левонтина. — К 2023 году орфографическая комиссия РАН должна подготовить полный свод правил русской орфографии и пунктуации, которые будут опубликованы на специальном портале. Это будет научное издание, имеющее в первую очередь академическую ценность. На его основе позже можно подготовить и словари, и учебные пособия. Материал для них будет проверен ведущими специалистами по русской орфографии.

Первым шагом в этом направлении стало утверждение предложенного Минпросвещения свода по орфографии. По словам лингвиста, важно понимать, что это не языковая реформа, как поспешили заявить некоторые СМИ, — новые правила лишь зафиксируют те положения, которые уже сложились в русском языке: приведут их в порядок и последовательно изложат.

— В свод 1956 года внесут редакционные изменения, избавятся от архаичных моментов и, наоборот, добавят новые, — подчеркивает собеседница «Известий».

Русский язык — это не про правила

С первого по 11-й класс несколько раз в неделю школьники пишут диктанты, склоняют, спрягают, вставляют буквы, разбивают на слоги, учат правила и словарные слова. То же самое полвека назад делали их бабушки и дедушки.

За редким исключением, русский язык — один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила. К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Читайте также:
Как пишется доброе утро с маленькой или заглавной буквы - читать примеры онлайн

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

написание слова не вызывает сомнений;

написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше — переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? — купается; что делать? — купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев, лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

Константин Дмитриевич Ушинский, учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский, преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать — гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

Беларусь или Белоруссия?

Наверное, многие из вас не раз задавались вопросом «Как правильно пишется: Беларусь или Белоруссия?». Ответ на данный вопрос мы найдем, погрузившись в лингвистику, историю и политику одновременно. Верно ли использовать оба наименования или правильнее выбрать только одно?

Правописание слова

Итак, в Беларуси или в Белоруссии?

Обратимся к официальным источникам страны.

  • В Конституции самой республики, например, используется единственный вариант написания слова – Беларусь.
  • В дипломатических документах, составленных на русском языке, также можно встретить только данный вариант.
  • Откроем общероссийский классификатор стран мира, чтобы посмотреть вариант написания там – тоже Беларусь. Данный классификатор, между прочим, отражает официально принятые в России названия государств.

Но!

  • Открыв Распоряжение Администрации Президента РФ от 1995 года, можно увидеть следующее: Республика Белоруссия – Белоруссия.

Это распоряжение считается официальным источником, на данные которого необходимо ориентироваться при составлении документов, служебных переписок и официальных переговоров.

Откуда тогда могла возникнуть путаница и как все-таки правильно?

Слово Белоруссия писали в советское время, оттуда такой вариант и вошел в современный русский язык, окончательно запутав подрастающее поколение. Изначально слово Беларусь появилось в речи в 1991 году – в год, когда Белорусская ССР перестала быть в составе СССР и начала самостоятельный путь.

Лингвисты утверждают, что в каждой стране складываются свои национальные традиции и порядок произношения слов. Поэтому называть страну Белоруссией не будет считаться ошибкой, если мы не говорим про официальную речь, где в основе лежат политические, а не лингвистические правила построения речи.

Также важно запомнить правописание прилагательного и существительного, образованных от бывшей некогда Белой Руси: белорусский, белорусы. Запоминаем, в середине данных слов пишется только О.

Кстати, чтобы было легче запомнить правописание слова Беларусь, держим в голове словосочетание «БелАя Русь» и сохраняем эту А в названии страны.

Само слово состоит из:

Корней -бел- и -русь, а также соединяющей буквы -а- между ними.

Беларусь спокойно склоняется по правилам имен собственных русского языка:

Им.п. Беларусь
Р.п. Беларуси
Д.п. Беларуси
В.п. Беларусь
Тв.п. Беларусью
Пр.п. о Беларуси

Но как только в предложение добавляется слово «республика», важно не забывать, что собственное существительное просклонять по падежам уже не получится: в Республике Беларусь, Республику Беларусь, Республики Беларусь.

Считается, что слово Белоруссия – это всего лишь пережиток прошлого, который еще себя не искоренил. Сами белорусы используют в речи только вариант Беларусь и очень трепетно относятся к грамотному произношению названия своей страны.

Что касается словарей и энциклопедий, многие из них внесли ряд изменений в правописание слова, но некоторые так и оставили в тексте оба варианта написания.

Послушаем напоследок мнение заведующего отделом института русского языка РАН: по нормам русского языка – правильно писать Белоруссия, но по правилам национального языка республики — Беларусь.

Примеры предложений

  1. А ты когда-нибудь ездил в Беларусь?
  2. Ученик долго не мог найти на карте Республику Беларусь.
  3. Тема сегодняшнего урока: «Почему Беларусь вышла из состава СССР?».
  4. Мы давно живем в Москве, а бабушка и дедушка до сих пор живут в Беларуси.
  5. Что больше всего тебя привлекает в Беларуси?
  6. А меня поймут в Беларуси, если я не говорю на белорусском языке?

Ошибочное написание

  • Белорусь
  • Беларусия
  • Беларуссия
  • Белорусия
  • Беларусия

Все вышеперечисленные варианты написания слов ошибочны и категорически не могут использоваться в русском языке.

Синонимы

Так как это название страны, то подобрать синонимы невозможно. В речи советуем использовать только Беларусь или Республика Беларусь, если не хотите попасть в неловкую ситуацию.

Заключение

Итак, Республика Беларусь или Республика Белоруссия – правописание будет зависеть от речевой ситуации, то есть от конкретного момента речи.

Официально государство называется Беларусь, поэтому именно этот вариант и является единственным грамматически верным, который используется на официальных встречах, документах, а также в деловых переписках.

А тем, кто привык к советскому варианту слова, мы можем предложить следующий компромисс: используйте в неофициальной, разговорной речи слово Белоруссия сколько захочется, но уважайте язык и традиции другой страны и не забывайте о правилах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: