Бюджетный процесс – стадии, участники, принципы

Бюджетный процесс и участники бюджетного процесса

Основные этапы бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Иными словами, бюджетный процесс – комплекс действий уполномоченных органов власти, начиная от составления проекта бюджета, его утверждения, фактического исполнения и заканчивая контролем за обеспечением уполномоченными органами соблюдения бюджетного законодательства в процессе всех этих действий.

Этапы бюджетного процесса:

  1. Составление проектов бюджета
  2. Утверждение проекта бюджета
  3. Исполнение бюджета
  4. Формирование отчетности об исполнении бюджета
  5. Мониторинг и контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль

Время работы: пн-пт с 9.00 до 18.00

Социальные сети и контакты сотрудников:

Поиск по сайту

Как работает поиск

Используйте фильтр по материалам, чтобы уточнить, где выполнять поиск.

При выборе фильтров из второго выпадающего списка:

  • “Любое из слов” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствует хотя бы одно слово из запроса.При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы или слова:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные;
    • государственные;
    • праздники.
  • “Фраза целиком” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют все слова из запроса. При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные.

При выборе фильтров из третьего выпадающего списка:

  • “С учетом морфологии” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют слова из запроса с учетом морфологии. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • дому;
    • дома.
  • “Вхождение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где запрос является составной частью слова в тексте страницы. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • домашний;
    • домовитый;
    • управдом.
  • “Точное совпадение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где встречается точное совпадение запроса. При запросе “Буря мглою небо кроет”, будут найдены страницы, где содержится точно такая же фраза (с учетом количества слов, пробелов, написания слов и их последовательности).

Бюджетный процесс – стадии, участники, принципы

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государст­венного или муниципального бюджета) и эффективного его использова­ния для обеспечения функции государства и местных органов власти.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность уча­стников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок сто осуществления.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: 1) Бюджетным кодексом РФ; 2) соответствующим законом субъекта Федерации; 3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регули­рующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюд­жетного процесса: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотре­ние и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) подготов­ка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми орга­нами только после утверждения соответствующего бюджета, что соз­дает основу для исполнения бюджета.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ опре­деляет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и поря­док ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления бюд­жета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

В основе организации бюджетного процесса лежат общие прин­ципы организации бюджетной системы.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и по­следовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджет­ными полномочиями, входят финансовые органы, органы денеж­но-кредитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регу­лирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Субъекты РФ в целях осуществления бюджетной политики соз­дают финансовые органы и органы финансового контроля в соответ­ствии с собственным законодательством. Муниципальные образова­ния в целях обслуживания местного бюджета и управления его сред­ствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: а) Президент РФ; б) органы законодательной (представительной) власти; в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; г) органы денежно-кредитного регулирования; д) органы государст­венного и муниципального финансового контроля; (е) главные рас­порядители и распорядители бюджетных средств; ж) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъек­тов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Читайте также:
Органы исполнительной власти РФ - понятие и статус

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организа­ции, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ , которое:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствовании Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований Российской Федерации, орга­низует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантии Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
  • предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Рос­сийской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муници­пальным образованиям и юридическим лицам;
  • проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в слу­чае заключения соответствующих бюджетный соглашений;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
  • устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
  • открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
  • обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;
  • получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов;
  • приостанавливает операции по лицевым счетам главных распоря­дителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность за:

а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

б) финансирование расходов, связанных с предоставле­нием бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных га­рантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;

в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям;

г) своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

д) своевременность представления от­четов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

е) фи­нансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обяза­тельств бюджета;

з) осуществление контроля за соблюдением бюд­жетного законодательства РФ главными распорядителями, распоря­дителями и получателями бюджетных средств, кредитными организа­циями;

и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финан­совыми органами получателям бюджетных средств.

Бюджетный процесс

Понятие, задачи бюджетного процесса

Бюджетный процесс – это урегулированный нормами права порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Определение бюджетного процесса содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Кодекс, закрепляя соответствующую дефиницию,не указывает стадию составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Однако именно отчет об исполнении бюджета имеет организующее и контрольное значение для бюджетной деятельности государства. Соответственно стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета также должна учитываться дефиницией бюджетного процесса, предусмотренной нормами права .

Стадии бюджетного процесса осуществляются за счет деятельности уполномоченных субъектов процессуальных бюджетных правоотношений. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; Банк России; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов (ст. 152 БК РФ). Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне в числе прочих также являются: Федеральное Собрание (РФ); Правительство РФ (ст. 164 БК РФ); Министерство финансов РФ (ст. 165 БК РФ); Федеральное казначейство (ст. 166 1 БК РФ); Счетная палата РФ (ст. 164 БК РФ).

Каждый участник бюджетного процесса выполняет свои специальные функции, соответствующие его компетенции.

Например, Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов (ст. 156 БК РФ). Для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе могут привлекаться кредитные организации. Кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст. 156 БК РФ).

Читайте также:
Антиглобализм - возникновения движения, суть, цели и взгляды

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 157 БК РФ).

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (ст. 158 БК РФ).

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).

Таким образом, состав участников бюджетного процесса довольно широк. Участники бюджетного процесса, его стадии являются характеристиками “бюджетного процесса” как бюджетно-правовой категории.

Исходя из предложенных характеристик бюджетного процесса его задачами следует считать четкое оформление законодательного процесса относительно “бюджетного плана” государства и муниципальных образований; эффективное планирование распределения бюджетных ресурсов между различными субъектами, направленное на финансовое обеспечение реализации задач и функций государства; контроль за “движением” бюджетных средств от момента их формирования до момента использования.

Принципы бюджетного процесса

Под принципами бюджетного процесса следует понимать основные начала, положенные в основу регулирования деятельности, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное бюджетное планирование.

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в две группы:

а) принципы бюджетного процесса, свойственные также бюджетной системе государства в целом;
б) принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития процессуальных отношений.

Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, непосредственно связанных с бюджетным процессом, следует отметить следующие: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов; сбалансированность бюджета; гласность; достоверность бюджета и др. (ст. 28 БК РФ).

К принципам бюджетного процесса второй группы, отражающим его сущность как специфической сферы формирования и развития процессуальных отношений, относятся:

  1. разграничение бюджетной компетенции между органами различных ветвей власти;
  2. принцип учета в рамках бюджетного процесса специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией;
  3. ежегодность бюджета;
  4. единство кассы.

Охарактеризуем указанные принципы.

Разграничение бюджетной компетенции между органами различных ветвей власти как принцип бюджетного процесса подразумевает распределение полномочий, связанных с бюджетным процессом, между органами представительной и исполнительной власти. Так, составление и исполнение бюджета осуществляется органами исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – к полномочиям представительных органов власти. Эти органы вступают в бюджетный процесс последовательно, реализуя свои полномочия, исходя из содержания стадий бюджетного процесса (ст. 153, 154 БК РФ).

Принцип учета в рамках бюджетного процесса специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией, является важным принципом. Использование более-менее стабильных показателей, предусмотренных бюджетной классификацией, имеет организующее значение для бюджетного процесса, делает бюджетное планирование более четким и “прозрачным”, позволяет сопоставить показатели бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Ежегодность бюджета означает обязательное принятие бюджета до начала планируемого финансового года. Согласно ст. 5 БК РФ закон о бюджете принимается на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год является периодом продолжительностью в 12 месяцев, в течение которого начинается и заканчивается исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства. В Российской Федерации бюджетный год совпадает с календарным годом и начинается с 1 января, заканчивается 31 декабря (ст. 211, 264 БК РФ). Согласно ст. 264 БК РФ после 25 декабря текущего года не допускается принятие бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами Казначейства 28 декабря. Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается 31 декабря. Таким образом, до названной даты включительно органы Казначейства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лимиты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для исполнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный процесс, согласно сложившейся российской практике, длится относительно бюджета на конкретный (предстоящий) год более двух лет. Этот срок носит название бюджетного цикла. Бюджетный цикл – срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии.

Принцип ежегодности бюджета во многом совпадает с принципом периодичности бюджета. Периодичность бюджета означает, что бюджет сохраняет юридическую силу в течение времени своего действия. После окончания текущего года по общему правилу бюджет перестает существовать, уступая место бюджету следующего финансового года.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ (ст. 216 БК РФ).

Стадии бюджетного процесса

Под стадией бюджетного процесса следует понимать совокупность действий уполномоченных органов власти, осуществляющихся в строгой последовательности и нацеленных на достижение задач бюджетного процесса.

Читайте также:
Органы местного самоуправления - виды, полномочия, структура

Бюджетный процесс включает в себя несколько стадий:

а) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
б) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
в) исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
г) составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов (ст. 169–264 БК РФ).

Все стадии бюджетного процесса тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, например, от качественного и своевременного составления проекта бюджета зависит исполнение бюджета, утвержденного в установленном законом порядке, и, соответственно, процессы распределения бюджетных средств государства и муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее отдельные стадии бюджетного процесса.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств (ст. 169, 173 БК РФ). Не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию РФ направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год (ст. 171 БК РФ).

Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ). В проект закона (решения) о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета (ст. 181 БК РФ). Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики и др. (ст. 182 БК РФ).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством (ст. 185, 192 БК РФ). Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации (ст. 194 БК РФ). Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный на рассмотрение законодательному органу, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК РФ).

После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208 БК РФ).

Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне – Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ). Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам (ст. 218, 219 БК РФ). Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (ст. 264 БК РФ). Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган.

Таким образом, анализ стадий бюджетного процесса позволяет сделать вывод , что он представляет собой довольно сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.

Вопрос. Бюджетный процесс: понятие, стадии и принципы. Участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности[1].

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

• прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

• приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

• общий объём расходов;

• верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

• нормативная величина резервного фонда;

• дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

• предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

• вернуть в правительство на доработку;

• поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

• приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

• бюджетные ассигнования по разделам;

• программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

• программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

Читайте также:
ООН (Организация Объединенных Наций) — история, состав, цели

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

• составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

• утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

• исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

• контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:

• Президент Российской Федерации;

• высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

• законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

• исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

• Центральный банк Российской Федерации;

• органы государственного (муниципального) финансового контроля;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• главные распорядители бюджетных средств;

• главные администраторы доходов бюджета;

• главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

• получатели бюджетных средств.

41 вопрос. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального Бюджета

Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета Российской Федерации принимает Президент РФ за’1^ месяцев до начала соответствующего финансового

(бюджетного) года. На основании решения Президента РФ Правительство организует всю последующую работу по составлению проекта федерального бюджета РФ. В своем постановлении Правительство РФ определяет порядок и сроки разработки бюджетной системы РФ в целом на соответствующий финансовый год.

Министерство финансов РФ обеспечивает методическое руководство и координацию работы министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований по составлению проектов соответствующих бюджетов и бюджетного послания Президента РФ.

Составление проекта федерального бюджета РФ проходит несколько этапов. На первом этапе производятся разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; составление сводного баланса финансовых ресурсов;

определение основных направлений бюджетной политики; расчет контрольных цифр проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Министерства и ведомства РФ, государственные организации на основе .доведенных до них прогнозов общеэкономических показателей представляют в Министерство финансов РФ и в Министерство экономики РФ расчеты и обоснования проектируемых на соответствующий период расходов на содержание учреждений и организаций, финансируемых ,из федерального бюджета РФ, и на осуществление целевых комплексных программ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки ‘должны представить в Министерство финансов РФ свои запросы и обоснования для получения в планируемом бюджетном периоде субвенций из федерального бюджета РФ.

Первый этап работы по составлению проекта федерального бюджета РФ занимает три месяца.

На втором этапе, который длит.ся следующие четыре месяца, Министерство финансов РФ анализирует все представленные показатели и разрабатывает на их основе контрольные цифры проекта федерального бюджета РФ. Эти контрольные цифры вместе с показателями социально-экономичского развития Российской Федерации передаются Министерством финансов РФ территориальным органам исполнительной власти для их детальной проработки и согласования. При этом территориальные органы могут вносить свои предложения по корректировке

представленных им показателей проекта бюджета исходя из интересов своих территорий.

На третьем этапе, занимающем последующие два месяца, Правительство Российской Федерации готовит проект бюджетного послания.

Бюджетное послание содержит:

а) основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;

б) сводный финансовый баланс по территории РФ;

в) основные направления .бюджетной политики РФ;

г) сведения о государственных доходах на территории РФ;

д) проект федерального бюджета РФ;

е) проект консолидированного бюджета РФ;

ж) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых (бюджетных) годов9.

Сведения, необходимые для составления проекта бюджетного послания, представляются в Министерство финансов РФ органами исполнительной власти субъектов Федерации, Государственным комитетом РФ по статистике, Министерством экономики РФ и другими федеральными министерствами и ведомствами.

Составленный проект бюджетного послания передается Правительством РФ Президенту Российской Федерации. Президент РФ в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году, выступает с бюджетным посланием на заседании Государственной Думы, в функции которой входит принятие федеральных законов10. Одновременно принимаются меры к опубликованию бюджетного послания в печати.

Бюджетное послание может быть заслушано на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы”.

После выступления Президента РФ с бюджетным посланием начинается рассмотрение проекта федерального бюджета РФ Государственной Думой. Согласно ст. 114 Конституции РФ проект федерального бюджета представляется Государственной Думе Правительством РФ.

Вначале проект федерального бюджета рассматривают комитеты и комиссии, образуемые Государственной Думой, и выносят по нему свои заключения, которые представляются в Комиссию Государственной Думы по бюджету, планам, налогам и ценам. Эта Комиссия обобщает заключения других комиссий и составляет заключение по проекту федерального бюджета, которое представляется на заседании Государственной Думы.

На заседании Государственной Думы заслушивается постатейно заключение Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.

По результатам обсуждения Государственная Дума принимает постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. Постановление Государственной Думы о санкционировании федерального бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий финансовый год, так и на более длительный (двух-трехлетний) период для выполнения соответствующих программ.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) в размеры бюджетных расходов, в обязательном норядке должны быть рассмотрены в процессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в части выделения ассигнований откладывается до санкционирования этих расходов в следующем финансовом году.

Читайте также:
Типы избирательных систем - сравнительная таблица, плюсы-минусы

На основании постановления Государственной Думы о санкционировании бюджетных расходов Президент РФ организует доработку и уточнение проекта федерального бюджета. Уточненный проект вновь представляется в Государственную Думу для его рассмотрения, вначале — в ее комитетах и комиссиях с подготовкой сводного заключения комиссией по бюджету, планам, налогам и ценам, а затем на заседании Государственной Думы. В сводном заключении по проекту бюджета, составленном Комиссией по бюджету, планам, налогам и ценам, содержатся показатели как по основным его характеристикам, так и по отдельным статьям. К основным характеристикам проекта бюджета относятся: верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть) и пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

На заседании Государственной Думы с докладом о бюджете выступает Президент РФ или по его поручению иное должностное лицо. С содокладом, как правило, выступает Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам.

После обсуждения проекта бюджета на заседании Государственной Думы начинается его утверждение. Вначале утвер

ждаются основные характеристики проекта бюджета, а после этого — бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. руб., должен быть выделен отдельной строкой.

В качестве самостоятельной статьи бюджета включаются ассигнования на финансирование деятельности органов государственной власти (законодательной и исполнительной), судебной власти и органов прокуратуры. Решения об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащиеся в окончательном варианте проекта федерального бюджета, представленном Правительством РФ.

Принятый Государственной Думой федеральный бюджет оформляется законом. Закон о федеральном бюджете, принятый Государственной Думой, должен быть в обязательном порядке в течение пяти дней передан для рассмотрения и одобрения в Совет Федерации.

В течение четырнадцати дней Совет Федерации должен рассмотреть принятый Закон о федеральном бюджете и либо одобрить его, либо отклонить. Данный срок имеет не только чисто процессуальное, но и юридическое значение: Конституцией РФ предусмвтрено, что закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен (ст. 105).

В случае отклонения Закона о федеральном бюджете Советом Федерации палаты могут на паритетных началах образовать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При повторном рассмотрении Государственной Думой Закона о федеральном бюджете, независимо от ее согласия или несогласия с решением по нему Совета Федерации, закон будет считаться принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае неутверждения Государственной Думой отдельных статей федерального бюджета до первого декабря года, предшествующего финансовому, Правительство РФ имеет право

расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по этим статьям Государственной Думой. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных Правительством РФ по неутвержденным статьям федерального бюджета, не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предшествующий финансовый год.

Принятый Государственной Думой Закон о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его и передает Федеральному Собранию — парламенту РФ — для повторного рассмотрения.

Отклоненный Президентом РФ Закон о федеральном бюджете вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении Закон о федеральном бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение бюджета. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Центральном банке России. Федеральное казначейство вправе открывать иные счета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. В соответствии со ст. 245 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов РФ составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передает ее на исполнение Федеральному казначейству. Санкционирование расходов федерального бюджета включает:

• утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств;

• утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

Читайте также:
Легитимность - определение, виды и принципы, критерии

• подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до получателей средств через органы федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства.

Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета РФ, используя материалы проверок и ревизий. После получения заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума в соответствии со ст. 279 БК РФ заслушивает:

• доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

• доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

• заключение Председателя Счетной палаты России;

• доклад Генерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетного законодательства. По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

• об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

• об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие, участники, принципы и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами пра­ва деятельность органов государственной власти, органов местного са­моуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением.

Стадиями бюджетного процесса являются:

– составление и рассмотрение проектов бюджетов и государ­ственных внебюджетных фондов;

– исполнение и контроль за их исполнением.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса опре­делены применительно к каждому из участников процесса.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4. Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями: составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство; представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5. Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6. Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К принципам бюджетного процесса относятся: • общие принципы бюджетной системы РФ. такие как. • единство бюджетной системы РФ; • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; • самостоятельность бюджетов; • равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; • сбалансированность бюджетов; • эффективность и экономность использования бюджетных средств; • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; • гласность; • достоверность бюджетов; • адресность и целевой характер бюджетных средств; • специальные принципы, к которым относятся: • последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти); • ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: “прозрачности” бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития); • публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати); • специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности)

Читайте также:
Партийная система определение, структура, типы и классификация

11. Бюджетный процесс федерального уровня: составление проекта бюджета

Бюджетный процесс федерального уровня — это регламентиро­ванная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению феде­рального бюджета, его исполнению и заключению, а также со­ставлению и утверждению отчета о его исполнении. Бюджетный процесс федерального уровня охватывает следу­ющие стадии бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполне­ние бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

1. Непосредственная работа по составлению проекта федераль­ного бюджета проводится Министерством финансов РФ. Однако ответственность за эту деятельность несет Правительство РФ.

Правительство РФ организует работу по доведению до зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на очередной финан­совый год.

Составленный и согласованный проект федерального бюд­жета Правительство РФ до 15 августа вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Прави­тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль­ных законов о бюджетах государственных внебюджетных фон­дов, а также предложения о повышении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий. Вместе с этими документами в Государственную Думу направляются: предвари­тельные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; прогноз соци­ально-экономического развития Российской Федерации на оче­редной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Фе­дерации на очередной финансовый год; прогноз консолидиро­ванного бюджета РФ на очередной финансовый год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюд­жета субъектов РФ в очередном финансовом году; федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию ре­гионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год; федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; рас­четы по статьям классификации доходов федерального бюдже­та, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной фи-

Глава 12. Правовые основы бюджетного процесса

нансовый год; международные договоры Российской Федера­ции, вступившие в силу для Российской Федерации и содержа­щие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимст­вованиях и государственных кредитах; программа государствен­ных внешних заимствований Российской Федерации и предое^ тавления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам за­долженности и с разбивкой по отдельным государствам в очеред­ном финансовом году; структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимство­ваний, предусмотренных на очередной финансовый год для фи­нансирования дефицита федерального бюджета; программа пре­доставления гарантий Правительства РФ на очередной финансо­вый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года; проекты федеральных законов о приостановле­нии действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесе­нии изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. До 1 августа текущего года Прави­тельство РФ представляет в Государственную Думу проект фе­дерального закона о тарифах страховых взносов в государствен­ные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Кро­ме этого Правительство РФ представляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год; программу предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждо­му виду расходов и отчет о предоставлении средств на возврат­ной основе за отчетный год и истекший период текущего года; поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; проекты программ пре­доставления гарантий Правительства РФ на очередной финан-

Финансовое право России Особенная часть

совый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший финансовый год; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержа­ние военнослужащих и гражданского персонала с указанием их штатной численности

Центральный банк РФ до 1 октября текущего года представ­ляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на оче­редной финансовый год, предварительно согласованный с Пре­зидентом РФ и Правительством РФ.

12. Бюджетный процесс федерального уровня: рассмотрение и утверждение проекта бюджета

2. Получив проект федерального закона о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год, Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Госу­дарственной Думы в течение суток направляет его в Комитет-Государственной Думы по бюджету и налогам для подготовки заключения о соответствии представленных документов и мате­риалов требованиям БК РФ.

Одновременно с внесением в Государственную Думу законо­проект о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту РФ.

После рассмотрения указанного законопроекта в комитетах палаты он с замечаниями и предложениями депутатов выносит­ся на рассмотрение Государственной Думы, которая может об­суждать его в четырех чтениях, каждое из которых имеет свой предмет и процедуру.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год согласно Конституции РФ в течение пяти дней со дня принятия переда­ется на рассмотрение Совета Федерации. Указанный федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Феде­рации этого федерального закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор­ному рассмотрению Государственной Думой.

Читайте также:
Политическая система - понятие и структура, типы и виды

В случае несогласия Государственной Думы с решением Со­вета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при по-

Глава 12 Правовые основы бюджетного процесса

вторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в те­чение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание и обнародование этого закЬна Президенту РФ отводится 14 дней. Если Президент РФ в тече­ние этого срока отклонил закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

В случае непринятия федерального закона о федеральном бюджете до начала очередного финансового года БК РФ пре­дусматривает возможность временного управления бюджетом (ст. 190). В случаях невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государ­ственная Дума может принять федеральный закон о финанси­ровании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные орга­ны исполнительной власти производят расходование бюджет­ных средств в соответствии с указанным федеральным законом (ст 211 БКРФ)

13. Бюджетный процесс федерального уровня: исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

3. Исполнение федерального бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса, представляющий собой действия по мо­билизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют федеральные органы исполни­тельной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в федеральный бюджет, получатели бюджетных средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов: утверждение и доведе­ние бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие бюджетных обязательств бюдже­тополучателями; утверждение и выверка исполнения бюджет-

Финансовое право России. Особенная часть

ных обязательств; расходы и платежи по реализованным бюд­жетным обязательствам лиц.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства; распределение в соот­ветствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм до­ходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо­дах федерального бюджета в соответствии с бюджетной класси­фикацией.

4. Отчет об исполнении федерального бюджета осуществляет­ся на основании единой методологии, устанавливаемой Прави­тельством РФ. Правительство РФ предоставляет ежекварталь­ные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ. Отчет об ис­полнении федерального бюджета утверждается (или отклоняет­ся) Федеральным Собранием РФ. Утвержденный отчет об ис­полнении федерального бюджета подлежит опубликованию.

Бюджетная система. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса (без отрыва от работы)

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ

  • государственных и муниципальных служащих

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ

  • получение новых знаний в области теории и практики функционирования современных государственных и муниципальных финансов,
  • формирование практических навыков по анализу формирования доходных и расходных статей бюджетов различных уровней,
  • совершенствование знаний слушателя, полученных им при выполнении своих служебных обязанностей,
  • формирование знаний, соответствующих современным требованиям по повышению эффективности бюджетных расходов

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ СЛУШАТЕЛЬ БУДЕТ

ЗНАТЬ:

  • основные категории и понятия, используемые в науке о государственных и муниципальных финансах;
  • состав и основы бюджетного законодательства, состав бюджетной классификации Российской Федерации;
  • особенности устройства бюджетной системы Российской Федерации;
  • принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и практику их реализации;
  • этапы бюджетного процесса в Российской Федерации, их реализацию в современных условиях;
  • бюджетную классификацию доходов и расходов, отражающую современное видение государственного подхода к реализации функций органов власти различных уровней и органов местного самоуправления;
  • основные направления теории и практики модернизации бюджетных процессов в РФ.

УМЕТЬ:

  • применять нормативно-правовые акты, регулирующие формирование и функционирование государственных и муниципальных финансов;
  • проводить анализ организации государственных и муниципальных финансов, их влияния на экономическую стабильность и социальное развитие;
  • оценивать показатели исполнения бюджетов, использовать их в ходе формирования и использования государственных и муниципальных финансов;
  • давать оценку устойчивости бюджетов различных уровней;
  • анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами;
  • определять условия и направления модернизации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами;
  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационных обзоров, докладов

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  • Программа направлена на формирование у слушателей целостного, системного взгляда на бюджет и бюджетную систему РФ, на совершенствование профессиональных компетенций, повышению квалификации специалистов, должностных лиц, занятых в сфере государственных и муниципальных финансов;
  • Программа позволит сократить время решения сложных задач по формированию, исполнению и контролю бюджетов различных уровней

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

  • Программа предполагает обучение в режиме с применением электронных информационно-образовательных ресурсов под руководством опытных организаторов и высокопрофессиональных преподавателей-тьюторов НИУ РАНХиГС.
  • Слушатель обеспечивается полным комплектом электронных учебно-методических материалов по теме программы (электронные учебные пособия, методические рекомендации по организации обучения, тестовые комплексы, дополнительные материалы).
  • По окончании обучения слушатели проходят итоговое тестирование с целью выявления индивидуальной эффективности усвоения знаний по темам программы повышения квалификации.
Читайте также:
Политическая идеология - определение понятия, функции

ПРОГРАММА

План программы обучения объемом 18 учебных часов

Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

  1. Бюджетная система и принципы ее построения. Основные звенья бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
  2. Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.
  3. Принципы бюджетной системы РФ.

Тема 2. Бюджетный процесс в РФ

  1. Понятие, этапы и участники бюджетного процесса в РФ. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса.
  2. Составление проектов бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Составление и рассмотрение бюджета. Исполнение бюджета.
  3. Отчет об исполнении бюджета.

Тема 3. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

  1. Экономическое содержание и сущность доходов бюджетов.
  2. Классификация доходов.
  3. Доходы федерального бюджета.
  4. Доходы бюджетов субъектов РФ.
  5. Доходы местных бюджетов.

Тема 4. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ

  1. Экономическое содержание и сущность расходов бюджета. Виды бюджетных расходов.
  2. Расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации, расходы местных бюджетов.
  3. Расходные обязательства публично-правовых образований.

Тема 5. Модернизация бюджетных отношений

  1. Современные формы повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровне.
  2. БОР — бюджетирование, ориентированное на результат.
  3. Автономные учреждения как новая форма хозяйствующих субъектов в секторе оказания бюджетных услуг.
  4. Новые бюджетные учреждения.
  5. Казенные учреждения.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.

План программы обучения объемом 72 учебных часа

Тема I. Бюджетная система как финансовая основа государства

  1. Бюджет: понятие, сущность, функции.
  2. Бюджетное устройство бюджетная система. Бюджетное устройство унитарного государства. Бюджетное устройство федеративного государства.
  3. Бюджетный процесс: понятие, задачи, этапы. Практика организации бюджетного процесса за рубежом.

Тема 2. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

  1. Бюджетная система и принципы ее построения.
  2. Основные звенья бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
  3. Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.
  4. Принципы бюджетной системы РФ.

Тема 3. Бюджетный процесс в РФ

  1. Понятие, этапы и участники бюджетного процесса в РФ. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса.
  2. Составление проектов бюджетов, их рассмотрение и утверждение.
  3. Составление и рассмотрение бюджета.
  4. Исполнение бюджета.
  5. Отчет об исполнении бюджета.

Тема 4. Бюджетная классификация

  1. Понятие и назначение бюджетной классификации РФ. Структура кодов бюджетной классификации.
  2. Классификация доходов бюджетов.
  3. Классификация расходов бюджетов.
  4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Классификация операций публично-правовых образований.

Тема 5. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

  1. Экономическое содержание и сущность доходов бюджетов.
  2. Классификация доходов. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы местных бюджетов. Собственные и регулирующие доходы.
  3. Доходы федерального бюджета. Собственные налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления. Нефтегазовые доходы. Нефтегазовый трансферт.
  4. Доходы бюджетов субъектов РФ. Налоговые и неналоговые доходы.
  5. Доходы местных бюджетов. Собственные доходы. Поступления от регулирующих доходов. Финансовая помощь. Средства по взаимным расчетам.

Тема 6. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ

  1. Экономическое содержание и сущность расходов бюджета. Расходные обязательства. Бюджетные обязательства. Бюджетные ассигнования
  2. Виды бюджетных расходов. Запланированные и незапланированные (внезапные) расходы. Текущие и капитальные расходы. Расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации, расходы местных бюджетов.
  3. Расходные обязательства публично-правовых образований.

Тема 7. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

  1. Правовая основа компетенции субъектов РФ (муниципальных образований) в области бюджета.
  2. Правовая основа кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
  3. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Общие положения по кассовым выплатам из бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов по организации исполнения соответствующих бюджетов. Особенности отражения операций по доведению бюджетных данных при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Изменение порядка кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
  4. Особенности проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям.
  5. Подготовка расчетных документов для проведения кассовых выплат с единых счетов бюджетов.
  6. Отражение операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах.
  7. Особенности проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования.
  8. Особенности проведения кассовых операций для обеспечения клиентов иностранной валютой.
  9. Предоставление органами Федерального казначейства информации финансовым органам об операциях по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и операциях по осуществлению органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

Тема 8. Бюджетный учет и отчетность

  1. Теоретические основы бюджетного учета и отчетности в учреждениях. Нормативные акты, регламентирующие осуществление бюджетного учета и бюджетной отчетности.
  2. Виды лицевых счетов, открываемых в органах Федерального казначейства.

Тема 9. Модернизация бюджетных отношений

  1. Современные формы повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровне. БОР- бюджетирование, ориентированное на результат. Необходимость и целесообразность внедрения БОР. Цели внедрения БОР. Отличие БОР от затратного бюджетирования. Подходы к оценке эффективности программ. Оценка качества бюджетных услуг и роль потребителей.
  2. Автономные учреждения как новая форма хозяйствующих субъектов в секторе оказания бюджетных услуг. Финансовые основы деятельности АУ. Порядок управления АУ.
  3. Новые бюджетные учреждения. Казенные учреждения.
  4. Новые моменты в реформировании бюджетной системы. Повышение эффективности бюджетных расходов

ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЮ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ

  • наличие высшего или среднего профессионального образования

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • копия диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, заверенная кадровой службой
  • если диплом выдан на другую фамилию, необходимо предоставить копию документа о смене фамилии, заверенную кадровой службой
Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тоталитаризм: его недостатки и преимущества Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шедько Валерия МихайЛовна

в настоящей статье рассматриваются разные стороны тоталитарного режима, его плюсы и минусы, приводится своя точка зрения по данной тематике. Исследование базируется на разнообразии доктрин и взглядов ученых, специализирующихся в области теории государства и права , а также отражен собственный взгляд на данную проблематику.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шедько Валерия МихайЛовна

Текст научной работы на тему «Тоталитаризм: его недостатки и преимущества»

ТОТАЛИТАРИЗМ: ЕГО НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Шедько Валерия Михайловна – студент, кафедра гражданского и предпринимательского права, юридический факультет, Всероссийского государственного университета юстиции, Российская правовая академия Минюста России, г. Москва

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются разные стороны тоталитарного режима, его плюсы и минусы, приводится своя точка зрения по данной тематике. Исследование базируется на разнообразии доктрин и взглядов ученых, специализирующихся в области теории государства и права, а также отражен собственный взгляд на данную проблематику.

Ключевые слова: тоталитарное государство, тоталитаризм, недостатки и преимущества, теория государства и права, политический режим.

Тоталитаризм-политический феномен ХХ века. Можно сказать, что это, в своем роде, отношение между народом и властью, при котором второй берет все под свой тотальный контроль, полностью контролирует все сферы жизни общества. Следует отметить особо важную часть тоталитаризма -создание иллюзии одобрения народом существующей власти.

В настоящее время ведутся ожесточенные дискуссии на счет существования подобных государств, их методов осуществления власти, а также то, к чему ведет данный режим государственного устройства. При этом, тоталитарный политический режим поддается критике. Все ссылаются на использование жестких, негуманных методов ведения политики.1 Данное явление не вписывается в рамки современного строения государства и общества. В связи с чем, как правило, тоталитарные государства изолируются от мирового сообщества. Таким образом, подобного рода государствам приходится самим находить выходы из сложившихся политических, экономических, социальных или иных проблем.

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Таким образом, как и в любой другой системе, в политике тоталитарного государства присутствуют положительные и отрицательные стороны. Они выражаются в результатах деятельности правительства, как внутри государства, так и вовне. Это отражается на организации жизни населения страны, и его международном авторитете соответственно. В связи со всем вышесказанным хочется уделить внимание причине подобного всемирного отношения к тоталитаризму и выделить следующие положительные и отрицательные моменты:

– Как один из плюсов можно выделить следующее: устанавливая контроль над всеми сферами жизни общества, правительство обеспечивает слаженное функционирование государства.

– С другой стороны, тотальный контроль способствует ущемлению прав граждан. Население лишается права на свободу слова и самовыражения, личной неприкосновенности и конфиденциальности.

– Тоталитаризм способствует понижению авторитета государства на мировой арене, в связи с негативным отношением иных государств, к такому типу политического режима.

1 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.:Эксмо, 2010, с. 66.

– Благодаря слаженному функционированию государства, страна, с тоталитарным строем, может обеспечить себе лидерские позиции среди иных стран в экономической сфере

– С помощью тотального контроля граждан и их жизни, государство обеспечивает безопасную жизнедеятельность своего населения.

– С другой стороны, это порождает массовый террор и репрессии. Любого подозреваемого в том или ином правонарушении, независимо от вины и тяжести преступления, могли свободно репрессировать.

– Навязывание общей идеологии влечет за собой невозможность граждан выражать свою свободу и самостоятельность. Например, существование «железного занавеса» в СССР.

– Государство, при тоталитарном режиме, осуществляет политический сыск, широко используя доносительство, сдабривает его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа.1 Это разрушает сплоченность и единство общества.

– Тоталитаризм сопровождается присутствием в обществе люмпенизированных

– Из специфики устройства тоталитарного государства следует, что ему присущи стабильность в руководящих органах власти, а также отсутствуют волнения на почве недовольства «верхушкой» государства.3 Это является логическим ключевым фактором его устойчивости. Это связано с пресечением каких-либо волнений среди населения страны, а также всевозможных выступлений и проявлений недовольств.

Все вышеперечисленные факторы подтверждают неоднозначность проводимой политики в тоталитарном государстве, из чего следует, что невозможно сделать определенные выводы о «пользе» или «вреде» тоталитарного режима. Что пагубно для народа, то в то же время, возвышает само государство. В этом главный парадокс тоталитарного политического режима.

Тоталитаризм – нежизнеспособный вариант функционирования общества. Так или иначе, он обречен на саморазрушение. Ошибочно полагать, что этот политический режим действует в интересах населения государства. Создается всего лишь видимость данного факта.

1. ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция 2000. С.109-112.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.:Эксмо, 2010. С 66-79.

3. Протасов В.Н Теория государства и права. М.: Городец, 2010. 752 с.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция 2000, с. 110.

3 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.:Эксмо, 2010 с. 79

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: