Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – теоретические основы

Основы безопасности жизнедеятельности

В учебном пособии изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности в мирное время и в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, рассмотрена структура и порядок функционирования государственной системы гражданской защиты Российской Федерации. Уделено внимание индивидуальным и коллективным средствам защиты населения, техническим средствам радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Оглавление

  • Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
  • Глава 2. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • Глава 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Глава 4. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни, и безопасное поведение

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы безопасности жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек — продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро — и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа — города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и т.д. В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.

Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия. США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).

СССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз — Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее во время военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения). Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советским разведчикам стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси). Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии.

В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна. СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР — в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае — в Северо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР). Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китай произвел в 1982 г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле). Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождения мутантов — детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.

В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блокам), оно имело успех — в 60-х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия».

Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения — от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника — от спутников-шпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.

Жизнедеятельность человечества весьма осложнилась, что проявилось в угрожающем росте числа разного рода заболеваний — от онкологических до легочных (туберкулез, бронхиальная астма) и сердечно-сосудистых (инсульты, инфаркты и т.д.). В связи с этим в конце XX в. остро встал вопрос о необходимости ведения здорового образа жизни человеком и человечеством в целом.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49–53% зависит от его образа жизни.

Среди основных составляющих здорового образа жизни выделяются следующие:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов;

3) достаточная двигательная активность;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

Читайте также:
Чрезвычайная ситуация - понятие, типы ЧС, причины возникновения

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

10) безопасное поведение в быту, на улице, в учебном заведении, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

В США на протяжении последнего десятилетия ХХ в. и по настоящее время ведется активная пропаганда здорового образа жизни с подключением к ней популярных актеров кино, теле — и видеофильмов (А. Шварценеггера, Джеки Чана и др.). В США запрещена реклама табачных изделий не только на телевидении, но и на улицах городов, вдоль транспортных магистралей.

В ряде стран Запада поощряются работники предприятий, фирм, бросившие курение, и, наоборот, уменьшается оплата труда курильщиков.

В СССР в 60–80-е гг. XX в. также уделялось большое внимание пропаганде здорового образа жизни среди населения — от учащихся до работников учреждений, предприятий.

Проводились следующие мероприятия:

1) сдача норм ГТО (по бегу, плаванию, прыжкам, кроссу и т.д.);

2) строились стадионы, спорткомплексы, корты, треки и т.д.;

3) проводились спортивные соревнования — районные, городские, областные, республиканские, всесоюзные — среди юношества и взрослых (работников заводов, фабрик и т.д.), студенческие;

4) регулярно на всех предприятиях, в учреждениях проводилась производственная гимнастика (в 11 ч дня);

5) в 1985–1989 гг. по инициативе ЦК КПСС в стране проводилась широкомасштабная антиалкогольная кампания.

Результатом антиалкогольной кампании стало резкое увеличение рождаемости в стране, уменьшение травматизма и ДТП по причине употребления алкогольных напитков, различных правонарушений (в быту, на улицах и т.д.).

Но эта кампания привела к увеличению потребления сахара для самогоноварения, к использованию спиртосодержащих технических жидкостей (денатуратов, клея БФ, настойки йода и т.д.), а в результате участились случаи тяжелых отравлений, приводивших к потере зрения, смертельным случаям. Закончилась антиалкогольная кампания широким и глубоким недовольством населения (в том числе шахтеров Кузбасса, Донбасса, Воркуты).

Тема лекции: Введение и теоретические основы БЖД

Кафедра безопасности жизнедеятельности

ЛЕКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Жизнедеятельности

Введение и теоретические основы БЕЗОПАСНОСТИ жизнедеятельности

Автор: профессор Аверьянов Ю.И.

Тема лекции: Введение и теоретические основы БЖД

1. Основные понятия и определения в области БЖД

2. Цель и содержание дисциплины БЖД. Ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста с высшим образованием. Обязанности экономистов-менеджеров в обеспечении БЖД.

3. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Управление риском.

4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

5. Закономерности возникновения опасной ситуации в системе «Ч-М-С».

6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности системы «Ч-М-С».

1. Основные понятия и определения в области БЖД

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

БЖД – наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания (область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях обитания).

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшей техногенного воздействия.

Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. В Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – то состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Опасность – негативное свойство системы «человек – среда обитания», способное причинить ущерб здоровью людей и среде обитания (опасность – негативное воздействие, негативный фактор, опасный фактор).

Риск – вероятность (оценка) реализации опасности.

Допустимые условия жизни – состояние среды обитания, когда параметры всех опасностей не превышает предельно всех допустимых нормативов с учетом их комбинированного воздействия.

Недопустимые (опасные) условия жизни – состояние среды обитания, когда параметры одной или нескольких опасностей превышают предельно допустимые нормативы (значение).

Мониторинг – контроль состояния среды обитания и предупреждение о возникновении опасных условий жизни.

2. Цель и содержание дисциплины БЖД. Ее основные задачи и положения, роль в подготовке специалиста с высшим образованием.

Целью БЖД – является создание безопасности с таким уровнем опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться.

Дисциплины БЖД содержит следующие разделы:

– теоретические основы БЖД;

– человек как элемент системы «Ч-М-С»;

– среда как элемент системы «Ч-М-С»;

– машина как элемент системы «Ч-М-С»;

– обеспечение БЖД на производстве;

– обеспечение БЖД в чрезвычайных ситуациях;

– правовые и организационные вопросы БЖД.

БЖД решает три основные задачи:

а) идентификация (распознание) опасностей с указанием их количественных характеристик;

в) разработка методов и средств от идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

в) защита от остаточного риска и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Основными положениями учебной дисциплины БЖД являются:

– любая деятельность человека потенциально опасна, так как человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;

– профилактика опасности является социально-экономической проблемой, в решении которой государство должно быть заинтересовано, так как опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом;

– обеспечение безопасности деятельности – это задача первостепенного приоритета для личности, общества, государства.

Роль БЖДв подготовке специалиста состоит в формировании у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Обязанности экономистов-менеджеров в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, организации и проведении работ по ликвидации последствий ЧС направлены для:

– создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

Читайте также:
Воздушные линии электропередач определение, классификация, схема устройства

– реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

– социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

– оценки экономического ущерба при ЧС, определения затрат при стратегическом и оперативном планировании.

Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций

1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

Жизнедеятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

•Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

•Техногенные аварии и катастрофы.

•Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

•Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

•Внутренняя среда человека.

•Особые психические состояния.

1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

,

где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

Читайте также:
Сухопутные войска Российской Федерации ⚔️ состав, виды, предназначение

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

1.3. Методы изучения опасностей технических систем

Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство, непрерывность);

4) тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяется на компоненты.

2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправления ошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

Читайте также:
Реферат Первая помощь - общие правила и принципы, теория

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – РЕФЕРАТЫ – Теоретические основы и практические функции БЖД

Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и означает в том числе науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле – со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня, так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно, можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности, которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась также тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер.

Риск – это отношение тех или иных реализовавшихся опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель человека на производстве) к возможному числу за определенный период времени.

Для анализа состояния охраны труда на производстве можно выделить индивидуальный, социальный и технический риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (групповой) – это риск опасности для определенной группы людей (в том числе и объединенной по профессиональному признаку).

Технический риск выражает вероятность аварий при эксплуатации машин и оборудования, реализации технологических процессов, эксплуатации производственных зданий.

Таким образом, уменьшая количество негативных производственных факторов, т.е. уменьшая основание пирамиды, можно пропорционально уменьшить число несчастных случаев. Следовательно, основная стратегия в снижении производственного риска представляется как скрупулезное выявление негативных факторов трудового производственного процесса и систематическое исключение этих факторов на всех этапах трудового процесса и на всех стадиях жизненного цикла элементов производственной среды. В первую очередь определяются и по возможности полностью исключаются факторы, которые являются причинами несчастных случаев на производстве.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.

Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

—идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

—разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

—формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

—разработка и реализация мер по ликвидации последствий про
явления опасностей;

—организация обучения населения основам безопасности и под
готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:

—методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;

—основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;

—основы формирования исходных показателей экологичности к
вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;

Читайте также:
Ориентирование на местности - виды, способы, умения

—основы управления показателями безопасности техносферы на
базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных
мер и средств защиты;

—основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.

При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.

Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:

—описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

—формирование требований безопасности и экологичности к
источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;

—организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

—разработка и использование средств экобиозащиты;

—реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

—обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов

всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Итак, мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.

Профессиональное заболевание – заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. Термин «профзаболевание» имеет законодательно-страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке. Клинические проявления профессиональных заболеваний часто не имеют специфических симптомов, и только сведения об условиях труда заболевшего позволяют установить принадлежность выявленной патологии к категории профессиональных болезней. Лишь некоторые из них характеризуются особым симптомокомплексом, обусловленным своеобразными рентгенологическими, функциональными, гематологическими и биохимическими изменениями.

Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует. Наибольшее признание получила классификация по этиологическому принципу.

Исходя из этого, выделено пять групп профессиональных заболеваний, вызываемые воздействием:

■ химических факторов – острые и хронические интоксикации, а также их последствия, протекающие с изолированным или сочетанным поражением различных органов и систем;

■ пыли – пневмокониозы, металлокониозы, пневмокониозы электросварщиков и газорезчиков, шлифовальщиков, наждачников и т.д.;

■ физических факторов – вибрационная болезнь, заболевания, связанные с воздействием контактного ультразвука, снижение слуха по типу кохлеарного неврита (шумовая болезнь, заболевания, связанные с воздействием электромагнитных излучений и рассеянного лазерного излучения), лучевая болезнь, заболевания, связанные с изменением атмосферного давления (декомпрессионная болезнь, острая гипоксия), заболевания, возникающие при неблагоприятных метеорологических условиях (перегрев, судорожная болезнь, вегетативно-сенситивный полиневрит);

■ перенапряжения – заболевания периферических нервов и мышц, заболевания опорно-двигательного аппарата, координаторные неврозы (писчий спазм, другие формы функциональных дискинезий), заболевания голосового аппарата и органа зрения (астенопия и миопия);

■ биологических факторов – инфекционные и паразитарные (туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва, дисбактериоз, кандидамикоз кожи и слизистых оболочек, висцеральный кандидоз и др.).

Вне этой этиологической систематики находятся профессиональные аллергические заболевания (конъюнктивит, заболевания верхних дыхательных путей, бронхиальная астма, дерматит, экзема) и онкологические заболевания (опухоли кожи, мочевого пузыря, печени, рак верхних дыхательных путей).

Различают также острые и хронические профессиональные заболевания. Острое профессиональное заболевание возникает после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов, хроническое – после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов. Заболевание, при котором одновременно заболело (пострадало) два и более человек, называют групповым профессиональным заболеванием.

Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда на производстве является профессиональная заболеваемость работающих.

Вместе с тем статистика профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации, так как выявляемость профессиональной патологии неполная и происходит на поздних стадиях развития заболевания.

Одним из узких мест в области выявления профессиональной заболеваемости является проведение профилактических медицинских осмотров. Серьезные недостатки в их организации и низкое качество проведения медицинских осмотров, связанное прежде всего с недостаточной обеспеченностью диагностическим оборудованием лечебно-профилактических учреждений, приводят к недовыявлению больных с профессиональной патологией. В среднем по Российской Федерации за последние годы при проведении периодических медицинских осмотров выявляется лишь от 56% до 64% профзаболеваний от всех выявленных случаев.

Читайте также:
Должности в армии - список, виды, способы замещения

Особенно слабо поставлена работа по организации профилактических медицинских осмотров в сфере малого и среднего бизнеса. Выявление профзаболеваний происходит, в основном, при обращении больных в лечебно-профилактические учреждения.

Также неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний.

Наибольшее число профзаболеваний регистрируется в организациях с частной формой собственности, при этом около 96% от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничение профессиональной пригодности и трудоспособности.

Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний в 2008 г., как и в предыдущие годы, стали: несовершенство технологических процессов (41,8%), конструктивные недостатки средств труда (29,9%), несовершенство рабочих мест (5,3%), несовершенство санитарно-технических установок (5,3%), отсутствие СИЗ (1,6%).

Наибольший удельный вес, как и в прошлые годы, приходится на заболевания, связанные с воздействием физических факторов (37,7%), промышленных аэрозолей (29,2%), физически напряженного труда (16,4%) и др.

Профессиональная патология наиболее часто регистрировалась среди работников следующих профессий: водитель большегрузного автомобиля, горнорабочий очистного забоя, дояр, дробильщик, машинист буровой установки, машинист экскаватора, механизатор, медицинский работник, обрубщик, огнеупорщик, плавильщик, проходчик, прессовщик, слесарь-ремонтник, шахтер, электрогазосварщик, электролизник, электромонтер и др.

Отраслевая структура профессиональной заболеваемости включает следующие основные отрасли: промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство, транспорт и связь.

Профессиональная заболеваемость в Российской Федерации напрямую зависит от состояния условий труда в различных отраслях экономики по регионам Российской Федерации.

Изменение условий труда работающих в наиболее опасных с точки зрения возникновения профессиональных заболеваний и профессиональный отравлений отраслях экономики различных регионов Российской Федерации позволит целенаправленно влиять на уровень профессиональной заболеваемости в стране.

Снижение уровня профессиональной заболеваемости в Российской Федерации может быть достигнуто прежде всего за счет внедрения новой техники, новых технологий, повышения ответственности работодателей за выполнение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и повышения квалификации их персонала, повышения ответственности каждого работника за выполнение правил и норм охраны труда.

Библиографический список

1. Безопасность жизнедеятельности. Под общ. ред. СВ. Белова. – М.: Высш. шк., 2003. –448 с.

2. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.

3. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Дашков и К, 2008. – 240 с.

4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 367 с.

5. Петрова, А.В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие / А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 189 с.

6. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Издательство: Academia, 2008. – 272 с.

7. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 750 с.

8. Хван П.А., Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 381 с.

Портал образования

Автор: Зарубина Наталья Борисовна
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Ертарская СОШ №27
Населённый пункт: 623665, Свердловская область, Тугулымский район, п. Ертарский
Наименование материала: статья
Тема: “Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения”
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ертарская средняя общеобразовательная школа №27

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Основные термины и определения

преподаватель-организатор ОБЖ, первая кв. категория

1.Определение, цели, задачи предмета «Основы безопасности

2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности,

концепция приемлемого риска……………………………………………. 4

3.Понятие безопасности, её принципы и методы обеспечения

4. Характеристика человека как элемента системы «человек – среда

1.Определение, цели, задачи предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности».

На протяжении всей жизни современного человека в цивилизованном

обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере

производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят

события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье

человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без

опасностей» является идеализацией, а термин «безопасность» следует

понимать, как систему мер по защите от опасностей, как возможность

управления опасностями, умение предупреждать, а также предотвращать

Исторические корни возникновения научной и учебной дисциплины

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев

и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин

«техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в

вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская

оборона» – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах

появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная

цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные,

паразитарные и иные). Химические и физические (шум, вибрация,

ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные

излучения). Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда,

отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут

оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих

Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания,

создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или

здоровью будущих поколений.

2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности,

концепция приемлемого риска.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в

определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности

человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «человек-

среда обитания» и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск – свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

– угроза для жизни;

– возможность нанесения ущерба здоровью;

– возможность нарушения нормального функционирования экологических

Источники формирования опасности:

– сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

– явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности

жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача – это

обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности

жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и

сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и

Читайте также:
Первичные средства огнетушения - виды, контроль за ними

3.Понятие безопасности, её принципы и методы обеспечения

безопасности.

Безопасность жизнедеятельности-состояние деятельности, при которой

исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье

человека, а воздействие потоков вещества, энергии,информации не

превышает допустимых норм.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются

естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в

техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи основ безопасности жизнедеятельности сводятся к:

-идентификации опасности техносферы;

-разработке и использованию средств защиты от опасностей;

-их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

-обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

-разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и

стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на

благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих

требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе

жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой

обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от

окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои

потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная

совокупностью факторов (социальных, физических, химических,

биологических, информационных), способных оказывать прямое или

косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и

Естественная среда самодостаточна, и она вполне может существовать, и

развиваться без участия человека, а все другие среды обитания, созданные

самим человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их

возникновения обречены на старение и разрушение.

Биосфера – это природная область расположения жизни на Земле,

включающая слой атмосферы, гидросферу и слой литосферы, не испытавших

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять

свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от

климатических и погодных воздействий. Для достижения этих целей он

преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера-часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с

помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях

комфортного соответствия своим материальным и социально-экономическим

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств,

представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими

населенными пунктами, предприятиями. К техносферным относятся условия

пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на

территориях городов и поселков. Техносфера-это рукотворная среда, она,

после создания, может только деградировать.

Любая деятельность человека потенциально опасна и достичь абсолютной

безопасности нельзя-это аксиома и она предопределяет, что все действия и

среда обитания человека, кроме положительных свойств обладают свойством

опасностью обладает производственная деятельность, т.к. в этом процессе

возникают наибольшие уровни негативных факторов.

ресурсам в виде их износа, порчи, истощения, поломки и т.д.

Безопасность ЖД-есть совокупность свойств комплекса системы ЖД и

людей и исключающих их гибель, ухудшение состояния здоровья.

Авария-это результат высвобождения энергии и вредных веществ (ВВ),

создающий поражающие факторы для населения, персонала и РЖД. Они

правило, с человеческими жертвами, называется-катастрофой).

Безопасность-это состояние защищенности людей, окружающей среды и

промышленных объектах) несчастных случаев.

Защищенность-это

защиту людей, окружающую среду от вредных факторов.

Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности.

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания

определяют опасности-негативные воздействия, внезапно возникающие,

периодически или постоянно действующие в системе «человек-среда

Опасность-негативное свойство живой и неживой материи, способное

причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным

Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и

природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и

естественной освещенности в биосфере. Для защиты от них (холод, слабая

освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы

вентиляции, отопления и кондиционирования, системы искусственного

Защита от естественных опасностей-от стихийных явлений, происходящих

в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) более сложная задача, часто не

имеющая высокоэффективного решения.

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается

естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения

комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на

среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности

(техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.),

генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы-машины,

сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в

результате ошибочных или несанкционированных действий человека или

Современные техногенные опасности чаще всего определяются наличием

отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека.

Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного

производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных.

Также они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу,

сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков

механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п.

Все чаще человеческий фактор становится определяющим при

возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО в 2011-

2016 гг. около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями

экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок

водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным

риском происходит из-за ошибок персонала.

Проведенный учеными анализ данных свидетельствует, что человеческий

фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По

статистике утопленники составляют около 8% от общего числа людей,

ежегодно погибающих принудительной смертью, самоубийцы – 19% лица,

неосторожно обращающиеся с оружием-0,26%.

Увеличивается роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной

из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-

инфицированные. В 2009 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона

человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России

численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2012

года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около

10 тысяч человек в год.

Вредный фактор-негативное воздействие на человека, которое приводит к

ухудшению самочувствия или заболеванию.

В современном быту нас сопровождает также большая череда негативных

факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания

природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями,

Читайте также:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера классификация и виды

автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным

содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и

инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов,

бактерии и аллергены телевизоров, медикаменты при избыточном и

неправильном потреблении, табачный дым.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с

причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее

кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на

людей, материальные ресурсы, природные ресурсы. К ЧП относятся крупные

аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Экологичность источника опасности – состояние источника, при котором

соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу или

4.Характеристика человека как элемента системы «человек – среда

Для живого организма-поддержание жизни, жизнедеятельности в целом

являются довольно сложной и тяжелой задачей. Внешняя окружающая и

внутренняя среды порождают, действующие на организм человека, большое

количество различных раздражений. Вся данная информация подвергается

переработке на различных уровнях периферической и центральной нервной

системы. Вся информация, которая поступает в организм человека, например,

во время трудовой деятельности, чрезвычайно разнообразна. Но в самом

организме на нейрофизиологическом уровне она представлена одним и тем

же физиологическим процессом – возбуждением. Данный процесс имеет

общее значение для всех организмов, которые обладают специфическим

свойством – возбудимостью, т.е. способностью приходить в состояние

возбуждения под действием раздражителя. Например, когда тот или иной

элемент охватывается возбуждением, он тем самым приводится в действие,

т.е. выявляет свою специфическую функцию, например, мышца сокращается,

железа вырабатывает секрет и т.д. Значит, возбуждение является движущей

силой в организме человека, позволяющей ему реагировать на важные

факторы, в том числе и опасные, вырабатывать и реализовывать защитную

Защитные приспособительные реакции имеют три стадии:

-нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);

-нормальные адаптационные изменения;

-патофизиологические адаптационные изменения (развитие заболевания).

Компенсация изменений факторов среды обитания оказывается возможной

благодаря активации систем, которые отвечают за адаптацию

В безвыходных ситуациях, когда раздражитель в окружающей среде,

чрезмерно силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется

нарушение гомеостаза. Этими нарушениями вызывается стресс, который

достигает чрезмерной интенсивности и длительности, в такой ситуации

возможно развитие заболевания

Современный человек постоянно приспосабливается к изменяющимся

условиям окружающей среды благодаря гомеостазу – универсальному

свойству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем

организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Многолетний опыт человечества свидетельствует о том, что любая

деятельность потенциально опасна. И нет на Земле человека, которому бы не

угрожали опасности. Но зачастую сознание человека работает в режиме

отчуждения от реальной жизни.

Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результатам

воздействия негативных факторов-числу жертв, потерям качества компонент

недостаточными и, как следствие, мало эффективными.

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А.

Арустамова. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. – Издательско-торговая

корпорация «Дашков и К°». – 2007. – С. 6-11.

2. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн.

наук, проф. А. И. Сидорова. – М. – КНОРУС. – 2014. – С. 10-22.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / А. В. Маринченко. –

Москва. – Дашков и К. – 2015. – С. 34-38.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных

заведений / В. Ю. Микрюков. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2013. – С. 71-73.

5. Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций / А. И. Лобачев. –

Москва. – Юрайт. – 2006. – С. 45-47.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А. С. Гринин; В. Н.

Новиков; Под ред. А. С. Гринина. – М. – ФАИР-ПРЕСС. – 2012. – С. 56-58.

7. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С. В.

Белова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. – 2014.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ.

В центре внимания курса БЖД – человек – как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как “Охрана труда” интересуется человеком в условиях производства, а “Гражданская оборона” – в чрезвычайных ситуациях. Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия. БЖД – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов’ до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА – изложение достижений безопасности деятельности, т.е. вооружить будущих специалистов теорет. и практич. навыками, необходимыми для:

1.создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2-проектирование новой технологии и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционировании объектов народного хозяйства и технических систем;

3.прогнозирование и принятие грамотных решений в условияхЧП по защите населения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В этой связи необходимо стремиться к широкой постановке проблем безопасности, лишенной ведомственной и профессиональной ограниченности. Такие возможности и открывает дисциплина “БЖД”, рассматривая основополагающие закономерности, принципы и методы. БЖД – это теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Уже говорилось, чтоБЖД – качественно новая дисциплина. Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

В структурном отношении весь курс состоит из 4-х разделов: 1. Теоретические основыБЖД; 2. Природные аспектыБЖД;

3. БЖД в условиях производства; 4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

Деятельность – необходимое условие существования человеческого об-ва. Высшая форма деятельности -труд. Формы деятельности и труда многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, притекающие в быту, общественной, научной и др. сферах жизни.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из 2-х элементов – “человек” и “среда”, имеющих прямые и обратные связи.

Читайте также:
Сообщение на тему: "Вредные привычки" классификация, последствия для здоровья и влияние на организм человека, правила борьбы и профилактики, список плохих привычек

Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система “человека – среда” является 2-х целевой: одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий (ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и.т.д.)

Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия – называются опасностями.

Для опасностей характерны след. признаки: угроза жизни, ущерб здоровью, затруднение функционирования органов человека. Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные.

Чтобы потенциальная опасность реализовалась нужны соответст. условия, которые называются причинами.

Некоторые приметы опасности и их последствия:

1. Число стихий и бедствий на земле возрастает и в 1990 г. увеличилось в 2 р по сравнению с 60-м г.

2. По данным ВОЗ с 1909 по 1974 заболеваемость неврозом в мире возрасла в 24 раза.

3. Сейчас в мире примерно 500.000 млн. инвалидов; каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

Некоторые примеры опасностей и их последствия:

1. Число стихий, бедствий на Земле и в 1990 году увеличилось в 2 раза по сравнению с 1960 годом.

2. По данным Всемирной организации Здоровья (ВОЗ) с 1974 года заболеваемость неврозом в мире увеличилась в 24 раза.

3. Сейчас в мире около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

4. В СССР ежегодно травмировалось около 19 млн. человек, а погибает около 500 000 человек, в том числе в ДТП- 50-60 тыс.; при пожарах – 10 тыс.; на производстве – 14 тыс.; около 30 тыс. становятся инвалидами труда ежегодно.

5. По данным Госкомштаба СССР, начиная с 1989 года уровень травматизма по стране увеличился на 4% , а по отдельным республикам на 11-19%%

страны СССР Западная Европа Восточная Европа
ВСЕГО
от несчаст.
случаев 1,5 0,5 0,8
% 13,6 6,25 6,6

Опыт свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлимого риска. Концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Безопасность – это цель, а БЖД – средства, пути, методы ее достижения.

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;

2. 3ащита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей’

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

ТАКСОНОМИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий и объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, имеющим много признаков, таксономия их выполняет сложную роль в организации науч. знания в области безопасности деятельности позволяет глубже познать природу опасностей. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Это определяет перспективы творчества научных работников.

По своему происхождению опасности бывают природные, технические, антропогенные экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические’ химические, биологические и психофизические.

По времени проявления отрицательные последствия опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, летальные исходы.

По приносимому- ущербу: социальный, экономический, технический,экологический и др.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и т.п.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека: опасности можно разделить на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которым перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Основы безопасности жизнедеятельности

В учебном пособии изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности в мирное время и в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, рассмотрена структура и порядок функционирования государственной системы гражданской защиты Российской Федерации. Уделено внимание индивидуальным и коллективным средствам защиты населения, техническим средствам радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Оглавление

  • Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
  • Глава 2. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • Глава 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Глава 4. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни, и безопасное поведение

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы безопасности жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации — территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия — это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Читайте также:
Влияние курения на здоровье - вред, болезни от никотина

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария — это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа — это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1. По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.

Рис. 1. Классификация ЧС природного характера

Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера

Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера

2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3. Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной — силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной — силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: