Архитектура Древнего Рима – инженерные достижения и их черты

Архитектура Древнего Рима

Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум — сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Арка Септимия Севера

Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Читайте также:
Жанры музыки определение и описание, список направлений вокальной и инструментальной музыки, основные виды, примеры популярных исполнителей

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Читайте также:
Декоративно-прикладное искусство - краткое сообщение, виды, предметы

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Инженерные сооружения Древнего Рима

Самые известные инженерные сооружения Древнего Рима

При рассмотрении древнеримских инженерных сооружений в первую очередь следует сказать о масштабной дорожной сети, покрывавшей Римскую империю.

Рисунок 1. Аппиева дорога

Также к известным инженерным сооружениям Древнего Рима стоит отнести морской порт в Остии, построенный примерно в то же время, что и Аппиева дорога. По приказу императора Клавдия были проведены работы по углублению русла Тибра, проведен канал и очищен фарватер.

В 102 году во время похода в Дакию император Траян повелел построить огромный мост через Дунай. Проект был разработан инженером и архитектором Аполлодором из Дамаска, а сам мост стал самым длинным мостом в империи. Также Аполлодор является автором колонны Траяна и одеона Домициана в Риме, триумфальной арки Траяна в Беневенте и большого комплекса общественных купален в Риме, получивших название термы Траяна.

Рисунок 2. Траянов мост через Дунай

Во время правления императора Адриана, племянника предыдущего императора Траяна, в Римской империи начинается масштабное строительство. Причем ряд проектов был разработан лично самим императором, например вилла Адриана и собственный мавзолей, сейчас являющийся Замком Святого Ангела. Также во время правления Адриана были построены знаменитый Пантеон, самый большой в Риме храм Венеры и Ромы, проведен канал из Стимфала в Коринф и воздвигнут грандиозный Адрианов Вал в Британии.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Оживление строительства в Римской империи началось при императоре Септимии Севере. Многие гражданские строения, разрушенные или обветшавшие при предыдущих императорах, были восстановлены и реконструированы. По всей империи велись работы по восстановлению старых дорог и постройке новых. В Риме по приказу Септимия Севера возведены храм Геркулеса и Диониса на Бычьем форуме, Септимиевы ворота и грандиозный фонтан Септизомий (полностью разрушен в XVI веке). Также были сооружены новые термы, казармы для городской стражи, продолжен водопровод.

Рисунок 3. Триумфальная арка Септимия Севера

Преемник Септимия Севера императора Каракалла воздвиг в честь победы над парфянами на Священной дороге Триумфальную арку Септимия Севера. Также он прославился грандиозным комплексом терм, получившим названием термы Каракаллы, считавшимся одним из чудес Рима и завершенными уже после его смерти. Общая площадь комплекса составляла 11 га, а в строительство широко использовалась смесь гальки, песка и извести, получившая название бетон.

С прекращением завоевательных походов сокращается и финансирование строительства. Если раньше после захвата новых провинций в Рим стекались огромные военные трофеи, то теперь все больше и больше средств уходило на то, чтобы поддерживать распадающуюся империю. Торговля приходит в упадок в результате усиливающегося разбоя как на суше, так и на земле, отсутствие постоянного притока рабов приводит к падению экономики. Жители покидают города в приграничных провинциях из-за постоянных набегов варваров, бороться с которыми империя уже не может.

Рисунок 4. Амфитеатр в Вероне

В попытках противостоять варварским нашествиям, во второй половине III века н.э начинается масштабное строительство пограничных укреплений и крепостей. В самом Риме в 272 году н.э начинается строительство стены Аврелиана, имеющей протяженность 19 км и предназначенной для защиты столицы от вторжения.

Именно Аврелиан является родоначальником тотальной военизации государства, с призванием на государственную службу всех, кто имел римское гражданство. Это позволило при нехватке средств начать масштабное капитальное строительство. Проведший значительную часть жизни в восточных провинциях, император Диоклетиан был впечатлен восточными монархиями и по его приказу в Риме были возведены термы Диоклетиана, вмещавшие более 3000 человек одновременно, а также многочисленные базилики и общественные здания по всей империи. Одной из самых грандиозных построек его правления является дворец Диоклетиана в Салоне (современным Сплит в Хорватии).

Архитектура и инженерное дело в Древнем Риме

По этой причине гражданская архитектура занимала ведущую роль в римском искусстве, как и исторические барельефы и скульптура индивидуального портрета. Вместе с тем, скульптура и монументальная живопись в Древнем Риме были менее развиты.

Если в Древней Греции основную роль в архитектуре играли храмы и другие религиозные сооружения, то для древнеримской архитектуры характерными являлись сооружения, прославлявшие мощь империи: амфитеатры, триумфальные арки, базилики, дворцы, форумы, термы и другие инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания потребностей населения. Хотя во многом древнеримское инженерное искусство было основано на достижениях науки античной Греции.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Самые популярные инженерные сооружения Древнего Рима

Акведуки

Акведуком называлось инженерное сооружение, предназначенное для подачи технической и питьевой воды в города. В своем большинстве акведуки представляли собой оросительные каналы протяженностью в десятки километров, но если на пути канала встречалось препятствие, древнеримские инженеры использовали воздушные конструкции. Чтобы увеличить проходимость акведуков и сделать их максимально устойчивыми, инженеры применяли многоярусные конструкции.

Рисунок 5. Акведук

Канализационные системы

Римляне придавали большое значение поддержанию чистоты в городах, насколько это возможно. Еще при одном из первых царей Рима Луции Тарквинии Приске была создана разветвленная система канализации. Одним из самых больших ее каналов, имевшим длину более 800 метров, являлась Клоака Максима или Большая клоака. Клоака Максима предназначалась для отвода бытовых стоков из домов и общественных уборных, воды из терм и фонтанов, а также удаления дождевых стоков вместе со смываемой грязью и мусором.

Читайте также:
Славянские праздники - языческие праздники, список зимних, праздников

Рисунок 6. Клоака Максима

Каналы

Проблема бесперебойного снабжения городов питьевой водой стояла в Италии достаточно остро, поэтому римские инженеры разработали грандиозную по тем временам систему водоснабжения Рима. У холма Немаусе находился большой водосборный бассейн, куда поступала вода из многочисленных источников, многие из которых располагались на расстояние до 20 км. Из-за сложного рельефа строителям пришлось решать сложнейшие инженерные задачи и спроектировать водовод таким образом, чтобы обеспечить равномерный уклон на всей протяженности водовода.

Подобные решения применялись и при строительстве других водоводов: акведука Валента, акведука в Сеговии, а также Пон-дю-Гара в Ниме.

Рисунок 7. Акведук Пон-дю-Гар.

Водосборные бассейны

Водосборники предназначались для сбора воды из разрозненных источников и дальнейшей транспортировки по акведукам в городские водопроводные системы. Диаметр даже небольшого водосборного бассейна редко составлял менее 6 метров, а его глубина – 1.5-2.0 метра. Для регулировки расхода использовались шлюзы, а вода поступала по свинцовым трубам. Именно поэтому многие бассейны оказались разрушены, так как люди выламывали трубы и использовали металл для своих нужд. Не избежал этой участи и водосборник акведука Пон-дю-Гар – без должного обслуживания он пришел в упадок, а его стенки покрылись слоем отложений. Но по приказу императора Наполеона III в 1855 году сам акведук и водосборник были отреставрированы и сейчас являются памятником древнеримской архитектуры, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/161.html” alt=”” width=”1″ height=”1″ />

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

Скульптура Древнего Рима

В области монументальной скульптуры древние римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали новый бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Архитектура древнего Рима и памятники архитектуры

Архитектура в Древнем Риме: памятники, особенности и история древнеримской архитектуры, триумфальные арки, акведуки, амфитеатры, термы, мосты и храмы

Одним из самых популярных туристических маршрутов у превеликого множества путешественников является посещение Вечного города – величественного, с многовековой историей и огромным культурным наследием. Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Благодаря работе сотен тысяч человек различных профессий сегодня для нас античный Рим – это не только иллюстрации в учебнике истории, а целый неизведанный мир.

  • История
  • Памятники
  • Римский театр
  • Акведуки
  • Древние мосты
  • Триумфальные арки
  • Римские термы

Памятники архитектуры Древнего Рима, бережно сохраненные для потомков многими поколениями, могут поведать о важнейших исторических событиях, о заслугах великих правителей и жизни простых людей. Специально для читателей 39rim.ru мы подготовили статью о самых важных памятниках древнего Рима, которые обязательно стоит увидеть каждому. Однако, для начала мы хотим немного рассказать об истории развития архитектуры в Риме.

Архитектура в Древнем Риме: история развития

Сложно себе представить, однако такие обычные строительные материалы как туф, кирпич и цемент были основными при возведении великолепных храмов, дворцов, колоннад и триумфальных арок, составлявших архитектуру Древнего Рима.

Если бы не разрушения, произведенные самим человеком, большинство построек античности могло бы до сих пор стоять в своем первозданном виде, так как конструкции древних сооружений скреплялись крепчайшим римским цементом – смеси извести с продуктами вулканической деятельности.

Римская архитектура объединила в себе элементы этрусской и греческой строительной культуры, а историю ее развития можно разделить на несколько основных этапов. Самые древние постройки, относящиеся к периоду от основания Рима и до IIв. до н.э., отличаются ярко выраженным влиянием этрусской культуры. Среди памятников данного периода – некоторые языческие храмы и катакомбы, Мамертинская тюрьма, Клоака Максима, Аппиева дорога и другие. В постройках, появившихся позже, отчетливо прослеживается влияние греческой архитектуры. Примером тому служат прекрасно сохранившиеся храм Портуна и храм Геркулеса, располагающиеся на Бычьем Форуме.

О самых древних храмах Рима, сохранившихся до наших дней, читайте в обзорной статье.

Самый важный этап развития архитектуры в Древнем Риме совпал с периодом рассвета Империи. К нему относятся наиболее известные монументы Вечного Города, такие как Мавзолей Адриана, более известный как замок Святого Ангела, поражающий своими размерами Колизей, грандиозные термальные комплексы и, несомненно, Пантеон – ярчайший пример достижений инженерной мысли в архитектуре античного Рима.

Памятники архитектуры Древнего Рима

Древние римляне не отличались собственным высокохудожественным вкусом – здесь они подражали грекам, однако в инженерных способностях им не было равных. Архитекторы Рима в основу большинства своих конструкций заложили арку – нехитрый элемент, позволявший реализовывать колоссальные сооружения.

Римский театр

В те времена, когда греки для создания ступенчатого амфитеатра вырубали в склонах холмов горную породу, римляне уже возводили арочные конструкции. Построенные из кирпича, они были настолько прочными, что могли выдерживать вес огромных каменных ступеней. Арки являлись базой для величественных римских театров, облицованных и богато декорированных травертином. Будучи возведенным на ровной поверхности, в античные времена он становился главным украшением города. Одним из самых известных древних памятников Рима и прекраснейшим примером античной архитектуры является Амфитеатр Флавиев, он же Колизей, где проводились кровавые бои гладиаторов. Помимо него в Вечном Городе существует также и Театр Марцелла, располагающийся недалеко от площади Венеции и одного из современных символов Рима — монумента Витториано.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры - развитие, достижения

Акведуки

Еще одной важнейшей составляющей частью архитектуры Древнего Рима и жизненно необходимым элементом, без которого было бы невозможно развитие города, является система водоснабжения. Внушительные по своим размерам водоводы, в основе конструкций которых лежит все та же арка, функционируют до сих пор.

Первый акведук в Риме был проложен в IVв. до н. э., а последний появился при Александре Северусе в 226 году. По подсчетам современных исследователей в конце I столетия количество питьевой воды, ежедневно поступаемой в Рим благодаря системе акведуков, могло достигать одного миллиона кубометров, т.е. порядка 1000 литров на каждого жителя.

Римские мосты

Первые постоянные жилые зоны Рима располагались вдоль Тибра, в районе острова Тиберина. Здесь до сих пор сохранились самые древние мосты столицы – Понте Фабричо, датированный 62 годом н.э., и соединяющий остров с левым берегом Тибра; Понте Честио, возведенный годом позже и соединяющий Тиберину с правым берегом реки. Кроме этого, совсем рядом от них находятся руины еще одного римского моста – Понте Эмилио, называемого также «Понте Ротто», т.е. «разрушенный мост».

К подобным памятникам архитектуры Древнего Рима можно, также, отнести и Элиев Мост, более известный как «Мост Сант Анджело», располагающийся напротив одноименного замка. Эта переправа через Тибр, впервые построенная при императоре Адриане, была полностью капитально реконструирована лишь в эпоху Возрождения.

Понте Мульвио – еще один античный мост Рима, сохранившийся до наших дней. В древние времена он располагался за пределами города. К нему вели улицы Фламиния, Кассия и Клодия — основные магистрали Вечного города.

Триумфальные арки

Многие правители Рима, боровшиеся за расширение и могущество Империи, не стеснялись возводить в честь своих собственных заслуг монументальные триумфальные арки. В Древнем Риме подобные сооружения прославляли императора как полководца и защитника родины, увековечивали память о его грандиозных победах и завоеваниях, служили символами воинской мощи и политического доминирования.

Триумфальные арки, демонстрируя инженерно-технический прогресс и художественные вкусы римлян, устанавливали по всей Империи: от Германии и Испании до Северной Африки и Малой Азии. В самом же Риме можно увидеть сразу несколько дошедших до наших дней монументов славы, находящихся и сегодня в прекрасном состоянии:

Помимо этого в Риме сохранились постаменты, оставшиеся от триумфальных арок императоров Августа , располагавшейся на территории Римского форума, и Траяна, предположительно находившейся в пределах Императорских форумов.

Римские термы

Не менее важную роль в повседневной жизни римлян играли общественные бани. Античный Древний Рим просто невозможно себе представить без великолепных термальных комплексов, возводившихся по всей Империи даже в самых маленьких городах. В Iв. до н.э. в Риме насчитывалось порядка 170 общественных купален! Императоры строили громаднейшие термальные комплексы, за посещение которых, в большинстве случаев, плата не взималась. Кроме того, представители влиятельных семей имели банные комплексы непосредственно на территории собственных владений.

Термы всегда являлись не только неотъемлемой частью любой городской инфраструктуры, выполняющей функции санитарно-гигиенического характера, но и целым социальным институтом. В римских банях собирались, чтобы обсудить последние городские новости, отдохнуть и развлечься.

Конечно же, архитектура Древнего Рима не исчерпывается приведенными выше примерами сооружений. Тем не менее, они позволяют представить, на каком высоком уровне находилась инженерная мысль ваятелей античной эпохи и насколько фундаментальными были возведенные сооружения, которые, подчас, до сих пор вызывают неподдельный восторг и удивление.

Архитектура Древнего Рима – инженерные достижения и их черты

Архитектурные достижения Древнего Рима

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спла­нированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Унаследовав лучшие архитектурные достижения Древней Греции, римские зодчие разрабатывали и внедряли новые строительные технологии. Их оригинальные инженерные решения не только определили ар­хитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огром­ный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Архитектура периода Римской республики

В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики ц храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних римлян протекала не в домах – инсулах, а на улицах и площадях городов.

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось строительство огромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти. На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в Афинском Акрополе, ассиметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.

Читайте также:
Культура Древней Греции основные этапы развития древнегреческой культуры, классический, гомеровский периоды, характерные черты и особенности

Позднее, в эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление. «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна, воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты и водруженная на кубический постамент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина ленты рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряженности сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искаженные лица раненых и убитых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фигуры пленных, просящих на коленях пощады.

И конечно, главное внимание уделено изображению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, командует осадой, ведет в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяну, и действительно, в ее основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на ее вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить ее на статую Святого Петра.

Со временем Форум был полностью заброшен, часть строительного материала обрушившихся зданий использовалась жителями для возведения домов, а большинство строений было уничтожено навсегда. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан забвению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный комплекс, остающийся молчаливым свидетелем великолепия Вечного города Рима. Так что о первоначальном виде Форума сегодня можно судить лишь по его реконструкции.

Из памятников архитектуры республиканского периода почти ничего не сохранилось. Лучшими сооружениями этого времени считаются храм Фортуны Вирилис (конец II – начало I в. до н. э.) и храм Весты (I в. до н. э.) на Бычьем рынке в Риме неподалеку от реки Тибр, в которых нашли отражение традиции греческой (ионический и коринфский ордеры) и этрусской архитектуры – просторный портик и высокий цоколь.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги. Вызывает восхищение строительство дорог, служивших средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. В то же время дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека. Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Замечательные образцы колоссальных акведуков, строенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания), Пон дю Гар в Южной Франции и в Тунисе.

Шедевры архитектуры эпохи Римской империи

Высшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (20-е гг. до н. э. — II в. н. э.). Отличительными чертами архитектуры теперь становятся монументальность, распространение сводчатых конструкций, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей. Колизей (лат. «колло – сеус» — колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188 X 156 м). В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч. Так что известный лозунг «Хлеба и зрелищ» возник не случайно.

Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных стилей. В первом ярусе использованы полуколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвертом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путем распределить людские потоки, входившие через 80 наружных арок. И хотя внутри Колизей был лишен каких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения и сегодня поражает своими размерами и величием. В Средние века на арене Колизея была устроена церковь, а затем он был превращен в хорошо укрепленный замок. В эпоху Возрождения этот замечательный памятник был использован как каменоломня: камень выламывали на постройку дворцов и вилл римской знати. В прекрасном состоянии до наших дней сохранился еще один колизей на территории бывшей Римской империи, в Тунисе, в местечке Эль-Джем.

Читайте также:
Классицизм в музыке определение, кратко об особенностях музыкального стиля, характерные черты, основные этапы формирования, список известных представителей

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме — «храм всех богов», строительство которого завершилось в 125 г. Неоднократно реконструировавшийся, он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным миром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Пантеоне была создана усыпальница великих людей Италии.

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством.

Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым создается ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.

Переступая порог храма, посетитель ждет торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим все внутреннее пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Над аркой обычно помещали колесницу, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.

Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит 20-метровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчеркивают величие памятника. Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через нее имели право проезжать в колесницах только одержавшие победу военачальники.

Пролет арки с обеих сторон украшен рельефными композициями, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги воздают почести победителям. Покровительница Вечного города богиня Рома в боевом шлеме ведет под уздцы лошадей, впряженных в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок. В верхней части ворот, над пролетом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».

Много веков спустя триумфальные арки перешагнут с римских площадей в другие города мира, вновь возродятся колесницы славы, управляемые крылатой богиней Викторией. И повсюду они станут замечательными памятниками доблестных побед.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, в Риме их насчитывалось великое множество: 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

Самые знаменитые термы были возведены римским императором Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором помещениях собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уединиться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.

Вопросы и задания

1. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней

Греции? В чем их различие? Как вы думаете, оправданно ли рассматривать художественное наследие Древнего Рима как составную часть Античности?

2. Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское

зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать

его характерные элементы?

3. Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены римский Форум и Колизей, но почти в первозданном виде сохранился Пантеон?

4. Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: театрах, термах, акведуках? Расскажите о некоторых из них

Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н. В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева при закате солнца»).
Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории j него Рима и сделайте рецензию на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой)

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Значение искусства этрусков»; «На Форуме Древнего Рима»; «Шедевры римской архитектуры»; «Прогулка по античному Риму»; «Инженерные достижения римских архитекторов»; «Общественные сооружения Древнего Рима»; «Общность и различие архитектурного облика Древней Греции) Древнего Рима»; «Символы величия в архитектуре Древнего Р] «Место и значение римского искусства в истории античной культуры».

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Акимова Л. И. Античное искусство. М., 1988.

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего мира. М., 1982.

Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. М., 1983.

Ривкин Б. И. Античное искусство: малая история искусств. М., 1 Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1996.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Античное искусство: Древний Рим

История искусств #5

Древний Рим — государство древних римлян в VIII в. до н.э. — V в. н.э. Его история берет начало с момента основания Рима в VIII веке до н.э. и длится до падения Римской империи в V веке н.э.

Весьма значительное воздействие на развитие древнеримской цивилизации оказывали культуры древних греков, латинов, этрусков. А для культурной истории Рима большое значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

Пика своего великого могущества Древний Рим добился во II веке н. э., в тот период, когда под его властью были народы Ближнего Востока, Средиземноморья, Европы и Северной Африки.

Древний Рим построил культурную основу для европейской цивилизации, оказав предопределяющее воздействие на средневековую и дальнейшую историю.

Нынешнему миру от Древнего Рима сохранились некоторые архитектурные решения и формы, римское право (крестово-купольная система и т.д.) и большое кол-во других новшеств- к примеру, водяная мельница.

Христианство как вера появилось на территории Древнего Рима.

Официальный язык древнеримского гос-ва был латинский, религия в течение основной части существования была политеистична, неофициальный герб империи был золотой орёл ,после того как было принято христианство появились лабарумы с хризмой.

Римская история делится на три основных периода:

  • Царский (монархия) — середина VIII до н.э. — 510 до н.э.
  • Республиканский — 510–30 до н.э.
  • Императорский — 30 до н.э. — 476 н.э.

История Древнего Рима

Царский период

Рим был основан италийскими племенами у реки Тибр и был вначале маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. По легенде там жила весталка Рея, которая волею случая родила двух сыновей от бога Марса — Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица.

Впоследствии на этом холму в 753 году до н.э. Ромул возвел Рим, а волчица стала священным для города животным.

В это время в Риме правили монархи — цари.

В обществе господствовали традиции патриархального строя. Все граждане делились на роды и фамилии. Сформировались основные сословия общества — плебеи и патриции. Со временем к ним прибавились всадники — прослойка римских богачей.

Республиканский период

В 509 г. до н. э. римляне сбросили монархическую власть и установили республиканскую форму правления. Каждый год избирали граждан на высшие государственные должности: консулов, преторов, цензоров, эдилов, квесторов.

Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика.

В первой половине III в. до н. э. Рим подчинил все народы Апеннинского полуострова и стал полновластным хозяином Италии.

Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.

Патрициям от рождения присваивались привилегии высшей касты, а плебеям не разрешалось даже заключать законные браки или носить с собой оружие.

Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу III века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты».

Впоследствие борьбы плебеев за свои права два основных сословия римлян были уравнены в правах и образовали единое гражданское общество. Отныне римляне стали более сплочёнными.

В III в. до н. э. Рим начал борьбу с Карфагеном за господство в Средиземном море. На протяжении III II вв. до н. э. Рим победил и стал сильнейшим государством Средиземноморья. Образовались заморские территории — провинции, которыми управляли проконсулы, преторы, назначенные сенатом.

Превратившись в могущественное рабовладельческое государство, Рим сумел одержать победу над сильными соседями — Македонским и Понтийским царствами, подавил восстание рабов под руководством Спартака, подчинил Галлию силой легионов Юлия Цезаря.

Но в самом Риме к тому времени обозначился кризис республиканского строя.

Рим из небольшого полиса превратился в огромное государство, управлять которым через выборных правителей было невозможно. В I в. до н. э начался период гражданских войн, установилась диктатура Суллы, потом Цезаря, которые постепенно доказали целесообразность единоличной власти.

Императорский период

В 27 г. до н. а Римское государство окончательно превратилось в империю, первым императором которой стал Октавиан Август.

Установление империи положило конец гражданским войнам, укрепило рабовладельческий строй, усилило защиту границ.

Но в III в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть.

Великая империя разделилась на две части: Западную Римскую империю со столицей в Риме и Восточную Римскую империю (Византию) со столицей в Константинополе.

Читайте также:
Сообщение о флейте определение, история создания инструмента

Борьба с варварами и кризис рабовладения крайне ослабили Западную Римскую империю, прекратившую существование в 476 г. н. э. Год её гибели стал последним годом эпохи Древнего мира.

В середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи сформировалась христианская религия. Возникнув как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи.

Искусство Древнего Рима

Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма.

Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны:

  • ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки;
  • чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными;
  • консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма);
  • стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира.

От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской.

Именно у этрусков римляне позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.

Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время правления которого прекращается преследование христианства.

По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь.

Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии.

На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием.

Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV — I вв. до н. э.

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа.

На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов.

На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться- мощеные улицы, канализация, водопроводы. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки — оборонительные стены, дороги, грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы.

На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города, устройство парковых зон на окраинах.

Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера — композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду — совокупность арок, опирающихся на колонны.

Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены.

Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции.

Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон.

Пантеон– это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи.

Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной.

В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам.

Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи.

Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Скульптура Древнего Рима

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов.

В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность.

Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: