Архетипы Юнга определение в психологии, описание типов и подтипов

Архетипы по Юнгу

  • Что такое структура личности — общее понятие
  • Теория аналитической психологии Карла Густава Юнга
    • Понятие архетипов, их классификация, список
  • Примеры архетипов, описанных Юнгом
    • Самость
    • Анимус и Анима
    • Тень
    • Персон
    • Мудрец
    • Матерь
    • Герой

Что такое структура личности — общее понятие

Структура личности — это понятие, которое отображает комплексный набор основных свойств и качеств, присущих отдельно взятой личности.

Элементы структуры отличаются своей относительной стабильностью под действием разнообразных факторов и остаются устойчивыми характеристиками на протяжении всего существования человека. Структура отображает особенности каждого индивидуума, в тоже время, указывая на схожие с другими личностями качества. У каждого человека структура является уникальной и неповторимой. На основе анализа структурных характеристик можно составить комплексный и последовательный психологический портрет.

Структура личности бывает:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • социальной;
  • психологической.

Социальная и психологические структуры непосредственно связанны между собой и состоят в постоянном взаимовлиянии.

Психологическая структура отображает ряд присущих индивиду качеств и характеристик.

Индивидуальные особенности:

  1. Темперамент — как особенности динамических характеристик личности, ритм и темп реакций, интенсивность (ярко или мало выражено) процессов психики; влияет на формирование характера.
  2. Характер — как набор отличительных черт, которые в комплексе формируют паттерны поведения личности.
  3. Способности — как предрасположенности к более успешному или эффективному осуществлению отдельных форм деятельности (склонность к отдельным видам профессий); инструментарий личности.

Концепция «Я» (ядро личности):

  1. Направленность (как внутренняя мотивация) — отображает ряд ключевых устойчивых мотивов человека, которые прямо воздействуют на деятельность последнего.
  2. Осознанность себя как автономной и целостной личности, «Я есть Я».

Направленность, в свою очередь, состоит из:

  1. Мотивов.
  2. Интересов.
  3. Убеждений (взгляды, мировоззрение, принципы).
  4. Цели.
  5. Потребности.
  6. Психологических установок (неосознанные предвзятости).

Психологически-процессуальные особенности — проявляют себя в непосредственной реализации человека как социального активного субъекта, в взаимодействии с другими. Состоит из:

  1. Памяти.
  2. Эмоций.
  3. Воли.

Опыт психологического порядка — это обобщенные результаты познания мира человеком в эмпирико-чувствительном плане. Рассматривается в контексте:

  1. Знаний — это проверенная практикой информация, полученная в результате выполнения определенного действия, то есть — познания мира.
  2. Умений — это общие способности человека выполнить определенные действия, воплотить их в жизнь и добиться результата.
  3. Навыков — умения автоматически выполнять определенные действия, в результате их многократного повторения на практике.

Нередко в описании структуры выделяют элемент врожденных (биологически обусловленных) компонентов: возраст, внешность, пол.

Социальная структура — это набор социальных характеристик личности (состоящей в тех или иных социальных общностях, связях или общественных отношениях), которые формируются в рамках деятельности, взаимодействия и общения.

Данная разновидность структуры имеет несколько подходов классификации. Одна из них выделяет:

  • память;
  • культуру;
  • деятельность.

Индивид становится личностью в процессе социализации, осваивая общественную сущность в рамках множества разнообразных жизненных ситуаций и обстоятельств.

Теория аналитической психологии Карла Густава Юнга

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг в первой половине ХХ века разрабатывает в ряде работ понятие глубинной или аналитической психологии. Юнгианская теория представляет собой комплексный взгляд на сущность человека, особенностей его самопознания и методов психотерапии.

Система Юнга стала результатом синкретического соединения не только психологических подходов и идей, но и достижений наук:

  • антропологии;
  • этнографии;
  • философии;
  • алхимии;
  • истории;
  • религиозной философии.

Основные черты и аспекты аналитической психологии Юнга:

  1. Развитие теории о индивидуации — преодолению раскола между бессознательным и осознанным; личность развивается не в детстве, но в зрелом возрасте.
  2. Разработка методов аналитической психотерапии (песочная, арт-терапия Юнга, психодрама и другие).
  3. Развитие понятий экстраверсии и интроверсии личности (существования интровертов и экстравертов).

Понятие архетипов, их классификация, список

Ключевой заслугой Юнга стоит считать формирование идеи о бессознательной сфере — врожденном комплексе убеждений и представлений. Бессознательное бывает личным (индивидуальным) и коллективным.

Индивидуальное бессознательное — это отдельные содержания, которые не осознаются личностью, но могут реализоваться в сознании, и тогда Эго их переживает как собственные. Человек приобретает его в результате своего становления как личности.

Такие индивидуально-бессознательные содержания формируются в результате:

  • забывания;
  • вытеснения;
  • неосознанного восприятия — незамеченные человеком ощущения и впечатления, слабые представления;
  • неясные представления — новые смысли или содержания, рожденные в бессознательном непосредственно.

Личное бессознательное более поверхностное по сравнению с коллективным бессознательным.

Коллективное бессознательное — это комплекс древних глубинных структур человеческой личности — архетипов, которые были сформированы в процессе всечеловеческой практики и приобретения опыта, развития человечества как такового.

Этот базовый шар психики идентичен для каждого человека. Это врожденный, универсальный набор психических структур.

Архетипы (пер. «первичная модель») — это базовые психические структуры, которые действуют как побудительные факторы, которые воздействуют на человеческое поведение, решения, общее реагирование.

Юнгианские архетипы нельзя отождествлять с шаблонами действий, типами личностей, чертами характера человека. Врожденность архетипа состоит в неосознанности и тяготению к эмоциональному, когнитивному и поведенческому реагированию на ситуацию. По мнению Юнга, познать архетипы в целом невозможно (они бессознательны).

Каждый архетип имеет ряд отличительных черт:

  1. Принадлежит архаическому порядку и отображается в фольклоре, мифах (в т.ч. сказках).
  2. Непосредственно привязан к жизни, реализуется в ней.
  3. Перманентен для любых народов и времен.
  4. Отображается в сознании в двух формах — концепта и символа (может быть не один).
  5. Имеет дихотомичный (амбивалентный) характер — обладает темной и светлой сторонами, не может быть только негативным или только позитивным.
  6. Его невозможно изменить, и он сам противостоит любым попыткам изменений.
  7. Существенно влияет на эмоции, которые переживает человек.
  8. В снах содержатся символические отображения архетипов, потому особое значение для их анализа имеет гипноз.
  9. Имеет собственную инициативность и энергетику, вмешивается в жизнедеятельность человека, нередко меняя его ход мышления, принятие окончательного решения и т.п.

Юнг не оставил полноценной и разработанной классификации архетипов. Однако, к ним психология традиционно причисляет такие основные описанные Юнгом архетипы:

  1. Персона — это те характеристики личности, которые личность демонстрирует миру как себя. Это коллективное Я человечества как такого. Персона является целиком осознанной человеком и формируется в результате субъективного самовосприятия. Это лишь образ реальной (глубинной) личности, своеобразная маска, из которой вычеркнуты нежелательные социумом личностные аспекты.
  2. Тень — это первая ступень бессознательного, набор вытесненных личностью черт характера или отдельных свойств как нежелательных в силу их несоответствия принятых норм, стандартов и идеалов общества. Это относительно автономная часть личности, которая представлена не воспринятыми индивидуумом личными или коллективными психическими установками. Тенью можно совладать только в случае ее осознания, принятие ее существования как части целостной личности. Если тень не признавать, то она может овладеть человеком. Ее признание является фактором гармоничного развития человека.
  3. Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — представления о себе как представителе противоположного пола, в его особенных чертах, вытесненные по нежеланию индивида в бессознательное. Женщина имеет Анимус, мужчина — Аниму, которые в конце концов проецируются на возлюбленных партнеров. Это архетипы самого древнего порядка, оказывающие колоссальное влияние на личностное поведение.
  4. Самость — это центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности (К.Г. Юнг), это жизненная цель человека, центральный архетип. Это суммативная целостность. Она есть у всех людей, и в тоже время неповторима для каждого.
Читайте также:
Интеллект - понятие и разновидности в психологии, измерение IQ

Вместе с Эго, Персона, Тень, Анима (Анимус), Самость образуют структуру личности за Юнгом.

Эго — центр сознания (сознательного разума), состоящий из всевозможных осознанных содержаний и смыслов. Это фактическая память, опыт, наличные знания. Юнг называет Эго магнитом, который владеет энергией, притягивая мысли из бессознательного, делая их сознательными.

Кроме этого, можно назвать другие архетипы, которые меньше описаны Юнгом:

  1. Мать или Душа — связанный с разнообразными образами богини-матери: магическим авторитетом женственного, мудрость, духовная высота, забота, поддержка. При этом в ней есть и негативные стороны: темное, пожирающее, ядовитое и соблазнительное. Мать является первообразом Анимы. Символизирует личное бессознательное (субъективное, эмоциональное).
  2. Отец — мужской первообраз Анимуса, ориентируется на объективный мир внешних явлений, олицетворяет авторитет и мораль, указывает на необходимость защиты от субъективных уклонов души.
  3. Ребенок — связанный с творческой силой человека, стремлением к познанию. Проявляется в незащищенности, чистоте, непорочности, ориентации на истинные желания (стремлению к целостности).
  4. Мудрец (Старик) — это персонификация духа или значения, который содержит скрытый жизненным хаосом смысл; жизненная зрелость.
  5. Бог (внутренний Бог) — как врожденное условие развития религиозных идей, приобретения религиозного опыта; также может выступать в качестве спроецированной на окружающий мир конечной реализации психической реальности; можно рассматривать как более образную составляющую архетипа Самости.
  6. Герой — ориентируется на принятие вызова, постоянную борьбу, боится потерпеть поражение. Отличается целеустремленностью, дисциплинированностью, сосредоточенностью. Мир героя — это поле вечной битвы, где нужно защищать невинных. Негативная сторона героя — превращение человека в карьериста, зацикленного на победе не смотря ни на что. Он может стать высокомерным и жестоким.

После Юнга спектр и количество архетипов значительно расширились. Самой показательной можно считать классификацию, созданную К. Пирсон и Х. Марром, которая состояла с 12 архетипов:

  1. Простодушный.
  2. Славный малый.
  3. Воин.
  4. Опекун.
  5. Искатель.
  6. Любовник.
  7. Бунтарь.
  8. Творец.
  9. Правитель.
  10. Маг.
  11. Мудрец.
  12. Шут.

Учение про архетипы активно используется в современном маркетинге, рекламе (нередко в целях манипуляции). В психологии они рассматриваются как теория, которая утратила свое определяющее значение, стала исторической парадигмой.

Архетипы не имеет под собой клинических доказательств существования. Это предположительные образы. Потому саму архетипическую теорию Юнга стоит воспринимать философски (абстрактно).

Классификация из 12 архетипов Пирсон получила свое маркетинговое (в брендинге) осмыслении в роботе «Герой и Бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» под авторством М. Марк и самой Пирсон. Не менее значимую роль теория Юнга сыграла для формирования литературных архетипов — типов художественных персонажей.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Примеры архетипов — это образы, с которыми они связаны. Архетип не имеет своего полного воплощения, а является мифом (в т.ч. личностным) или формирующим импульсом поведения человека.

Самость

  1. Образ мандалы.
  2. Просветленный.
  3. Духовное (душевное) совершенство.
  4. Сверхчеловек Ницше.
  5. Будда Шакьямуни.
  6. Иисус Христос.

В образе Прометея происходит борьба Самости (как индивидуально-личностного начала) и Персоны (внешнего проявления). Примером самости может быть состояние главного героя, которое он достигает в процессе самоусовершенствования и достижения цели (гармонии), осознания чего-то важного, принятия своих ошибок и т.п.

Анимус и Анима

  1. Двуполые существа первобытных мифов.
  2. Китайские инь и янь.

Сильный и решительный мужчина ищет хрупкую и робкую девушку как свою собственную Аниму, видя в девушке себя. У девушек архетип Анимуса смешивается с архетипом Отца.

  1. Мефистофель в «Фаусте» Гете.
  2. Сатана.
  3. Плут.
  4. Мистер Хайд из «Доктор Джекилл и мистер Хайд».
  5. Альтер-эго многих литературных персонажей.

В современной культуре примером тени является альтер-эго главного героя (рассказчика) «Бойцовского клуба» — Тайлер Дерден. Он подвигает главного героя на переосмысления смысла собственной жизни и ее коренное изменение.

Персон

Здесь подразумевается образ маски.

Идеализированный образ себя, который человек несет как реальное «Я» — отличница, примерный семьянин, успешная во всем личность, загадочная красавица и т.п. Особенно архетип персоны актуален для современной репрезентации в социальных сетях: стремление к демонстрации (часто имитации) идеальной физической формы, численных достижений, активной жизни, счастья.

Мудрец

  1. Афина.
  2. Мудрый волшебник (Мерлин, Дамблдор в «Гарри Поттере»).
  3. Шаман.
  4. Пророк (Мойсей).
  5. Чудаковатый профессор.
  6. Старец.
  7. Царь Соломон.
  8. Мастер Йода из «Звездных Войн».

Матерь

  1. Богиня.
  2. Ведьма.
  3. Кибела.
  4. Деметра.
  5. Дева Мария.
  6. Мойры и норны греческой мифологии.
  7. Образ Матери Терезы в популярной культуре.

Часто архетип матери используется в рекламе — заботливая мать кормит ребенка, переживает за детей и мужа. В политике — образ первой леди страны, представительных королевских семей (печется о детских садах, школах, бездомных и т.п.).

Герой

  1. Бог Марс.
  2. Арес.
  3. Образы революционеров, «отцов нации», известных политических деятелей и борцов (Жанна Д’арк, Ганди, Че Гевара, Мао Цзэдун, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела).
  4. Гарри Поттер из произведений Дж. К. Роулинг.
  5. Супермен.
  6. Бэтемен.
  7. Дайнерис из «Игры Престолов».
  8. В негативном воплощении — Робеспьер, Кромвель, Саванарола.

Многие политики выстраивают свой политический имидж, играя с архетипом героя как репрезентацией своей личности (борец за страну и граждан, на страже порядка и справедливости, честный и неподкупный, идейный).

Архетип — это что такое в психологии и философии

У многих людей вызывают интерес идеи З. Фрейда об устройстве психического мира человека, его сознательном и бессознательном компонентах. В психологическом сообществе сформировалась группа исследователей, которые взяли теорию З. Фрейда за основу разработки собственных концепций. Одним из последователей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Он изучал психическую организацию личности, выделив в ее составе различные виды архетипов.

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Читайте также:
Пирамида Маслоу: иерархия и виды потребностей, теория мотитвации

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Базовые архетипы Юнга

Архетипы личности, говоря на языке психологии, являются результатом работы сознания. В них присутствует связь между простыми мифологическими образами, хранящимися в бессознательном слое, и когнитивными действиями индивида.

Базовыми примерами архетипов по Юнгу являются самость, мудрец, анима, анимус, тень, персона:

  • Самость. Это прообраз целостности личности, объединяющий ее сознательные и бессознательные компоненты. Он отвечает за уравновешенность личностных черт.
  • Мудрец. Он характеризуется преобладанием духовного над материальным. Такие люди спокойны, внимательны. В межличностном взаимодействии они производят впечатление необщительной, холодной личности, но на самом деле это не так: мудрецам чуждо пустословие, но они с оживлением подключатся к конструктивной высокоинтеллектуальной беседе, если ввести их в курс дела. Им нравится заниматься наукой, создавать что-то новое собственными силами, помогать другим.

  • Анима. Она характеризует наличие женских черт в мужском характере. Степень ее выраженности определяет стабильность настроения мужчины, уровень его эмоциональности, его способность выражать свои чувства. Мужчины, у которых анима выражена ярко, раздражительны, вспыльчивы, легко возбудимы.
  • Анимус. Прообраз определяет наличие мужских качеств у женщины. Степень его выраженности определяет аналитические способности женщины, ее рациональность, уравновешенность. При этом интересен тот факт, что анимус может иметь разную полярность: положительную или отрицательную. Положительная – обуславливает законопослушное поведение девушки, а отрицательная – толкает ее на различные безрассудные поступки.
  • Тень. Это структура, которой объясняются негативные личностные характеристики человека. Индивид их старательно скрывает. Тень также отвечает за агрессивные поступки человека, его неприемлемые мысли и страсть.
  • Персона. Она предполагает наличие у человека разных стереотипов поведения. Чем сильнее развита персона, тем больше социальных масок и образов есть у человека. Персона проявляется только в коллективе и призвана облегчать социальное взаимодействие.

Важно! Архетипические структуры – это не раз и навсегда данные человеку образцы поведения. Они могут измениться в результате общения индивида со значимыми для него взрослыми. Их изменение является источником перемен в жизни человека.

Архетипы по Юнгу подразделяются на женские и мужские.

Женские архетипы

Под женскими архетипами Юнг понимал присущую женщине программу самореализации, которая стимулирует ее личностный рост. Она представляет сценарий жизни женщины. Женские архетипы по Юнгуэто:

  • Ева. Это архетипичный образ простой женщины, способной родить и воспитывать ребенка, создавать уют в доме, заботиться о муже.
  • Елена. Наличие в бессознательном слое образа Елены наделяет женщину эротичностью и чувственностью. Она прекрасно владеет искусством соблазнения, ей нравится покорять мужские сердца. Однако для того, чтобы семейная жизнь сложилась благополучно, таким девушкам необходимо подключить к доминантному архетипу Елены архетип Евы.

  • Мария. Это образ непорочной девственности. Мужчины редко видят в ней спутницу жизни или любовницу. Зато она может стать надежным верным другом для любого парня.
  • София. Это проявление женской мудрости. Такие девушки принадлежат к чувствительным особам, у которых хорошо развита интуиция. Если в их присутствии разгорается ссора, они способны помочь конфликтующим сторонам помириться. Врожденная мудрость помогает сохранять взаимопонимание и доброжелательные отношения с мужем, успешно воспитывать детей.

Внимание! Если у девушки на первый план выходит один из перечисленных выше бессознательных образов, это не означает, что она не обладает другими образами. При определенных обстоятельствах доминантный архетип может уйти в тень, уступив место другому образу, который в данный момент будет более актуален. Для обретения счастья женщине нужны все 4 женских психообраза и умелое осознанное их использование.

Мужские архетипы

Лингвистика теории Юнга предлагает следующие образы для характеристики мужских архетипов:

  • Воин. Он свойственен молодому человеку, который стремится к победе любой ценой. В достижении цели использует все доступные методы и средства, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Монарх. Это хороший руководитель, как на производстве, так и дома. Такой мужчина обладает рациональным мышлением, любит порядок. Он с готовностью берет на себя ответственность за любые поручения.
  • Купец. Этот образ присущ хитрым и расчетливым молодым людям. Они просчитывают исход ситуации, умеют быть гибкими в общении, обладают развитыми коммуникативными навыками. Как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице.
  • Крестьянин. Такой мужчина готов много работать на благо семьи. Ему нравится стабильность. Он может высказывать недовольство уровнем заработной платы, однако предпринимать решительные действия для того, чтобы зарабатывать больше, он не станет, так как боится потерять то, что имеет.
  • Философ. Это образ тех молодых людей, которые легко воодушевляются новыми идеями, любят осваивать новые виды деятельности. Им нравится задаваться вопросами о смысле жизни, любви, смерти.
  • Монах. Он присущ одержимым людям, которые готовы принести свою жизнь в жертву служения той или иной идее.

  • Слуга. Образ характеризует слабую личность. Такие мужчины обретают счастье рядом с сильными женщинами. Они никогда не бывают лидерами. Опасаясь высказать свое мнение, соглашаются с предложениями более авторитетного человека.

Внимание! Если в собеседнике или коллеге по работе отчетливо выступают на первый план признаки того или иного архетипа, не стоит делать поспешных выводов – вполне возможно, что человек целенаправленно выбирает модель поведения, желая достичь конкретной цели.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Читайте также:
Социализация личности - этапы, факторы, определение в педагогике

Архетипы и транзактный анализ

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;

  • Разработать выигрышный имидж.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Видео

Что такое архетип личности: понятие, из чего состоит + краткая характеристика 12 основных типов

Доброго дня, уважаемые читатели!

Психологи и психотерапевты часто используют в своей работе синтез знаний и техник из разных подходов и направлений. Одним из таких подходов является концепция Карла Густава Юнга и его архетипов. Сегодня я подробно расскажу, что такое архетип, какие бывают и для чего нам нужно все это знать.

Эта статья будет особенно полезна и интересна тем, кто любит изучать себя и не боится совершать новые открытия.

Понятие

В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Структура личности по Юнгу

Карл Юнг выделял несколько ведущих архетипов в зависимости от того, в какой области сознания или подсознательного они находятся:

  1. Самость. Считается ведущим, первичным архетипом, который объединяет сознательную и бессознательную части психики человека. Он определяет целостность, центрированность, порядок и потенциал личности, выделяя его среди других индивидуумов.
  2. Персона, или Маска. Это социальная роль, которую человек играет в обществе. Своего рода имидж, позволяющий скрывать уязвимые и болезненные места психики, недостатки, слабости, интимные подробности, а иногда и саму личность.
  3. Тень. Архетип, находящийся главным образом в зоне индивидуального бессознательного. Именно сюда попадают все установки, переживания и опыт, которые были вытеснены сознанием по причине того, что они противоречат представлению человека о самом себе. Это наши комплексы.
  4. Анима и Анимус. Архетипы, связанные с женским и мужским полом. Анима – это женская часть в психике мужчины, например, такие качества, как непостоянство чувств и настроений. Анимус – это мужская часть в психике женщины, например, логика, рациональность.

12 архетипов Пирсон-Марра

Авторство следующей классификации принадлежит американскому филологу Кэрол Пирсон и ее помощнику Хью Марру. Собственно, в их честь и была названа эта модель. Впервые она была опубликована в книге “Пробуждение внутренних героев” в 1991 году.

Простодушный

Некоторые источники переводят название данного архетипа как “невинный” или “ребенок”. Какие характеристики можно дать человеку, в котором преобладает данный образ:

  • жизнерадостность;
  • беззащитность;
  • оптимизм и вера в лучшее;
  • чистота и доверчивость;
  • искреннее желание быть счастливым;
  • страх совершить ошибку, быть наказанным.

Один из образов, который можно привести в качестве соответствия данному архетипу, – персонаж мифов греческой мифологии Дафна. Она прекрасная нимфа, давшая обет целомудрия и превращенная в священное лавровое дерево. Более знакомое многим архетипическое соответствие – Форрест Гамп в одноименном фильме Роберта Земекиса.

Читайте также:
Характер человека - основные черты, плюсы и минусы разных типов

Славный малый

Другие его названия – свой парень, сирота. Какую характеристику можно дать такому герою:

  • появление зачатков реализма;
  • отсутствие притворства, прямолинейность;
  • надежность;
  • предсказуемость;
  • повседневный, рабочий стиль в одежде;
  • желание быть принятым, стать частью общества;
  • стремление развивать “земные” добродетели.

Архетипический образ – Семен Семенович Горбунков, герой советской киноленты “Бриллиантовая рука”.

Еще одно название – герой. Характеристики архетипа:

  • воинственный, агрессивный;
  • гордый, отважный;
  • идеалист;
  • достигает поставленных целей;
  • умеет постоять за себя;
  • стремится доказать собственную ценность через отвагу и способность выходить из сложных ситуаций;
  • боится стать уязвимым и слабым.

Данному архетипу соответствует образ охотника Хоу И. Это один из самых известных героев китайских мифов, сбивший из лука девять солнц, которые угрожали погубить все живое на земле. Его даже называют китайским Гераклом. Из киношных героев можно привести Джеймса Бонда, Бэтмена и др.

Опекун

Данный архетип также называют родителем или матерью. Как его распознать:

  • демонстрация заботы к окружающим;
  • сопереживание;
  • щедрость и благородство;
  • способность идти на жертвы ради других.

В качестве примера архетипического соответствия можно привести Деметру – древнегреческую богиню плодородия и покровительницу земледелия.

Искатель

Какие характеристики ему присущи:

  • желание постигать все новое;
  • стремление отличаться от других;
  • независимость, свободолюбие;
  • способность идти на риск;
  • видит своей целью личную реализацию через исследование мира, путешествия.

Архетипические образы – пастух Сантьяго из книги Пауло Коэльо “Алхимик”, французский исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто.

Любовник

  • жажда эмоций, наслаждений, чувственных удовольствий;
  • стремление любить;
  • романтичность;
  • желание окружать себя тем, что приносит радость, дарит любовь;
  • ставка на внешнюю “обертку”, нежели на содержание;
  • страх одиночества, боязнь быть отвергнутым.

Архетипическое соответствие – персонаж древнегреческой мифологии Алкиона, которая бросилась в море от любви к мужу.

Бунтарь

Или, как его еще называют, изгой. Его характеристика:

  • дух революции, преобразований;
  • стремление сломать то, что не работает или не идет на пользу;
  • радикальная свобода;
  • желание шокировать;
  • способность предпринимать действия в безвыходных ситуациях;
  • умение отпускать и начинать сначала.

Данному архетипу соответствуют образы Робина Гуда, Зорро и т. п.

Творец

  • новатор, экспериментатор;
  • артистичный, амбициозный;
  • обладает хорошим воображением;
  • фантазер, мечтающий создать что-то ценное и долговечное;
  • боится заурядности и посредственности.

Архетипический образ – финская богиня и дочь воздуха Ильматар, участвующая в создании мира. В качестве примеров можно привести и реальных творцов: Пабло Пикассо, Томаса Эдисона и многих других.

Правитель

  • управленец, организатор;
  • лидер;
  • умение брать ответственность;
  • соответствие собственным ценностям;
  • стремление к власти и контролю;
  • желание создать успешное общество, будь то в семье, компании или государстве.

Подходящий архетипический персонаж – центральный герой британского эпоса Король Артур. Также в качестве примеров можно привести Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер и др.

Другие названия архетипа – волшебник, шаман. Ему соответствует следующее описание:

  • обаятельный и харизматичный;
  • катализатор изменений;
  • желает знать, как устроен мир;
  • умеет находить выигрышные варианты для всех;
  • способен творить перемены с помощью изменения собственных мыслей и поведения;
  • может стать манипулятором.

Архетипический образ – Мерлин, великий маг при дворе короля Артура.

Мудрец

Это ученый, философ, мыслитель, которому присущи такие характеристики:

  • опора на знания и интеллект;
  • саморефлексия;
  • умение мыслить ясно, критически;
  • способность формулировать свое мнение;
  • ставка на изучение, а не действия;
  • страх невежества.

Архетипические соответствия – Сократ, Будда, Галилей.

Это фокусник, клоун, юморист, которому свойственны следующие признаки:

  • стремление наслаждаться моментом, жить здесь и сейчас;
  • желание сделать мир ярче и радостнее;
  • способность быть смешным, умение шутить;
  • легкомыслие;
  • импульсивность, спонтанность.

Архетипические соответствия – Чарли Чаплин, Джокер, Тиль Уленшпигель (герой немецких легенд и книг, плут и балагур).

Как определить свой архетип

Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Заключение

Мы с вами разобрали, что такое архетипы и какие они бывают. Я надеюсь, мне удалось доступно изложить эту непростую тему. А может, получилось даже вызвать у кого-то интерес к дальнейшим исследованиям.

На сегодня я прощаюсь. С вами была Ксения Молоканова.

АРХЕТИПЫ —
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Читайте также:
Эмоции и чувства: функции, отличия и примеры проявления

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.

Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния. Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка «Фольксваген» получила великое признание. По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом. Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.

Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.

Архетипы Юнга — понятие в психологии, классификация и примеры

Чтобы разобраться, почему индивид мыслит определенным образом, психологи используют архетипы Юнга. Они были разработаны ученым в рамках создания теории о коллективном бессознательном. В этих образах исследователь видел источники общечеловеческой символики, в которую входят мифы и сновидения. Стоит разобраться, как они влияют на поведение людей и их жизнь.

История создания

Теория об архетипах людей появилась следующим образом. Несмотря на дискуссионный характер работ Фрейда, группа его коллег решила проработать основные понятия.

Со временем некоторые исследователи отошли от психоанализа для поиска новых подходов к характеристике людей и их типологии. Самым выдающимся среди них был Юнг.

Начинающий ученый уделял много внимания анализу влияния динамических учений. Однако, в отличие от коллег, он придерживался мнения, что бессознательное является большим, чем подавление сексуального возбуждения.

Его описание архетипов личности по-другому называется аналитическая психология. По мнению ученого, происхождение рассматриваемых им образов уходит вглубь истории человеческой эволюции.

Еще одна причина разногласия между Юнгом и Фрейдом — первый не хотел объяснить сексуальность как преобладающую силу в структуре личности. Он считал, что либидо — диффузная творческая жизненная сила.

Коллективное и личное бессознательное

По мнению Карла Юнга, личное бессознательное включает в себя воспоминания и конфликты, в свое время подавленные. Трактовал он этот термин и как чувственные впечатления, неотмеченные в сознании из-за недостаточной яркости.

Можно сказать, что версия ученого похожа на содержание теории Фрейда. Однако он пошел дальше своего учителя и сделал акцент на комплексах, выносимых индивидуумом из прошлого.

Пример следующий: человек, у которого психологический комплекс власти, расходует свою психическую энергию на деятельность, взаимосвязанную с этой темой. Аналогичное поведение наблюдается у человека, находящегося под опекой матери или отца.

После формирования комплексы влияют на поведение и мироощущение человека. По мнению Юнга, мужчины и женщины обладают уникальным бессознательным, доступным для самосознания персоны.

Говоря кратко, архетипичность и тень считаются частью коллективного бессознательного. Архетипы являются врожденными идеями или воспоминаниями, предрасполагающими людей к восприятию и реакции на события привычным для них образом.

Примеры архетипов

Юнг выделяет женский и мужской человеческий психотип. Также он говорил, что существуют подтипы «Мудрец», «Ребенок» и «Герой». В его классификацию входит «Смерть», божество Солнца, Бог. Выделяют следующие примеры архетипов:

  • Анима — она является неосознанной женской частью мужской личности.
  • Анимус — он считается бессознательной мужской стороной женского эго.
  • Персону принято считать социальной ролью человека, проистекающей из общественного ожидания и процесса обучения ребенка.
  • Тень — проявление бессознательной противоположности утверждаемого человеком в сознании.
  • Самость является воплощением гармонии и целостности, которая регулирует центр личности.
  • Бога принято считать конечной реализацией психологической действительности, проецируемой на реалии внешнего мира.

Согласно Юнгу, все архетипы связаны с тенденциями выражать мысли определенного типа по отношению к соответствующим объектам или жизненным ситуациям. К примеру, ребенок воспринимает аспекты актуальных характеристик матери.

Дополнительные характеристики

Ученый выделял такой типаж как «Искатель». Это рискованный человек, и по натуре он является исследователем. Это самореализующаяся личность, которая ценит свободу.

Архетип «Мудрец», по версии Юнга, является мыслителем и философом. Это персонификация житейской мудрости и человеческой зрелости. Его отличительная черта — склонность давать окружающим людям советы.

«Герой» по характеру воитель. Он старается доказывать людям свою значимость за счет отваги и решения трудных ситуаций. Своими действиями он пытается улучшить окружающий мир.

Характер «Бунтаря» отличает склонность к мятежности и удивлению окружающих людей. По натуре он революционер и иконоборец.

У типажа «Волшебник» хорошо развита интуиция. Он способен отыскать что-то необычное в любых событиях, происходящих в жизни. Такой архетип привлекает внимание людей за счет обаяния и харизмы.

Отличительные черты «Славного малого» — прямолинейный характер. Люди ценят его за надежность и практичность. Человек, относящийся к подобному типажу, больше всего боится, что его не примут в новый коллектив.

«Любовник» постоянно ищет новые романтические отношения. Он склонен жить эмоциями.

Типажи Ведьмы и Шута

Психологи выделяют архетипичные образы ведьмы и шута. Мифологический тип ведьмы является инстинктивным прообразом, символизирующим потребность в изучении мира.

Читайте также:
Перфекционизм - что это такое и чем опасно читать в статье онлайн

Люди, принадлежащие к этому типажу, интересуются эзотерикой и религией. Увлекают их и тайны бытия. Они предпочитают окружать себя оберегами, а также носят татуировки и амулеты. Носители подобного архетипа отличаются хорошей интуицией.

Входит в архетипы и тени по Юнгу и подтип «Мэри Поппинс» (это светлая сторона образа ведьмы). Такой типаж продемонстрирован в фильме «Муза». Подобный тип не способен хитрить и руководить другими людьми.

Отличительная черта архетипа «Шут» — способность к креативному мышлению и нестандартному взгляду на вещи. Теория Юнга, которую использует психология и философия, включает множество подтипов, но только типаж шута легко относится к жизни.

Этот типаж отличает импульсивность и некоторая спонтанность в совершаемых действиях. Из-за свойственной «Шуту» игривости представители других архетипов могут обвинить его в инфантильности и отсутствии желания взрослеть.

Первообразы Маска и Тень

Название архетипа «Маска» в переводе с латинского языка обозначает «личина» или «публичное лицо». Другими словами — это вербальный вариант проявления человека в рамках отношений с окружающими людьми.

Маска является символом проигрываемых человеком ролей. При этом учитываются существующие социальные функции.

Согласно восприятию Юнга, она служит цели произведения впечатления на окружающих людей или утаивания от них своей сущности, насколько это доступно. Этот первообраз требуется человеку, чтобы ладить с окружающими в повседневной жизни.

Архетипы Юнга, список которых обширен, используются психологами с учетом следующего момента: подтип «Маска» наделен значимостью. За счет него человек становится поверхностным и пребывает в отчуждении от эмоционального опыта.

Мнимый типаж «Тень» является противоположностью «Маски». Это темная сторона человеческих душ (люди склонны ее подавлять). Положительная черта такого подтипа — его способность быть источником жизненной силы.

Согласно концепции Юнга, основной функцией эго является корректирование направления энергии такого архетипа. Также происходит обуздание негативной стороны человеческого характера.

Психологический подтип Бог

Архетипический концепт продолжила разрабатывать Шинода Болен. Она изучала женскую и мужскую архетипичность в такой науке, как мифология. Ученая выделяла следующие подтипы:

  • Зевс — волевой и уверенный в себе типаж.
  • Гадес — отстраненный, тихий и загадочный подтип.
  • Аполлон — зрелая и рациональная личность, которая действует, руководствуясь здравым смыслом.
  • Гефест — трудолюбивая и сильная личность.
  • Дионис — увлекающийся и неконфликтный подтип.

    Что касается богов-женщин, ученый выделял сильную и рискованную «Артемиду». «Афина» является мудрой и волевой. При необходимости она способна отбрасывать эмоции и анализировать имеющиеся факты.

    «Афродита» является чувственной и нежной личностью. «Тюфе» считается противоречивым человеком, стремящимся объять необъятное. Такому подтипу может помешать неспособность к предусмотрению последствий совершаемых действий.

    Типаж «Геката» считается великим мистификатором. Люди, относящиеся к этому типу, склонны к изучению оккультных практик.

    Каждый индивид сочетает несколько конкурирующих архетипов. Они управляют носителем, оказывая влияние на определение области интересов и направления деятельности.

    Суть теории личности Карла Густава Юнга: структура личности, архетипы

    Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

    В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

    Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

    Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

    Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

    После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

    Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

    Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

    Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

    После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

    Суть теории личности Юнга

    Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

    Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

    Читайте также:
    Конфликт - классификация, причины возникновения, пути разрешения

    Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

    Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

    Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

    Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

    Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

    Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

    Структура личности по Карлу Юнгу

    При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

    Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

    ЭГО

    ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

    Личное бессознательное

    Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

    Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

    Из сознательной части личности нежелательные травмирующие ситуации помещаются в личное бессознательное при помощи волевого усилия ЭГО. В личном же бессознательном травмирующие ситуации продолжают существовать. Как только человек попадает в ситуацию, схожую с той, при которой они возникли, травмирующий материал вновь напоминает о себе и «всплывает» на поверхность сознания.

    Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

    Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

    Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

    Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

    Коллективное бессознательное

    Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

    Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

    У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

    Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

    Читайте также:
    Эмоциональный голод - что это такое и как он связан с перееданием читать онлайн

    Основные архетипы по Карлу Юнгу

    Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

    Персона

    Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

    Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

    Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

    Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

    Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

    Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

    Тень

    Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

    Хотя люди и склонны к подавлению животной части собственной личности, но Юнг утверждал, что Тень обладает двоякой сущностью. Данный архетип одновременно сочетает в себе два противоположных по своему значению аспекта: явные проблемы для индивида и мощный источник универсальной энергии. Эту универсальную энергию личность может направить в творческое русло или использовать в любых других мирных целях.

    Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

    Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

    Анима

    Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

    Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

    Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

    Анимус

    Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

    Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

    Самость

    Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

    Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

    Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

    Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    5.4. Направленность личности и ее структура

    Высшим уровнем личности является ее направленность, которая включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе. Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Можно сказать, что направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение.

    Основной силой, побуждающей человека что-то делать или чего-то желать, является потребность как испытываемая им нужда в определенных условиях жизни и развития.

    Иначе потребность можно определить как ощущаемое проявление физиологических, личностных и социальных мотивов, возникающих из несоответствия между действительным и желаемым состоянием бытия.

    Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Потребность только тогда становится внутренним побудителем, когда осознаются работником. В этом случае они приобретают форму желания и интереса. Желание представляет собой осознанную потребность.

    Желание – это отражающее потребность переживание, перешедшее в конкретную мысль о возможности чем-то обладать либо что-либо осуществить. Желание возникает на определенном этапе осознания потребности. Сначала оно выступает как не очень четкое выяснение. По мере конкретизации объекта желание обретает четкие форму и силу.

    Читайте также:
    Направленность личности - определение, виды, структура

    Тесным образом связаны с потребностями и желаниями интересы.

    Интерес это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Это более высокая и осознанная форма мотивации, выражающаяся, например, в стремлении к овладению какими-либо знаниями, навыками, умениями, предметами, в сближении с другими людьми.

    Интересы разнообразны (рис.15) и выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

    Рис. 15. Классификация интересов

    Следующей категорией, составляющей направленность личности, являются ценности, которые есть обобщенные представления субъекта: общества социальных групп, индивида – о главных и важных целях жизни и работы, а также о главных средствах достижения целей. Ценности многообразны и неисчерпаемы как потребности, желания и интересы.

    Различаются ценности цели (базовые, терминальные, стабильные) и ценности – средства (инструментальные). Первые отражают цели существования человека (материальное благополучие, здоровье), а вторые – средства достижения целей (чувство долга, честность, воля).

    Функции ценностей многообразны:

    – они являются ориентиром жизни человека;

    – они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

    – ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

    Люди не рождаются со своими ценностями. Система ценностей формируется в процессе воспитания, передается от поколения к поколению или от члена к члену общества или субкультурной группе.

    Под воздействием потребностей, желаний, интересов, ценностей формируются мотивы человека.

    Мотив рассматривается как внутреннее состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом.

    Мотивы группируются по разным основаниям. Так, мотивы могут быть разделены на биологические и социальные. Биологические (физиологические) – это врожденные и универсальные, существующие у всех и основывающиеся на физиологических потребностях. Социальные мотивы базируются на потребностях в общении и признании со стороны общества (мотив достижения успеха, самореализации).

    Поведение человека всегда определяется не одним, а несколькими мотивами, которые называются мотивационным ядром. Оно характеризуется определенной стабильностью, но может сознательно меняться в зависимости от ситуации.

    Убеждения и отношения. Эти понятия занимают центральное место в изучении поведения потребителей. Они образуют важную часть теории и практики маркетинга, являясь связующим звеном между тем, что потребители думают о продуктах и тем, что они покупают.

    Убеждение – это неподвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо, например, товаров и услуг.

    Убеждения могут быть:

    1. Позитивные или негативные, укрепляющие или подрывающие престиж фирмы, товара или услуги.

    Негативные убеждения называются предубеждениями. Они, зачастую необоснованные, могут серьезным образом повлиять на доходы

    2. Обоснованные или необоснованные, базирующиеся на реальных фактах или на слухах и домыслах.

    Отношение – это сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

    Отношения часто называют установками (аттитюдами).

    Следует различать центральные установки, составляющие ядро системы убеждений и установки периферические, играющие меньшую роль в жизни человека. Поскольку последние значат для человека меньше, они меняются легче, чем центральные. Занимаясь структурой ценностных ориентаций, социолог В.А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки образуют определенную многоуровневую систему:

    – элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаются);

    – социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);

    – базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);

    – система ценностных ориентаций.

    СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности. В апперцепции проявляется зависимость восприятия от личности, прежде всего от ее опыта.

    Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

    Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

    Воля – это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели.

    Воображение – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия позволяют создать человеку образ настоящего, память – прошлого, то воображение позволяет представить будущее. Воображение, фантазия – важнейшее условие творчества в любом труде.

    Восприятие – целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств человека.

    Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

    Долговременная память представляет собой весь объем сведений, знаний и конкретных переживаний, принадлежащих конкретному человеку. Емкость и длительность долговременной информации и ее доступность (легкость извлечения) будут существенно зависеть от таких факторов, как привычность материала, контекст, в котором он запоминается, уровень мотивации человека, а также глубина проработки запоминаемого материала.

    Желание – это отражающее потребность переживание, перешедшее в конкретную мысль о возможности чем-то обладать либо что-либо осуществить. Желание возникает на определенном этапе осознания потребности. Сначала оно выступает как не очень четкое выяснение. По мере конкретизации объекта желание обретает четкие форму и силу.

    Забывание – процесс, заключающийся в невозможности извлечения ранее закрепленного в памяти.

    Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.

    Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Это более высокая и осознанная форма мотивации, выражающаяся, например, в стремлении к овладению какими-либо знаниями, навыками, умениями, предметами, в сближении с другими людьми.

    Концентрация внимания – степень сосредоточения внимания на данном объекте. Она охарактеризуется количеством затрат энергии при осуществлении психической деятельности.

    Кратковременная память – характеризуется немедленным запоминанием после одного очень короткого предъявления информации, кратковременным сохранением и быстрым воспроизведением материала. Кратковременная память определяется длительностью удержания информации и емкостью (объемом). Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 с, за это время сохраняется очень немного информации. Объем кратковременной памяти ограничен семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов.

    Мотив – внутреннее состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом.

    Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связь и отношения между познаваемыми объектами.

    Наблюдение – особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью и осмысленностью.

    Читайте также:
    Коллективное бессознательное - понятие, концепция Юнга

    Направленность – совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

    Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, влияет на восприятие всего окружающего, трудовую деятельность. Одна и та же работа при разных настроениях может показаться и легкой, и тяжелой. Монотонность работы, переутомление и т.д. вызывает угнетенное состояние и наоборот.

    Объем внимания – количество объектов внимания, то есть это способность психики воспринимать определенное количество объектов или их элементов, которые в данный момент могут быть осознаны примерно с одинаковой степенью ясности.

    Отношение – это сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

    Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма.

    Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

    Переключение внимания – проявляется в преднамеренно переходе субъект от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

    Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

    Потребность – основная сила, побуждающая человека что-то делать или чего-то желать, испытываемая им нужда в определенных условиях жизни и развития.

    Представление – это процесс отражения тех предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств.

    Припоминание – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

    Психика – это особый вид деятельности мозга, заключающийся в отражении реального мира: «субъективный образ объективного мира».

    Психическая деятельность – сложный процесс познания материального мира, восхождение от неполного знания к более полному и точному.

    Психические состояния характеризуют сложившийся к данному моменту уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Они достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться.

    Психические процессы – это такие кратковременные психические явления, которые протекают в виде реакции, имеют начало, развитие и конец, но в то же время непрерывны в связи со взаимопереходами. Они представляют собой динамичное отражение действительности. К ним относятся: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение, воля, внимание.

    Психические свойства личности – это сложные образования, которые определяют уровень деятельности и поведения каждого отдельного человека. Они характеризуются направленностью (интересы, убеждения, идеалы), способностями, характером и темпераментом. Эти свойства наиболее стойки, но и они изменяются от детства к старости, могут меняться в результате заболевания, но больше всего на них влияют социальные условия, обучение, воспитание.

    Речь – процесс пользования языком. Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности – выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внешняя речь осуществляется в двух основных видах: письменной и устной. Последняя подразделяется на монологическую и диалогическую.

    Распределение внимания – свойство с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий).

    Сенсорную (оперативную) память, под которой понимают примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Она функционирует очень короткое время (1/4 с) с тем, чтобы мозг мог решить вопрос, стоит ли на ней концентрировать внимание. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами. Такая память необходима для обработки информации, требующейся для достижения конкретного действия.

    Симптомокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств. Взаимосвязаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности.

    Сознание – единство всех форм познания, переживаний человека и его отношение к тому, что он переживает.

    Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация.

    Способности совокупность качеств личности, которая соответствует объективным условием и требованиям определенной деятельности и обеспечивает успешное ее выполнение. Различают общие и специальные способности. Под общими способностями понимают такие качества человека, которые обеспечивают относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности. Общими способностями являются умственные способности.

    Стресс – это эмоциональное состояние, которое возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных или угрожающих ситуациях (студенты перед экзаменом, спортсмены перед соревнованием).

    Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

    Темперамент – прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности.

    Убеждение – это не подвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо, например, товаров и услуг. Убеждения могут быть: 1. Позитивные или негативные, укрепляющие или подрывающие престиж фирмы, товара или услуги. 2. Обоснованные или необоснованные, базирующиеся на реальных фактах или на слухах и домыслах.

    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

    Устойчивость внимания – характеристика внимания во времени, измеряется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

    Фрустрация – это психическое состояние человека в случае возникновения на его пути к достижению цели препятствий, воспринимаемых им как непреодолимые.

    Характер – совокупность приобретенных индиви­дуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действи­тельности.

    Ценности – категория, составляющая направленность личности. Ценности есть обобщенные представления субъекта: общества социальных групп, индивида – о главных и важных целях жизни и работы, а также о главных средствах достижения целей.

    Чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

    Эмоции – это особый класс психических состояний, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности

    Язык – это система знаков и символов, относительно независимая от человека, служащая для целей коммуникации, формирования мыслей.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: