Анна Павловна Шерер – характеристика, описание внешности, атмосфера

Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Толстого Война и мир сочинение

Шерер Анна Павловна – одна из тех, кто встречает нас на первых страницах произведения «Война и мир». Сорокалетняя женщина, являющаяся фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка модного дома. Встречает читателя в своём салоне. Свободно говоря на французском, мило улыбается князю Василию и обсуждает с ним политическую обстановку в мире. Умная, начитанная женщина, следящая за своим имиджем.

Женщина очень преданна и верна своей императрице. По крайней мере, так могло показаться на первый взгляд, ведь она старательно показывала это всем своим видом. Но Шерер ловка и хитра, имеет большое влияние при дворе и падка на дворцовые интриги. Её отношение к человеку зависит от его придворного и светского положения. Но, немного понаблюдав за поведением женщины, можно заметить, что далеко не все её поступки были искренне, не носящие под собой свою собственную выгоду. Шерер всегда беспокоилась о себе и своём положении в обществе. Анна Павловна всем своим видом показывала преданность родине и государю.

Шерер очень болтлива и всегда в курсе последних новостей. Каждого своего гостя она не обделяет какой-нибудь сплетней или свежей новостью.

Можно сказать, что смысл жизни сорокалетней Шерер– успешная жизнь её салона, а остальное, казалось, не таким важным и меркло на фоне её любимого дела. Салон являлся не только её работой, но и особенным для неё занятием.

Очень лицемерная женщина, относящая к людям в зависимости от их положения в обществе. Если в вашем кармане толстая пачка денег и порция власти, то Анна Павловна встретит вас с распростёртыми объятиями и расскажет вам львиную долю последних новостей. Но если у вас отсутствует всё выше сказанное, то не надейтесь на благосклонность Шерер. Собственные мысли не возникают в голове у женщины, всё образовывается благодаря окружающей её обстановке. Совсем неслучайно Толстой показывает две сцены в салоне Анны Павловны. В начале романа, когда об опасности ещё никогда не говорил, и её аромат совсем немного чувствовался в воздухе. И в конце, когда Москва практически пропала. Поведение Шерер в обоих случаях совершенно одинаково. Она всё так же без конца говорит, обсуждает последние новости и треплет о любви к родине.

Анна Павловна, законодательница мод, очень специфическая личность. С одной стороны, она всегда приветлива к тебе и готова поведать всё то, что она знает. Но с другой, сделает она это только если в твоём кармане будут золотые и поддержка светского общества. К обычным людям она никогда не отнесётся с той же улыбкой, что и к знати.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль. Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки. Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину. Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику. На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям. Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

Жанровая направленность произведения представляет собой новеллу, повествующую о детях, основной темой которой является описание последствий бездумных поступков.

В литературе Евгений Онегин иллюстрирует сложное явление девятнадцатого века, когда совсем молодые люди, не понимая, на что следует тратить жизнь, томились и скучали. Он был

Люди представляют собой весьма парадоксальных существ, которые способны на поступки диаметрально противоположные, к примеру, некоторые дети могут иметь домашних животных

С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку

Читайте также:
Рецензия на произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт в комедии

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Анны Павловны Шерер

В Петербурге у высшей знати был популярен салон Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка салона была сорокалетней незамужней дамой, всегда оживлённой, энергичной и полной энтузиазма. На её лице всё время была сдержанная улыбка, не подходившая к увядающим чертам её лица. Все привыкли, что эта дама большая энтузиастка. Иногда она уже уставала от своего оживления и порывов, но подчиняясь устоявшемуся мнению общества о себе, продолжала быть энтузиасткой.

Анна Павловна, говоря о политике, часто горячилась и потом насмешливо улыбалась над своей горячностью. Хваля какого-нибудь человека, она восторженно улыбалась. Об императрице и об императорской фамилии Шерер всегда говорила грустным тоном, и на лице её появлялось выражение искренней преданности и глубокого уважения, соединённое с грустью.

Анна Павловна интересуется не только политикой, она не прочь обсудить со своими гостями и частную жизнь. Князю Василию она предлагает женить Анатоля, его «блудного» сына, на княжне Марье, дочери богатого князя Николая Болконского. Шерер также хотела, чтобы Элен Курагина очаровала Пьера Безухова, получившего большое наследство. Она пригласила его на вечер в свой салон и старалась тонко намекать ему, какая милая и прекрасная девушка Элен.

Салон Анны Павловны Шерер

На вечерах у Шерер в её гостиной бывала высшая петербургская знать, люди, по характерам и возрасту разнородные, но одинаковые по обществу, в котором проходила их жизнь.

Описание салона

Встретив очередного гостя, хозяйка салона первым делом подводила его к своей старой тётушке. Это был у неё своеобразный обряд. Гость приветствовал тётушку, а та говорила каждому одни и те же слова о здоровье (гостя, своём и её величества). Совершив скучный обряд приветствия тётушки, гости отходили от неё и в течение вечера больше уже к ней не подходили.

Толстой сравнивает салон Шерер с разговорной машиной и с веретенами, равномерно, без остановок шумевшими с разных сторон. Общество разбивалось на кружки, и в каждом из них шёл свой разговор. Чтобы разговорная машина салона работала равномерно и прилично, хозяйка, прохаживаясь по гостиной, подходила к слишком много говорившей группе гостей или к замолкнувшему кружку и одним словом или перемещением гостей, вновь заводила «равномерную, приличную разговорную машину» (том 1, часть 1, глава 2).

Гости салона Анны Павловны Шерер

На вечере, описанном в начале романа, хозяйка салона «угощала» своих гостей новинкой — виконтом Мортемаром, а также итальянским аббатом Морио, как чем-то сверхъестественно-утончённым. Виконт рассказал анекдот о герцоге Энгиенском и Бонапарте, а аббат разговаривал с Пьером Безуховым. Пьер говорил громко и горячо о политическом равновесии. Их разговор был слишком оживлённым, и это не понравилось Анне Павловне. Она строго взглянула на Пьера и, спросив аббата о том, как он чувствует себя в здешнем климате, присоединила и аббата, и Пьера к общему кружку, который слушал виконта. Это она сделала для удобства наблюдения за Пьером, поведение которого внушало ей опасения: он держался слишком естественно.

Пьер Безухов в салоне Анны Павловны Шерер был каким-то чужеродным гостем, совершенно непохожим на светского человека. Этот молодой человек, по мнению Шерер, вёл себя слишком естественно, говорил слишком увлечённо, и это не подходило для утончённой атмосферы её салона. Шерер пригласила Пьера на вечер, вероятно, потому, что он был родня князя Василия Курагина и незаконный, но любимый сын очень богатого графа Безухова. Пьер воспитывался за границей, приехал в Россию недавно и не знал, как прилично вести себя в светском обществе. Поэтому Анну Павловну пугает Пьер с его естественной манерой поведения. Она испуганно смотрела на него, когда он не дослушал речи тётушки о здоровье императрицы и отошёл от неё. Анна Павловна считала его молодым человеком, не умеющим жить, и обещала князю Василию образовать Пьера, научить его вести себя в свете.

Пьер в присутствии Шерер всё время чувствовал, что он говорит не то, что нужно, что его речи она считает глупыми. Но когда он после смерти отца стал богатым графом Безуховым, Анна Павловна всё, что он говорил, находила прелестным. Так проявилось её двуличие, но наивный Пьер этого не замечал.

Князь Андрей Болконский в салоне Анны Павловны Шерер появился в середине вечера. По его поведению видно было, что все гости Анны Павловны Шерер ему были знакомы и уже надоели. Увидев Пьера Безухова, князь Андрей ему обрадовался и пригласил после вечера приехать к нему.

Политические споры в салоне Анны Павловны Шерер

В 1805 году гости салона часто говорят о Наполеоне. Они спорят о его величии. Хозяйка салона и виконт с горечью говорят о коронации Бонапарта, а князь Андрей и Пьер Безухов одобряют его действия. Пьер говорит, что Бурбоны бежали, предоставив французский народ анархии, а Наполеон победил злоупотребления революции и удержал то, что было в ней хорошее — свободу слова и печати, равенство граждан. Но виконт возражает, что Бонапарт уничтожил свободу, и с ним были согласно большинство гостей Шерер.

В 1812 году в салоне Шерер так же, как в 1805 году, с недоумением говорили об успехах Наполеона и видели в них и в потакании ему европейских властителей злостный заговор, цель которого — «неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна» (том 3, часть 2, глава 6).

О Кутузове в салоне Шерер было нелицеприятное мнение, но когда государь его назначил главнокомандующим армий, мнение это резко изменилось, и Кутузова стали расхваливать. Таким образом, мнение посетителей салона о политике и войне всегда соответствовало мнению придворных императора и императрицы.

Читайте также:
«И скучно, и грустно»️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова, история создания

Вывод

Образ Анны Павловны Шерер, второстепенной героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — это типичный образ великосветской дамы, для которой придворная жизнь и собственный салон — главное дело её жизни. Автор, показывая петербуржскую салонную жизнь, подчёркивает её неизменность из-за того, что в ней преобладает форма, а не содержание.

Характеристика образа Анны Павловны Шерер, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер

Меню статьи:

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Прототип образа

В процессе написания романа Толстой значительно трансформировал образ Анны Павловны Шерер. По первоначальной задумке, роль Анны Павловны должна была выполнять некая фрейлина Аннета Д., она должна была быть милой дамой.

Предположительно, прототипом ее стала Александра Андреевна Толстая – тетка Льва Николаевича. В одном из писем ей, Толстой так характеризовал владелицу салона: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью» Однако, позже планы Толстого насчет этого образа существенно изменились.

Краткая характеристика личности

Анна Павловна Шерер была 40-летней незамужней дворянкой. В былые времена она принадлежала к фрейлинам императрицы Марии Федоровны. Анна Павловна расценивает свою деятельность в рамках светского салона как значимую и относится к ней соответствующе – Шерер постоянно выискивает необычных, интересных персонажей для своих званых вечеров, поэтому в большинстве случаев гости не скучают в ее салоне. Ей важно поддерживать свой авторитет.

Анна Павловна – довольно приятная женщина, она обладает исключительной воспитанностью и превосходными манерами.

Однако не все в образе Анны Павловны так прекрасно – она по своей сути довольно коварная женщина, а также сводница.

Дорогие читатели! Предлагаем посмотреть, как проходил жизненный путь Пьера Безухова, описанный в романе Л. Толстого “Война и мир”.

Все действия Анны Павловны лишены искренности – ее дружелюбие – всего лишь удачная маска. Все гости Анны Павловны также следуют примеру хозяйки – их дружелюбие и учтивость – всего лишь игра, за которой прячется ложь и насмешки.

Встречи в салоне Анны Павловны Шерер

Июнь 1805 года

На званом вечере у Анны Павловны Шерер собираются различные гости. Первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка как обычно расспрашивает гостя о его здоровье и делах. Затем разговор заходит о детях Курагина. Князь Василий считает, что дети – это его крест. Анна Павловна поддерживает гостя и советует ему женить Анатоля, к примеру, на Мари Болконской и обещает переговорить с Лизой – женой князя Андрея Болконского на этот счет.

Затем появляются и другие гости – маленькая княгиня Болконская с мужем, Ипполит Курагин, аббат Морио, Моттемар, Анна Михайловна и Борис Друбецкие.

Среди гостей появляется непривлекательная фигура Пьера Безухова – внебрачного сына Кирилла Безухова. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию.

Для Пьера этот выход был волнительным – он в предвкушении предстоящего события и боится себя зарекомендовать плохо.

В обществе Пьер старается принимать участие в «ученых» разговорах. Его смелые высказывания и дискуссии заставляют Анну Павловну нервничать – ведь она, как талантливый паук, сплела паутину для своих гостей и побаивается, что вольности Безухова могут навредить ее салону и подпортить его репутацию. Вскоре Шерер находит выход – она просит Андрея Болконского отвлечь Пьера.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В это же время другие гости пытаются решить свои личные вопросы, так, например, Анна Михайловна Друбецкая просит Василия Курагина походатайствовать за сына на предмет военной службы.

Начало 1806 года

Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных. К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение. Такое отношение невероятно льстит Безухову.

Анна Павловна как обычно организовала из своих гостей «кружки по интересам» и удачно лавировала между ними. Женщина акцентирует внимание Пьера на Елене Курагиной и пытается посватать девушку Пьеру. Безухов же, не будучи опытным в любовных делах, пребывает в некотором смятении – с одной стороны Елена вызывает у него прилив страсти, но в то же время, Пьер находит девушку довольно глупой. Однако, благодаря Шерер, тень сомнения и тень влюбленности в Елену в Пьера все же поселяется.

Конец 1806 года

На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей.

На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна.

Читайте также:
Этикет сочинение - образец для подготовки к ЕГЭ

Анна Павловна не ошиблась – разговоры на военную и политическую тематику не утихали весь вечер. Вначале Борис был центром всеобщего внимания, такое отношение к своей персоне его невероятно тешило – в большинстве случаев Друбецкой находился на периферии общества – он был не богат, к тому же не обладал существенными талантами, поэтому завладеть вниманием ему всегда было нелегко. Позже вниманием завладел Ипполит Курагин, который рассказывал шутку о Наполеоне и шпаге Фридриха.
Под конец вечера разговор зашел о наградах, дарованных государем.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Некоторое время салоны враждовали, но затем вернулись к своему привычному ритму. Военные события с Наполеоном предоставляли значительную базу для дискуссий и разговоров. В салоне Анны Павловны активно поддерживается патриотическая направленность разговоров, при этом новости с фронта обставляются самым обнадеживающим образом.

Август 1812 года

26 августа, в день Бородинского сражения, у Анны Павловны Шерер состоялся званый вечер. Предполагалось, что изюминкой станет прочтение письма «преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия». Читать его должен был Василий Курагин, который славился своим умением к публичным чтениям.
Однако в результате новость о болезни Елены Безуховой взволновала гостей больше. Окружающие активно обсуждали эту тему, как будто и не знали вовсе, что ее болезнь связана с невозможностью выходить за двух мужчин замуж одновременно. Затем разговор перешел на политические темы.

Таким образом, Анна Павловна – женщина, которая умеет удачно играть на два фронта и притворяться милой и радушной. В салоне Анны Павловны обсуждаются злободневные вопросы, а яркие личности, приглашенные в ее салон, только подогревают интерес социума.

Анна Павловна Шерер и ее салон: характеристика, образ, посетители (гости, встречи) | “Война и мир” Толстого

Анна Павловна Шерер
(актриса А. Степанова,
кадр из фильма 1965 г.)

Анна Павловна Шерер в романе “Война и мир” является одной из второстепенных героинь произведения.

Салон Анны Павловны Шерер – это место, где собираются сливки петербургского общества.

Среди гостей салона Анны Шерер мы встречаем множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе “Война и мир”, встречи в салоне Анны Шерер в хронологическом порядке, а также список ее обычных гостей.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер

“. несмотря на свои сорок лет. “

Внешность Анны Павловны Шерер:
“. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться. ”
“. И она улыбнулась своею восторженною улыбкой. ”
“. Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку. “

Анна Павловна Шерер – живая и энергичная дама:
“. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. “

Анна Павловна – дама с хорошими, придворными манерами:
“. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта. “

Анна Павловна Шерер – хозяйка светского салона. Она устраивает дома светские вечера, где бывают “сливки общества”:
“. Анна Павловна по-прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать, – вечера, на которых, во-первых, собиралась la crême de la véritable bonne société, la fine fleur de l’essence intellectuelle de la société de Pétersbourg*. ”
(*сливки настоящего хорошего общества, цвет интеллектуальной эссенции петербургского общества)

Салон Анны Павловны Шерер.
Художник А. Николаев

Анна Павловна Шерер устраивает хорошие светские вечера. Она умеет развлечь гостей:
“. вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устроивать. ”
“. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. “

Анна Павловна любит “угощать” своих посетителей интересными гостями, например, виконтом Мортемаром др.:
“. всякий раз на своем вечере Анна Павловна подавала своему обществу какое-нибудь новое, интересное лицо. ”
“. только новинкой, которою угащивала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина. ”
“. Лицо, которым, как новинкой, угащивала в этот вечер Анна Павловна своих гостей, был Борис Друбецкой. ”

В своем салоне Анна Павловна ведет светские и политические беседы:
“. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. ”
“. Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны разговор, руководимый Анной Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде на союз с нею. “

Образ Анны Павловны Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Образ Анны Павловны

Анна Павловна Шерер в «Войне и мире» – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество Петербурга. Это дама за 40, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком подвержена своему салону – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей. Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое целеустремленность» ✒️ значение слова, рассуждения о качестве человека,примеры в жизни, аргументы из литературы

Анна Павловна пытается выглядеть тактичной и воспитанной. Но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Большое значение Анна Павловна придает своей патриотичности. Но со временем читатель понимает, насколько эта патриотичность напускная. Это заметно по тому факту, что в день, когда опасность над Москвой висит лишь формально разговоры ведутся точно также, как и в день, когда над Москвой висит реальная угроза. Получается, что Анна не переживает за Россию искренне, она делает это лишь для того, чтобы показать себя с лучшей стороны. Персонаж является любимой фрейлиной императрицы, она не замужем в свои годы.

Образ героини

Анна Павловна Шерер — владелица модного салона, собирающая в своем заведении представителей светского общества Петербурга. Пожилая дама всю жизнь занималась развитием собственного дела. Учитывая специфику салона, ей приходится постоянно соответствовать гостям из высшего света. Перед каждым человеком всегда остается выбор, каким быть. Анна поставила жизнь на кон ведения собственного бизнеса, поэтому утратила положительные качества, которыми обладала когда-то.

Подстраиваясь под приходящую публику, женщина старательно угождает гостям. Она старается проявлять такт и воспитанность, но от этого складывается впечатление, что общество ее раздражает. Вся вежливость просто напускная, так сказать, для «поддержки марки». Анна Павловна постоянно говорит о своей патриотичности, но и эта черта характера в ней лишь «маска». Наиболее четко это просматривается в описании, когда над Москвой нависает реальная угроза. Но в салоне Анны Павловны Шерер звучат все те же разговоры, светские беседы. Благодаря напускным переживаниям о России, героиня становится любимой фрейлиной императрицы.

Салон Анны Шерер

Делом всей жизни Анны Шерер является салон. Она действительно живет только им. Ради успеха в делах она готова положить свою индивидуальность в угоду публике, быть такой, какой требует общество, а не такой, какой она является по-настоящему. Салон действительно является лучшим и самым популярным местом для светского общего всего Петербурга. Здесь обсуждаются судьбы, вершатся дела, расходятся самые свежие новости, рождаются самые интригующе сплетни. Сало Анны Шерер можно назвать главным местом светской фальши и интриг.

Противопоставлением этому месту являются такие персонажи как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти личности занимают различные позиции, и через отношение к ним личность Анны Павловны видна как на ладони. Болконский является «почетным» членом светского общества. Ему Анна не может высказывать знаки неуважения, даже если он ей не нравится. Но появляется Пьер, и она относится к нему явно пренебрежительно, едва удостоив его поклоном, который относится к самым низшим иерархиям. В течение всего вечера она с тревогой наблюдает за Пьером – как бы этот персонаж не нарушил привычный ход вещей в ее обители. Так или иначе, Пьер со своими честным и открытым нравом все же выбивает атмосферу вечера из привычного положения.

Вариант 2

В произведении “Война и мир” Лев Николаевич Толстой создал замечательный самобытный мир персонажей, каждый из которых является олицетворением чего-то из нашей жизни, и Анна Павловна Шерер не стала исключением.

Анна Павловна является женщиной в возрасте, которая обожает проводить аристократические приёмы и знакомиться с новыми людьми. Она часто проводит время в знатной компании, дабы нажить себе хорошие связи, которые в будущем, возможно, помогут ей в том или ином деле. В общем и целом, в её образе явно проглядываются нотки аристократичной личности старого типа, который известен тем, что для людей этого типа нет ничего важнее того, что о них думают люди, в каком они предстают свете.

Анна Павловна именно из такого разряда людей. На своих вечерах она часто обсуждает с гостями темы от самых примитивных, до возвышенных, хотя абсолютно в них ничего не понимает, что заставляет задуматься о лицемерной стороне её личности. Также можно видеть, как сначала одному человеку она говорит одно, а затем следующему говорит что-то совершенно противоположное по смыслу сказанному ранее. Она привыкла обманывать людей для своих личных эгоистичных целей, достигая их всеми возможными способами.

Я считаю, что из неё Лев Николаевич Толстой сделал как бы олицетворение проявления аристократии девятнадцатого века. В ней он раскрыл все те греховные вещи, губящие человека и его личность в целом. Это явно проглядывается, как и в образе персонажа, так и во всём произведении в целом. Толстой явно делал упор именно на этом.

Также в её образе автор раскрыл иные темы, которые касаются нашей простой человеческой бытовой жизни. Такие темы как патриотизм, смысл жизни, тема любви и преданности, все эти темы нашли своё место в образе Анны Павловны Шерер. Та же тема патриотизма раскрывается в ней совсем с иной стороны. Хоть она и произносит пламенные речи, прославляющие государя на своих приёмах, всё это является прикрытым лицемерием, так как на самом деле она в корне не согласна с ним и его принципами и действиями. Тема любви раскрывается в ней, как совсем её не волнующая, так как она привыкла быть одна. А тема смысла жизни раскрывается на протяжении всего произведения. Для неё смыслом является строительство своей собственной жизни, которую она хочет сделать наиболее простой и лёгкой для себя.

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Роль салона Шерер для романа

Образ Анны Павловны в «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анна Павловна Шерер («Война и мир»).

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена. Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира». Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер. В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» — Наполеона. Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных. Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно…императрице». Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу. » Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов». Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д. Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна. Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер. Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора и т. д. Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся. В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение. Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни. Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания. Наконец, письмо было прочитано. Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем. Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века. Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет. Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона. И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели. Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке. Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся. Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Читайте также:
Муза анализ, основная тема и идея, жанр, размер

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

Роль эпизода «Салон А. П. Шерер»

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире. Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых. Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует приём антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах. Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением». Еще одна дама – Элен Курагина. Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у неё совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на неё при описании данного персонажа. Для Элен это её мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании её одежды все указывает на её холодность и похожесть на статую. Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой. Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него – богатство. В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын – Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает. Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным. Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту». Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер. Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский. Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне. Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало её: «будто всё, что она ни делала, было увеселением для неё и для всех её окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль. Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа. Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Образ Анны Павловны Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Персонажи, представленные в одном из самых известных романов Льва Толстого, в полной мере отображают светское общество времен начала XIX столетия. Одним из самых ярких считается образ Анны Павловны Шерер в «Войне и мир». Именно в ее салоне собирались самые «сливки» высшего света, благодаря чему героиня всегда была в курсе последних событий. Отдаваясь своему делу, она давно утратила человеческие качества, перестала быть собой.

  1. Образ героини
  2. Внешность и черты характера
  3. Салон Анны Павловны
  4. Встречи общества у Шерер
Читайте также:
Рецензия на роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отзыв, мнения и впечатления критиков и читателей о прочитанном, анализ и тема исторического произведения автора

Образ героини

Анна Павловна Шерер — владелица модного салона, собирающая в своем заведении представителей светского общества Петербурга. Пожилая дама всю жизнь занималась развитием собственного дела. Учитывая специфику салона, ей приходится постоянно соответствовать гостям из высшего света. Перед каждым человеком всегда остается выбор, каким быть. Анна поставила жизнь на кон ведения собственного бизнеса, поэтому утратила положительные качества, которыми обладала когда-то.

Подстраиваясь под приходящую публику, женщина старательно угождает гостям. Она старается проявлять такт и воспитанность, но от этого складывается впечатление, что общество ее раздражает. Вся вежливость просто напускная, так сказать, для «поддержки марки». Анна Павловна постоянно говорит о своей патриотичности, но и эта черта характера в ней лишь «маска». Наиболее четко это просматривается в описании, когда над Москвой нависает реальная угроза. Но в салоне Анны Павловны Шерер звучат все те же разговоры, светские беседы. Благодаря напускным переживаниям о России, героиня становится любимой фрейлиной императрицы.

Внешность и черты характера

В свои 40 лет владелица модного салона никогда не была замужем. Все потому, что большую часть жизни она посвятила собственному делу, званым вечерам, светским мероприятиям. Второстепенному женскому персонажу Лев Толстой дает следующую характеристику:

  • принадлежит к кругу придворных;
  • всегда сдержанно улыбается, как избалованный ребенок;
  • обладает суховатым телосложением и руками;
  • живая и энергичная дама, преисполненная энтузиазма;
  • хорошо воспитанная придворная, обладающая женской ловкостью и быстротою такта;
  • в свободные дни устраивает светские вечера для встреч со «сливкам общества».

Автор преподносит героиню как человека, умеющего развлечь публику. Постоянных салонных гостей Анна Шерер «угощает» обществом интересных посетителей издалека. Так, в ее доме на званом вечере появляются виконт Мортемар, Борис Друбецкой и другие.

Во время встреч представители высшего света разговаривают о политике, дипломатических отношениях, патриотизме. Владелица салона известна как знатная сводница. Будучи сама старой девой, она сводит Пьера Безухова и Элен Курагину, пытается поженить Марию Болконскую и Анатолия Курагина.

Салон Анны Павловны

Особого внимания заслуживает анализ дела всей жизни героини — модного салона. Она действительно положила многое ради развития светского места, угождения публике. Только здесь самые важные представители высшего света могут обсудить спокойно свои дела, распространять важные новости, слухи, вершить судьбы людей. Образ салона становится воплощением места зарождения светской фальши и интриг.

Противопоставляет писатель этому месту таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они имеют совершенно разное влияние, занимают различные общественные позиции. Личность Анны Павловны особо негативно раскрывается при общении с этими персонажами. Андрей Болконский в салоне Шерер не особо почитаем. Будучи «почетным» членом общества, он ловит на себе знаки неуважения со стороны хозяйки модного «дома».

Предосудительно героиня относится и к внебрачному сыну екатерининского вельможи. Встречает Пьера Безухова в салоне Шерер небольшим поклоном, который зачастую предназначается представителям низших сословий. Она переживает за свою обитель из-за нового гостя, который может привнести разлад в привычные развлекательные мероприятия (что герою, кстати, удается).

Встречи общества у Шерер

Образ салона и его владелицы является собирательным, отражающим всю суть высшего света. Именно в этом месте происходит завязка сюжета романа. Читать начало произведения стоит особо внимательно, так как автор знакомит читателя с фальшивым миром светского общества, где царит бессмысленность, пафосность, показуха, наигранность. На протяжении всего романа Толстым описывается несколько салонных встреч:

  1. Июнь 1805 года — званый ужин, куда первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка салона расспрашивает гостя о здоровье, состоянии дел, детях. Герой говорит о том, что наследники для него — крест. Анна советует Василию женить Анатоля на Марии Болконской. Позднее на вечер приезжают другие гости — Морио, Мортемар, Анна и Борис Друбецкие, Ипполит Курагин и другие. Самая неприятная фигура на ужине — Пьер Безухов, приехавший недавно в Россию. Гость переживает, боится подать себя в плохом свете.
  2. Начало 1806 года — вторая встреча, на которую гости съезжаются ради знакомства с немецким дипломатом. Сейчас Пьер — богатый наследник. Он снова появляется на светском мероприятии. Безухову льстит, что сейчас все встречают его грустными фразами, высказывая почтение из-за недавней кончины отца. Все гости беседуют в «кружках по интересам». Анна Павловна знакомит Пьера с Еленой Курагиной.
  3. Конец 1806 года — званый вечер, где гвоздем программы становится Борис Друбецкой, приехавший из прусской армии. Все время гости беседуют о войне и политике. Внимание с иностранца переключается на Ипполита Курагина, рассказывающего шутку о Наполеоне.
  4. Июль 1812 года — Анна Шерер испытывает трудности, так как у нее появляется конкурентка — молодая Безухова Елена (она уже вышла замуж за Пьера), организовавшая свой салон. Ее заведение пользуется популярностью. Там обсуждаются военные события, вопросы патриотизма.

Последняя встреча датируется августом 1812 года. В день Бородинского сражения владелица салона устроила званый вечер, посвященный прочтению письма. Зачитывать его должен был Владимир Курагин, обладающий талантом оратора.

Планы рушатся, когда все узнают о болезни Елены Безуховой. Злободневные вопросы продолжают обсуждаться, а Шерер умело играет на два фронта, притворяясь равнодушной и милой. В жизни светского общества ничего не меняется, кроме тем для разговоров.

Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер

Меню статьи:

  • Прототип образа
  • Краткая характеристика личности
  • Встречи в салоне Анны Павловны Шерер
  • Июнь 1805года
  • Начало 1806 года
  • Конец 1806 года
  • Июль 1812 года
  • Август 1812 года

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Образ Анны Павловны

Анна Павловна Шерер в «Войне и мире» – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество Петербурга. Это дама за 40, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком подвержена своему салону – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей. Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей.

Анна Павловна пытается выглядеть тактичной и воспитанной. Но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Большое значение Анна Павловна придает своей патриотичности. Но со временем читатель понимает, насколько эта патриотичность напускная. Это заметно по тому факту, что в день, когда опасность над Москвой висит лишь формально разговоры ведутся точно также, как и в день, когда над Москвой висит реальная угроза. Получается, что Анна не переживает за Россию искренне, она делает это лишь для того, чтобы показать себя с лучшей стороны. Персонаж является любимой фрейлиной императрицы, она не замужем в свои годы.

История создания

«Война и мир» – востребованный роман, снискавший успех сразу после издания. Отрывок произведения был опубликован в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1866 году читатели ознакомились с тремя последующими частями романа. Позднее были опубликованы еще два эпизода.


Лев Толстой пишет «Войну и мир»

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен. В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы. Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Исследователи «Войны и мира» утверждают, что, прорабатывая образы героев, Толстой отталкивался от описаний деловых способностей, поведения в романтических отношениях, от вкусов. В дальнейшем персонажи распределялись по семействам, становясь Ростовыми, Курагиными или Болконскими. Характер каждого героя прописывался отдельно, подвергаясь корректировке в соотношении с достоверностью относительно эпохи, психологией общества того времени и исторической действительностью.


Анна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев. В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей. Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества. Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил. Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

Салон Анны Шерер

Делом всей жизни Анны Шерер является салон. Она действительно живет только им. Ради успеха в делах она готова положить свою индивидуальность в угоду публике, быть такой, какой требует общество, а не такой, какой она является по-настоящему. Салон действительно является лучшим и самым популярным местом для светского общего всего Петербурга. Здесь обсуждаются судьбы, вершатся дела, расходятся самые свежие новости, рождаются самые интригующе сплетни. Сало Анны Шерер можно назвать главным местом светской фальши и интриг.

Противопоставлением этому месту являются такие персонажи как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти личности занимают различные позиции, и через отношение к ним личность Анны Павловны видна как на ладони. Болконский является «почетным» членом светского общества. Ему Анна не может высказывать знаки неуважения, даже если он ей не нравится. Но появляется Пьер, и она относится к нему явно пренебрежительно, едва удостоив его поклоном, который относится к самым низшим иерархиям. В течение всего вечера она с тревогой наблюдает за Пьером – как бы этот персонаж не нарушил привычный ход вещей в ее обители. Так или иначе, Пьер со своими честным и открытым нравом все же выбивает атмосферу вечера из привычного положения.

Портфель для словесника

Мечты и разочарования Андрея Болконского

Андрей Болконский в салоне Шерер

Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит в сопровождении молодой жены, ожидающей ребёнка. С первых страниц становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Салонные разговоры ему надоели, светское общество его тяготит, по отношению к жене он соблюдает лишь внешние приличия. Внутренняя суть конфликта становится нам ясна из разговора Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая жизнь тяготит Болконского потому, что не дает проявить себя. Он мечтает о подвиге, о личной славе. Его кумиром, как и Пьера, является Наполеон, который мощью своей личности покорил полмира. Князь сетует на то, что связан по рукам и ногам семейными обязательствами и только это удерживает его от вступления в действующую армию.

Андрей Болконский на поле Аустерлица

Начало военной кампании против Наполеона, в которую Россия вступает на стороне союзников, оказывается достаточно веским поводом для отъезда из дома. Идеалам князя очень скоро суждено осуществиться. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и поднимает полк в атаку, но и сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь бесконечное удивление перед мудростью и извечной красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица.

Читайте также:
История создания комедии Ревизор, когда была написана, факты

Впечатление усиливается появлением Наполеона, мелочная радость которого от личной победы посреди груд мертвых тел кажется Болконскому отвратительной и неуместной в сравнении с той истиной, которая открылась ему. Его былой кумир, воплощение индивидуалистической мечты, человек, достигший вершин славы и власти, теперь вызывает у Болконского лишь брезгливую неприязнь. Его раздражает напыщенность Наполеона, убеждение, что он является вершителем истории (вокруг него толпятся приближенные-биографы, готовые внести в исторические анналы каждое сказанное им слово). Даже одобрение Наполеона, высказанное себе лично, Болконский воспринимает с глухим раздражением и ничего не отвечает императору. Идеалы Болконского рассыпаются в прах, но он остается жив – для того, чтобы через некоторое время воскреснуть духовно.

Итак, эпизод, повествующий о ранении князя Андрея на поле Аустерлица, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является первым поворотным моментом на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает несостоятельность индивидуалистического мировоззрения и начинает свой тернистый путь к постижению идей «братства» и единения всех людей.

Встреча с Пьером на переправе

Побывав в плену, испытав множество лишений и страданий, Болконский решает, что должен жить во имя долга, ради своей семьи. Но и семейное счастье оказывается недостижимым – «маленькая княгиня» умирает во время родов. Только встреча с Пьером на переправе дает Болконскому надежду на будущее духовное возрождение. Видя внутреннюю опустошенность своего друга, Пьер пытается убедить его, что мир гораздо шире и многообразнее, чем представлялось Андрею, что жить следует для других людей, делая их жизнь лучше и чище, и именно в этом обретать личное счастье. Князь прислушивается к словам Пьера и, пожалуй, впервые за свою жизнь пытается смотреть на окружающую его действительность через призму интересов других людей. Он интересуется жизнью своих крестьян, проводит в имении либеральные реформы, вводит элементы просвещения.

Участие в реформах Сперанского

Пытаясь принести пользу возможно большему количеству людей, князь начинает заниматься государственной деятельностью, работая в комитете по подготовке реформ, которым руководит Сперанский. Однако очень скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, так как не видит конкретных результатов своего труда. Здесь царит та же самая «говорильня», те же сплетни и интриги. Проект военной реформы, подготовленный Андреем на основе глубокого изучения причин поражения в Аустерлицком сражении, тормозится бюрократическими инстанциями. На это накладывается и разочарование в личности самого Сперанского, в котором Болконский начинает замечать неумеренное самолюбование, жажду личной славы и признания, — то есть все то, что Андрей так мучительно преодолевал в себе самом. Блестящий ум Сперанского оказывается бесконечно оторванным от действительности, и его теоретические выкладки практически неосуществимы.

Ночь в Отрадном.

В Отрадное Болконский едет по делам: ему надо решить кое-какие вопросы с графом Ростовым. Тот по-прежнему живет в имении, «принимая у себя всю губернию», с балами и охотами, театрами, обедами и музыкантами. В имении князь Андрей знакомится с Наташей. Она весела и резва. Болконский изумленно смотрит на неё, спрашивая себя, чему она так рада. Вечером князь Андрей долго не может уснуть, после чтения он подходит к окну и случайно слышит разговор из комнаты, расположенной этажом выше. Наташа восторгается прекрасной ночью, говорит, что «этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», что от счастья ей хочется летать. При звуке Наташиного голоса, полного восхищения природой, в душе князя Андрея «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».

Еще не осознавая этого до конца, Болконский чувствует, что его душа словно обновилась, что начался процесс его постепенного выздоровления, возвращение к свету и жизни.

Процесс духовного возрождения своего героя Толстой аллегорически показывает в образе старого дуба, покрытого толстой корой, иссеченного глубокими морщинами, в котором, кажется, уже не осталось никакой жизни и который с весной, несмотря ни на что, тянет ветви навстречу солнцу и снова покрывается молодой, свежей листвой.

Итак, эпизод, повествующий о поездке князя Андрея в Отрадное, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является одним из поворотных моментов на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает, что мир прекрасен, полон радости и света, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Этот эпизод является вехой, которая отмечает конец разрушения его прежней индивидуалистической философии и начало обретения новой, основанной на идеях «братства» и единения с народом.

Участие в войне 1812 года

Отечественная война, по словам Болконского, становится «личным делом каждого русского человека», и он не колеблясь принимает командование полком. Он отказывается от должности адъютанта Кутузова, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах, воевать вместе с обыкновенными солдатами и, если придется, отдать свою жизнь за общее дело – освобождение Отечества. Встретившись с Пьером накануне Бородинского сражения, князь говорит именно об этом. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радости – именно это становится главным для Болконского. Он внимателен к своим солдатам, к их нуждам и мыслям – и солдаты платят ему взаимностью, даже между собой называя «наш князь».

Читайте также:
Этикет сочинение - образец для подготовки к ЕГЭ

Смерть князя Андрея

Внешне смерть князя лишена всякого героизма – он погибает от шального ядра. На этот раз нет ни знамени, ни полка, увлеченного в атаку, как это было во время Аустерлица, но именно этим Толстой подчеркивает сопричастность Болконского судьбам простых безымянных солдат, которые тысячами гибли во имя Отечества на том месте, куда их поставила необходимость.

Как бы в награду за это Толстой удостаивает своего героя, пусть и непродолжительного, личного счастья. Свои последние дни Болконский проводит с Наташей, и именно в это время ему открывается понимание того, что настоящая любовь – это в том числе и умение прощать. Он осознает, что сам виноват в разрушении своего личного счастья, так не имел права судить свою возлюбленную, не должен был «проверять» ее чувств долгой разлукой. Болконский умирает духовно просветленным, поняв, что «весь мир – это любовь», что истинно христианское единение людей на основе взаимной любви и гармонии возможно, что оно есть, и что его только надо увидеть и понять.

Роль салона Шерер для романа

Образ Анны Павловны в «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анна Павловна Шерер («Война и мир»).

Образец 4

В своём произведении Толстой пишет о множестве тем, которые, так или иначе, нашли отражение в нашей жизни. Без сомнения, такое большое произведение, так или иначе, может трактоваться по-разному, переходя от человека к человеку, но одно понятно точно – произведение носит в себя больше смысла и глубины, чем может показаться на первый взгляд. В нём присутствует огромное количество персонажей, которые тем или иным образом выявляют какую либо проблему, чаще всего проблему того времени, о котором написано в произведении. Одним из таких персонажей и их образов является персонаж Анна Шерер.

Из произведения мы узнаём, что Анна Шерер является одной из приближённых императрицы, которая в свою очередь хорошо к ней относится. Это понятно, ведь Анна Шерер довольно хитрая интриганка, целью жизни которой является лишь достижение собственных эгоистичных целей, способы достижения которой не важны. Характером Шерер двулична, и, как правило, она меняет свой характер от случая к случаю, тем самым втираясь в доверие к любому человеку, которого она посчитает нужным для своих целей. Так как она чаще ценит положение человека в обществе, и его материальную составляющую, то она чаще всего отдаёт предпочтение использованию своего доброго лживого характера, что и позволяет ей легко втираться в доверие. Для людей же, которые не соответствуют её, без сомнения, завышенным требованиям, он относится холодно, даже слегка презрительно, чем и отторгает ненужных ей людей, делая это, кстати говоря, в весьма грубой форме.

В произведении Анна Шерер скорее играет персонажа, который олицетворяет собой всю продажность, алчность, и отсутствие совести в обществе того времени. Она как бы является собирательным образом аристократии того времени. Таким образом, автор доносит до своего читателя мысль, о том что необходимо пресекать вредное воздействие такого типа людей в своей жизни, на подпуская их слишком близко к своему личному пространству, ведь они в любой момент могут предать вас, и в дальнейшем использовать для личных целей. Анна Шерер является прекраснейшим тому примером, ведь как мы видим из произведения, эта женщина не поступится даже самыми изощрёнными и отвратительными способами, дабы добиться своего, и неважно, что для того необходимо сделать. Пусть даже предать даже самого хорошего, и приятного ей человека, ведь у таких людей, зачастую, нет чувства привязанности к кому либо, что и видно в произведении.

Я считаю, что именно данные черты образа Анны Шерер пытался показать в своём произведении “Война и мир” Толстой.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Николая Ростова в романе Война и мир↑ Толстой Л. Н.Образ и характеристика Бетси Тверской в романе Анна Каренина →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: