Андрей Болконский – характеристика образа кратко, жизненный путь

Андрей Болконский — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Интересно, что нелюбимые герои писателя, люди духовно нищие и безнравственные (Курагины, Друбецкие, Жюли Карагина и др.) не привлекают внимания Толстого, т.к. они лишены способности совершенствоваться.

Особенно дорогие писателю Пьер и князь Андрей идут трудными дорогами в поисках идеала «простоты, добра и правды».

Первое знакомство с героем

Князь Андрей Болконский появляется уже в самом начале романа в салоне Анны Павловны Шерер в образе скучающего и усталого молодого человека, аристократа. Он находится в состоянии душевного кризиса, его раздражают пустота и пошлость светской жизни, а разочарованность в семейных отношениях с княгиней Лизой усугубляет его состояние: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», — говорит он Пьеру Безухову. В браке он чувствует себя несчастным.

Князь Андрей Болконский — сын богатого и уважаемого вельможи екатерининской эпохи. Он получил хорошее воспитание и образование. В светской среде его отличают ум, порядочность, смелость, безукоризненная честь и особая «родовая» гордость, унаследованная от отца. Сила воли, сдержанность и практичность, чувство собственного достоинства ставят его в кругу штабных офицеров выше других, и это делает его в глазах окружающих гордым и надменным. Он разделяет такие понятия, как личные интересы и служение Отечеству, чем вызывает негативное к себе отношение со стороны штабных офицеров.

Война с Наполеоном

В это время его кумиром был Наполеон, в котором он видел пример для подражания. Совсем молодым тот завоевал трон Франции и пол-Европы. Но князя Андрея привлекало не это, он понимал, что победы Наполеона — это не случайность, а результат его целеустремленности и силы воли. Именно эти качества хотел воспитать в себе молодой князь.

Андрей Болконский проявляет храбрость в Шенграбенском сражении, он хочет найти «свой Тулон», подражая Наполеону.

В бою под Аустерлицем князь Андрей побуждает солдат к атаке, бросаясь вперёд со знаменем в руках. Здесь он получает тяжёлое ранение и, лёжа на поле Аустерлица, глядя в огромное бездонное небо, вдруг переосмысливает своё предшествующее состояние: жажду славы, отвращение от того образа жизни, которым жило большинство людей его круга. Это огромное чистое небо помогло ему понять бренность всех его честолюбивых желаний. Сам Наполеон, обходящий поле сражения и удовлетворённый количеством убитых, теперь вызывает в нём чувство разочарования. С этого момента Наполеон больше не является его кумиром, а слава — ничто по сравнению с жизнью и этим огромным всеобъемлющим небом.

Жизнь в деревне

Возвратившись домой, оправившись после ранения, князь Андрей принимает решение покинуть службу, поселиться в своём имении и жить частной жизнью, посвятив себя семье. Но в родах умирает его жена, он должен сам теперь воспитывать своего сына Николеньку.

Деревенская жизнь стала для него временем раздумий, чтения, забот о делах родовых имений. Но и вечные философские вопросы продолжали волновать его. Так прошло два года.

Однажды он по делам отправился в соседнее имение Отрадное, и там состоялась его встреча с Наташей Ростовой. Своей молодостью, жизнелюбием, чистотой натуры она снова возвратила его к активной жизни. Он осознал, что совсем ещё не стар, ему только 31 год, а в этом возрасте жизнь ещё не кончена. Наташа пробудила в нём желание жить, любить и быть любимым.

Но неожиданная измена Наташи сильно потрясла князя Андрея, и он снова возвращается в действующую армию под командование Кутузова — началась Отечественная война.

Отечественная война 1812 года

В этой войне Андрей Болконский уже совсем другой человек: пережитое им на Аустерлицком поле помогло ему преодолеть свои честолюбивые амбиции, переосмыслить свою жизнь и своё назначение. Он становится ближе к простым солдатам, отказывается от штабной службы и принимает на себя командование полком.

Перед началом Бородинского сражения состоялся разговор Болконского с Пьером. И здесь проявились совсем другие его чувства и взгляды: он рассуждает о «духе войска» как о решающей силе на войне. В этом и состоял патриотизм князя, его глубокое переосмысление роли народа в войне. Он хотел воевать не ради карьеры и славы, а для защиты своего Отечества.

В бою при Бородине Андрей тяжело ранен в живот осколком снаряда. Так получилось, что из горящей Москвы его вывезли на обозе Ростовых. Наташа трогательно ухаживает за раненым князем, она раскаивается в своём необдуманном поступке (в увлечении Анатолем Курагиным), Болконский понимает её, но не может переступить через свою гордость. Это приносит ему сильные страдания, потому что он уже знает, что является смыслом жизни: нет, не личная слава, не героические победы на поле боя, а простая любовь к ближним. Но слишком глубок его нравственный надлом. Его гордая душа не может вместить измены. Он говорит Пьеру: «Помню… я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».

И князь умирает, хотя кризис миновал, и он мог бы выздороветь.

Вывод

Образ Андрея Болконского в романе — пример нравственного развития личности, проходящей сложный жизненный путь потерь и открытий.

Л. Н. Толстой считал, что человек может прийти к счастью только путём страданий и ошибок, но на этом пути очень важно сохранить человеческое достоинство.

Характеристика образа Андрея Болконского может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Жизненный путь Андрея Болконского: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

Андрей Болконский.
Художник А. Николаев

История жизни Андрея Болконского является одной из центральных сюжетных линий романа “Война и мир”.

Светская жизнь Андрея Болконского

“Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. ” (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г., том 2 часть 3 глава III)

“. эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне. ” (том 1 часть 1 глава V)

“. молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. “ (том 1 часть 1 глава III)

“У нее брат, вот что́ недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова.” (том 1 часть 1 глава I)”

“. здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят.” (дядей Лизы Болконской является сам Кутузов, том 1 часть 1 глава VI)

Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.

“Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь. ” (том 1 часть 1 глава VI)

“Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…” (Болконский о себе, том 1 часть 1 глава III)

“К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив . » (Кутузов, том 2 часть 1 глава VII)

“. показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. “ (том 2 часть 1 глава VIII)

“Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад. “ (том 2 часть 1 глава IX)

“. крестили молодого князя Николая Андреича. ” (речь идет о маленьком Николеньке, том 2 часть 1 глава IX)

Андрей Болконский и комиссия по составлению законов

“Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. “ (том 2 часть 2 глава VIII)

“Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня. “ (том 2 часть 3 глава XVI)

“Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani, работал над составлением отдела: Права лиц. “ (том 3 часть 2 глава II)

“И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. “ (том 2 часть 3 глава XV)

“Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и. . ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой. “ (том 2 часть 3 глава XVIII)

Возможно, в этот период князь Андрей Болконский становится масоном, как и его друг Пьер Безухов. В романе имеется лишь одна цитата, указывающая на связь князя Андрея с масонами. Также возможно, что цитата случайно оставлена Толстым и по сюжету Болконский не имеет отношения к масонству:

“Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине)..” (Болконский о перчатках, том 2 часть 3 часть глава XXI)

Андрей Болконский и Наташа Ростова

“Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня. “ (том 2 часть 3 глава XXIII)

“. я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись. “ (том 2 часть 3 глава XXXIII)

“Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. “ (том 2 часть 3 глава XXVI)

“. наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

“. я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. “ (том 2 часть 5 глава XXI)

Андрей Болконский на службе в Турции

“. в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.

“В 12-м году. . князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. “ (том 3 часть 1 глава VIII)

“Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли. “ (том 3 часть 2 глава XXXVI)

“. 10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. “ (том 3 часть 2 глава V)

“Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. “ (том 3 часть 2 глава V)

“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. “ (том 3 часть 2 глава V)

“И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. “ (том 3 часть 2 глава XXXVII)

Встреча с Наташей после Бородинской битвы

“В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую. “ (том 3 часть 3 глава XIV)

“Раненый этот был князь Андрей Болконский. “ (том 3 часть 3 глава XIV)

“. на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского. “ (том 3 часть 3 глава XXXII)

“. Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете. “ (том 4 часть 1 глава VI)

Смерть Андрея Болконского

“Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал. “ (том 4 часть 1 глава XIV)

“. князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. “ (том 4 часть 4 глава XII)

“. княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку. “ (том 4 часть 1 глава XIV)

Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

Меню статьи:

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

Л.Н.Толстой не проявлял никогда себя в качестве беспринципного писателя. Среди всего многообразия его образов можно с легкостью найти те, к которым он относился положительно, с воодушевлением и те, к которым он испытывал антипатию. Одним из персонажей, к которым Толстой был явно неравнодушен, стал образ Андрея Болконского.

Брак с Лизой Мейнен

Впервые с Болконским мы встречается у Анны Павловны Шерер. Он появляется здесь в качестве скучающего и уставшего от всего светского общества гостя. По своему внутреннему состоянию он напоминает классического байронического героя, который не видит смысла в светской жизни, но продолжает по привычке жить этой жизнью, при этом испытывая внутренние терзания от моральной неудовлетворенности.

В начале романа Болконский предстает перед читателями 27-летним молодым человеком, женатым на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен. Его жена беременна первенцем и в скором времени должна родить. Судя по всему, семейная жизнь не принесла счастья князю Андрею – он довольно прохладно относится к своей жене, а Пьеру Безухову и вовсе говорит, что жениться губительно для человека.
В этот период читатель видит развитие двух различных ипостасей жизни Болконского – светской, связанной с обустройством семейной жизни и военной – князь Андрей находится на военной службе и состоит адъютантом при генерале Кутузове.

Битва под Аустерлицем

Князь Андрей полон стремления стать значимым человеком на военном поприще, он воздает большие надежды на военные события 1805-1809 гг. – по мнению Болконского, это поможет лишиться ему ощущения бессмысленности жизни. Однако первое же ранение его значительно отрезвляет – Болконский пересматривает свои приоритеты в жизни и приходит к итогу, что он сможет себя полноценно реализовать в семейной жизни. Упав на поле битвы, князь Андрей замечает красоту неба и сам удивляется, почему раньше он никогда не смотрел на небо и не замечал его уникальности.

Болконскому не посчастливилось – после ранения он стал военнопленным французской армии, но затем у него появляется возможность вернуться на Родину.

Оправившись после ранения, Болконский отправляется в имение отца, где находится его беременная жена. Так как никаких сведений о князе Андрее не было, и его все считали погибшим, то его появление было полной неожиданностью. Болконский приезжает домой как раз вовремя – он застает роды жены и ее смерть. Ребенку удалось выжить – это был мальчик. Князь Андрей был подавлен и огорчен этим событием – он сожалеет, что был в прохладных отношениях с женой. До конца своих дней он помнил застывшее выражение на ее мертвом лице, которое как бы вопрошало: «Почему это случилось со мной?»

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита
Жизнь после смерти жены

Печальные последствия Аустерлицкой битвы и смерть жены стали причинами, по которым Болконский решил отказаться от военной службы. В то время как большинство его соотечественников были призваны на фронт, Болконский специально старался сделать так, чтобы не попасть вновь на поле сражения. С этой целью он под руководством отца начинает деятельность в качестве сборщика ополчения.

На этот момент приходится знаменитый фрагмент лицезрения Болконским дуба, который в противовес всему зеленеющему лесу утверждал обратное – почерневший ствол дуба наводил на мысль о конечности жизни. Фактически в символическом образе этого дуба воплотилось внутренне состояние князя Андрея, который также выглядел опустошенным. Спустя некоторое время Болконскому вновь пришлось проезжать по этой же дороге, и он увидел, что его, казалось бы, умерший дуб, нашел в себе силы для жизни. С этого момента начинается моральное восстановление Болконского.

Дорогие читатели! Если вы хотите узнать кто написал произведение “Анна Каренина”, предлагаем вашему вниманию эту публикацию.

На должности сборщика ополчения он не задерживается и вскоре получает новое назначение – работу в комиссии по составлению законов. Благодаря своему знакомству со Сперанским и Аракчеевым его назначают на должность начальника отделения.

Вначале эта работа захватывает Болконского, но постепенно его интерес утрачивается и вскоре он начинает скучать по жизни в поместье. Его работа в комиссии кажется Болконскому праздной ерундой. Князь Андрей все чаще ловит себя на мысли, что эта работа бесцельна и бесполезна.

Вполне вероятно, что в этот же период внутренние терзания Болконского приводят князя Андрея в масонскую ложу, но, судя по тому, что Толстой не развивает эту часть взаимоотношений Болконского с обществом, распространения и влияния на жизненный путь масонская ложа не имела.

Встреча с Наташей Ростовой

На новогоднем балу 1811 года он видит Наташу Ростову. После встречи с девушкой князь Андрей понимает, что жизнь его не закончена и ему не следует зацикливаться на смерти Лизы. Сердце Болконского заполняет любовь в Наталье. Князь Андрей чувствует себя естественно в компании Натальи – он легко может найти с ней тему для разговора. В общении с девушкой Болконский ведет себя непринужденно, ему нравится то, что Наталья принимает его таким, какой он есть, Андрею не нужно притворяться или подыгрывать. Наталья также была пленена Болконским, он показался ей привлекательным как внешне, так и внутренне.

Недолго думая Болконский делает девушке предложение. Так как положение в обществе Болконского было безукоризненным, да и к тому же финансовое положение было стабильным, Ростовы соглашаются на брак.

Единственным человеком, который был крайне недовольный состоявшейся помолвкой, был отец князя Андрея – он уговаривает сына отправиться на лечение за границу и лишь после заниматься делами женитьбы.

Князь Андрей поддается и уезжает. Это событие стало роковым в жизни Болконского – за время его отсутствия Наталья влюбилась в повесу Анатоля Курагина и даже предприняла попытку бегства с дебоширом.

Об этом он узнает из письма самой Натальи. Подобное поведение неприятно поразило князя Андрея, и его помолвка с Ростовой была расторгнута. Однако чувства его по отношению к девушке не угасли – он все также продолжал пламенно ее любить до конца своих дней.

Возвращение к военной службе

Чтобы заглушить боль и отомстить Курагину, Болконский возвращается на военное поприще. Генерал Кутузов, который всегда относился благосклонно к Болконскому, предлагает князю Андрею отправиться с ним в Турцию. Болконский принимает предложение, но надолго русские войска на Молдавском направлении не задерживаются – с началом военных событий 1812 года начинается переброс войск на Западный фронт, и Болконский просит Кутузова отправить его на передовую.
Князь Андрей становится командиром егерского полка. В качестве командующего Болконский демонстрирует себя наилучшим образом: он заботливо относится к своим подчиненным и пользуется существенным авторитетом у них. Сослуживцы называют его «наш князь» и очень гордятся им. Такие перемены в нем осуществились благодаря отказу Болконского от индивидуализма и его слиянию с народом.

Читайте также:
Сочинение о Петре и Февронии Муромских - примеры

Полк Болконского стал одним из военных единиц, принимавших участие в военных событиях против Наполеона, в частности во время Бородинской битвы.

Ранение в битве под Бородино и его последствия

Во время сражения Болконский получает серьезное ранение в живот. Полученное ранение становится причиной переоценки и осознания Болконским многих жизненных догматов. Сослуживцы приносят своего командира на перевязочный пункт, на соседнем операционном столе он видит своего врага – Анатоля Курагина и находит силы простить его. Курагин выглядит очень жалким и подавленным – врачи ампутировали ему ногу. Глядя на эмоции Анатоля и его боль, злость и желание отомстить, пожиравшее Болконского все это время, отступает и на смену нему приходит сострадание – князю Андрею становится жалко Курагина.

Дальше Болконский впадает в беспамятство и находится в таком состоянии 7 дней. Приходит в сознание Болконский уже в доме Ростовых. Вместе с другими ранеными он был эвакуирован с Москвы.
Наталья в этот момент становится его ангелом. В этот же период отношения Болконского с Наташей Ростовой также обретают новый смысл, но для Андрея все слишком поздно – его рана не оставляет ему надежды на выздоровление. Однако это не помешало обрести им кратковременную гармонию и счастье. Ростова все время неотступно ухаживает за раненым Болконским, девушка осознает, что она все еще любит князя Андрея, из-за этого ее чувство вины перед Болконским только усиливается. Князь Андрей, несмотря на всю тяжесть своего ранения, старается выглядеть как обычно – он много шутит, читает. Как ни странно, из всех возможных книг Болконский попросил Евангелие, вероятно потому, что после «встречи» с Курагиным на перевязочном пункте, Болконский начал осознавать христианские ценности и смог полюбить близких ему людей истиной любовью. Несмотря на все усилия, князь Андрей все же умирает. Это событие трагически отразилось на жизни Ростовой – девушка часто вспоминала о Болконском и перебирала в памяти все моменты, проведенными вместе с этим человеком.

Таким образом, жизненный путь князя Андрея Болконского в очередной раз подтверждает позицию Толстого – жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.

Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет: описание внешности, манера поведения

Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.

С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.

Происхождение, семья

Характер

Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.

Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:

  • деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
  • любовь к Родине;
  • сильная воля;
  • решительность;
  • храбрость;
  • гордость, независимость;
  • верность своему слову;
  • замкнутость, сдержанность;
  • скептицизм;
  • отвращение к лицемерию.

Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.

Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.

Отношение к окружающим

Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.

Отношение к светскому обществу

К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.

Отношение к семье

Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.

К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.

В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.

К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.

Читайте также:
Стрижонок Скрип краткое содержание, герои, отзывы

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.

Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.

Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Вывод

Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.

Читайте также:
Письмо матери 🖋️ анализ стихотворения Сергея Есенина по плану, история создания, жанр, тема, размер, образ матери, аргументы

Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение

Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная, всю свою жизнь он ищет свой смысл жизни, своё призвание. И, как говорится, кто ищет, то всегда найдёт.

Впервые мы видим князя Андрея на приёме у Анны Павловны Шерер. Он присутствует там, так как на приёме его жена Лиза. Самому же ему там очень скучно. Болконский грезит службой Отечеству, его идеал личности – Наполеон. Когда начинается война, герой бросает всё и отправляется на фронт. Князь Андрей участвует в битве при Аустерлице, в порыве отваги он хватает знамя и сломя голову мчится на французов. Там же его тяжело ранят, он лежит на поле полуживой среди мёртвых товарищей, смотрит в небо и размышляет, мимо проходит сам Бонапарт, а Болконский всё думает. Он размышляет о том, что все его прежние убеждения и взгляды были неверны, он видит новый смысл существования.

Оправившись от тяжёлого ранения, Болконский пытается посвятить себя семье: оставляет службу, возвращается в имение, пытается полюбить Лизу, которую никогда по-настоящему не любил. Они ждут ребёнка. Но и этот период жизни князя Андрея длится недолго: Лиза умирает во время родов. Болконский впадает в депрессивное состояние, даже новорождённый сын не может помочь отцу. Моральное спасение приходит от Пьера Безухова. Он сумел так поговорить с князем Андреем, что тот стал выкарабкиваться из депрессии, он полон решимости снова помогать своей Родине, начинает заниматься государственными делами, которые, однако, быстро уходят на второй план, когда вспыхивают чувства к Наташе Ростовой.

Андрей Болконский решает жениться на молодой девушке, очаровавшей его. В отсутствие Андрея, у Ростовой случается интрига с Анатолем Курагиным. Андрей не может этого простить, он в оцепенении, он вновь потерял смысл в жизни. Князь едет в родовое гнездо, где занимается воспитанием сына и обустройством жилья. На какое-то время князь Андрей обретает умиротворение.

Начавшаяся в 1812 году Отечественная война нарушает семейное спокойствие. Болконский едет бить французов. Андрей вновь получает серьёзное ранение, и волей судьбы выхаживает героя Наташа Ростова, они примиряются. Князь уже почти оправился от ранения, он показал себя смелым защитником своей Родины, он обрёл потерянную любовь – всё, чего хотелось достигнуто. Князь Андрей Болконский спокойно уходит….

Образ Андрея Болконского является очень интересным, князь всю жизнь что-то ищет и в итоге находит.

Вариант 2

В романе Льва Николаевича Толстого он писал о патриотизме и разных слоях общества. Толстой плохо отзывается о высшем свете, а вот к обычному русскому народу отзывается с теплотой. Хотя в романе Толстого среди высшего света тоже есть герои, о которых Лев Николаевич пишет с удовольствием.

Одним из таких персонажей в романе является Андрей Болконский, он прожил не долгую, но очень насыщенную жизнь. Для себя Болконский решил, что хочет быть полезным для своего Отечества и решает в 1805 году идти на войну. В армии он добивается всего сам, начиная свою службу с низкого чина, Болконский решает добиться многого. Андрей Болконский патриот своей страны, он переживает, что будет с российской армией.

Андрей Болконский потерял жену и остался с сыном на руках, он уходит в себя и не видит ни какой радости в жизни. Пьер помогает ему выйти из этого состояния, а знакомство с Наташей Ростовой закрепляет старания Пьера. Болконский переживает о том, что не стоит спешить, ведь Наташа молода, а он прожил немалую жизнь. Он решает отложить их свадьбу на год, но девушка не проходит проверку и поддается своим чувствам и увлекается молодым человеком Анатолем.

В один миг все мечты и надежды Андрея Болконского разрушились, он снова почувствовал себя ненужным. Болконский снова возвращается в армию и решает вести свое войско к победе. В части его все уважают и любят, к своим солдатам Андрей Болконский ласков и относится уважительно. Болконский всегда думал о людях и об Отечестве и только в последнюю очередь думал о себе.

Андрей Болконский любил природу своей страны и любовался ею всегда, в один из таких дней Болконского смертельно ранили. Осознавая, что он скоро умрет Андрей не жалеет о том, как он прожил свою жизнь. Наоборот его переполняют чувства любви и всеобщего прощения. В этот момент они снова встречаются с Наташей Ростовой. Повзрослев девушка поняла, что сильно обидела Болконского и что он замечательный человек.

Наташа просит прощение у Болконского, и он ее прощает, у него нет ни злости, ни агрессии к Наташе. Болконский обретает то, к чему он давно стремился, покой и веру чего ему так не хватало.

Сочинение Образ и характеристика Андрея Болконского

Роман «Война и мир» психологически сложное повествование для каждого человека. А все потому, что автор передавал сложное военное настроение того времени, показывал жизнь нескольких слоев населения и выражал свое отношение к ним. Каждый человек в современном мире, безусловно, сможет отыскать героя романа, который бы походил на него. Для меня одним из ярких героев стал Андрей Болконский – сын известного и уважаемого князя. В романе можно четко отследить характер, настроение и чувства героя. И хоть жизнь его оказалась короткой, она была насыщенной, яркой и эмоциональной.

Из первой встречи с Андреем Болконским, создается впечатление, что он неудовлетворен своей жизнью. Его тяготит беременная супруга, вряд ли он ее любит так, как муж свою жену, он скучает на вечере, куда ему пришлось прийти. Его присутствие на вечере вынужденное и пассивное. Он презирает светское общество, но чувство долга не позволяет ему уйти. Однако воодушевился он, когда встретил своего друга. Из беседы с Пьером Безуховым, откровений Андрея, хочу сделать вывод, дружба занимает важное место в его жизни.

Читайте также:
Прометей бог - миф о древнегреческом боге огня, характеристика

В то же время для него важна его семья, он уважает отца, на протяжении всей его истории жизни сохраняются хорошие отношения с сестрой Марьей, хотя в семье тяжелая атмосфера и мир там – явление временное. Андрей из богатой семьи, он образован, грамотен, горд и сдержан, с сильным чувством собственного достоинства.

Желая быть полезным Родине, он уезжает на войну и начинает службу не офицером, а низшим чином. Он не стремится к быстрой и легкой славе, наградам и карьере. Наоборот, Болконский считает, что должен быть там, где трудно, хочет помочь и поддержать тех, кто готов сдаться. Его патриотизм и героизм отчетливо передаются автором в военный период жизни.

Возвращение с войны к рождению ребенка и смерти жены однозначно переворачивают его мировоззрение. Если бы Лиза осталась жива, думаю, их отношения изменились бы. Возможно, любовь и не появилась бы, но более глубокие чувства уважения, благодарности добавили бы их отношениям нежности. Но Андрею Болконскому пришлось воспитывать сына одному, а вместе с тем бороться с чувством вины перед супругой, выходить из состояния духовного кризиса.

Во многом ускорила выздоровление любовь Андрея к Наталье Ростовой. Их история любви должна была пройти испытание временем. Но Наташа жила одним днем, чувствами, она доверчива, легка, молода. А Андрей взрослый рассудительный человек, который живет разумом. За его плечами война, смерть и сын. И расставание на время не могло не разлучить их навсегда. Андрей не принял того, что девушка постигла новые знакомства, события, эмоции – она влюбилась. А потому его настигло разочарование, обида, возможно, гнев, когда он хотел вызвать на дуэль соперника, но после передумал.

Когда он шел на войну второй раз, он хотел забыться. Здесь он думал о том, что мечты о семье разбились. А там он должен был думать не о себе. Патриотизм и чувство долга брали верх. Именно такая смена обстановки позволила ему избежать депрессии. Андрей не думал о том, что получит там смертельное ранение. Претерпевая боль, осознавая, что его настигает смерть, он готов простить всех. И в этот момент происходит встреча с Наташей. Она понимает, как сделала больно князю, просит прощения, а он по-прежнему любит ее и прощает.

Характеристика 4

Читая произведение Толстого «Война и мир» отчетливо видно, что писатель здесь показал не только войну 1812 года, но и жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Именно таким и чертами должен обладать декабрист. И на эту роль подходил Андрей Болконский.

Мы видим, что в романе прослеживается вся жизнь князя. Писатель к данному образу относится с любовью и уважением, что подтверждает, наделением Андрея своими чертами характера и убеждениями. Первое знакомство читателей с Болконским происходит на вечере у Анны Шерер. Видно, что он показан как неординарная личность. Князь одет по моде, идеально владел французским языком. Во всем его обращении с окружающими видно, что он- светская личность. Лев Николаевич обращает наше внимание на его тихий голос, на скучный взгляд. На его лице видно, что он самоуверенный и самодостаточный человек. Позже видно, что все это наигранное. При появлении Пьера Безухова в салоне князь преображается. Он очень рад старому приятелю. И улыбка на его лице приятная и добрая. К моменту их встречи князь был уже сформированной личностью, однако на его пути выпадет немало испытаний и разочарований. Через участие в военных действиях, ранение, любовные переживания и медленную смерть, он нашел самого себя. Ему открылись все истины, открывавшие правду жизни.

Болконский с самого начала хотел славы. Он оправился на войну, где мечтает стать героем. Его кумиром становится Наполеон. Он даже пытается во всем ему подражать. Именно на поле в сражении под Аустерлицем Андрей, раненый, упав, замечает то, что раньше не видел. Синее небо для него становится переосмыслением его взглядов на жизнь. Оказывается, все то, ради чего он раньше жил, это пустяк. Есть более важное. Его мысли переносят в родной дом, к семье. Да и война, оказывается уже не такой, какой он себе представлял. Смерть, кровь повсюду представили ему войну страшной и ужасной.

Когда Болконский вернулся домой, то его ждет испытание-смерть супруги. После этого он сильно замкнулся в себе. И только вторая встреча с Безуховым возродила его к жизни вновь. Вскоре он знакомится с Наташей Ростовой, которая пробудила в нем любовь. Отъезд в Петербург и вовлечение его в политические действия на время оторвали его от девушки. Вернувшись, он узнает, что Наташа флиртовала с Курагиным. Его гордость не позволяет ему продолжать дальше их отношения. Полученное ранение в Бородинском сражении отрезвляет Андрея, и он прощает и Ростову и Курагина. В последние минуты жизни, князь понимает, что к нему вернулось чувство любить и прощать. И именно в конце жизни он понял, что истинное счастье – жить для других.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит

В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.

В наше время развилась и продолжает развиваться тенденция к пониманию истории и даже повседневной жизни сугубо через призму практицизма. Однако в каждом человеке заложено стремление к оценке произошедшего с моральной точки зрения.

Больше всего на свете Васнецову нравится писать не только былины, но еще и сказки. Кроме этого практически к каждой сказке он рисовал иллюстрации.

Читайте также:
«Ворона и лисица» анализ и мораль басни И.А. Крылова, история создания

Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Андрей Болконский

Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф «Война и Мир». 1967

Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.

Читайте также:
Поэты Серебряного века - выдающиеся личности эпохи, течения литературы читать

Описание героя

Происхождение, внешность, характер

Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.

Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Аустерлицкое сражение

Поскольку Андрей воспитывался отцом генерал-аншефом, служившим еще в екатерининские времена, объяснимо его рвение к военной службе. Стремясь, во что бы то ни стало проявить себя в ратном деле, он, еще в 1805 году подал прошение на фронт. Еще одной причиной была усталость Андрея от насквозь фальшивого и пропитанного лицемерием, светского общества. Даже беременная жена Лиза, к которой он давно охладел, не могла повлиять на принятое им решение: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».

В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.

Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.

Встреча с французским императором

Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.

Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.

Две встречи с дубом

Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.

При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.

Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».

На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Читайте также:
Рок опера преступление и наказание кратко читать
Отношения с Наташей Ростовой

Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.

Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.

Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.

Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.

Война 1812 года и смерть Болконского

Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.

В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.

Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.

Его долгая и мучительная смерть ниспослана ему для того, чтобы он успел и смог духовно очиститься, переоценить жизнь, обрести гармонию с миром и принять ее смиренно, как что-то неотвратимое и естественное: «Умереть – значит… вернуться к общему и вечному источнику».

Роль героя в произведении

Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.

В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.

Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.

После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.

Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.

Читайте также:
Хлестаков Иван Александрович - характеристика героя в Ревизор

Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир.

Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам.

Отношение автора к герою

Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.

Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.

Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.

Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.

Прототипы

В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.

Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.

Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».

Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»

Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.

Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: