Андрей Боголюбский – биография, политика, походы князя

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский
исторический портрет

Краткая биография

Во время правления отца, Юрия Долгорукого, помогал ему в борьбе за владение Киевом. После смерти Долгорукого в 1157 году Киев был занят Изяславом Давыдовичем, представителем черниговских Давыдовичей, Андрей же унаследовал титул Великого князя и продолжил развивать Владимир.

Во внутренней политике стремился ограничить боярство и централизировать княжескую власть, имеющие права наследования родственники (мачеха, братья и племянники) были изгнаны.

Конфликты властолюбивого князя с боярами и такое крупное поражение стали поводом для организации заговора, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. После его смерти братья и племянники развязали междоусобную войну в Северо-Восточной Руси (1174—1177).

Правление Андрея Боголюбского

Краткая характеристика внутренней политики

За время правления Боголюбский организовал масштабное строительство в своём княжестве — церкви, соборы, а также княжеский замок-дворец неподалёку от Владимира, в Боголюбове. Надеясь обособиться от южной Руси не только политически, но и религиозно, князь пытался организовать отдельную от Киева митрополию, однако потерпел неудачу.

Усиление власти князя

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году в Суздальской земле состоялись «выборы» нового князя. Присутствовавшие представители из Ростова, Суздаля, Владимира и Переяславя-Залесского разорвали разорвали ряд с Юрием, а духовенство освободило их от присяги. Изначально князя поддерживали как отцовские бояре (часть из которых изначально не одобряла стремление Долгорукого переехать в Киев, а часть была вынуждена вернуться из столицы после начавшихся в связи со смертью Юрия погромов), так и духовенство — Боголюбский с самого начала обоснования в княжестве стал оказывать идеологическую и финансовую помощь церкви. Местное купечество также выступило за кандидатуру Андрея — развитие Суздальской земли позволяло им увеличивать своё благосостояние и диктовать конкурентам более жёсткие условия.

Стремясь предотвратить развитие междоусобиц в самом начале своего правления, Боголюбский изгнал из княжества сначала свою мачеху и её сыновей. Затем, очевидно встретив сопротивление собственным желаниям, в изгнание отправились и «передние мужи» (т.е. бояре) Долгорукого. Главной политической силой, на которую опирался новый великий князь стали церковь и его дружинники, получавшие щедрые вознаграждения за службу, а также горожане (ремесленники и торговцы). Спустя годы, когда Боголюбский уже крепко сидел на Владимиро-Суздальском столе, некоторые из братьев вернулись и служили Андрею во время его военных кампаний против Киева и Новгорода.

Строительство

Ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, Андрей принимал участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).

В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, там отстроили Золотые Ворота, также же были воздвигнуты Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.

Отдельно стоит отметить построенную княжескую загородную резиденцию с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли, в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и мн. др [1] Православная энциклопедия .

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Направления внешнеполитических акций князя совпадали с его отцом и предшественником, Юрием Долгоруким, однако Боголюбский стремился раширять влияние без переноса центра управления.

Взятие Киева в 1169 году и последующий отказ Андрея Юрьевича переехать по давней традиции в главный город династии Рюриковичей стал окончательным оформлением феодальной раздробленности Киевской Руси.

Таблица «основные события внешней политики Андрея Боголюбского»

1064 – поход на волжских булгар

1069 – поход на Киев

1070 – осада Новгорода

Заговор и убийство Андрея Боголюбского

Согласно Ипатьевской летописи, местом убийства князя стал замок в Боголюбово. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года заговорщики попытались войти в спальню Боголюбского, однако она была заперта. Над постелью князя обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли Боголюбскому множество ранений. Он потерял сознание, позже очнулся и попытался спрятаться. Заговорщики нашли его и закончили своё дело.

Итоги и результаты правления

  • Столица княжества перенесена во Владимир-на-Клязьме
  • По инициативе князя было организовано строительство церквей, монастырей и храмов, княжеская резиденция в Боголюбове и другие проекты.
  • Принимал активное участие в жизни православной церкви, учреждал праздники в честь святых, попытка организовать независимую метрополию во Владимире провалилась.
  • Одним из первых русских князей Боголюбский начал формировать самодержавный принцип управления.
  • Продолжается борьба с Волжской Булгарией и расширение влияния Руси на северо-восточном направлении.
  • Приобретённое в результате успешной осады 1169 года влияние на Киев было утрачено в конце правления.
  • Новгород принужден к союзу с Владимиро-Суздальским княжеством.
  • Владимиро-Суздальское княжество окрепло и стало одним из сильнейших регионов своего времени.
  • Накопившиеся противоречия с боярами привели к заговору против князя и его убийству.
  • После смерти Боголюбского между его племянниками и братьями началась междоусобица.

Семья и личная жизнь

В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 году была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила шестерых детей.

  • Изяслав — участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
  • Мстислав — умер 28 марта 1173 года.
  • Юрий — князь Новгородский в 1173—1175 годах, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер около 1190 года.
  • Ростислава — замужем за Святославом Вщижским.
Читайте также:
Астраханское ханство - как образовалось, годы существования, значение для России

Северо-Восточная Русь после Андрея Боголюбского

В итоге противостояния Мстислав и Ярополк проиграли и были ослеплены по приказу Всеволода, продолжившего укрепление Владимиро-Суздальского княжества, а также усилившего единоличную власть князя во время своего правления.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Андрея Боголюбского оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины и фильмы, посвященных князю.

Список литературы
  1. Православная энциклопедия
  2. Некоторые источники упоминают, что женой князя была булгарка и она могла мстить за разорительные походы Боголюбского в Волжскую Булгарию, други утверждают, что женатый на дочери убитого по приказу его отца боярина Кучки, Андрей стал жертвой мести

Чесноков Константин Иванович

Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.

Помните совет Ломоносова: “Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего”

Андрей Боголюбский – биография, политика, походы князя

  • Главная
  • О моем сайте
  • Контакты

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: “Сочинение по литературе в декабре”

–>

Андрей Боголюбский

Исторический портрет Андрея Боголюбского

  • Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель. Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.
  • Своей резиденцией сделал Боголюбово, где построил дворец и церковь, поэтому вошёл в историю как Боголюбский.

Исторический портрет Андрея Боголюбского

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление княжеской власти, стремление быть единовластным правителем. 1. Опирался на горожан и младшую дружину, дружинники перестали быть вассалами князя, а стала слугами.2. преследовал и жестоко карал непокорных бояр

-Храм Рождества Пресвятой Богородицы

— Золотые ворота во Владимире- Успенский собор во Владимире

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Борьба с внешними противниками, стремление присоединить земли Удачные походы на волжских булгар

Итоги деятельности Андрея Боголюбского:

  • Значительно укрепилась великокняжеская власть, опирающаяся на дворянство, положено начало самовластию.
  • Расширилось влияние владимирского князя на Русь, произошло подчинение таких важных центров, как Киев и Новгород. Владимиро — Суздальское княжество становится ядром будущего Российского государства.
  • Происходило дальнейшее развитие культуры, развивались её самобытные черты.

Именно в его правление были построены шедевры мировой архитектуры.

  • Значительное укрепление экономической мощи страны, установление новых торговых путей.
  • Удачная внешняя политика.

Хронология жизни и деятельности Андрея Боголюбского

1158 Церковь Успения Божьей Матери
1160 Попытка создать во Владимире самостоятельную патриархию.
1158-1161 Успенский собор во Владимире
1158 Владимир становится столицей княжества
1158-1165 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово
1164 Построены Золотые ворота во Владимире
1164, 1172 Удачные походы на волжских булгар
1165 Церковь Покрова на Нерли
1169 Захват Киева
11591169-1170 Неудачная попытка подчинить Новгород.Временное подчинение Новгорода.
1174 Убит заговорщиками из своего окружения.
Около 1702г. Канонизирован русской православной церковью.

Успенский собор во Владимире. 1158-1161г.

Золотые ворота во Владимире. 1158-1164г.

Храм покрова на Нерли.1165г.

1158-1165г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово.

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Боголюбский — биография

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на бесспорно высокую оценку личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать немало сомнений по поводу родословной князя. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Для этого достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако при этом не стоит забывать и о всегдашнем стремлении правителей всех рангов к заключению полезных «государственных» браков. Эти рациональные союзы строились не по любви, а по расчету, и часто давали возможность значительно укрепить государство или отдельное княжество.

Информация о родословной князя

В прежние времена противиться такому выгодному союзу молодые не смели. Поэтому упрекать князей или монархов в «нечистоте» крови не имеет никакого смысла. Вернемся к Боголюбскому, в жилах которого также текла смешанная кровь. Прапрабабушкой великого князя была жена Ярослава Мудрого, шведка Ингигерд. Прабабушка князя, жена Всеволода Ярославича по своему происхождению была дочерью греческого монарха. Бабушка первого великоросского князя была дочерью Харальда Гида, короля англо-саксов. Его дедом был великий Владимир Мономах, кровь в жилах которого была наполовину греческой.

Родословная Андрея Боголюбского

Самыми близкими родственниками Боголюбского, его отцом и матерью были Юрий Долгорукий и дочь половецкого хана Аепы. Князь Юрий Долгорукий тоже не мог похвастаться чисто русской кровью, на 50% она состояла из англо-саксонской. Подобное «гремучее» смешение кровей не могло не отразиться на внешности Андрея Боголюбского. Скульптура Михаила Герасимова, изображающая князя, дает достаточно четкое представление о его корнях. Она не может претендовать на истину в первой инстанции, но ярко выраженные скулы Боголюбского и его «монгольское веко» говорит о многом. При этом Герасимов и сам не скрывал, что во время работы над скульптурой он много думал о том, как смешение кровей могло бы отразиться на внешности князя. Ученый называл ярко-выраженные черты внешности Боголюбского плодом своего художественного воображения, основанного на глубоком осмыслении научного материала.

Андрей Боголюбский

Стоит сказать, что происхождение Боголюбского было самым что ни на есть интернациональным. Но это нисколько не помешало ему стать выдающимся русским правителем, вознесшим Владимиро-Суздальское владение на необыкновенную высоту. Боголюбский постарался на славу – во времена его правления весь привычный порядок был просто опрокинут. Киевское старшинство кануло в Лету. Инициатором таких революционных действий был сам великий князь, отличавшийся недюжинным умом и таким же властолюбием.

Для многих наших соотечественников роль Андрея Боголюбского в русской истории бесценна. Выдающиеся скулы, раскосые глаза, малое количество русской крови нисколько не помешали этому государственному деятелю быть по-настоящему русским человеком, патриотом и гражданином своей страны.

Как была перенесена русская столица

Среди русских князей Боголюбский был первым, кто совсем не тянулся к «золотому» киевскому престолу. Ему хотелось властвовать там, где он появился на свет, и Андрей преуспел в этом. Историки говорят, что Андрей родился в 1110 году, ранее детство провел в Ростово-Суздальской земле. К этим местам он всегда относился с невероятной теплотой и нежностью, считал их своей родиной. Когда Андрею было 45 лет, его отец, Юрий Долгорукий, посадил сына на княжеский стол в Вышгород, находившийся под Киевом. Боголюбский не мог противиться отцовской воле, отправился в Вышгород.

Очень скоро он понял, что сделал большую ошибку. Жизнь в Южной Руси совсем не привлекала его, богатое южное княжество казалось чужим и постылым. Андрей ослушался грозного отца, вернулся на родину. Из Вышгорода он уехал вместе с чудотворной иконой Святой Богородицы, которая была привезена под Киев из Константинополя.

Есть легенда, касающаяся этой чудотворной. Когда Андрей прибыл на родину из южных краев, ему приснился вещий сон. Князю привиделась сама Богородица, повелевшая правителю найти место для иконы в городке Владимир-на-Клязьме. Сновидец в точности выполнил указание Божьей матери. Вещий сон оказал большое впечатление на князя. На том месте, где случилось видение, князь впоследствии выстроил город Боголюбов. Именно этот городок стал его резиденцией. После и самого Андрея стали называть Боголюбским.

Через два года скончался отец Андрея, Юрий Долгорукий. Боголюбский решил, что настало время для перенесения столицы отчего княжества. Так стольным градом вместо Суздаля стал Владимир, город, выстроенный великим дедом Андрея – Мономахом.

Андрей справедливо полагал, что новая столица должна быть самым прекрасным русским городом. Стараниями этого князя во Владимире были возведены постройки необыкновенной красоты. Две из них сохранились до нашего времени. Это Золотые ворота города, Успенский собор. Неподвластным времени оказалось и другое здание. Его называют настоящим чудом древнерусской архитектуры. Это храм Покрова-на-Нерли, расположенный недалеко от города Владимира. В настоящее время здание внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Князь Андрей Боголюбский

При жизни Боголюбский пользовался на Руси непререкаемым авторитетом. Он был настоящим диктатором, воля которого исполнялась и в далеком Киеве, и в близком Новгороде. Период правления Андрея Боголюбского как великого князя составил всего 18 лет. За этот не такой уж долгий срок он превратил Владимиро-Суздальское княжество в новый политический центр древнерусского государства. Именно этот центр в будущем стал настоящим ядром, вокруг которого собрались и сплотились потомки восточнославянских племен в единую нацию великороссов.

Наши современники давно привыкли к тому, что главой Русской церкви является Московский патриарх. Такой порядок был не всегда, было время, когда во главе нашей церкви стоял Киевский митрополит. Это положение дел не устраивало многих русских князей. Великороссы нуждались в собственном митрополите. Эта мысль часто посещала Андрея Боголюбского. Князь прекрасно понимал, кто из церковников может возглавить русскую церковь. Ростовский епископ Федор был лучшей кандидатурой на данный пост, он был любимцем великого князя Андрея.

Но у Киевского митрополита на этот счет имелось собственное мнение, он не хотел утратить сферу своего влияния, отказывался благословить Федора. Между митрополитом и епископом начались нешуточные разногласия. Оскорбленный Федор, лишенный благословения, перестал подчиняться Киевскому митрополиту. Ростовский епископ выступил перед великороссийской паствой как независимый владыка.

Все это привело прихожан в великое смятение. Даже простолюдины, несмотря на неграмотность, были прекрасно осведомлены о церковной иерархии, знали, что Федор нарушает главные постулаты веры. Народ не поддержал бунтаря-епископа, не хотел повиноваться ему. Тогда Федор решил силой добиться покорности от паствы. Под его карающую руку попали многие священники, монахи, обыкновенные прихожане. Епископ приказал своим подручным подвергать непослушную паству страшным мучениям. Непокорным людям рубили головы, отрезали языки, выжигали глаза, рвали бороды.

Боголюбский долго не обращал внимания на действия своего любимца. Но когда бунт в княжестве стал выходить из-под контроля, ему пришлось предпринять решительные действия. Надо сказать, что в этом случае Боголюбский вел себя достаточно лицемерно. Именно он втянул Федора в борьбу за церковную власть. А когда епископу понадобилась поддержка, князь покинул его на произвол судьбы.

Только прямое вмешательство Боголюбского остановило бесчинство непризнанного «митрополита». Он принес своего любимца в жертву, выдал его Киевскому митрополиту. Глава русской церкви поступил с Федором точно так же, как тот поступал со своей паствой. Епископу отрубили правую руку, выкололи глаза, вырвали язык. Киевский митрополит одержал победу над епископом, но она не принесла ему ни покоя, ни умиротворения. Ученые утверждают, что исторические события повторяются, история идет по виткам. Борьба церковников за высшую власть не прекращается. Прошло несколько веков, и теперь уже Украинская церковь стремится вырваться из-под власти Московской патриархии.

Как Боголюбский разгромил Киев

Князя Андрея никоим образом не стоит считать богобоязненным, смиренным человеком, который заботился только о благе государства и его подданных. Больше всего на свете он любил и уважал силу и власть, ради которых не раз преступал божьи, человеческие законы. Он всегда старался принизить значение Киева, за счет Киева возвысить родной Владимир, не гнушался для этого никакими средствами. В 1169 году соперничество двух сильных княжеств достигло своего апогея. Андрей, собрав огромное войско из дружин 11 союзников, осадил Киев.

Осада Киева войсками Андрея Боголюбского

Киевляне всегда оказывались «жидкими» на расправу. Когда их город попадал в осаду, они поступали мудро и просто – сдавались в плен на милость победителя. В этой осаде их город продержался только три дня. Если бы киевляне знали, что их ждет, они бы постарались держаться до последней возможности, хотя силы были неравными.

Когда жители Киева сдались, сборное войско Боголюбского в течение двух дней громило и грабило местных жителей, не давая пощады никому. Дети, женщины, старики оказались в полной власти сборной дружины. Из церквей, монастырей победители целыми телегами вывозили иконы, утварь, колокола. Войско, опьяненное легкой победой, не пощадило даже Киево-Печерскую лавру. Общерусскую святыню подожгли. С киевлянами поступали, как с враждебными иноземцами, это было началом заката Киева.

Через год Андрей предпринял такой же поход на вольный Новгород. Но стойкие северяне, помня об участи киевлян, отразили атаку суздальцев. В результате многие воины из сборного войска Боголюбского оказались в плену. Полоняников было так много, что практичным новгородцам пришлось продавать их за бесценок. Осажденному Новгороду помогла не только храбрость воинов и жителей, но и заступничество иконы Пресвятой Богородицы. Впоследствии эту икону назвали Знаменской, она считается одной из главных святынь Руси.

Причина смерти

Могущество, сила и авторитет Андрея Боголюбского при его жизни были бесспорными. Но даже ему не удалось установить на Русской земле стабильный порядок. Князь отличался двумя очень неприглядными качествами, он был высокомерен и жесток. И эти свойства очень не нравились его подчиненным. Именно они в конечном итоге стали причной безвременной смерти князя.

Княжий двор Андрей разместил в Боголюбове. Местные бояре Кучковичи пользовались особым расположением правителя. Но даже своим любимцам Андрей никогда не делал снисхождения. Когда один из этого семейства провинился, Андрей приказал его казнить. Остальные бояре заволновались. Они прекрасно помнили участь епископа Федора, теперь настала очередь любимцев Кучковичей. Летом 1174 года тайное боярское собрание вынесло Андрею заочный смертный приговор.

Подогрев себя несколькими чарками вина, 20 заговорщиков ворвались в спальню князя. Не обошлось без трагических происшествий – в темной комнате они по ошибке приняли за Андрея одного из сообщников, ранили его. Затем отыскали в темноте князя, казнили его, нанесли ему множество ударов копьями, мечами, саблями. Раненый, но живой Андрей полз по лестнице вниз, пытаясь найти хоть какую-то помощь, но вернувшиеся бояре отсекли ему левую руку, от чего князь скончался. Инициатором расправы над умирающим стал Петр Кучкович, родственник ранее казненного боярина.

К великому князю Андрею Боголюбскому русские историки всегда относились с особым уважением. Он стал основателем суверенитета Северо-Восточной Руси. Это был первый великоросс, выступивший на историческую сцену.

Андрей Боголюбский – первый великороссийский князь. Данное мнение высказывал в своих трудах известный историк В. О. Ключевский. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время правления этого князя, его труды на благо Руси имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на бесспорно высокую оценку личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать немало сомнений по поводу родословной князя. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Для этого достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако при этом не стоит забывать и о всегдашнем стремлении правителей всех рангов к заключению «государственных» браков. Эти рациональные союзы строились не по любви, а по расчету, и часто давали возможность значительно укрепить государство или отдельное княжество.

Андрей Боголюбский — первый князь-великоросс

В 60-х годах ХХ века археологи внесли уточнение в летописный рассказ. Исследование останков Андрея Боголюбского показало, что у него была отрублена не правая, а левая рука. Судя по всему, Пётр Кучкович был опытный боец. Его меч буквально срезал Андрею левое плечо вместе с лопаткой.

Книга Сергея Цветкова «Последняя война Российской империи» знакомит читателя с историей сползания государств Европы к беспрецедентной военной бойне и ходом военных действий на главных фронтах: Западном, Восточном, Турецком, Балканском — от первого до последнего дня. Война показана как «сверху» (планы, стратегия, проведение крупных операций), так и «снизу», «из окопа» — глазами рядовых участников сражений. Книга снабжена уникальными планами боевых действий (16-полосная цветная вкладка).

По полноте охвата материала и широте исторического кругозора у книги «Последняя война Российской империи» не так уж много аналогов в отечественной и зарубежной литературе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви.

Князь-политик

Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах. Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве.
О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну.

В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем.
В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами. После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконы…
Князь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты. Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр. Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России.
Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.
Вот как писал о нем историк Ключевский: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Князь-строитель

В 1157 году, после смерти отца, князь Андрей стал правителем Владимира, Ростова и Суздаля. Столицу он перенес во Владимир. В эти годы он активно занимался строительством. Так, в 1158–1164 годах им была построена земляная крепость с двумя каменными башнями и знаменитыми Золотыми воротами. Также во Владимире был возведен Успенский собор, многие другие церкви и монастыри. В своей резиденции в Боголюбове князь построил ук-репленный замок. В годы его правления также была возведена церковь Покрова на Нерли – шедевр не только русской, но и мировой церковной архитектуры. В целом князем Андреем было построено тридцать храмов.

Церковь Покрова на Нерли

Помимо политики и строительства князь Андрей уделял внимание и церковной жизни. Предполагают, что именно по его инициативе в Русской Православной Церкви были учреждены праздники – Всемилостивого Спаса (третий, Хлебный Спас) и Покрова Пресвятой Богородицы.
Князь внес свой вклад и в литературу своего времени. Он участвовал в создании службы празднику Покрова, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». Им также было написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году». Исследователи отмечают участие Андрея Боголюбского и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года.

Опередивший свое время

Несмотря на внутренние нестроения, терзавшие Русь того времени, князь Андрей находил силы и для того, чтобы вести оборонительную политику против внешних врагов страны, а также весьма успешно воевать с ними. Основным противником князя Андрея в то время была Волжская Булгария, куда он совершил два военных похода.
Первый из них – в 1164 году – завершился разгромом булгар и захватом у них города Бряхимов (Ибрагимов). Второй – в 1172–73 годах, он оказался неудачным, так как князя не поддержали бояре. Результатом неудачи и конфликта с видными боярскими родами стал заговор против князя Андрея, организованный последними. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит боярами-заговорщиками в своем замке в Боголюбове. По преданию, князь принял смерть с истинным христианским смирением, произнеся слова: «Если, Боже, в этом мне сужден конец – принимаю его я».
После гибели Андрея Боголюбского в его владениях развернулась борьба за наследство, которая лишний раз подтвердила неготовность тогдашнего общества к объединению в единое государство. Вероятно, идеи князя и его попытки централизации власти просто опередили то время, в которое он жил.
Около 1702 года Андрей Боголюбский был прославлен в лике святых как благоверный князь. Церковь канонизировала его за труды на благо православной веры: строительство и благоукрашение храмов и монастырей, установление праздников, составление служб.

Как правил и как погиб Андрей Боголюбский

Великий князь владимирский Андрей Боголюбский, причисленный Русской православной церковью к лику святых, является одним из самых выдающихся правителей в древнерусской истории. Его жизненный путь отмечен многочисленными победами, а смерть была мученической, принятой от рук предателей из собственного окружения. Верующий человек, Андрей умер с молитвой на устах. Произошло его убийство 845 лет назад, 29 июня 1174 года.

Сын Юрия Долгорукого

Будущий князь Владимирский, Андрей Боголюбский родился примерно в 1111 году в семье Юрия Владимировича Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, который считается основателем Москвы, нынешней столицы государства российского. Матерью Андрея была Анна, дочь половецкого князя Каипа (Аепы), которую тот в 11-летнем возрасте выдал замуж за князя Юрия Долгорукого. Таким образом, в жилах Андрея Боголюбского текла и половецкая кровь.

Молодые годы Андрея практически не освещены в исторической литературе, поскольку нет источников, которые бы давали хоть какую-то информацию. Известно, что в 1146 году, когда Андрею было уже 35 лет, он изгнал из Рязани Ростислава Ярославича, а в 1149 году Андрей получил от Юрия Долгорукого Вышгород, став князем вышгородским. Во время похода против Изяслава Михайловича Андрей очень хорошо себя зарекомендовал при осаде Луцка, хотя город взять и не удалось.

В 1148 году Юрий Долгорукий женил 37-летнего сына на дочери казненного боярина Степана Кучки Улите, которая отличалась красотой. В течение жизни Улита родила Андрею пятерых детей – Изяслава (умер в 1165), Мстислава (умер в 1173), Юрия (умер 1190), Глеба (умер в 1175 году в 20 лет, причислен к лику святых) и дочь Ростиславу.

В 1152 году Андрей участвовал в осаде Чернигова, где получил тяжелое ранение. В 1153 году Юрий Долгорукий сделал Андрея князем рязанским, однако в результате нападения на Рязань Ростислава Ярославича, заручившегося поддержкой половецкой орды, Андрей был вынужден бежать из Рязани. Сохранилось предание, что бежал он из города в одном сапоге.

Когда Юрий Долгорукий окончательно утвердился в Киеве, он вновь сделал Андрея князем вышгородским.

В Вышгородском женском монастыре Андрей в буквальном смысле выкрал очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. Когда в 1155 году Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме, он забрал чудотворную икону с собой и она, получившая название Владимирской иконы Божьей матери, впоследствии превратилась в одну из главнейших православных святынь Руси.

По преданию, икона Богородицы была привезена из Царьграда (Византия), а написал ее сам евангелист Лука. Икону уже в то время наделяли чудесными свойствами – якобы она сама отходила от стены ночью и становилась посередине церкви. Андрей очень хотел обладать этой иконой, но взять ее открыто было невозможно, поскольку это не позволили бы местные жители. Поэтому с помощью священника Николая и диакона Нестора Андрей выкрал икону ночью и скрылся в суздальской земле. Ночью Андрею явилась во сне Богородица и велела оставить икону во Владимире. Князь так и поступил, а на том месте, где ему явилась Матерь Божья, основал город Боголюбый (Боголюбово).

Князь Владимирский и Суздальский

В 1157 году скончался Юрий Долгорукий. Андрей стал после смерти отца князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Он перенес свою столицу во Владимир, пристроив к Владимирскому кремлю Новый город – земляную крепость с двумя каменными башнями. При этом сам Андрей предпочитал жить в замке Боголюбово, по названию которого и стали вскоре называть самого князя.

Годы правления Андрея Боголюбского характеризовались бурным развитием Владимиро-Суздальской земли. Так, именно тогда была построена Церковь Покрова на Нерли. Не исключено, что и Москву строил именно Андрей Боголюбский, а не его отец Юрий Долгорукий, который был слишком занят делами в Киеве и мог лишь отдать указание о строительстве города. Одним из первых Андрей стал приглашать для строительства объектов на своих землях западноевропейских зодчих, понимая тогдашнее превосходство Европы в архитектуре и строительном деле.

Надо отметить, что богобоязненный Андрей, тем не менее, весьма лихо боролся за власть. Он прогнал из княжества свою мачеху княгиню Ольгу со своими сводными братьями Михаилом, Васильком и Всеволодом. Вслед за мачехой отправились и другие родственники князя, а также приближенные к покойному отцу бояре. Андрей стремился опираться на свою дружину, а также завязал тесную дружбу с крупными торговцами Ростова, Суздаля и Владимира, рассматривая горожан как еще одну свою опору.

В 1159 году дружина Андрея захватила Волок Ламский, построенный новгородцами. Здесь Андрей отпраздновал свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Расширяя свои владения, Андрей старался не обделять младших дружинников, в которых видел противовес боярству. Он выделял им земельные наделы и всячески поддерживал, понимая, что именно они являются его главной опорой в противостоянии с родовым боярством.

Ко времени правления Андрея Боголюбского относится и попытка создания независимой от Киева митрополии во Владимире, однако патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг не утвердил Феодора митрополитом и назначил епископом Ростова византийского священнослужителя Леона. Леон базировался в Ростове, а Феодор во Владимире. В конце концов, Андрей был вынужден направить Феодора в Киев, где епископу отрезали язык и отрубили правую руку.

Взятие Киева и война с Новгородом

Андрей Боголюбский отметился и многочисленными военными походами, участвуя в борьбе за власть на просторах Руси. В 1169 году Андрей Боголюбский, воспользовавшись сумятицей в Киеве, направил туда свое войско под командованием сына Мстислава Андреевича. К владимирскому войску присоединились дружины полоцкого и муромо-рязанских князей. 12 марта 1169 года войско суздальское взяло Киев штурмом. Два дня продолжался грабеж Киева. Многих жителей города увели в плен, были разграблены киевские церкви и монастыри. В Киеве стал править младший брат Андрея Глеб, а сам Андрей Боголюбский предпочел остаться во Владимире.

Впервые в истории Древней Руси Андрей Боголюбский решил изменить порядок старшинства князей. Прежде князь, переходя править в Киев, покидал свою вотчину, но Андрей Боголюбский остался во Владимиро-Суздальской земле. Из-за этого статус Суздальщины многократно вырос и именно с Владимиро-Суздальской земли началось формирование и развитие будущего единого русского государства.

Зимой 1170 года войско под командованием сына Андрея Мстислава, в составе суздальских, рязанских и муромских дружинников, прибыло под Новгород и начало осаду этого великого русского города. Утром 25 февраля суздальцы пошли на штурм Новгорода, однако новгородцам удалось одержать победу и взять в плен множество суздальских дружинников. Мир с Андреем Боголюбским был заключен новгородцами лишь потому, что вскоре в городе начался голод и в сложившейся ситуации новгородцы решили, что лучше помириться с серьезным соперником, чем продолжать вражду.

Помимо Киева и Новгорода Андрей Боголюбский дважды организовывал масштабные походы в Волжскую Булгарию. Эта страна была восточным соседом Руси, а населявшие ее тюрки-булгары преимущественно исповедовали ислам. В 1164 и 1171 гг. войско Андрея Боголюбского дважды вторгалось в Волжскую Булгарию. В первый раз суздальцам удалось взять город Бряхимов и сжечь еще три города, а во второй раз Мстислав Андреевич, командовавший суздальским войском, предпочел избежать столкновения, увидев, что булгары собрали очень многочисленную армию и соотношение сторон складывается не в пользу суздальцев.

Убийство Андрея Боголюбского

Неудачный поход суздальского войска на Киев в 1173 году вызвал недовольство части крупных бояр княжества. Пожилой 60-летний Андрей удовлетворял интересы бояр все меньше и меньше и они решили составить заговор, чтобы устранить стареющего князя. Возглавили заговор бояре Кучковичи, договорившиеся с ключником Анбалом. Именно Анбал похитил висевший над постелью Андрея Боголюбского меч Святого Бориса, из-за чего князь не смог оказать сопротивления заговорщикам.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года бояре Кучковичи спустились в винный погреб, где выпили для смелости вина, а затем пошли в спальню князя. Когда они постучали к Андрею Боголюбскому, князь поинтересовался, кто за дверью. Один из бояр назвал имя Прокопия – любимого слуги князя. Но Андрей, который прекрасно знал голос своего помощника, понял, что его обманывают и насторожился. Он не стал отпирать дверь, а вскочил и хотел было схватить меч. Но меча не было на месте. В это время бояре Кучковичи выломали дверь в княжеские покои и набросились на Андрея.

Боголюбский, несмотря на возраст, отличался недюжинной физической силой. Он долго дрался с боярами, пока все же не упал под их ударами. Подумав, что князь мертв, Кучковичи вышли из опочивальни. Андрей вскоре очнулся и кое-как вышел из своей спальни, попытавшись скрыться на лестнице за столбом. Но бояре обнаружили кровавый след и вскоре нашли и самого Андрея. Боголюбский начал читать молитву, произнеся в конце ее: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!». После этих слов он скончался под ударами убийц. Бездыханное тело Андрея Боголюбского вытащили на улицу.

Верный слуга Андрея Боголюбского Кузьмище Киянин отнес тело своего господина в церковь, но лишь на третий день после убийства Андрея Боголюбского отпел игумен Арсений. Тело князя перенесли из Боголюбова во Владимир, где и похоронили в монастыре. В 2015 году, когда в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском шли реставрационные работы, историки обнаружили надпись XII века, которая содержала подробное описание обстоятельств убийства Андрея Боголюбского и имена 20 участников заговора с целью устранения князя.

К лику святых Русской православной церкви Андрей Боголюбский был причислен многие столетия после своей трагической гибели. Его канонизировали в 1702 году, а днем памяти сделали 4 (17) июля. Мощи Святого Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Князь был мудрым и смелым человеком

Каким был князь, причисленный к лику святых, человеком? Сейчас об этом трудно судить, ведь есть лишь отрывочные источники в виде старинных летописей. Тем не менее, великий русский историк Василий Осипович Ключевский, на основе анализа данных, составил словесный портрет Андрея. Он отмечал, что князь был человеком отважным, во время боя «забывался», ввязывался в самые опасные схватки и даже мог не заметить, как с него сбивали шлем. Он рисковал жизнью не задумываясь, но как только бой заканчивался, Андрей превращался в мудрого политика, который мог принимать взвешенные решения.

И действительно, политическим деятелем Андрей Боголюбский был незаурядным. От многих князей он отличался умением держать ситуацию под контролем. Его практически никогда нельзя было застигнуть врасплох. И лишь в последние годы жизни, в пожилом возрасте, Андрей несколько снизил бдительность, что и стало причиной его гибели. Но надо отметить, что прожил Андрей 63 года, что для древнерусского князя в век распрей и постоянных войн было очень и очень много.

Андрей Боголюбский, как и многие другие русские князья, пролил за свою жизнь немало крови, в том числе и родственников своих. Но главная заслуга князя, которой у него не отнять, относится к превращению Владимиро-Суздальской земли в самостоятельный политический центр земли Русской. И в этом плане Андрей был достойным сыном и продолжателем дела своего отца Юрия Долгорукого, а в плане политической мудрости – достойным внуком и наследником Владимира Мономаха.

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище “Боголюбский”

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Житие святого Андрея Боголюбского и добродетели князя, местонахождения церкви и мощей

Андрей Юрьевич Боголюбский оказал значительное влияние на историю развития России в целом. Большая часть историков полагает, что Владимиро-Суздальское княжество, которым управлял Боголюбский, явилось первым зачатком появления на свет современного Российского государства. Андрей Юрьевич считается первым русским князем, а также основоположником церковного зодчества.

Основные факты биографии

После смерти своего знаменитого отца Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский официально становится Великим князем, но даже после этого он не переехал в Киев, как того требовала традиция, так как Киев являлся на тот момент времени экономическим и политическим центром Руси. Андрей остался править во Владимире. Этот факт поспособствовал впоследствии переносу статуса столицы из Киева в город Владимир.

  1. В 1162 г Боголюбский изгоняет из Владимира всех своих родственников, что еще больше укрепляет его власть.
  2. В 1169 г Андрей Боголюбский осуществляет набег на город Киев, захватывает его и полностью опустошает его.
  3. В 1174 г благоверный князь трагически погибает от заговорщиков в городе Боголюбове.

Происхождение

Отец Андрея Боголюбского – Великий князь Юрий Долгорукий. Мать Андрея – дочь хана Аепы Осеневича. Не менее известны и более дальние родственники благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского: дед – Владимир Мономах, прадед – Всеволод Ярославович.

Жизнь и деятельность до вокняжения

Князь Андрей Боголюбский появился на свет в 1111 г. в Ростово-Суздальском крае. Благодаря своему отцу Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский получил очень хорошее образование. С самого раннего детства Андрею прививали любовь к христианской религии и разным добродетелям, что в конечном итоге сказалось на его дальнейшей деятельности в качестве князя.

В возрасте 20 лет Боголюбский женится на дочери одного из самых влиятельных и обеспеченных бояр. Имя этого боярина Кучка, он был в то время управляющим берегов реки Москвы.

В 1149 г святой князь со своим отцом Юрием Долгоруким участвует в вылазке на Волынскую землю, которая была под контролем Изяслава. При осаде Луцка Боголюбский чуть не погибает, попав в засаду. Только благодарю своему коню, он спасает свою жизнь. Благоверный князь отличается в 1150 г, когда он помог своему родному брату Ростиславу, сыну Юрия Долгорукого отстоять Переяславль.

Когда Долгорукий захватил Киев, то Андрей Юрьевич получил в командование от своего отца 4 города:

  • Дорогобуж;
  • Пинск;
  • Пересопица;
  • Туров.

В 1151 г благоверный князь вместе со своим отцом Юрием Долгоруким в битве за Киев терпят поражение. Долгорукий вынужден был пообещать Изяславу, что не будет оказывать притязание на Киев, а Андрей должен был уйти в Суздальскую землю, что он и сделал.

Боголюбский в 1152 г вместе с муромскими и рязанскими князьями участвует с отцом в вылазке на Чернигов, но черниговцы не сдались, так вовремя для них на выручку пришел Изяслав. Впервые в этом походе Великий князь сам успешно руководил дружиной, из-за чего стал примером для других своих братьев.

Когда святому Андрею Боголюбскому исполнилось 38 лет, он стал править по указанию Юрия Долгорукого городом Вышгородом.Через год он ослушался своего отца и переехал жить в город Владимир. При этом Андрей прихватил с собой с Вышгорода икону Владимирской Богоматери.

В скором времени князь Боголюбский стал править Владимиром. Этот момент стал поворотным в истории современного Российского государства. Историки считают, что именно с этого времени началось смещение геополитического и экономического центра с Киева во Владимир.

Как проходило княжение

Княжение Великого князя Боголюбского проходило с 1157 г по 1174 г. Во время своего правления Боголюбский значительно увеличил влияние, а также земельные наделы Владимиро-Суздальского княжества, построил большое количество православных церквей и храмов, чем снискал славу среди простого населения.

Во внешней политике благоверного князя очень заботили многочисленные набеги кочевых народов со стороны Волжских Булгар. Он не только укрепил границы своих земель, но и сам периодически устраивал походы против кочевников. Боголюбский считал, что лучшая защита – это нападение.

С самого начала своего княжения Андрей Юрьевич Боголюбский начал с консолидации политических сил, выгнал всю оппозицию в лице троих своих младших братьев, которые впоследствии перебрались жить в Византию.

Впоследствии он также вел авторитарную политику. Примером ее является то, что Боголюбский долгое время ратовал за отмену вече – собрание бояр, на котором решались политические вопросы. Этот факт впоследствии сыграл с ним злую шутку – в 1174 г часть бояр устроили заговор против Великого князя Андрея Боголюбского и вероломно убили его.

Церковная политика

С самого своего детства князь Андрей Боголюбский был очень набожным человеком. Во времена жизни Великого князя велико было церковное влиянии Византии, но Боголюбский старался всеми силами избавиться от этого влияния. В частности, он хотел, чтобы на Руси были свои церковные праздники, отличные от Византии.

На этой почве произошел конфликт между Андреем Юрьевичем Боголюбским и Ростовским епископом Леоном, который был греком по происхождению. Епископ два раза изгонялся из княжества Боголюбским за то, что тот пытался во время Господнего праздника поменять даты поста, чтобы они соответствовали Византийским датам.

Также во времена властвования князь поменялось название главного церковного деятеля на Руси. Вместо старого «митрополит Руси», глава Русской церкви стал называться «митрополит Всея Руси», что дошло до наших дней. Данный факт еще больше отделил Русскую церковь от Византийской.

Строительство храмов и монастырей

Во времена княжения благоверного святого князя наблюдается бурный рост строительства храмов и монастырей. Для строительства в основном использовался камень. Среди многочисленных построенных церквей особо выделяется Успенский собор и монастырь Вознесения, который находился рядом со знаменитыми на весь мир Золотыми воротами.

Успенский собор по замыслу Боголюбского должен был стать главным собором для всей Владимирской Руси.

Построенные монастыри и храмы выделялись не только богатым внешним видом, но и великолепной внутренней отделкой. Князь не жалел средств и на богослужебное убранство, различные церковные украшения. Святой князь основал город Боголюбов. Недалеко от его резиденции была воздвигнута великолепная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодаря многочисленным строительствам церквей Боголюбским, христианство на Руси значительно укрепилось. Все больше людей приходило в эту веру.

Укрепление Владимирского княжества

Политика святого благоверного князя значительно укрепила Владимирское княжества как в экономическом, так и в политическом смысле. Расширились земли владения княжества за счет захваченных приграничных земель. Боголюбский влиял на политику Новгорода и Киева. В частности, в Новгороде правили его ставленники.

После того, как Киев попытался оградиться от влияния Великого князя, он совершил поход на Киев в 1169 г. Результатом данного похода стало полное опустошение и разграбление Киева. Но во время княжения Андрея Юрьевича были и неудачные походы. Примером такого похода можно назвать поход на Новгород в 1170 г. Тогда владимиро-суздальская армия потерпела полное поражение.

Когда это случилось, князь решил действовать хитростью и перекрыл дорогу с юга. По этой дороге в город доставлялась провизия, поэтому через некоторое время новгородцы признали главенствующую власть Боголюбского. В результате этого Новгородом стал править сын святого Андрея Юрий.

Кризис власти

После 1170 г в политике Андрея наметился кризис. Причиной этому стала авторитарная политика Боголюбского по отношению к боярам. Росло недовольство князем и среди простого люда. Ситуация еще более ухудшилась после ссоры с Ростиславовичами, которые всегда были союзниками князя Андрея Юрьевича. Завершилась эта ссора осадой Новгорода, в которой князь Боголюбский потерпел поражение.

Заговор и убийство князя Андрея

В результате заговора среди бояр, в Боголюбове, в своем имении святой князь Андрей был убит. Долгое время считалось, что в заговоре участвовала жена Боголюбского, но впоследствии большая часть историков отказалась от этой версии.

Умер князь в 1174 г, 30 июня, когда в его спальню ворвалось более 10 разгневанных бояр. Андрей Юрьевич даже не смог составить достойное сопротивление заговорщикам, так как его личный меч заранее убрал его личный ключник Анбал, который также был завербован организаторами заговора.

После смерти Боголюбского последовали многочисленные убийства и разбои ближайших людей князя. Бесчинства продолжались несколько дней. Два дня тело Великого князя пролежало на полу возле церкви, так как слуги отказались ее открыть. Но после того, как это увидел игумен Арсений, тело внесли в церковь и отслужили по нему панихиду. Погребено было тело в Успенском соборе.

Почитание и прославление

В истории святой Андрей Боголюбский в своем житие запомнился как ревностный сторонник христианства на Руси. Многочисленные восстановленные церкви после войны стоят и по сей день, как доказательство этих слов.

В 1550 г Иоанн Грозный приказал служить в Успенском соборе панихиды по Великому князю два раза в год. В различных древнерусских летописях Боголюбский отмечен как основатель Руси. В 18 в он был причислен к лику святых. В 1982 г имя святого Андрея Юрьевича Боголюбского было внесено во Владимирскую книгу святых.

Гимнография

В церковных гимнах Великий святой князь отражается как мученик, так как он погиб мучительной и не своей смертью. Также он прославляется как строитель церквей, защитник нищих, человек, который сумел совладать со своими страстями. Святой князь упоминается в Службе, посвященной иконе Пресвятой Богородицы. Также Боголюбский почитается в Службе собора Владимирских святых.

Иконография

Существует несколько икон, выполненных в виде портрета. Самой первой икона с изображением Андрея Боголюбского роспись, датированная 1565 г. На ней святой князь изображен молящимся в полный рост с нимбом, одетым в зеленую одежду с орнаментом с шапкой на голове. Данная роспись находилась в Архангельском соборе в Москве.

Следующая роспись была написана в 1645 г и располагалась в церкви Ризоположения в Москве. Боголюбский на ней показан уже без шапки со свитком в руке в одеянии темно-синего цвета. Поверх этого одеяния была накинута пышная шуба ярко-красного оттенка.

В 17 в, в городе Владимире в Успенском соборе имелась икона с изображением святого Андрея. На ней князь был показан на коленях, в этот момент он молился Иисусу Христу. На иконе, написанной в 20 художником Чириковым, Боголюбский изображен в традиционной русской одежде, без шапки. В левой руке он сжимал жезл, украшенный драгоценностями, а в правой находился крест.

Где находится и хранится образ

Сам образ святого благоверного князя располагается в городе Владимир, в Успенском соборе. Образ написан в обычном для художников икон стиле того времени. Икона была написана в 18 в. На ней в левой руке Великий князь сжимает меч, в правой – большой крест.

Там же находятся мощи Боголюбского, которые в начале 20 в были отправлены на экспертизу для подтверждения того, что останки действительно принадлежат Андрею Юрьевичу. Экспертиза показала, что так оно и есть на самом деле. После лабораторных исследований мощи были возвращены на место.

В 1987 г прах Андрея Боголюбского официально признали национальным достоянием. Паломники со всего мира посещают это место, чтобы там прочитать молитву за упокой души Андрея и попросить помощи и поддержки.

Текст и правила молитвы перед иконой святого князя

В тексте молитвы, написанной про Андрея Боголюбского написано, насколько он сильно благочестив и благоверен перед Господом. Данная молитва особенно помогает людям, обличенных властью.

Но молиться и просить помощи у благоверного князя и простые люди.

« О, святый благоверный великий княже Боголюбский Андрее! Рабе Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже добродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, правителю державный и дерзновенный! Русь Святую на уделы и княжества разобщенную, Божиим хотением хотящий во единое Русское Царствие собрати и единодержавно Ею правити, да непреоборима пребудет от всех враг видимых и невидимых, возстающих на православныя христианы. Да не тщетны будут твои святии деяния во славу и честь Бога Христианскаго, идеже твое Богосветлое строение Богом любимаго Царства Православнаго на Русской Земле зрим и величаем, егда стольный град Владимир и Боголюбивую обитель Пресвятей Богородице воздвигнувый, идеже ты в ней посреди нощи неповинне злочестивыми и клятвопреступными своими слугами взятый и от рук их беззаконно и жесточайшими мечами убиенный, и честною кровию своею истекаемый, твердое основание Единодержавию Православной Руси тако положивый. И ныне мы, грешные рабы Божии (имена), в Богомощное небесное предстательство твое веруем, ибо мученическим венцем житие твое запечатлевшее, молим тя, да избавит нас Господь от крамолы слуг антихристовых и от кровавых жертвоприношений и жидовских обычаев, и да спасется Земля Русская от ига сатанинскаго, ибо имеем тя, великаго угодника Божия, неустрашимаго ратника Христова, егда на полях земной брани со многими врагами за Веру святую и Отечество сражавыйся, и столь дивную славу Божиих побед всей Русской Земле показующий. И ты, яко державный воеводо и святый мученик, и всегда дерзновенный о нас молитвенник, Боголюбивый и неустанный созидателю Святой Руси, во святых мощах дивно прославленный, и в помощь и в заступление нам оставленный, возстани за нас противу иноплеменных, чужеземных и зловредных супостат, и противостани им со мнозими святими князьями-воинами, и первее со святим равноапостольным великим князем Владимиром и святой равноапостольной великой княгиней Ольгой, и с великими благоверными князьями первомучениками-страстотерпцами Борисом и Глебом, и со святым воином преподобномучеником Игорем Черниговским, и святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, вкупе же и с Богосветлыми сынами твоими князьями-мучениками Глебом Владимирским и храбрым Изяславом, да их помощию не позыблем пребудет Дом Пресвятыя Богородицы, всей Руси Державной Владычицы, и да прославится и просияет тобою, княже Андрее, во вся веки Земля Русская и наполнится благочестивым христианским родом по благословению Богородицы, и Благодатию Ея многочудотворных икон Владимирской и Боголюбской, и паки угобзится и укрепится слава Руси Православной, и просияет Невещественным и Животворным светом Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь».

Основным правилом данной молитвы заключается в том, что наиболее сильно она помогает два раза в году. Этими днями являются 11 ноября и 5 июня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: