Анархизм – описание движения, определение, виды, идеи

Что такое Анархизм

Анархизм (от греч. ἀ(ν) + ἄρχή — “без” + “власть”) — система взглядов людей, выступающих за отсутствие правительства, руководства. Отрицание принципа власти. Политическая и социальная система, при которой индивид освобождается от государственной опеки.

Анархизм часто понимается в уничижительном смысле как синоним беспорядка, хаоса и дезорганизации. А антонимы анархизма — диктатура, порядок.

Отрицать авторитет и постоянно это пропагандировать называется анархизмом. Можно сказать, что анархизм — это вера, но иногда его считают идеологией.

Кто такой анархист?

Анархист — это член анархической организации, приверженец анархизма.

Себастьян Фор (французский анархист, педагог и журналист) определил анархистов следующим образом:

“Тот, кто отрицает авторитет и борется с ним, является анархистом”.

Основные принципы анархистской идеологии

Анархисты уверены, что общество может быть организовано без применения власти. Но для этого должны осуществляться некоторые важные принципы:

  • отсутствие власти (когда один человек или группа навязывают своё мнение другим);
  • идеальное общество без принуждения (участие в социальных действиях должно быть мотивировано индивидуальной заинтересованностью, а не внешним давлением социума);
  • равенство и братство (отсутствие иерархии, все люди между собой равны);
  • свобода ассоциаций (все ассоциации имеют право на независимое существование с одинаковыми правами);
  • принцип взаимопомощи (работа в коллективе, а не по отдельности ведёт к наименьшим затратам усилий);
  • разнообразие (люди взаимодействуют более непринуждённо и свободно, также их деятельность сложнее контролировать, когда их жизни построены разнообразно).

Разница между анархизмом и анархией

Анархия является состоянием жизни без вмешательства правительства, механизмов и учреждений государства.

Анархизм — это политическая философия, целью которой является анархия; это политическая теория, целью которой является создание анархии.

Анархия — это способ существования, в то время как анархизм — это то, что происходит, когда люди, которые считают себя анархистами, собираются и начинают говорить.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет “услуги за услугу”, они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем “навязанное” правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Символ анархизма

В разное время и в разных обществах анархизм имел разную символику. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них, самые яркие примеры.

Буква “А” в круге

Этот символ анархии — один из самых известных на данный момент. Этот знак был создан переплетением из заглавной буквы “А” и заглавной буквы “O” (вокруг первой).
Буква “А” была взята из слова “анархия” (она одинаково выглядит в большинстве европейских языков и в кириллице). А буква “О” произошла от слова “порядок” (от фран. ordre).

Чёрный флаг

С 1880 года чёрный флаг стал символом анархизма. Однако существует несколько объяснений этому символу. Во-первых, чёрный флаг объясняется как противоположность традиционному белому цвету монархии или (также) белому цвету флага капитуляции (когда показывался белый флаг как символ сдачи на милость победителя).

Во-вторых, существует теория о чёрном цвете флага как противоположность разноцветным флагам различных государств, как “антифлаг” какого-либо государства. Существует целое множество объяснений данному символу, и он остаётся по сей день одним из самых известных олицетворений анархизма.

Также этот флаг “развился” на несколько вариаций. Таким образом, можно встретить чёрный флаг с другими цветами (красным, жёлтым, зелёным, белым и другими), которые символизируют разновидности анархизма (например, чёрно-белый флаг для анархо-пацифизма, чёрно-жёлтый — для анархо-капитализма и др.).

Происхождение анархизма и “Анархия — мать порядка”

Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), один из основоположников анархизма, французский философ и политик, был первым, кто представил идею “анархического порядка” против традиционного “государственного порядка”. Один из самых авторитетных теоретиков-анархистов, считается первым, кто назвал себя анархистом.

По его мнению, “государственный порядок” является причиной обеднения населения, повышенной преступности и многих других проблем социума, так как строится на насилии.

В то время как “анархический” даёт возможность получить гармонию личных и социальных интересов, справедливость в политике и экономике.

Знаменитая фраза Прудона “Анархия — мать порядка” была несколько перефразирована. В оригинале она звучит как “Свобода — не дочь, а мать порядка” (“la liberté non pas fille de l’ordre, mais MÈRE de l’ordre”). Эта фраза была опубликовала в следующем контексте:

“Республика — это организация, с помощью которой все мнения и все виды деятельности, будучи свободными, народ, силой расхождения мнений и воли, думает и действует как единый человек.

В республике каждый гражданин, делая то, что он желает и ничего кроме этого, он непосредственно участвует в законодательстве и управлении, так же, как он участвует в производстве и обороте богатства.

Там каждый гражданин — король, ибо он обладает полной властью, он правит и управляет. Республика — это позитивная анархия. Это не свобода, подчинённая порядку, как в конституционной монархии, и не свобода, заключённая в тюрьме порядка, как было бы у временного правительства.

Это свобода, избавленная от всех его препятствий, суеверий, предрассудков, софизма, спекуляций, авторитета; это взаимная свобода, а не самоограничение свободы; свобода — не дочь, а мать порядка”.
Пьер-Жозеф Прудон

Основные представители анархизма

  • Эмма Гольдман (писательница);
  • Ноам Хомский (лингвист);
  • Михаил Александрович Бакунин (философ и революционер);
  • Пётр Алексеевич Кропоткин (революционер-анархист и учёный);
  • Рудольф Роккер (публицист);
  • Эррико Малатеста (активист и писатель);
  • Пьер-Жозеф Прудон (политик и философ);
  • Нестор Иванович Махно (революционер);
  • Варлаам Асланович Черкезишвили (революционер);
  • Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт; философ);
  • Пётр Никитич Ткачёв (публицист);
  • Мария Исидоровна Гольдсмит (физиолог и психолог);
  • Уильям Годвин (журналист, писатель и философ).
Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Разница между анархизмом и нигилизмом

Анархизм также часто сравнивают с нигилизмом. Нигилизм означает отказ от всех существующих доктрин и веры.

Анархизм считает, что сложившаяся политическая ситуация не способствует развитию качеств индивидуума и по этой причине её следует отвергнуть.

Смотрите также значение Нигилизм.

Анархизм в России

Анархизм был влиятельным движением за границей и появился в России с русскими эмигрантами в конце XIX века. Всего существовали три наиболее видных течения: бакунисты, лавровцы и ткачевцы.

Бакунизм связан с именем знаменитого анархиста М. А. Бакунина. Главными характеристиками этого направления считаются: абсолютная свобода личности и независимость общин мелких производителей, ликвидация частной собственности, уничтожение какого-либо государства; они боролись против марксистского учения о социалистической революции и формирования политических партий.

Для лавровцев приоритетом была серьёзная и длительная пропаганда, они думали, что социальная революция произойдёт лишь в отдалённом будущем.

Лидер ткачевцев — Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — утверждал, что посредством хорошо спланированного крупного террористического заговора можно совершить социальную революцию. Сторонники Ткачёва считали, что люди установят социалистический безгосударственный строй через революционную диктатуру.

После этих движений анархизм ослабевает до начала XX века. В 1903 году в Европе П. А. Кропоткин, В. Н. Черкезов (Черкезишвили), М. Гольдсмит и другие начинают публиковать журнал с анархистскими и коммунистическими идеями “Хлеб и Воля”.

Большинство активных анархистов в 1904–1905 гг. поддерживали П. А. Кропоткина. “Хлебовольцы” (от “названия журнала “Хлеб и Воля”) стали лидирующей группой анархистов-коммунистов на то время в Рос­сии.

Однако они отстаивали бескомпромиссную классовую борьбу, а также насильственную революцию для реализации социализма.

В конечном итоге из-за этой несогласованности с истинами анархистской идеологии народные массы были недовольны, и в апреле 1905 года рождается новая анархистская организация под названием “безначальцы“. Они тоже начали печатать свои принципы и идеи (“Листок группы “Безначалие”, Париж, Н. Романов, М. Сущинский, Е. Литвин).

Безначальцы уже считали, что анархизм должен был выполнять эти принципы:

  • анархия;
  • коммунизм;
  • борьба с классами;
  • социальная революция;
  • интернациональная солидарность;
  • восстание с оружием;
  • нигилизм (свержение “буржуазной морали”, семьи и культуры);
  • агитация “черни” (безработных, бродяг и т. д.);
  • отказ от взаимодействия с политическими партиями.

Потом образовался самый поздний вид анархизма — анархо-синдикализм (или революционный синдикализм). Для них приоритетом было объединение всех рабочих в синдикаты (в революционные рабочие союзы).

Они поддерживали классовую борьбу. И в отличие от социал-демократии, по их мнению, любые политические организации, политическое столкновение или причастность к буржуазным парламентам оказывали пагубное влияние на рабочий класс.
Главные идеи анархо-синдикализма были взяты из работ Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Российский анархист М. А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин был известным революционером и основателем анархизма. В России он был ярчайшим представителем анархизма.

Михаил Александрович родился в семье богатого дворянина в Тверской губернии. В 1840 году он переезжает в Европу, где в 1844 году (в Париже) встречается с Карлом Марксом. Он постоянно переезжает из страны в страну, знакомится с революционными идеями, интересуется политэкономией и коммунизмом.

Но большое влияние на формирование мировоззрения Бакунина оказывают идеи Пьера-Жозефа Прудона (считается первым, кто назвал себя анархистом).

В 1847 году, после его первого публичного выступления против русского самодержавия, Бакунин был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Но уже в следующем году он возвращается в Париж и принимает активное участие во Французской революции 1848 года.

Читайте также:
Генеральная совокупность в статистике, в социологии, основные понятия

Потом Бакунин участвует в восстаниях в Праге и Дрездене. А в 1851 году был арестован русской жандармерией. В России Бакунин был заключён в Петропавловскую крепость (там он пробыл до 1857 года), где он написал свою знаменитую “Исповедь”.

В этом документе, который опубликовали только в 1921 году, Бакунин рассказывает о своей жизни за границей и о причинах, заставивших его участвовать в революции. В 1857 году его отправляют в Сибирь на поселение.

Бакунин скитается по Сибири и Дальнему Востоку на протяжении следующих лет. Но в 1861 ему удаётся бежать, и он попадает в Сан-Франциско.

В том же году он уже в Лондоне и продолжает свою деятельность революционера, одержимого своей идеей — объединить славян в борьбе против Османской, Австрийской и Российской империй, чтобы создать федеративное славянское государство.

Он создал тайную революционную организацию, которую назвал “Международное тайное революционное общество освобождения человечества”. Потом она была переименована в “Интернациональное братство”.

Главные цели этой организации были:

  • осуществление индивидуальной свободы при равенстве всех членов общества;
  • отмена права собственности и права наследования;
  • введение свободы брака;
  • провозглашение равенства мужчины и женщины;
  • организация общественного воспитания детей;
  • производитель богатства — лишь труд общества.

Эти и другие идеи вошли в его произведение “Государство и анархия”, опубликованное в 1873 году. В этой работе Бакунин призывал молодёжь к революции.

По его мнению, разобщённость крестьянских общин была главной проблемой всех неудачных попыток бунтов крестьян, поэтому он призывал “идти в народ”, для того чтобы установить “живую бунтовскую связь между разъединёнными общинами”. Этот призыв не остался без ответа и дал начало явлению, которое называется “народничество”.

Бакунин пытался отменить монархию и установить республику, уничтожить классы, привилегии и любые различия, сделать равными политические права мужчин и женщин, он пытался добиться “внутренней реорганизации каждой страны с безусловной свободой индивидов”.

Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

свобода от принуждения;

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Анархизм сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются немецкий философ Макс Штирнер и французский мыслитель Пьер Прудон. Русский анархизм ассоциируется с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно, сражавшийся на полях Гражданской войны (1918-1920 годы).

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

Пьер Жозеф Прудон. herzenlib.ru

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).

Читайте также:
Анкетирование - правила составления и виды вопросов, оформление

Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.

Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.

Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

Нестор Махно (1888-1934) – украинский революционер- анархист . Во время гражданской войны 1917-1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией Украины. В родном городе Гуляйполе он объединил вокруг себя местных жителей, у которых пользовался большим авторитетом.

Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

Нестор Махно. РИА “Новости

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Анархизм — кратко и понятно об идеях и представителях движения

Существуют разные политические теории. Не все люди имеют правильные представления об анархизме, кратко и понятно это учение сложно разобрать. В его основе лежит система взглядов, отрицающих принудительное управление и власть одного человека над другим. Внутри течения есть несколько основных направлений, которые расходятся в некоторых взглядах на одни и те же моменты.

Читайте также:
Социология Сорокина - типы мобильности, концепции

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Октябрьская революция была воспринята последователями анархизма негативно, так как произошло восстановление государственного строя. В 1919 году ими было проведено несколько террористических актов. В 1918 году Н. И. Махно возглавил повстанческое движение на Украине, которое выступало против «белых» и «красных». В 1921 году анархизм был полностью ликвидирован.

Современное состояние

В развитых странах возвращается популярность анархизма. Современные государства переживают кризис, и общество ищет новые идеи, которые помогут решить существующие проблемы. В СССР движение возродилось во время перестройки.

Крупнейшим объединением стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая распалась в середине 1990 года. После нее была организована партия «Ассоциация движения анархистов», существующая и в современной России.

Внутри движения было образовано несколько противоборствующих направлений. Простой пример: одни считали, что правильный путь пролегает через буржуазную демократию и капитализм, другие полагали, что нужно переходить к добровольному самоуправлению и профсоюзам.

В начале 2000-х годов было организовано движение «АнтиФА», основой которого стало сочетание идей анархизма и коммунизма.

Среди современной русской молодежи движение приобретает особую популярность, но оно не имеет особой политической силы и является больше субкультурой.

Основные виды

В анархизме есть множество направлений, каждое из которых имеет свои особенности. Так, в основе анархо-индивидуализма лежит идея о том, что преследование личного интереса и индивидуальная совесть не должны быть ограничены государственной властью или коллективом. Это течение отрицает возможность коллективного владения собственностью. Идеологи анархо-индивидуализма:

  • Макс Штирнер.
  • Бенджамен Таккер.
  • Генри Торо.
  • Алексей Боровой и другие.

    Еще один вид анархизма — это анархо-капитализм. Он основан на идее, что главным механизмом социального взаимодействия будет свободный рынок. Последователи течения отрицают любую правительственную власть и ее вмешательство. Любая частная собственность должна быть в свободном владении. Основоположниками этого направления были Уильям Годвин и Пьер Жозеф Прудон.

    Анархо-феминизм сформировался в конце XIX века. Он представляет собой сочетание радикального феминизма и анархизма. В этом направлении патриархат рассматривается как проявление государственной системы. Основателями направления стали известные феминистки:

  • Эмма Гольдман.
  • Люси Парсон.
  • Дора Марсден и другие.

    Анархо-феминистки негативно настроены по отношению к институту брака, они выступают против традиционных гендерных ролей. Сторонницы этого направления имеют особые представления о семейных отношениях. Также они считают борьбу против сексизма и патриархата частью противостояния государственной власти.

    Зеленый анархизм делает особый акцент на проблемах окружающей среды. Основателем течения считается Фреди Перлман. Последователи должны заниматься экологией, пропагандой веганизма и созданием специальных поселений.

    Символика и принципы

    Теория анархизма строится на нескольких принципах. Первый — это отсутствие любой власти, второй — свобода от принуждения, третий — разнообразие, четвертый — взаимопомощь, пятый — свобода ассоциаций.

    Тоталитаризм и демократия считаются неприемлемыми, не допускается любое принуждение к посещению общественных мероприятий или вступление к организации.

    У движения есть разная символика. Самый популярный знак — это буква А в круге. Он является иллюстрацией фразы знаменитого практика анархизма Пьера Прудона «Анархия — мать порядка». Флаги чаще всего черные, но у различных движений могут сочетаться разные цвета. Например, флаг анархо-феминизма представлен в виде двух треугольников — черного и лилового. Первый цвет символизирует анархизм, второй феминизм.

    Существуют и малоизвестные знаки движения. Например, черная кошка символизировала протесты. Эта идея принадлежала Ральфу Чаплину. В XIX—XX вв. еках был популярен деревянный башмак. С помощью такой обуви срывали работу на производстве — ее бросали в станки. В современном движении этот символ не используется, но он знаком всем последователям.

    Читайте также:
    Социальная защита населения - основные направления и формы

    Черный крест использовался как знак борьбы за ликвидацию тюрем. Некоторые современные представители движения используют флаг «Веселый Роджер». Они считают его символом свободы и справедливости, ведь именно пираты смогли организовать первую анархистскую республику Либертацию.

    Существует небольшая вариация «Веселого Роджера», где вместо костей нарисованы вилка и нож. Этот знак воплощает лозунг «Ешь богатых».

    Очень редко используется символ черной розы. Он применяется в просветительских инициативах — издании книг и журналов.

    Преимущества и недостатки

    У анархизма есть определенные плюсы. Любой сторонник движения стремится остаться свободным и гармонично развиваться — он должен быть индивидуальностью и не испытывать угнетение. Подобное саморазвитие является преимуществом объединения.

    Сторонники такого движения придерживаются идеи бескомпромиссной критики власти. Они не боятся осуждать государство, показывать его ошибки и слабые стороны. Но у анархизма есть и определенные минусы.

    Некоторые течения обладают радикальными идеями. Так, национал-анархизм придерживается мнения, что государство нужно уничтожать с помощью национальной революции. После этого все национальности разбиваются на коммуны. Внутри общины могут придерживаться разных принципов, в том числе и фашистских. Минусы анархизма:

    • радикальные идеи;
    • слабый мобилизационный характер идеологии;
    • зацикленность на критике любой централизованной организации.

    Ошибочно считать анархизм синонимом слова «хаос». Последователи движения придерживаются идеи безвластия, но не противостояния. Они полагают, что общество будет взаимодействовать посредством уважения чужих границ. Свобода одного человека будет заканчиваться там, где начинается свобода другого.

    Философия анархизма становится все популярнее. Последователи движения выступают за беспрепятственное распространение программ, энциклопедий, произведений искусств и результатов научных исследователей.

    Представители анархизма используют разные лозунги: «Анархия — мать порядка», «Борись за класс, а не за расу», «Власть рождает паразитов» и т. д.

    Анархизм

    Под анархизмом понимается свобода взглядов, отрицание принудительного управления одного человека другим. В основе анархии лежит самоуправление. Не признавая государственного принуждения, анархисты видят построение общества на базе свободных отношений между индивидуумами. Движение вперёд осуществляется не за счёт давления сверху, а основывается на личной заинтересованности и согласии всех членов общества.

    Происхождение анархизма

    Чтобы проследить истоки происхождения анархизма нужно обратиться к древней истории, событиям, происходившим до нашей эры:

    Древняя Греция, времена 365/360 гг. до н. э. Этим вопросом занимались философы Антифонт и Диоген Синопский.

    Древний Китай, VI—V вв. до н. э.

    Ранние христиане, начало нашей эры. Здесь необходимо отметить движение анабаптистов.

    Уильям Годвин, годы жизни 1756—1836. Можно сказать, основал теорию анархизма, хотя таким термином ещё не пользовался.

    Прудон. Родился в 1806 году и умер в 1865. Развил теорию до такой глубины, что стал вторым её создателем.

    Базовые принципы

    Существует 3 базовых принципа анархизма:

    Отсутствие принуждения со стороны власти. Анархисты не признают создания иерархического общества, где правительством будет осуществляться постоянное давление. Развитие каждой личности должно идти индивидуальным путём.

    Отказ от принципа принуждения. Здесь, имеется в виду, недопустимость давления на каждого человека участвовать в какой-либо деятельности со стороны других людей.

    Свобода формирования общественных структур. Все организации должны создаваться на основе объединения интересов людей на принципах равноправия.

    Основные направления в анархизме

    Основные направления в анархизме носят следующий характер:

    1. Анархо-индивидуализм.
    2. Мютюэлизм.
    3. Социальный анархизм.
    4. Анархизм без прилагательных.
    5. Постклассический анархизм.

    Анархо-индивидуализм

    Анархо-индивидуализм имеет 2 формы:

    Эгоизм Штирнера. В основу теории положено право силы. Со стороны Штирнера шло отрицание существования общества, а реальностью являлись лишь индивидуумы. Что касается государства, то с течением времени оно отомрёт естественным путём без применения насилия.

    Американский анархизм. К ним относились «Бостонские анархисты». Эта форма идеологии выступала за ликвидацию государства, поскольку главным виновником они считали, являлся государственно-монополистический капитализм.

    Мютюэлизм

    Основателем направления является Пьер Жозеф Прудон. Основная идея теории – взаимная поддержка трудящихся. То есть при одинаковых выплатах налогов, рабочие согласны нести разную нагрузку. В итоге полученная выгода усредняется между всеми членами структурной единицы.

    Социальный анархизм

    Это вид анархизма, который поддерживает взаимопомощь и не допускает капиталистических отношений. Характеризуется разновидностями:

    Коллективный анархизм. Предполагает революционную борьбу за владением средствами производства. После их коллективизации денежные начисления сотрудникам должны вестись на основании выполненной работы.

    Анархо-коммунизм. По утверждениям представителей всё общество требуется разбить на коммуны. Внутри каждой социальной организации должен действовать принцип коллективного принятия решений. Все вместе они будут формировать объединённую федерацию.

    Анархо-синдикализм. В основу теории положен принцип, базирующийся на самоуправлении рабочих. Достигаться это должно не революционным путём, а за счёт силы профсоюзов. Этой энергии будет достаточно для того, чтобы бескровным путём устранить капиталистическую систему хозяйствования и государство.

    Читайте также:
    Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

    Анархизм без прилагательных

    Представители этого направления пытаются объединить все существующие течения анархизма. Они не останавливаются на какой-то одной доктрине, а стараются указать на общую гармонию всех направлений анархистских идеологий.

    Постклассический анархизм

    Формирование постклассической идеологии происходило в XX столетии. Связано это было с кризисом основной идеологии после появления государственно-монополистического капитализма.

    Новое направление разделилось на течения:

    Анархо-капитализм. В основе идеологи лежит частная собственность при условии наличия конкурентоспособного рынка.

    Анархо-феминизм. Представители видят причину возникновения иерархии в патриархате, против которого необходимо вести борьбу.

    Анархо-примитивизм. Течение делает упор на заботу об окружающей среде, поэтому имеет второе название «Зелёный анархизм».

    Квир-анархизм. Этот вид анархизма не примерим к сексуальным угнетениям, которые санкционируется государством.

    Анархизм и история

    Анархизм в истории переживал разные времена. Его историческое развитие показано в таблице.

    Международное товарищество рабочих возникло в 1864 году и распространилось на многие страны. Генеральным секретарём организации стал Карл Маркс. С 1864 года к Интернационалу присоединился Бакулин. Вскоре между ним и Марксом начался конфликт. Разногласия возникли по вопросам федерализма и центризма. Как результат, в 1872 году Бакуниным был создан антиавторитарный Интернационал федералистов. В основе его уже лежала анархистская программа.

    С 1880 года в странах развернулось рабочее движение. Его периоды носили следующий характер:

    Период революции и гражданской войны 1917 года в России

    После революции анархисты до 1918 года поддерживали большевиков. В дальнейшем их действия приобрели самостоятельный характер. К наиболее значительным относится создание повстанческой армии под руководством Махно. Она вела борьбу, как с белыми, так и с красными.

    В период 1920–1921 годов началось рабочее движение за свободные Советы, против участия в них большевиков. Анархисты вели борьбу за устранение привилегий уже новой власти. В итоге движение было подавлено.

    До Второй мировой войны

    Перед Второй мировой войной начался резкий подъём формирования фашистских и националистических организаций. Анархисты активно участвовали в борьбе с такими проявлениями. Благодаря их усилиям, было оказано сопротивление развитию фашизма во Франции и Италии.

    В период Второй мировой войны

    По ходу Второй мировой войны анархисты оказывали сопротивление как фашизму, так и сталинизму. Это выражалось в выпуске листовок. Печатались они во многих странах мира.

    После Второй мировой войны

    Подъём анархистского движения вновь начался с 1968 года. Тогда был основан «Интернационал федераций анархистов». Этот период времени характеризуется созданием коммун и культурных центров в США и странах Европы.

    Анархистское движение современности

    В нынешнее время анархизм достиг таких стран как Нигерия, Турция, Ливан. Идеология несколько поменялась.

    Заключаются изменения в следующем:

    1. Появлением новых течений: автономистов, ред-скинов.
    2. Пропагандируется устранение патриархата и установления равенства полов.
    3. Ведутся выступления против фашизма и неоколониализма.
    4. Анархизм постепенно возрождается в Северной Америке.

    В конце 1980 годов стал вновь появляться анархизм в СССР.

    Изучая исторические факты видно, что идеология анархизма не стоит на месте, она постоянно меняется, в зависимости от реформирования общества.

    Критические замечания

    По сравнению с социалистами, которые проповедуют изменение общественного строя с целью устранения несправедливости во всём мире, анархисты отрицают любые реформы. По их представлению, какая бы перестройка не была совершена, всегда будут существовать властители и подвластные. Поэтому общество должно находиться в естественном состоянии.

    Со стороны оппонентов существуют критические замечания. Каким бы свободным общество не было, всегда найдутся сильные представители, которые захватят власть или начнут просто охранять мирных людей. В итоге всё вернётся к первоначальному состоянию.

    АНАРХИ́ЗМ

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 670

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АНАРХИ́ЗМ (от греч. ἀναρχία – без­вла­стие), со­ци­аль­но-по­ли­тич. дви­же­ние, ос­но­ван­ное на от­ри­ца­нии го­су­дар­ст­вен­но­сти и за­ме­ны её пол­ным са­мо­управ­ле­нием на­ро­да. Эле­мен­ты А. встре­ча­ют­ся уже в уче­ни­ях древ­но­сти и у ав­то­ров 17–18 вв. (Дж. Уин­стэн­ли , У. Го­двин и др.). Од­на­ко тео­ре­тич. ос­но­вы А. сло­жи­лись в сер. 19 в., ко­гда не­га­тив­ные со­ци­аль­ные по­след­ст­вия пром. пе­ре­во­ро­та в Ев­ро­пе ста­ли оче­вид­ны­ми, а раз­рыв ме­ж­ду вла­стью с её не­под­виж­ны­ми, рет­ро­град­ны­ми струк­ту­ра­ми и бы­ст­ро из­ме­няв­шим­ся об­ще­ст­вом стре­ми­тель­но уг­луб­лял­ся, ра­ди­каль­ная часть ин­тел­ли­ген­ции ото­зва­лась на вы­зов вре­ме­ни раз­ра­бот­кой разл. ли­бер­тар­ных и со­ци­аль­ных идей. Од­ной из та­ких идей явил­ся А. Впер­вые его це­ло­ст­ная кон­цеп­ция бы­ла из­ло­же­на П. Пру­до­ном , вы­дви­нув­шим ло­зунг борь­бы за «анар­хию». В со­от­вет­ст­вии с идея­ми А. про­из­вод­ст­во долж­но быть пе­ре­да­но в ру­ки тру­дящих­ся, объ­е­ди­нён­ных в со­об­ще­ст­ва. Эти со­об­ще­ст­ва ра­бот­ни­ков (об­щи­ны, кол­лек­ти­вы), са­мо­стоя­тель­ные во внутр. де­лах, для ре­ше­ния об­щих для всех во­про­сов соз­да­ют сою­зы, ко­то­рые в свою оче­редь объ­е­ди­ня­ют­ся в фе­де­ра­ции. Од­но­вре­мен­но воз­ник­ло те­че­ние анар­хо-ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го опи­ра­лись на идеи М. Штир­не­ра, ви­дев­ше­го ре­ше­ние всех про­блем в дос­ти­же­нии аб­со­лют­ной сво­бо­ды лич­но­сти. Уче­ние Пру­до­на, а за­тем од­но­го из во­ж­дей 1-го Ин­тер­на­цио­на­ла М. А. Ба­ку­ни­на , свя­зав­ше­го во­еди­но идеи А. и со­циа­лиз­ма, по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во Фран­ции, Ис­па­нии, Ита­лии, Рос­сии и др. стра­нах. Во вре­мя Па­риж­ской ком­му­ны 1871 пру­до­ни­сты до­би­ва­лись пе­ре­да­чи час­ти пред­при­ятий ра­бот­ни­кам и про­воз­гла­ше­ния Фран­ции фе­де­ра­ци­ей са­мо­управ­ляю­щих­ся ком­мун. По­ра­же­ние Ком­му­ны и Исп. ре­во­лю­ции 1868–74 (в 1873 на два ме­ся­ца пре­зи­дент­ская власть в Ис­па­нии да­же при­над­ле­жа­ла пру­до­ни­сту Ф. Пи-и-Мар­га­лю), рас­пад 1-го Ин­тер­на­цио­на­ла при­ве­ли к кри­зи­су анар­хи­ст­ско­го дви­же­ния. В 1880-е гг. в А. во­зоб­ла­да­ло анар­хо-ком­му­ни­стич. уче­ние П. А. Кро­пот­ки­на , ко­то­рый счи­тал, что со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция при­ве­дёт од­но­вре­мен­но к анар­хии (об­ще­ст­во без го­су­дар­ст­ва) и ком­му­низ­му (об­ще­ст­во без ка­пи­та­ла и соб­ст­вен­но­сти). Анар­хи­сты ви­де­ли разл. пу­ти борь­бы за этот иде­ал: про­па­ган­да, соз­да­ние ком­мун, ор­га­ни­за­ция вос­ста­ний и да­же тер­ро­ри­стич. ак­тов. Од­ни анар­хи­сты счи­та­ли, что не­об­хо­ди­мо ре­во­люц. на­сильств. свер­же­ние гос­под­ства го­су­дар­ст­ва и ка­пи­та­ла (Ба­ку­нин, Кро­пот­кин, Э. Ма­ла­те­ста), дру­гие (Пру­дон) по­ла­га­ли, что на­си­лие не­со­вмес­ти­мо с борь­бой за анар­хию. В этом от­но­ше­нии к пру­до­ни­стам близ­ко сто­ял Л. Н. Тол­стой , не при­ни­мав­ший ни совр. го­су­дар­ст­во, ни на­си­лие, от­ку­да бы оно ни ис­хо­ди­ло, но ви­дев­ший вы­ход не в со­ци­аль­ном ре­фор­ма­тор­ст­ве, а в стрем­ле­нии к внутр. об­нов­ле­нию в ду­хе Еван­ге­лия. Близ­кие к А. идеи рас­про­стра­ня­лись и за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы. Но­си­те­лем та­ких идей, в ча­ст­но­сти, в Юж. Аф­ри­ке и Ин­дии вы­сту­пал М. Ган­ди , ко­то­рый син­те­зи­ро­вал не­ко­то­рые по­ло­же­ния тра­диц. ре­лиг.-фи­лос. идей ( джай­низм и др.) и клю­че­вые мо­мен­ты уче­ний Кро­пот­ки­на и Тол­сто­го. К последней тре­ти 19 в. А. в Ев­ропе стал те­рять своё влия­ние в ре­зуль­та­те ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния др. ос­во­бо­дит. идей и дви­же­ний (пре­ж­де все­го со­ци­ал-де­мо­кра­тии). Это от­сту­п­ле­ние анар­хи­сты пы­та­лись ком­пен­си­ро­вать рас­ши­ряю­щей­ся прак­ти­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­го тер­ро­ра. Имен­но в это вре­мя в мас­со­вом соз­на­нии ев­ро­пей­цев под зна­чит. влия­ни­ем про­пра­ви­тельств. пе­ча­ти воз­ни­ка­ет пол­ное ото­жде­ст­в­ле­ние по­ня­тий «анар­хист» и «тер­ро­рист». На пе­ри­фе­рии ка­пи­та­ли­стич. ми­ра (ибе­рий­ские стра­ны, Лат. Аме­ри­ка) анар­хи­сты со­хра­ня­ли свою основную со­ци­аль­ную ба­зу (ра­бо­чие не­боль­ших пред­при­ятий, ра­зо­ряю­щие­ся мел­кие соб­ст­вен­ни­ки и де­кла­сси­ро­ван­ные эле­мен­ты) и ос­та­ва­лись са­мым мощ­ным эле­мен­том ре­во­лю­ци­он­ных сил.

    Читайте также:
    Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

    Кто такие анархисты и что они делают: примеры, флаг

    Анархизм (от – без и – власть) – система взглядов, основанных на приоритете человеческой свободы. Анархия отрицает принудительное управление и власти человека над человеком. Многозначное понятие привело к расслоению взглядов по разным параметрам: от основополагающих принципов, до второстепенных. Людей, которые придерживаются таких взглядов, называют анархистами. Кто такие анархисты и что они делают? Ответ получаем на блоге bursin.ru .

    Анархия

    Что такое анархия простыми словами? Под анархией сегодня понимают несколько значений.

    1. Разговорное. Беспорядок, беззаконие, насилие – утверждение, неверное в корне.
    2. Общественное. Хаос, неразбериха, произвол, который возникает в организованной структуре в период отсутствия централизованного управления или бездействия власть имущих.
    3. На государственном уровне. Отсутствие политического лидера, дисфункция государственной власти.
    4. Ситуационное. Гипотетическое стечение обстоятельств, при котором народ упразднил власть, а общество не подчиняется никаким законам.

    Все вышеперечисленные утверждения не верны.

    Теория анархии включает ряд основополагающих принципов.

    1. Отсутствие принудительной власти. Все члены анархического общества уважают право на собственное мнение и не навязывают его другим. Особенно в части организации иерархического строя общества, демократии, авторитарного или тоталитарного правления. Каждый человек является личностью, любые проблемы и потребности людей решаются индивидуальным подходом.
    2. Свобода от принуждения. Участие в любых проектах, делах, решение задач возможно только при личной заинтересованности конкретного индивидуума. Никакого давления.
    3. Свобода ассоциаций. Любой член общества вправе вступить в любую группу и принимать равное участие в определении целей, методов и стратегии развития сообщества.
    4. Коллективное взаимодействие. Инициатива по решению вопросов любого уровня может исходить от любого члена общества. Эффективность в решении вопросов зависит от взаимодействия и готовности людей к сотрудничеству в достижении выбранной цели.
    5. Разнообразие. Любые общественные организации, направленные на достижение интересов всех ее членов, строятся на естественном взаимодействии, где каждый не ставит свои интересы выше других. Всем даются одинаковые возможности в любых сферах: одинаковый доступ к общественным благам, достижениям науки и техники, самореализации через искусство и творчество.

    Интернациональный флаг анархистов, символизирующий лозунг «Анархия – мать порядка».

    Читайте также:
    Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

    Анархизм в России

    Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин еще в Царской России, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошел дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:

    • 1990 г. – кружок анархо-коммунистов в Женеве (лидеры — Мендель Дайнов, Георгий Гогелия, Лидия Иконникова).
    • 1904 г. – образование кружков в Америке, Берлине (Германия), Париже (Франция), Софии (Болгария). Российской Империи – 29.
    • 1905 – численность достигла 125 кружков.
    • 1906 – насчитывалось 221 отделение.
    • 1907 – 255 кружков.

    Основатель и идейный вдохновитель движения анархистов, князь Кропоткин.

    Всего идеями анархо-коммунизма было охвачено 218 населенных пунктов страны, а в его членах состояло около 7 тысяч населения. За период с 1904 по 1921 годы появилось множество ответвлений анархизма, причем некоторые из них действовали не с благими намерениями: они проповедовали грабежи, насилие, не гнушались убийствами с целью личной наживы и достижения собственных интересов.

    Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен.

    1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП(б), то боролись против нее. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло.

    В 1988 году в СССР стали появляться новые сторонники анархии. С января 1988 по август 1991 года действовала Конфедерация анархо-синдикалистов под управлением А. Исаева, И. Подшивалова, А. Шубина. Идея объединения – децентрализация механизмов власти, народное управление.

    Флаг анархо-коммунистов.

    С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм – за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление.

    Флаг анархо-капиталистов.

    В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 – отошла от политики, трансформировавшись в медиа проект.

    Сегодня Анархия – это философское течение, нежели модель государственного устройства. Однако в мире есть примеры удачно выстроенного на изначальных принципах анархизма.

    Анархия: примеры в мире

    Шинмин

    Китайская провинция Шинмин в 1929 году отделилась от Китая, установив близкий к анархии режим. Вопросы по финансовой, хозяйственной, социальной части решались на многоуровневых советах путем съездов и обсуждений через добровольное сотрудничество между собой. В 1931 году партия прекратила самоуправство, провинция была упразднена, а ее территория поделена между другими регионами.

    Зомия

    Территория, в которую входит северный Индокитай, Вьетнам, Лаос, Таиланд, горы Шан, Мьянма, юго-запад Китая, Тибет, север Индии, Пакистан и Афганистан. Общая численность народа составляет более 100 млн человек. Историческая Зомия – симбиоз государств и народов, основанный на взаимной выгоде и доверии, жители местности сохраняют свободу и независимость. Любые попытки государственной власти подчинить их себе неизменно вызывают постоянные восстания против попыток подчинения. Этнические меньшинства сохраняют аутентичный уклад жизни, а в сообществах народностей сохраняется равноправие.

    Швейцария

    В государстве реализована мощная система местного самоуправления, а жители позиционируют себя сначала как граждане своей коммуна (сообщества), затем граждане кантона (региона), и в последнюю очередь – как граждане своей страны.

    Израиль

    Здесь есть местности, где процветает библейский анархизм. Небольшие города и поселения не имеют государственного управления. В каждом городе есть составленные и общепринятые законы, ценности и правила, которые приняты путем участия всех членов общества в их создании. Любой вправе выбрать комфортную для себя политическую систему.

    Читайте также:
    Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

    Рассмотрев многообразие проявления анархии как политического и философского движения, ответим на главный вопрос статьи, кто такие анархисты и что они делают? Анархисты – приверженцы анархии или одного из ее течений, которые считают свое направление единственной наилучшей формой взаимодействия с окружающими.

    Student’s site

    Тематические разделы

    • Понятие и предмет социологии
    • Основы социологии
    • Социализация личности
    • Социологический анализ

    Новости

    Использование тестовой традиции в социологии
    Переписи населения
    Специфика молодежной субкультуры

    Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях

    Выборка − это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.

    1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

    2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности

    3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

    Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.

    Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности.

    Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным. Выборочное обследование представляет способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респодентов, дающих информацию о себе и о своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное обследование, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии – генеральной совокупности.

    Генеральная совокупность − совокупность всех изучаемых в ходе социологического исследования объектов.

    Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность.

    Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов − это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка − процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).

    Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

    Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема.

    Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

    Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора.

    Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группировки по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Таким образом, структура выборки – это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: