Анализ стихотворения Блока “Россия”, средства выразительности, история создания, жанр, композиция, тема и идея, образ лирического героя, стихотворный размер, особенности

Полный анализ стихотворения «Россия» (А.А. Блок)

Делая полный анализ стихотворения «Россия», которое написал Александр Александрович Блок, мы получаем возможность узнать историю создания данного произведения, а так же его основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который существенно облегчит подготовку к уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция произведения
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Александр Блок в своем творчестве очень часто использовал патриотическую тему. Этому подтверждением являются такие произведения как: «На поле Куликовом», которое вышло целым циклом, «Русь моя, жизнь моя…» и многие другие. Он очень переживал о тех событиях, которые происходили на его Родине.

Стихотворение «Россия» занимает особое место в творчестве поэта. Его можно назвать своего рода литературным шедевром. Написал он его в 1908 году, когда первый этап революции завершился. Первая революция оставила жирный отпечаток в душе поэта, что привело его к эмоциональному и внутреннему кризису.

С течением времени Александр Александрович понемногу начинает менять свои политические взгляды. В них больше просматривается симпатии к революционным идеям, а цели он начинает считать великими и благородными.

Но его любовь к России остается прежней. Он настоящий патриот своей Родины, что хорошо прослеживается в строках произведения.

Жанр, размер

Произведение «Россия» — это гражданская лирика. Автор использует для написания четырехстопный ямб, рифмовку же выбирает перекрестную. Благодаря этому, стихотворение получилось очень легким для прочтения и поэтичным.

Автор обращается к своей Родине, земле. Он ведет с ней разговор, который наполнен искренностью и любовью.

В стихотворении «Россия» Александр Блок использует различные тропы. Ему удалось создать некий образ загадочности и индивидуальности.

Композиция произведения

Данное стихотворение включает в себя шесть строф. Пять из которых – четверостишья, а последняя строфа состоит из шести строк. При этом всем, каждая из строф является полноценной и законченной мыслью.

В первой строфе автор обращает внимание на быт России, но в противовес он ставит то, что люди стремятся к прекрасному.

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Своего рода сочетание несочетаемого как можно лучше передает состояние, в котором на данный момент находится Родина поэта.

Во второй строфе автор показывает реальное положение вещей. Он подчеркивает то, что Россия нищая, неухоженная. Но он продолжает её любить так, как юноша любит свою девушку.

Третья строфа раскрывает свое отношение к стране. Он не испытывает к ней жалости, он любит её такой, какая она есть. Блок верит в страну и людей, которые там проживают.

В четвертой строфе мысль поэта продолжается. Он вселяет веру и надежду не только в себя, а и в Россию. Он подбадривает её и верит в успех!

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

В пятой строфе поэт обращается уже к читателю, стараясь убедить его в том, что благодаря заботам и хлопотам Россия становится лишь лучше.

Заключительная строфа подводит итог мысли поэта. Он уверен в светлом будущем государства. В нем живет уверенность, что Россия сможет справиться со всеми преградами у себя на пути.

Дорога долгая легка,

Автор уверен, что невозможное действительно возможно, поэтому не стоит опускать руки и переставать верить.

Образы и символы

Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.

Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.

Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом с ним всегда находится его любимая.

Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.

Темы и проблемы

Основная тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.

Он очень тревожится и переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.

Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.

Основная мысль

Главной мыслью произведения автор показывает то, что никогда не стоит отрекаться от своей Родины. Тем более, когда ей приходится переживать не лучшие моменты. Все горести и печали необходимо разделить вместе со своим государством. К этому он призывает и всех остальных соотечественников, которые успели разочароваться или потерять веру.

Читайте также:
История пугачевского бунта краткое содержание читать

Родина – это мать. А её, как известно, не выбирают, поэтому нужно любить её сильно и искренне. Ведь мы не отказываемся от родного человека, когда ему тяжело? Точно так же мы должны относиться и к земле, где нам суждено было родиться. Именно чувство патриотизма, самоотверженной и безграничной любви и пытается разбудить поэт в русском народе.

Средства выразительности

Использование огромного количества троп позволяют Александру Блоку максимально ярко и поэтично передать образ России. Использование эпитетов придают особую яркость описаниям. Метафоры и сравнения так же играют немаловажную роль. Именно они придают произведению поэтичность, легкость и выразительность.

Данная совокупность делает стихотворение плавным и певучим.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)

Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Жанр, направление, размер

Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Темы и проблемы

Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Средства выразительности

Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:

  • эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
  • метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
  • сравнения («как слезы первые любви»»).

Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 267.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 267.

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чём эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Читайте также:
Зеленая лампа краткое содержание рассказа Александра Грина, анализ произведения, главные герои, жанр, смысл, тема мечты и реальности, проблематика

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, во второй – одна строфа из шести строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение“как слёзы первые любви”.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране, которая может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь её не любить.

Композиция

Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Это лирическое стихотворение, относится к такому виду, как гражданская лирика: имеет явно гражданский характер: поэт в нём высказывает не только свою позицию относительно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живёт, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слёзы первые любви”.

С их помощью он создаёт образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении, с одной стороны, и надежде, с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учётом того, что Россия для Блока была частью образа Вечной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

«Россия» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, лирический герой, рифма, художественные приемы

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение – “как слезы первые любви”.

Тема Родины в СТИХОТВОРЕНИИ А.А.БЛОКА «РОССИЯ»

Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения». Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого «первейшего, самого жизненного вопроса». Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит нам, о чем пойдет речь. Тема «России» – любовь поэта к своей Родине, любовь, которую он сам сравнивает с любовью к женщине. А.А.Блок исполнен всепрощающей нежности, гордости за свою страну, за ее стойкость перед лицом всех невзгод, которых в России так много. Но среди чувств автора нет жалости, «тебя жалеть я не умею», – говорит он. И на самом деле, жалость, по-моему, близка к снисхождению или к чему-то похожему на снисхождение, это такое чувство, которое возникает у человека более богатого морально или материально по отношению к менее обеспеченному, менее духовному; пожалеть можно бездомного котенка, но никак не великую державу! Россией можно только восхищаться, в нее «можно только верить», как сказал Федор Тютчев.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Любовь к Родине, восхищение ею красной нитью проходят через все стихотворение, состоящее из пяти четверостиший и одной шестистрочной строфы. В первых строках мы видим сразу два сравнения, наводящих на мысль о том, что в России все осталось по-прежнему, по крайней мере, с начала ХΙХ-го века:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

«Годы золотые» – это, я думаю, время А.С.Пушкина, «золотой век» русской поэзии. Получается, что за сто лет провинциальная Россия нимало не изменилась: все также треплются такие же «три стертые шлеи», все также вязнут колеса в грязи дорог. Причем, мне кажется, что здесь есть еще одна мысль – мысль о том, что в России и для России, особенно далеко от столиц, от цивилизации, в глухой глубинке все равны. И нет никакой разницы, завязнут ли в «расхлябанной колее» «росписные спицы» брички богача или простые колеса крестьянской телеги. Во втором четверостишии лирический герой признается в любви к Росси, несмотря на то. что она «нищая». «избы серые» – это символ повседневности, безысходности, одним словом, это бесконечные серые будни. что касается «ветровых песен», то, по-моему, это тоже символ. Я думаю, что А.А.Блок имел в виду завывание ветра, которое чаще всего можно услышать или в печной трубе, или на пустыре. То есть опять получается, что поэт упоминает о нищете (на пустыре ничего нет) и необразованности (темнота в печной трубе, полной сажи) русского народа, но тут же говорит, что именно этим и дорога ему Родина. Далее мы видим строки, в которых выражается опять-таки восхищение Россией, говорится о невозможности жалеть ее. Лирический герой «бережно несет свой крест», несмотря ни на что, он никогда не предаст Родину; его священный долг – переносить все горести и утраты вместе со своим народом. В следующих строках – упоминание о чародее. Здесь, я думаю, чародей – это власть, это правитель. Значит, кто бы ни управлял Россией, она все равно будет прежней:

…А ты все та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

Русь никогда не отличалась благополучие, поэтому еще одна беда ничего не изменит:

…Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней…

Но все же есть надежда на лучшее, символ ее – «мгновенный взгляд из-под платка» деревенской девушки, есть надежда даже вопреки серым, безрадостным будням и тоскливой «глухой песне ямщика»!

Очень богат и красочен язык, которым написано стихотворение. Здесь много эпитетов: «стертые шлеи», «спицы росписные», «расхлябанные колеи» и другие; есть метафоры: «одной слезой река шумней» (на самом деле речь идет о беде, которая среди бесчисленного количества остальных невзгод не будет заметна); можно найти и сравнения: «…избы серые…песни ветровые – как слезы первые любви!», еще более заметно сравнение России с женщиной: она красива «разбойной красой», у нее «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Стихотворение написано дольником, рифма перекрестная, смешанная (то женская, то мужская), точная.

В этом стихотворении А.А.Блока больше всего меня привлекло отношение к Родине лирического героя, то, как он высказывает свои чувства. Каждая строка полна нежности, любви к родной стране. Я думаю, что именно такие чувства испытывает настоящий патриот. Хотелось бы, чтобы каждый из нас относился к России, любил бы ее хотя бы в половину силы блоковской любви.

3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

Пока Чацкий путешествовал, в доме Фамусова произошли большие перемены: Софья полюбила безродного Молчалина, которого ее отец ценит лишь за деловые качества, но видеть своим зятем вряд ли захочет («Кто беден, тот тебе не пара»). Зная это, Софья скрывает ото всех свою любовь. Начитавшись французских книг, она наделила Молчалина выдуманными качествами и романтическими страстями («Бог знает, за него что выдумали вы, чем голова его ввек не была набита»). Софья и слышать не хочет о других претендентах на ее руку.

А Молчалин? Любит ли он ее? Прямого ответа на этот вопрос нет, но косвенные намеки уже даны: Лиза весело хохочет, когда Софья рассказывает о своих ночных свиданиях с Молчалиным. Ей вспоминается тетушка Софьи, от которой из дому сбежал француз. Аналогия с тетушкой неслучайна, она созвучна последующим сценам, где прямо раскрывается истинное отношение Молчалина к дочери человека, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит».

Чацкий, как ветер, буря, пронесся сорок пять часов без остановки, спеша в Москву, он ждет награду за подвиги, но напрасно — его уже отвергли. Ему в лучшем случае уготована роль друга детства, который «славно пересмеять умеет всех».

Сцена встречи Софьи и Чацкого резко контрастна: в ответ на страстное признание он слышит холодную, сказанную ради приличия фразу: «Ах, Чацкий, я вам очень рада». Чацкий пытается сломать лед недоверия, он вспоминает детские проказы, года, проведенные вместе с Софьей, дружески «перебирает» общих знакомых. Софья молча слушает, но как только задевают Молчалина, она неумолимо произносит приговор: «Не человек, змея». Даже признание Чацкого в любви не может изменить ее мнение, она наносит первый контрудар, намекая отцу: «Ах, батюшка, сон в руку».

Фамусов растерян: ни Молчалин, ни Чацкий не могут метить на место его зятя, он желал бы зятя «с звездами, да с чинами. ну, разумеется, к тому б и деньги, чтоб пожить».

Но московское гостеприимство требует принять Чацкого как своего. А законы московского общества для Фамусова святы. Мы видим первопрестольную такой, какой любит ее сам Павел Афанасьевич: бесконечные обеды, перемежаемые крестинами и погребениями; «московские тузы», умеющие вовремя прислужиться, дабы добыть чины; усиливающаяся женская власть (то и дело вспоминают о Татьяне Юрьевне, Марье Алексеевне — поистине, они «судьи всему, везде, над ними нет судей»); и старички, которые «поспорят, пошумят и… разойдутся»…

Читайте также:
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир - подвиг князя

Все московское вызывает у Фамусова восторг и умиление. Достаточно вспомнить, как язвительно отзывался о столичных тузах Чацкий, чтобы понять, что столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно.

Чацкий любит Софью. Как и все влюбленные, он слепо не хочет верить в существование счастливого соперника. Но он хочет найти причину ее холодности, и уж если и есть кандидат в женихи — то надо самому убедиться, как другу, как брату, стоит ли он Софьи, «чтоб равнодушнее мне понести утрату». Конечно, Чацкий не собирался никого обличать; он знает Москву и не ждет от нее ничего нового, но сам приезд Чацкого и его полная несовместимость с фамусовским миром есть повод для скандала. Положение Чацкого изменяется: из героя-обличителя он то и дело превращается в героя, отражающего удары.

Признание Софьи в любви к Молчалину не убедило Чацкого. И дело тут не только в том, что «любовь слепа». По мнению Чацкого, Молчалин — жалчайшее создание, вечно «на цыпочках и не богат словами». Чацкий уверен, что Софья видит всю ничтожность Алексея Степановича, следовательно, она не может любить его. Вначале Чацкий полагал, что Софья «выдумала» своего героя, но вскоре разговор с Софьей убедил его, что она воспринимает секретаря своего отца таким, каков он есть. Софья не сообщила ничего нового, не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому не было бы известно. Но Чацкий не понял, что за три года Софья изменилась, у нее сложилось совсем иное отношение к этим «свойствам». Чацкий старается убедить свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее, выискивая и выставляя напоказ все новые и новые низкие качества Молчалина

3 https://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=24&dtls_books=1&title=33&submenu=4 – Чацкий, Софья

Билет № 19.

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Птица-тройка, кто тебя выдумал?

Первые две строфы — это своеобразная экспозиция стихотворения, описание любимой страны и чувств поэта. Основная мысль произведения и его кульминация сосредоточена в следующих трех строфах. Заключительное шестистишие играет роль катарсического (то есть просветляющего) завершения.

В первой строфе Блок рисует в воображении читателя картину, перекликающуюся с русской пейзажной живописью (Саврасова, Васильева и др.). Это образ нищей, грязной Родины. Малопривлекательный, казалось бы, образ, однако он глубоко симпатичен автору — и его симпатия сообщается и читателю.

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Связь здесь наблюдается, однако не только с живописью. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» есть лейтмотив — дорога, которая на протяжении всей поэмы естественно отождествляется с образом Родины. Первый том «Мертвых душ» завершается лирическим отступлением автора, исполненным глубокой поэтичности и любви к родной земле. Образ России в этом отступлении — это образ «птицы-тройки», которая величественно несется, оставляя далеко позади за собой другие страны. Неудивительно, что Блок в самом начале своего стихотворении о России вспоминает именно дорогу, плохую, грязную, но пересекающую всю страну. Исследователи не раз отмечали эту связь начала стихотворения Блока и лирического отступления о «птице-тройке» Гоголя.

Стихотворение имеет симметричную структуру: оно начинается описанием дороги и так же завершается:

Доро́га долгая легка́

Можно сказать, что все стихотворение представляет собой лишь дорожное размышление путешественника. В этом смысле можно провести параллели с лирикой и Пушкина, и Некрасова.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности

Блок в своем стихотворении прибегает к использованию эпитетов (красочных определений): «годы золотые», «нищая Россия», «разбойную красу», «прекрасные черты», «тоской острожной».

Поэт использует метафоры (троп, основанный на скрытом сравнении): «забота затуманит», «звенит песня». Через все стихотворение проходит сравнение России с женщиной. Однако сравнения используются в стихотворении не только на макро-, но и на микроуровне: «как в годы золотые», «как слезы первые любви». В пятой строфе используется скрытое сравнение России с рекой и заботы — со слезой. Почти на всем протяжении текста Блок прибегает к инверсии (перестановке слов). В первой строфе присутствуют элементы звукописи, основанной на аллитерации, — повторении согласных звуков.

Читайте также:
Описание дуба в романе Война и мир - характеристика дерева, олицетворение

Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Средства выразительности поэт использует различные, в том числе и синтаксические. Среди них — однородные члены предложения («не пропадешь, не сгинешь»; «заманит и обманет»; «лес, да поле, / Да плат узорный до бровей…»; «избы серые» и «песни ветровые»). Также используется повтор слов (см. вторую строфу: повтор слов «Россия», «твои»; также см. пятую: «одной заботой» — «одной слезой»). Однородные части сложноподчиненного предложения способствуют появлению анафоры (одинакового начала строк) в заключительной строфе («когда» — «когда»).

Поэт применяет просторечную лексику: «сгинешь», «боле». Использованная в умеренном количестве, она порождает у читателя чувство глубокого слияния со страной, ее стариной, ее народом.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Анализ стихотворений«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Анализ стихотворений«Я пришел к тебе с приветом» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр

Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?

Итак, стих Блока «Россия». Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.

В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные — мужской).

Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Художественные средства, использованные поэтом, — крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.

Анализ стихотворения Александра Блока «Россия»

  1. Александр Блок «Россия»
  2. Краткий анализ
  3. Развернутый анализ
  4. Исторические события
  5. Тема произведения
  6. Композиционные особенности
  7. Определение жанра

А. Блок — один из немногих поэтов, кто принял революцию 1905 года, а позже и октябрьский переворот. Позже он разочаровался в новом режиме, но не стал покидать Россию. Это поступок стал символом бескорыстной любви к родине, несмотря ни на что.

Александр Блок «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Краткий анализ

Стихотворение “Родина” написано в 1908 году и входит в одноименный цикл.

Тема стихотворения — любовь к родине, несмотря на ее несовершенства и противоречия.

Жанровая характеристика — гражданская лирика.

Композиционные особенности — стихотворение делится на две части: первая содержит 5 четверостиший, вторая — последняя строфа (6 строк).

Размер стихов — ямб четырёхстопный.

Средства выразительности: эпитеты (“годы золотые”, “спицы расписные”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “прекрасные черты”, “прекрасные черты”), метафоры (“Одной слезой река шумней”, “Какому хочешь чародею отдай разбойную красу”), устойчивое выражение (“И крест свой бережно несу”), сравнение (“Как слезы первые любви”).

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение “Родина” написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Читайте также:
Обезьяний язык краткое содержание читать за несколько минут

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

А. А. Блок «Родина»: анализ стихотворения

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Стихотворение «Россия»: история создания

В 1906 г. Александр Блок окончил Петербургский университет. Этот момент исследователи считают началом его профессионального, зрелого творчества. С 1907 по 1916 год Блок работает над циклом «Родина», основной мыслью которого становится выражение светлого чувства любви к своей стране. Поэт действительно очень любил Россию, разочаровавшись в 20-х гг. XX в. в произошедшей революции, он не покинул страну, подобно другим представителям русской интеллигенции.

В цикл «Родина» входит и стихотворение «Россия», написанное осенью 1908 года. По сравнению с другими стихами цикла, это произведение завоевало наибольшую известность у читателей.

Жанр, направление, размер

Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.

Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в жанре переплетения религиозных мотивов с гражданской лирикой и использованием таких выразительных средств, усиливающих чувства, которые хочет высказать поэт. Стихотворение разделено на три строфы, которые подчеркивают мысли автора.

  • 1 строфа – тоска и жаркое чувство страдания из-за расставания с дорогой сердцу поэта женщиной. Здесь автор ассоциирует свои мысли с главой Нового Завета, в которой Дьявол искушает еще не закончившего свой пост Христа.
  • 2 строфа – признание автора в том действительно главным страдальцем жаркой пустыни является Христос. А его возлюбленная Галилея – это родина Христа, где прошли его лучшие годы. По этой причине язык поэта не может вымолвить «гордого слова».
  • 3 строфа – воплощает мысль поэта, о невозможности воскрешения на чужой земле. Это заключительная строфа, в которой чувства автора достигают наивысшей точки. Потерявшему свою любимую, «негде прислонить голову» Он обречен умереть.

Композиция стихотворения представляет собой плавную смену настроения поэта от жаркого стыда к размышлениям о будущем. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная, ударение падает на второй слог.

Рифма использована перекрестная, что позволяет легко читать стих.

Обратимся к поэтическому синтаксису

В стихотворении нет повторов и анафор. Остальные виды синтаксиса тоже отсутствуют, кроме инверсии: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык».

Образы и символы

  • В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
  • В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
  • Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
  • Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.

Темы и проблемы

Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.

Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.

Читайте также:
Характеристика Молчалина в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" образ, описание характера, отношение к службе и образованию, воспитание, жизненные принципы и идеалы, положение в обществе

Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.

Анализ стихотворения Родина Блока

Александр Александрович Блок был одним из самых искренних и доброжелательных поэтов. Каждое, из его произведений напитано смыслом, полнотой, искренностью и так далее.

Так же нужно отметить, что это был очень патриотичный человек. Он всю свою жизнь восхищался Россией. Причем стоит сказать, что он не просто восхищался, но и при помощи своей удивительной поэзии умел грамотно и точно указать на основные проблемы государства. Он открыто и честно говорил о тех моментах, которые многие поэты-романтики старались скрыть.

Анализ знаменитого произведения «Родине» хочется начать, прежде всего, с того, что сказать насколько это глубокое по своей смысловой нагрузке стихотворение.

Поэт постарался написать его так, чтобы четко отобразить все основные проблемы России, но при этом он не мог не указать на свое особое отношение к стране, на любовь к родине.

По своему строению, это довольно таки простое стихотворение, написанное классическим четырехстопным ямбом. Что касается рифмы, то Александр Александрович во многих своих произведениях использует перекрестную рифму, и данное произведение не становится исключением.

Первая и третья строчки данного произведения рифмуются так называемой женской рифмой, а вторая и четвертая мужской. Это было сделано не случайно. Таким образом, Блоку удалось сделать произведение лаконичным и внедрить в него глубокий и насыщенный смысл.

Для эффекта большей выразительности поэт использует различные эпитеты, позволяющие сделать его ещё более красочным и запоминающимся.

В заключении хочется отметить, что это стихотворение нельзя назвать простым, так может показаться только на первый взгляд. Однако, данное произведение является одним из самых красочных, проникновенных и наполненных особым глубочайшим смыслом.

По плану кратко 9 класс

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Средства выразительности

Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:

  • эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
  • метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
  • сравнения («как слезы первые любви»»).

Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.

Автор: Екатерина Озаровская

Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» написано 18 октября 1908 года

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.

Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).

Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются. Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Читайте также:
Я покинул родимый дом анализ стиха, приемы, эпитеты

Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Сочинение на тему: Стихотворение А.А.Блока «Россия»

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чём эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, во второй – одна строфа из шести строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение – “как слёзы первые любви”.

Анализ стихотворения «Россия» Блока А.А

Стихотворение А. Блока «Россия» — самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение.

Однако чтобы оценить по достоинству глубину и своеобразие этого стихотворения, остановимся на истории его создания. В первой публикации оно содержало вдвое больше строф, чем в последующих. Блок изъял ряд строф полностью, а некоторые переделал.

Что же убрал поэт и почему? Во-первых, две строфы, где говорится об ископаемых богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Казалось бы, это неопровержимая истина. Еще Некрасов писал: «Ты и убогая, ты и обильная…» Ho для А. Блока важно, что его любовь к России не связана с ее богатствами. Он принимает ее в унижении и нищете, и в этом проявляется подлинная любовь («Да, и такой, моя Россия, // Ты всех краев дороже мне»).

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия — женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота — «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Фурункулез — причины, симптомы, лечение, осложнения

А ты все та же — лес, да поле…

И опять женщина:

Да плат узорный до бровей…

Заключительная строфа — шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения — теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»).

А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России и напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом в его циклах «На поле Куликовом» и «Ямбы».

История создания

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил её не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он всё же не мог её не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое всё же возможно.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907–1916 годов написания.

Вариант №3

Автор написал данное произведение в 1908 году. Как и во многих стихотворениях, Блок основной темой является родина. Александр пытается понять и осмыслить дальнейшую судьбу Руси.

Произведение берет своё начало с описания дороги и тем же и заканчивается. Автор поместил в строки одни из лучших моментов Руси до будущих событий, которые немного неизвестны словно скрываются за горизонтом.

Насколько слепо автор пронизан любовью к родной земле, что любит её абсолютно любой. Нищая Русь или погружена во мрак и слезы для Блока неважно он влюблен в неё.

Многие произведения автора оживляют Россию, когда он сравнивает родину с женщиной. И женщина эта по-своему закрыта и не изведана, но все же некоторые качества Блок раскрывает. Русь очень чувствительная и проста с другой стороны, а красота её неповторима. К сожалению Александр, описывает и много отрицательных черт в сущности этой женщины, которую он сравнивает с родной землёй. Русь стала нищей и осталась одной против стран, которые хотят окончательно её разорить и разрушить. Автор призывает не жалеть Россию, а наоборот делать все возможное для её спасения и верит в то, что это произойдет и Русь станет прежней, такой сильной и богатой страной.

Погружаясь далее вглубь стихотворения, читатель словно проходит через хронологию событий. Они изначально преподносят Россию в обличие сильной и независимой, а потом слабой и нищей страной, которая потрепана со всех сторон.

Автор очень сильно в строках передал смутные времена Руси. Будто находишься там и ощущаешь грязь под ногами, слышишь, плачь людей и видишь много ужасных вещей. Но далее словно вера в хорошее будущее растет.

Стихотворение исполнено в таком «круговом» стиле. Начало произведения находит себя и в конце в образе дороги. Но, по сути, здесь нет ничего удивительного, автор дает понять, что родина наша постоянно находится в поиске своей лучшей жизни и находится в пути.

Прошло уже немало лет после создания данного произведения, а оно по-прежнему актуально и отображает и теперешние события. Ведь и сейчас от Западных стран зависит немало государств и Россия в том числе. Подводя итог можно сказать, что Блок проповедует только активные действия в изменении положения родного государства к лучшему.

8 класс по плану кратко

Композиция

Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Анализ стихотворения Блока «Русь» | Литерагуру

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

Основные темы

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной.

Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса.

Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму.

Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение.

Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Читайте также:
Мечты Манилова - жизненные цели героя Мертвые души, описание

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке.

Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине.

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов.

Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире.

Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше.

В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна».

Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя.

Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска.

Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего.

Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь.

Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали.

Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слёзы первые любви”.

С их помощью он создаёт образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении, с одной стороны, и надежде, с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учётом того, что Россия для Блока была частью образа Вечной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: