Анализ произведения «После бала»: жанр, основная мысль и идея рассказа

Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «После бала»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых занятых — Читательский дневник «После бала»
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..

Характеристика главных героев

Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:

  1. Иван Васильевич. Рассказчик, повествующий о своей любви и о том, почему она оказалась не со счастливым концом. Это неравнодушная к прекрасному личность, желающая видеть в ближнем все только самое хорошее. Несмотря на некоторую мягкотелость, Иван критически относится к насилию над человеком и не готов жить рядом с теми, кто угнетает бедных и лишенных всяческих прав людей. Он не может без боли в сердце смотреть на то, как солдаты издеваются над дезертиром, не проявляя ни кали милости и не обращая внимания на его мольбы о пощаде. Больше всего молодого человека поражает тот факт, что инициатором бесчеловечного наказания был отец его возлюбленной, о котором герой был лучшего мнения. После этого Иван отказывается становиться военным, хотя с детства мечтал примерить офицерские погоны.
  2. Петр Владиславович. Ключевое для понимания смысла рассказа действующее лицо. Именно его неблаговидный поступок в корне меняет мировоззрение Ивана и заставляет расстаться с любимой. Сначала Толстой представляет образ статного военного начальника как воплощение образцового главы семейства, человека чести, служащего на благо родины. Герой считает себя истинным христианином, однако со временем читателю открывается его темная сторона. Оказывается, что за маской добродушного старика, который обожает свою семью, скрывается двуличная натура. Ему абсолютно безразлична участь простых солдат, для него они всего лишь расходный материал, и поэтому он не считает зазорным применять по отношению к подчиненным насилие.
  3. Варенька. Автор не заостряет особого внимания на описании этого персонажа. Известно лишь, что возлюбленная Ивана Васильевича является единственным ребенком в семье, хорошо образована, умеет правильно вести себя в высшем обществе. После того как любовь Ивана к Вареньке угасла, девушка вышла замуж за другого и смогла сохранить свое природное очарование до глубокой старости.
Читайте также:
Сочинение День победы 9 мая - тексты и примеры на тему

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Тематика

Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи – 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Душевная организация Ивана Васильевича

Иван Васильевич рассказывает, что был влюблён в девушку:

«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Но двигаться дальше ему помешало то, что он идеалист. Иван Васильевич относится к категории людей, которые и жить-то не хотят, им дай только повод спрятаться от чего-либо. Он отказался идти на службу, он был влюблён, но отказался от каких-либо отношений:

«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

«– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».

Можно сказать, что это и не было любовью, он создал для себя некий образ, миф. Напоминает легенду о Пигмалионе – скульпторе в греческой мифологии, создавшем из слоновой кости прекрасную статую, девушку Галатею, и влюбившемся в своё творение (см. рис. 4). Он так влюбился, что Афродита сжалилась и оживила эту статую.

Рис. 4. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890 г. (Источник)

Герою рассказа повезло: у него случилась любовь. Но на любовь нужны душевные силы, а у Ивана Васильевича их нет. Всё, на что он способен, – немного повосторгаться возлюбленной и совершать романтические прогулки. А как только возник повод, он от всего отказывается. Можно сказать, что девушке повезло, ведь они могли пожениться. А за такого человека замуж выходить не стоит. Иван Васильевич не может отделить желаемое от должного, он инфантилен и слаб.

«После бала»: краткое содержание и анализ произведения

Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе

Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.

«После бала»: краткое содержание

В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:

  • Рассказ «После бала» сразу переносит читателя в центр событий. Между друзьями завязывается разговор о том, что человеку сначала нужно изменить среду, и лишь тогда он и сам сможет меняться. Именно общество, считает один из собеседников, формирует сознание каждой личности, устанавливает, что хорошо и что плохо.
Читайте также:
Стихи про радугу короткие четверостишия про радугу и ее цвета

Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.

  • Иван Васильевич был молод и учился в провинциальном университете. Его жизнь сопровождалась весельем с друзьями, балами, шампанским и общением с барышнями. Но одна девушка — красавица Варенька — смогла пробудить в нем настоящую любовь.

На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.

Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.

Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.

Бал: YouTube/ИНФОУРОК

  • Вернувшись с бала, Иван Васильевич не мог спать. Любовь и счастье переполняли его. На улице уже светало, и, не снимая мундира, он пошел бродить по улицам. Дом Вареньки был на краю города у большого поля. Оказавшись у него, Иван Васильевич заметил вдалеке черную толпу и услышал музыку, доносящуюся оттуда. По замерзшей дороге он отправился туда.

Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.

Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.

Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.

  • От этого зрелища Ивана Васильевича окутала непреодолимая тоска и чувство стыда. Он никак не мог понять, хорошо или плохо то, что он увидел. Все происходило так, будто это необходимо. Так, может, они знают что-то, чего не знал Иван Васильевич? Он так и не узнал этого, поэтому и не поступил на службу — ни военную, ни какую-либо другую.

С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.

«После бала»: анализ произведения

На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:

История написания

У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.

Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:

  • «Рассказ о бале и сквозь строй».
  • «Отец и дочь».
  • «А вы говорите…».

Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.

«После бала»: жанр и композиция

Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:

  • небольшой объем;
  • короткий временной отрезок — события укладываются в одну ночь;
  • одна сюжетная линия, в центре которой один персонаж — рассказчик.

Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:

  • конец ХIX века, когда уже взрослый герой предается воспоминаниям;
  • 1840-е годы — времена молодости рассказчика.

Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.

Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:

  1. Первая часть погружает в сияющую обстановку бала. Читатель проникается яркой атмосферой, буквально чувствует огонь любви, горящий в главном герое.
  2. Во второй части, описывающей наказание беглого солдата, настроение резко меняется. Со страниц исходит тяжесть и уныние, которые испытывает персонаж.

Варенька с отцом: YouTube/MyBook

«После бала»: герои

Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:

  • Рассказчик Иван Васильевич наделен эмпатией и чутким сердцем. Он способен на искренние чувства, умеет сопереживать и не остается равнодушным к чужому горю. Очевидно, что этого героя Толстой писал с большой симпатией и именно через него транслировал свои идеи.
  • Варенька наделена только положительными чертами: она умна, красива и интересна. Однако ее персонаж в истории играет второстепенную роль, помогая раскрыть основных героев.
  • Куда более важное место в повествовании занимает отец Вареньки — Петр Владиславович. Уважаемый человек и хороший семьянин, который безумно любит дочь. Толстой отметил: полковник носит самодельные сапоги, чтобы позволить Вареньке туалет для выхода в свет. Но насколько Петр Владиславович нежен с дочерью, настолько жесток с солдатом-дезертиром.
Читайте также:
Узник анализ, история создания, основная идея и тема

Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.

Проблематика и основная идея

В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.

Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.

Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.

Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Анализ «После бала» Толстой

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 2274.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 2274.

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.
Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени - жанр, структура

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.
Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Читайте также:
Черный человек анализ поэмы Сергея Есенина, краткое содержание

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала» для урока литературы

Особенность творчества Льва Николаевича Толстого — поиск ответов на важные нравственные вопросы. Многие из них ставятся в рассказе «После бала». Анализ произведения помогает понять замысел автора, и дает возможность подготовиться к уроку литературы в восьмом классе. Разбор включает описание композиции, знакомит темой и основными идеями, позволяет школьникам сделать самостоятельные выводы.

  1. Особенности создания
  2. Действующие лица
  3. Жанр, направление, композиция
  4. Конфликт в произведении
  5. Основная мысль
  6. Краткий разбор

Особенности создания

Рассказ был написан писателем в 1903 году, а опубликован в 1911 уже после смерти автора. В произведении Толстой передал историю, которая произошла с его братом — Сергеем Николаевичем. Он услышал ее в молодости, когда проживал вместе с близкими в Казани, и запомнил на всю жизнь.

В зрелом возрасте, еще раз переосмыслив ситуацию, писатель решил изложить все важное на бумаге с целью затронуть вопрос влияния среды и обстоятельств на поведение людей. Его волновало, может ли человек самостоятельно распоряжаться судьбой, или находится под влиянием жизненных ситуаций и не может ничего в них изменить.

Альтернативные названия произведения — «Дочь и отец», «А вы говорите». Однако в окончательной редакции автор остановился на более емком и красноречивом варианте — «После бала». Почему им было выбрано это название становится понятно после знакомства с произведением, в котором отражена неоднозначность и противоречивость жизни.

Яркие огни бала в повествовании манят роскошной обстановкой и обещают всевозможные удовольствия. Однако изнанка внешнего великолепия — жестокость человеческого сердца, невежество, безжалостность. И смириться с подобными явлениями могут не все люди.

Произведение было принято критиками положительно. В своей оценке они изложили аргументы в пользу своевременности произведения и правдивости отраженных в нем событий.

Действующие лица

Описанный сюжет коснулся брата автора напрямую: В юные годы Сергей Николаевич полюбил Варвару — дочь воинского начальника в Казани, и собирался просить у отца ее руки. Однако вовремя стал свидетелем жестокой расправы потенциального тестя над беглым солдатом. Увиденное настолько потрясло его, что чувства к девушке быстро погасли и свадьба не состоялась. В произведении, созданном автором на основе реального рассказа, фигурируют такие образы:

  1. Иван Васильевич. Главный герой — провинциальный студент которого автор наделяет добротой и состраданием. Через этот образ автор доносит свое отношение к жизни. Совесть Ивана не безмолвствует: увидев жестокую расправу над беглым солдатом, он буквально впитывает чужую боль. Это приводит к тому, что его отношение к близким и знакомым людям меняется. Он отказывается от любви к прекрасной Вареньке.
  2. Петр Владиславович (полковник с румяным лицом, белыми усами и бакенбардами). Отец девушки, к которой в начале произведения главный герой испытывает чувство. Он предстает перед читателем уважаемым человеком и заботливым родителем, который не чает души в дочери. Позиционируя себя как христианина, полковник забывает о любви к ближнему, и уже наутро после бала приказывает избивать беглого татарина. Увиденное шокирует Ивана и он понимает, что будущий тесть вовсе не тот, кем хочет казаться в светском обществе.
  3. Варвара. Единственный ребенок в семье полковника. Получила хорошее образование, увлекается чтением и в совершенстве знает французский. Обладает внешней привлекательностью и внутренней чистотой, за что и приглянулась главному герою. Она — причина его волнения и романтических надежд, за которыми вскоре пришло горькое разочарование.
  4. Беглый татарин. Солдат, которого наказывают за побег 1500 ударами шпицрутена. Экзекуция сопровождалась барабанной дробью и звуками флейты. Измученный человек просил о пощаде, его спина изранена. Однако начальник и солдаты остались глухи к его мольбе. Пожалел его только главный герой, а остальные продолжали издевательства. Судьба провинившегося солдата осталась читателю неизвестной. Во время испытания он был сильно искалечен. Действо навсегда осталось в памяти Ивана и отбило желание пойти на военную службу.

Жанр, направление, композиция

Произведение — яркий пример того, как за несколько часов можно разочароваться в человеке и поменять свое мировоззрение. Проводя анализ «После бала», следует отметить, что Толстой написал его в жанре рассказа, к которому испытывал особый интерес в зрелом периоде творчества. Условно его можно поделить на две части (до праздника и после), которые связаны между собой и определили дальнейшую судьбу героев произведения:

  1. Вначале автор рассказывает красивую историю о том, как главный герой полюбил Варю, и как восхищается ее заботливым отцом.
  2. После бала его отношение к семье меняется под влиянием увиденной экзекуции над солдатом-татарином.

Рассказ написан в направлении реализм. При ограниченном количестве персонажей в нем затрагивается единственная проблема, описывающая случай из жизни. Композиция произведения носит название «рассказ в рассказе»:

  1. Первоначально автор знакомит читателя с Иваном Васильевичем, который рассказывает историю из прошлого (1840-е годы).
  2. Далее описывает кульминацию (всеобщее избиение провинившегося солдата) и подчеркивает свое разочарование от истории, память о которой не исчезла со временем.

Эффект контраста, который помогает ощутить драматичность событий, носит название композиционной антитезы. Она представлена сценами до и после танцевального вечера, где наглядно показана жизнь высокопоставленных чиновников в будничной ситуации и во время праздников. Благодаря особенностям композиции автор донес основную мысль без использования обильных описаний ситуации и лишних сюжетных поворотов.

Контраст событий усилен экспозицией рассказа. Первоначально читатель не подозревает о радикальном изменении ситуации в жизни персонажей. Его главный герой исполнен пылких романтических чувств по отношению к Варваре. Он надеется на взаимность и продолжение отношений. Тем более что ее отец благосклонен к Ивану, разрешает ему потанцевать с дочкой, которую уже пригласил другой кавалер.

Далее настроение героя меняется, и на читателя обрушивается жестокая реальность, которая уничтожила все светлые чувства в душе Ивана.

Конфликт в произведении

Несмотря на небольшой объем, произведение раскрывает проблемы нравственности, которые всегда стояли для Льва Николаевича на первом месте. Он побуждает читателей задуматься о том, что такое для них честность, порядочность, справедливость. На протяжении многих лет эти вопросы являются основными для общества. Автор срывает маски и показывает бесправное положение солдат в николаевской России: служба длиной четверть века, бесполезная муштра, полное бесправие, наказание провинившихся всем строем.

Читайте также:
Четвертая высота краткое содержание книги Елены Ильиной для читательского дневника, основные события, главные герои произведения

Основой конфликта в рассказе стала чувствительность Ивана и двойственная натура полковника. Его внешность располагает к себе — статный красивый мужчина с военной выправкой, приятным голосом, безупречными манерами. Когда нужно, он с легкостью мог заслужить расположение любого, показать себя с хорошей стороны. Так случилось и во время бального вечера.

Однако благодушие персонажа наутро сменилось гневом. Любящий отец Вари предстал таким, каков он есть по своей сути — жестоким начальником, который распоряжается чужими судьбами. Он приказал избить солдата до полусмерти и наблюдал за исполнением приговора. Увидев, что один из участников строя прилагал меньше усилий, он начал бить его рукой в перчатке и наставлять, чтобы тот прикладывал больше усилий.

Жестокость полковника ужасает Ивана. Будучи влюбленным в Варю, он также хочет любить и ее отца. Тем более что между ними складывается взаимопонимание.

Увидев отношение Петра Владиславовича к подчиненным, он глубоко разочарован. Рушится гармония созданного им мирка, и герой предпочитает не любить Варю никак, чем любить частично, отделяя от отца. Он не в силах изменить мир, но не хочет принимать участие в распространении зла, с которым теперь олицетворяет полковника.

Основная мысль

На примере главного героя повести Лев Николаевич Толстой показывает, что доброта и человечность не теряются даже в самое жестокое время. Это качества, присущие сильным личностям, они не могут выродиться или исчезнуть. Переоценка ценностей заняла у Ивана всего одну ночь. Возникшие сомнения относительно своего выбора уступили место твердой уверенности в том, что добро и справедливость превыше всего. Он не смог помочь несчастному солдату, но для себя решил держаться подальше от жестоких людей, которые допускают произвол и самосуд. Для молодого человека это был серьезный шаг на пути становления цельной личности.

Проблемы, затрагиваемые автором рассказа касаются возведенного в ранг закона жестокого обращения с солдатами в эпоху правления Николая I. Режим избиения палками заслуживает осуждения. Однако автора беспокоит другая мысль, выраженная рассказчиком произведения. Он признался, что в молодости не смог расценить жестокое обращение с солдатом как дурной поступок. Представители высшего общества спокойно относились к подобным вещам.

В России для богачей было место празднику, балам, искрящимся пузырькам шампанского, тонким кружевным платьям для дам и заморским фракам для джентльменов. В этом мире роскоши и веселья необходимость физической расправы над неугодными признавалась и приветствовалась. Не было среди отъевшейся «элиты» жалости к простым бесправным людям, и осуждение ими экзекуций в обществе выглядело бы странно. В другой России нищие и бедняки терпели издевательства таких полковников, не в силах отстоять свое право на достойную жизнь.

Краткий разбор

Изучение основных моментов произведения позволяет школьникам составить характеристику героев и подготовить сообщение к уроку литературы. Прочтение полного текста не занимает много времени и также хорошо помогает усвоить материал. Кратко анализ рассказа «После бала» для конспекта в 8-м классе:

  1. Год написания — 1903.
  2. История создания. В основе произведения — история из жизни, рассказанная автору братом. Будучи влюбленным в дочь своего военачальника, он собирался связать с девушкой жизнь. Однако передумал, став свидетелем кровавого эпизода, к которому был причастен ее отец.
  3. Жанр — рассказ.
  4. Направление — реализм.
  5. Основная идея. Описание событий, происходивших в России в одну из самых суровых эпох правления Николая I. Автор изобразил разделение страны на два типа людей — богатых и бедных. Контраст между разными мирами поражает читателей. Автор не видел Россию единой и целой, поскольку стороны относились друг к другу враждебно.
  6. Композиция. Построена на антитезе, суть которой заключается в противопоставлении роскоши танцевального вечера и публичного наказания простого солдата.
  7. Эпитеты. Бал прекрасный, музыканты знаменитые, неприятная визгливая мелодия.
  8. Состояние Ивана после бала: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью», — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Рассказ не дает ответов на вопросы, как остановить зло и произвол со стороны представителей более высоких сословий. Однако он подсказывает, что необязательно в нем участвовать. Возможно, эта позиция сродни равнодушию, но во многих ситуациях у людей нет иного выбора.

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого “После бала”

Рассказ отражает глубокое разочарование автора в устройстве общества, желание изменить его ценности, сделав главным ориентиром человека, а не сословную принадлежность.

Рассказ “После бала” был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.

Жанр – рассказ (род литературы – эпос);
Направление – реализм;
Основная идея – человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность;
Тема и проблема – социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии;
Композиция – «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос рассказа
  3. п.3. Основные герои
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема бесправного положения более низких сословий выражается в сценах наказания беглого солдата-татарина под руководством полковника. Наказание слишком жестокое, оно несопоставимо с совершенным нарушением. Солдата прогоняют через 2 шеренги сослуживцев, которые должны его бить и не могут отказаться от участия в экзекуции. Человека при этом забивают до смерти.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени - жанр, структура

В царской России времен правления Николая I (в 40-х годах 19 века) это считалось обыденной практикой, даже сами солдаты порой были уверены, что «это по закону, по суду».

Подробнее об этом – в статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин», 1887 г.

Проблема: Слабые стороны социального устройства не пытались изменить, а ужесточили порядки в отношении низших сословий, чтобы держать их в подчинении и страхе.

Тема двуличия высших слоев общества раскрывается через двойственный образ полковника, его поведение построено на контрасте.

  • На балу он является образцовым членом общества: блестящий военный, отдавший службе Родине много лет; примерный семьянин и отец, который отказывает себе ради того, чтобы дать дочери лучшее. Он производит благоприятное впечатление в аристократической среде, среди «своих»: мы видим его учтивость, легкий и добрый нрав.
  • В сцене наказания солдата возникает другой образ полковника. Его жестокость проявляется в том, что он лично командует экзекуцией и следит, чтобы никто не смел проявить жалость к провинившемуся. Для него естественно относиться к солдатам как к ресурсам, которые можно расходовать. Солдаты не заслуживают гуманного отношения, оно только для людей высокого сословия.

Проблема: то, что Иван Васильевич видит как двуличие, является нормальным для полковника. Автор акцентирует внимание: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но при этом законными.

Разочарование в религии показано косвенно, прямо автор этого не говорит. Достаточно сопоставить даты событий, чтобы увидеть символизм и критику. Бал происходит в последний день Масленицы, а значит расправа над солдатом – в первый день Великого поста, Чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, что не вяжется со сценой экзекуции. Немаловажно, что наказание обрушивается на солдата мусульманской веры.

Проблема: справедливости нет ни в светском устройстве государства, ни в духовном, людей низшего сословия ничто не может защитить. Церковь молчит, когда государство карает.

п.2. Идея и пафос рассказа

Человек способен преодолеть влияние среды и увидеть социальную несправедливость, даже если она не коснулась его напрямую. Бесчеловечность и жесткость всегда отзовутся в душе нравственного совестливого человека отвращением, а найти оправдание увиденной сцене наказания не получится.

Можно жить в аристократической среде, но уметь видеть человека в каждом, а не только среди представителей своего сословия. Иван Васильевич доносит до читателей убеждения самого писателя, великого гуманиста и правозащитника.

п.3. Основные герои

  • Иван Васильевич, вспоминающий события молодости
  • Полковник, отец Вареньки, в которую влюблен Иван

Конфликт произведения завязан на этих героях, остальные персонажи дополняют сюжет. Образы юной беззаботной красавицы Вареньки и измученного солдата подчеркнуто контрастны.

п.4. Литературные приёмы

Говорящее название «После бала» показывает, что изменения в состоянии героя наступили именно после памятного утра.

Антитеза – прием противопоставления сцен бала и казни.

Контраст выражается с помощью образов и детальных описаний, это видно даже по сопоставлению лексики.

Бал: Варенька, любовь, танцы, эйфория, душевный подъём, красота человеческих отношений, улыбка, грация, красноречивые взгляды, яркие краски, сочувствие, нежность, красивая музыка.

Наказание: ужас, тоска, отвращение, визгливая страшная музыка, красная спина татарина, тело человека – пестрое, мокрое, красное, неестественное, шпицрутены, полковник грозный и хмурый, солдат всхлипывает, молит о пощаде.

Портрет помогает проникнуть во внутренний мир героев: внешность, мимика, жесты, манера держаться создают наполненный образ.

Самые яркие портреты в рассказе – Вареньки, полковника и беглого солдата – усиливают контраст.

Образ полковника рушится, когда он проявляет зверскую жестокость к подчиненному.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт в рассказе – внутренний, герой переживает его один на один. Представление Ивана Васильевича об обществе сталкивается с жестокими реалиями: неравенством, жестокостью, бесправием низших сословий. Это ведет к разочарованию и непониманию, как можно изменить существующий порядок.

Молчаливый протест героя выражается так: он оставил мысли о любой службе (не только военной) и «никуда не годился», сохранив до зрелых лет убеждение, что увидел в то утро социальную аномалию.

Анализ произведения Льва Толстого «После бала»

Произведения Льва Николаевича прославились на весь мир из-за мастерства автора. Писатель часто поднимал проблему нравственного выбора в своём творчестве, в том числе затрагивая её в рассказе «После бала». Анализ этого произведения кратко даёт понять читателю основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет в написании сочинения по литературе в 8 классе.

История создания

Своё произведение Лев Николаевич написал ещё в 1903 году. Однако перед читателями оно предстало только после смерти писателя в 1911 году. Однажды родной брат Толстого рассказал ему занимательную историю, которую автор решил взять за основу сюжета.

В молодости Сергей Николаевич Толстой был безумно влюблён в Вареньку, чей отец занимал пост градоначальника. Молодой человек относился к отношениям с полной серьёзностью и уже был готов сделать предложение девушке. Однако его планы нарушила одна картина, которую ему удалось однажды узреть. Сергей Николаевич увидел, как отец его возлюбленной жестоко расправлялся с солдатом. Это ужасное зрелище вызвало отвращение у молодого человека, и тот сразу же передумал жениться на Вареньке.

Темы произведения

В своём произведении Лев Толстой поднимает огромное количество тем, которые остаются актуальными по сей день. В рассказе отражены:

  1. Двуличие светской жизни. Основной темой рассказа является двуличие тех людей, которые присутствовали на балу. Автор пытается показать читателю, какой ценой светские люди добивались своего присутствия на торжестве. Для них не существовало жалости и человечности. Отец Вареньки был одним из тех людей, которых затянула светская жизнь. Он жил только ради общественного мнения и совершенно забыл про внутренние чувства. Когда тот избивал татарина, то не замечал его ран, а думал о прекрасном торжестве, ради которого в очередной раз натянет маску приветливости.
  2. Тема любви. С одной стороны, писатель показывает, что намерения Ивана Васильевича не такие уж серьёзные, как тот описывает. Да, герой увлечён Варенькой и испытывает к ней тёплые чувства, но автор не описывает их как нечто возвышенное. С другой стороны, Лев Николаевич призывает к настоящим и искренним чувствам молодое поколение. Он считал, что сначала нужно смотреть на душевное составляющее, а уже потом на внешнее.
  3. Тема крушения мечты. Из-за внешности и наигранной напыщенности Вареньки главный герой не смог распознать всю ту сущность, которая была подобающей для свиты. Танцы на балу и весёлая болтовня затуманили голову Ивану, и тот совершенно забыл про душу своей возлюбленной. Однако пёстрая картинка разрушилась в одночасье одним утром. После окончания торжества вся свита сбросила свои маски и показала истинную сущность.
  4. Разрыв шаблона. Когда Иван увидел поступок Петра Владиславовича, то всеми силами пытался его оправдать. Герой не понимал, как тот статный и импозантный мужчина мог совершить такое ужасное злодеяние. Даже через время, когда Иван встречался глазами с полковником, то пытался восстановить у себя в голове образ того приветливого мужчины, каким он ему показался изначально.
  5. Пейзаж. При прочтении произведения стоит уделить особое внимание пейзажной составляющей. Во время сцены, которую увидел Иван, над местностью повис густой туман. Таким образов, Лев Николаевич сравнивает мысли главного героя, когда тот общался с семьёй Вареньки. Разум Ивана был затуманен из-за той пышности светского общества настолько, что он не смог разглядеть истинной сущности семьи возлюбленной.
Читайте также:
Мальчики, Чехов: читать онлайн бесплатно

Проблематика рассказа

Также особое внимание стоит уделить проблемам, которые поднимает Лев Толстой в произведении. Благодаря своему мастерству он смог точно передать такие, как:

  1. Лицемерие и криводушие. Писатель на примере полковника показывает, насколько двуличным может быть человек. Пётр Владиславович очень обходительно общается со всеми гостями на балу, а после него показывает своё презрение к низшим слоям общества.
  2. Равнодушие. Полковник не обращает внимания на мольбы солдата, который мучается от своих ран. Мужчина равнодушен к его крикам. Ему не приходит в голову, что бедный солдат может умереть от полученных увечий. Эта ситуация ещё раз подтвердила, что Пётр Владиславович является чёрствым человеком, для которого на первом месте в жизни всегда будет стоять дисциплина.
  3. Жестокость. Когда один из подчинённых полковника ослабевает свой удар, то тут же получает пощёчину от начальника. Мужчину не устраивает, что беглый татарин получил недостаточно боли, хотя у него уже вся спина превратилась к окровавленный кусок мяса, на котором нет живого места.
  4. Безнравственность. Писатель поднимает проблему нравственности дворянства, которое ценит только лож и свою личную выгоду. Пётр Владиславовчи всю свою жизнь считает себя истинным христианином, но если судить по его поступкам, то в нём нет и капли той нравственности, которую пророчит церковь.

Основная идея

Произведение рассказывает о тех событиях, которые наступили во времена правления Николая Первого. Все были напуганы восстанием декабристов, поэтому правитель решил ужесточить меры контроля над обществом. Из этого становится понятно, почему автор рассказа сравнивает усы Петра Владиславовича с усами Николая Первого. Таким образом писатель пытается показать ту тиранию, которая возникла в стране и в обществе. Основной смысл рассказа заключается в том, чтобы в разных эпизодах показать две стороны условий жизни в России: крестьяне и дворяне.

Лев Николаевич пытается показать какова истинная сущность элитарного общества, сорвать с них маски добродушия и приветливости. Сначала писатель показывает картину, когда всё высшее общество наслаждается времяпрепровождение на балу, а сразу после этого перед читателями предстаёт эпизод избиения беглого солдата. Это произведение стало отражением взглядов Толстого на страну. Он не видел в ней единого целого. Родина разделилась на две стороны, одна из которых потихоньку умирает под гнётом тирании и насилия.

Особенности композиции и жанра

Композиция произведения построена в форме «рассказ в рассказе». Не смотря его небольшой объём, автор смог в полной мере изложить главную тему. Все события, которые полностью перевернули жизнь главного героя, произошли за одну ночь. Произведение делится на 4 смысловые части, каждая из которых связана с последующей:

Главной особенностью композиции рассказа является антитеза: бал и наказание солдата. В начале прочтения произведения перед читателями открывается чудесное торжество, на котором присутствуют все самые уважаемые люди. Однако после него описывается совершенно другая картина наказания солдата. Всё это происходит буквально за считанные часы.

Такой контраст автор использовал для того, чтобы в полной мере передать основную идею произведения.

«После бала» является рассказом, так как произведение написано в небольшом объёме и имеет одну сюжетную линию. Из-за типа «рассказ в рассказе» автор затрагивает сразу две эпохи. Таким образом он пытается показать, что спустя какое-то время в стране так ничего и не изменилось.

Направление рассказа — реализм. Это обусловлено тем, что в основу сюжета вошли реальные события, которые раскрывают проблемы общества в ту эпоху.

Вывод и актуальность

События, которые произошли с главным героем, полностью перевернули все его взгляды на жизнь. В конце произведения Лев Николаевич не делает никаких выводов, а только описывает мысли Ивана, который уверен, что полковник знает что-то такое, чего не дано знать ему. Однако молодой человек до конца не может смириться с тем, что увидел. Главный герой сделал для себя вывод, что больше никогда не будет мечтать о поступлении в военную службу. Для него теперь все дворяне стали чем-то противным, что скрывает своё настоящее лицо за маской добродушия.

Тематика произведения остаётся актуальной и в настоящее время. Даже сейчас есть такие люди, которые скрывают своё равнодушие и тиранию. Однако мораль писателя так и не удастся понять. Он предлагает каждому читателю самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Произведение «После бала» может стать аргументом для сочинения на тему «Нравственный выбор».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: