Анализ произведения А зори здесь тихие – история написания, проблема

Борис Васильев. «А зори здесь тихие». Общие сведения о произведении

Первая публикация – в журнале «Юность», 1969 г.

История создания.

Б. Васильев хотел написать о реальном подвиге семи бойцов, которые в 1942 году ценой свой жизни остановили неприятеля. Однако вскоре он понял, что подобных примеров было очень много в годы войны, и решил написать о подвиге девушек, подняв одну из важнейших проблем — о роли женщин в победе над фашизмом.

Первая экранизация повести – в 1972 г. Режиссёр – Станислав Ростоцкий.

Темы: подвиг женщин на войне, война глазами женщины.

Композиция.

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова. Он вспоминает события, произошедшие на переезде в годы войны, о девушках, о том, как каждая из них погибла. Всё происходящее читатель видит глазами Васкова, чувства и мысли героя передаются им.

Автор также включает рассказы о прошлом героев, о том, как девушки оказались на фронте.

Жанр – повесть.

Литературное направление – реалистическая военная проза.

Смысл названия.

Смысл названия становится понятен читателям после прочтения последних страниц повести. Васков произносит слова «А зори здесь тихие», вспоминая ужасы войны, какие страшные события происходили в этих местах. Картины мира и войны противопоставляются, подчёркивается важность сохранения мира, этой тишины, которая установилась на земле. Жизнь продолжается. Но новое поколение должно знать, какой ценой завоёван мир, и тоже сделать всё возможное, чтобы на земле «зори были тихими».

Основная мысль заключена в названии повести.

Природа живёт мирно, тихо, спокойно. Человек же создаёт проблемы, убивает себе подобных, приносит боль и несчастье. Природа – прекрасный учитель, словно показывающий нам, людям, как надо жить на этой земле.

Основная идея произведения – важность сохранения мира и преемственности поколений, памяти прошлого, трагические страницы которого не должны повторяться. Война не различает пола и возраста, нужно помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.

Основные проблемы произведения:

  • важность сохранения мира на земле;
  • проблема ужаса и бесчеловечности войны;
  • проблема памяти о трагических страницах истории страны;
  • проблема истоков подвига и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны;
  • проблема роли женщин на войне, их вклада в победу;

Сюжет.

Старшина Федот Васков — комендант 171-го разъезда в карельской глуши, где расположены зенитные установки. Командование посылает сюда два отделения девушек-зенитчиц.

Рита Осянина, одна из зенитчиц, во время очередного посещения деревни, где живут её сын и мать, заметила в лесу двух немецких диверсантов. Васков понимает, что они планируют пройти к железной дороге- важному стратегическому объекту.

Он с группой зенитчиц из пяти человек собирается захватить немцев.

Однако оказывается, что диверсантов не двое, а 16 человек. Васков посылает за помощью Лизу Бричкину, но та не смогла выполнить задание, утонув по неосторожности в болоте. В результате неравного столкновения с немцами девушки погибли: весёлая, смелая красавица

Женя Комелькова, интеллигентная еврейка Соня Гурвич, воспитанница детдома Галя Четвертак и серьёзная Рита Осянина. Васков сумел захватить оставшихся в живых диверсантов в плен при помощи хитрости (гранаты без запала), он вёл их к советским позициям и на пути встретил своих.

Заканчивается повесть эпилогом, в котором показано, как Васков и его приёмный сын Альберт (сын погибшей Риты Осяниной) приехали на место гибели девушек установить памятник. Их увидели молодые люди, здесь отдыхавшие. Они тоже прониклись чувством уважения к тем девушкам, не успевшим пожить на земле, отдавшим жизнь за мирное небо над головой.

Главные герои произведения:

Федот Евграфович Васков,

Маргарита Осянина.

Елизавета Бричкина.

Евгения Комелькова.

Галина Четвертак.

Софья Гурвич.

ТАБЛИЦА.

Как попали на фронт.

На фронте Рита, чтобы отомстить фашистам за смерть мужа. Она сначала была санинструктором, потом окончила зенитную школу и стала зенитчицей.

На фронт пошла, чтобы отомстить за гибель родных.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

Автор: Guru · 05.06.2018

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

История создания

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Читайте также:
В рождественскую ночь краткое содержание читать

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.
  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  1. Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
  2. Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
  3. Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
  4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
  5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

Проблемы

Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

  1. Проблема войны. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
  2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
  3. Проблема трусости. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение по литературе - план, правила

Смысл

Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

Вывод

Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

Анализ произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

Поле боя — не место для представительниц прекрасного пола. Однако в попытках защитить свою Отчизну даже женщины готовы взять в руки оружие. Борис Васильев смог передать непростую судьбу пяти зенитчиц и командира отряда в период Великой Отечественной войны в произведении «А зори здесь тихие». Анализ повести поможет изучить тему, проблематику и сущность работы автора.

  1. История создания
  2. Название, жанр и направление
  3. Тематика произведения
  4. Суть повести
  5. Главные персонажи
  6. Смысл и проблематика

История создания

Борис Васильев утверждал, что произведение основано на реальных событиях. Несколько солдат, которые несли службу на участке Кировской ж/д, сумели дать отпор немцам.

Они сражались с группой диверсантов и предотвратили подрыв железнодорожного полотна. К большому сожалению, в итоге уцелеть смог только командир отряда. Впоследствии мужчина получил орден «За боевые заслуги».

История очень заинтересовала Васильева, и он решил написать об этом. Когда писатель приступил к созданию книги, он понял, что после войны было описано множество подвигов, а подобный поступок — частный случай. Именно тогда автор принял решение изменить пол персонажей, поэтому произведение заиграло по-новому. Освещать женскую судьбу на войне решался далеко не каждый.

Название, жанр и направление

Произведение называется так, поскольку в названии отображается эффект неожиданности, обрушившийся на персонажей. Разъезд, на котором происходит действие повести, на самом деле был тихим местом. Если вдали немецко-фашистские захватчики бомбили дорогу, то «там» царило спокойствие и умиротворение. Мужчины, которые направлялись на охрану объекта, спивались от скуки: не было ни сражений, ни нацистов, все, как в тылу.

Как раз поэтому на участок отправили девушек, понимая, что он безопасный и тихий. Однако читатель понимает, что враг лишь усыплял бдительность, тщательно разрабатывая наступательный план. После трагедии, которую описал Васильев, остается лишь сетовать на неудачное оправдание этой горькой случайности.

Тишина в названии повести передает траурные эмоции — минуту молчания. Кажется, что даже природа погружается в скорбь, увидев подобное надругательство над женщинами.

Помимо этого, название произведения иллюстрирует мир, которого так добивались отчаянные девушки, отдавая собственные жизни. Они смогли достичь этой цели, однако какой ценой?! Попыткам бороться противопоставляется тишина.

Написана книга «А зори здесь тихие» в жанре повести. Произведение небольшое, прочтение происходит буквально на одном дыхании. Писатель специально убрал из будней военного времени бытовые подробности, замедляющие динамику текста. Он оставил лишь эмоционально заряженные участки, которые вызывают у читателя искреннюю реакцию.

Литературное направление — реалистическая проза о военном времени. Рассказ автора о войне основан на реальных событиях из жизни.

Тематика произведения

При написании произведения «А зори здесь тихие» автор затрагивал различные темы. Некоторые из них:

  1. Женщина на войне. В первую очередь в повести важно то, что героини находятся на линии огня. Они не отсиживаются в тылу, а наравне с мужчинами отстаивают честь родного края. Каждая девушка — отдельная личность, у всех были семьи, жизненные планы и т. д. Однако жестокая судьба отобрала все это. Главный персонаж озвучивает мысль, что военные действия не только отбирают жизни у представительниц прекрасного пола, но и губят целый народ.
  2. Смелость и мужество. Несколько героинь на фоне остальных сильно выделялись, проявляя необъяснимую отвагу. Так, Евгения Комелькова пожертвовала своей жизнью ради спасения товарищей, отвлекая врагов на себя. Девушка не боялась рисковать, ведь она всем сердцем верила в победу. Получив ранение, героиня только удивилась произошедшему.
  3. Чувство долга, невероятный героизм. Девушки, которые еще вчера были школьницами, отправились на войну. Причем делали они это не от нужды, а по собственной воле. Героини максимально выкладывались для противостояния немцам.
  4. Человеческий подвиг. Важно понимать, что никто из девушек не был профессионально подготовлен. Это обычные люди со своими характерами и судьбами. Однако война настолько сплотила персонажей, что они объединились и отправились на борьбу. Вклад каждой не был напрасным.
  5. Родина. Федот Васков чувствовал вину за случившееся с девушками. Он представлял, что их дети будут упрекать мужчин, которые не уберегли хрупких женщин. Он не верил, что Беломорканал стоил подобных жертв, ведь на его охрану и так были брошены сотни бойцов. Однако вскоре Рита пресекла подобное самобичевание, сказав, что Отечество — это не дорога, а вся Русь, требующая защиты сейчас. Так писатель представляет Отчизну.

Суть повести

Главный герой произведения — Федот Васков, старшина ж/д уезда. Там спокойно, приезжие солдаты нередко выпивают от безделья. Мужчина жалуется руководству на них, пишет рапорты, вскоре к нему отправляют девушек-зенитчиц.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Сначала Федот не понимает, как вести себя с новобранцами, но когда дошло до военных действий, все герои сплотились и стали одной командой. Однажды одна из героинь заметила немцев. Васков понял, что это диверсионная группа, планирующая тайно проникнуть через лес к стратегическим объектам.

Мужчина оперативно собрал группу из пяти человек. Они отправились по местной тропинке, чтобы опередить захватчиков. Однако позже выяснилось, что вместо двух немцев в отряде оказалось целых 16 бойцов. Федот понимает, что в одиночку им не справиться, и отправляет Лизу за подмогой. К большому сожалению, девушка не успела позвать на помощь, она утонула в болоте.

В то же время отряд отводит захватчиков все дальше. Герои изображают лесорубов, обнаруживают места отдыха фашистов. Однако силы неравны, вскоре в бою погибают другие девушки.

В итоге Федоту удается взять оставшихся немцев в плен. Через много лет герой вернулся на это место, он привез плиту на могилу. В эпилоге юноши, увидев пожилого мужчину, понимают, что и там были боевые действия.

Главные персонажи

Кроме основного действующего лица, Федота Васкова, в повести были и другие герои — отважные девушки. Характеристика каждой из них кратко:

  1. Софья Гурвич — отличница, бывшая студентка института, рядовой боец. Девушке пророчили хорошее будущее переводчика. Она выросла в еврейской семье. Героиня случайно встретила немцев, которые убили ее несколькими ударами ножа в грудь. На войне у нее далеко не все получалось, однако упорство и терпение взяли верх.
  2. Женя Комелькова — офицерская дочь. Фашисты оккупировали деревню, где проживала девушка, всю семью убивали на ее глазах. Героиня отличается храбростью, она закрыла собой сослуживцев. Немцы сначала ранили ее, а после расстреляли в упор. Именно она отвела отряд захватчиков во имя спасения остальных.
  3. Лиза Бричкина — родилась в простой семье, отличается трудолюбием. Мама героини больна, а папа трудится лесником. До войны Елизавета хотела переехать в город и поступить в техникум. Она утонула в болоте, стараясь привести подмогу команде. Девушка до последнего не понимала, что не сможет реализовать все мечты.
  4. Галя Четвертак — самый младший член команды. Девушка выросла в детдоме, на войну отправилась ради «романтики», однако вскоре поняла, что это место не для слабонервных. Федот взял ее с собой для перевоспитания, но давления Галина не выдержала. В панике она убегает от фашистов, но те убивают ее. Несмотря на трусость героини, Васков сказал группе, что она погибла в перестрелке.
  5. Маргарита Осянина — командующий отделением зенитчиц. Рассудительная девушка состояла в браке, у нее был сын. Однако супруг погиб в начале войны, и обозленная Рита отправилась на фронт. Получив смертельное ранение, героиня пускает себе пулю в висок. Перед этим она просит Федота позаботиться о мальчике.

Смысл и проблематика

Борис Васильев в своей повести охватывает характерную проблематику военной прозы: трусость и смелость, память и забытье, человечность и жесткость. Также произведение передает типичную проблему — женщина на войне.

В своем произведении писатель показал борьбу волевых и сильных русских женщин в условиях оккупации. Васильев специально повествует о жизни каждой героини, чтобы показать, с какими испытаниями они сталкиваются на линии фронта и в тылу. В таких условиях девушки мужественно принимали на себя атаку фашистов.

Каждая героиня добровольно жертвовала собой. В этом напряжении и состоит основная мысль автора. Будущие и настоящие мамы пренебрегают своим единственным долгом — заниматься воспитанием потомков для спасения мира от нацизма.

Конечно же, главная идея автора — гуманистический посыл: представительницам прекрасного пола нет места на войне. Тяжелые сапоги немецких солдат растоптали их жизни. Но если враг настиг родную землю, даже хрупкая женщина может одержать победу в неравном бою.

Разумеется, каждый читатель сам делает выводы о произведении с точки зрения нравственности. Однако те, кто внимательно читал повесть, согласны, что она рассказывает о необходимости сохранения памяти. Человек должен помнить о немыслимых жертвах предков во имя мирного неба. Они отправлялись в бой для истребления не только немцев, но и идеи нацизма.

Анализ повести Васильева А зори здесь тихие

Повесть Бориса Львовича описывает очень грустные события, которые пропитаны героизмом русских женщин, воевавших наравне с мужчинами. Произведение было опубликовано в 1969 году. По данной работе уже не первый раз снимаются фильмы, эта история по сей день многие сердца оставляет неравнодушными.

Эта повесть была написана по вдохновению. Автора задела за живое история, когда солдаты огромной ценой смогли отстоять вверенный им пункт. Это была часть железной дороги, которая располагалась в Кирове. Диверсия немцев была предотвращена. То, что описывается в повести произошло на самом деле, только вместо парней у автора фигурируют девушки. Это было очень неожиданно. Отвага и героизм молодых парней уже никого не удивляли в отличие от героизма девушек.

Название произведения подобрано не случайным образом. Оно кажется очень простым, но несет в себе очень глубокий смысл. Звезды названы зорями, здесь идет отсылка к народному творчеству. Тихие зори означают мирное небо над головой, то есть полная противоположность войне. Главные герои страдают, бьются и погибают именно за это. За мир на родной земле.

Повесть рассказывает нам о пятерых девушках, которые героически сражаются за родную землю. Они были командованием сержанта Васкова. Имели важнейшее задание, которое было благополучно выполнено. Это произведение подтверждает тот факт, что и женщины способны противостоять беспощадной машине войны.

Суть повести заключается в том, чтобы читатель смог познать насколько большая цена была уплачена за его свободу и мирное небо. Молодые люди положили свои жизни, чтобы другие имели свободу. Героини сами еще не знают, что такое жизнь. Для них все только начиналось, но несмотря на их доли выпали очень тяжелые испытания. Девушкам в юные годы пришлось принимать очень сложные решения.

Женские образы позволяют понять всю жестокость войны, ее страшный посыл. Примечательный момент, когда сержант размышляет о девушке-зентчитце, которая погибла. Ведь Соня могла бы еще родить много детей, а они в свою очередь внуков и так далее. Однако, теперь перерезана эта нить. Каждого человека можно сравнить с маленькой нитью, которая является частью огромной пряжи всего человечества. Во время войны многие нити беспощадно резались, причем навсегда. Столько поколений было стерто с лица земли. Война не только разрушает отдельно взятую судьбу, но обрывает существование родов.

2 вариант

История написания

1969 год. В популярном на то время журнале «Юность» появляется новое произведение Бориса Васильева, которое вскоре станет очень популярным.

Автор вначале думал рассказать о реальном событии военных лет, в котором семеро бойцов не дают фашистам захватить участок железной дороги и подорвать его. Они все, кроме командира погибают. Но, приступив к написанию повести, Васильев задумался над тем, что таких подвигов на войне было много, и много уже описано в литературе. А вот о подвигах женщин, сражавшихся с немцами наравне с мужчинами, мало кто знал. И он решает описать этот подвиг. 5 женщин с их разными судьбами и характерами стают главными героями. В 1972 году по мотивам повести вышел фильм «А зори здесь тихие»

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Жанром произведения Васильев избрал повесть, в которой он, сам прошедший войну, по-особому правдиво воссоздал те страшные годы, и читатели были убеждены в том, что эти девчонки существовали и в самом деле.

Подвиг женщин, их самопожертвование во имя победы, а еще – война женскими глазами и есть основной тематикой произведения.

Сюжет и герои произведения

Интересна и композиция. Повествование идет от лица сержанта, именно его глазами мы видим происходящие события. Лирические отступления, воспоминания из прошлого, еще более сильно в эмоциональном плане подчеркивают всю трагедию войны.

Герои повести – совсем еще молоденькие девчонки-зенитчицы, которые попадают под командование старшины Васкова. Они еще не совсем понимают, что такое война, но готовы дать отпор врагу и их первый бой станет для них последним.

Старшине Васкову направляют в подчинение 5 девушек, еще вчерашних выпускниц. Имея непростой характер, он все-таки относится к ним по-отечески и находит взаимопонимание. Храбрый и смелый, Васков, оставшись после боя один, очень переживает смерть девчонок. Он усыновляет сына Риты, как и обещал ей.

Рита Осянина потеряла мужа на второй день войны. У нее есть сын, но ненависть к врагу зовет ее на фронт, где она была сначала санитаркой, затем оканчивает зенитную школу.

Женю Комелькову, дочь офицера, также встретило горе. Она была свидетелем расстрела своей семьи, а ее укрыла соседка и также имеет ненависть к врагу. На вид очень красивая девятнадцатилетняя, рыжеволосая с зелеными глазами озорная девушка. Но смерть она встречает мужественно, защищая других.

Очень тихой и застенчивой была Лиза Бричкина, которая любила природу. Так же тихо она и утонула в болоте, отправившись за подкреплением.

Соня Гурвич – городская девчонка, которая не успела окончить университет. Она старательна и исполнительна, погибает из-за того, что не могла поступить иначе.

Самой молоденькой была детдомовка Галя Четвертак, которая от войны ожидала романтики, а оказавшись на ней, испугалась и в панике погибла.

Главная мысль

Молоденькие девушки, которым бы жить, рожать детей и быть счастливыми, в минуту ненастья добровольно встают на защиту страны, исполнив свой долг перед Родиной. Они отдали свои жизни за независимость страны. Это и есть главной мыслью повествования автора.

Анализ 3

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…», которое принесло автору известность и достойно считается одним из лучших его творений. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

По словам самого автора, в основу сюжета легло событие, что действительно произошло. Семь солдат, которые проходили службу на какой-то территории Кировской железной дороги, одержали победу над группой немецко-фашистских захватчиков. В сражении с представителями диверсионной группы они сумели остановить взрыв на своей территории. Но им пришлось пожертвовать своей собственной жизнью, поэтому никто не выжил, кроме командира. Он был в дальнейшем награжден медалью. Васильев увидел в этой истории нечто интересное, потому решил написать про это повесть. Но потом он подумал, что такого рода идей много заложено в книгах и решил чуток изменить своих героев – место парней заняли девушки. Это понравилось читателю, так как в то время участь женщины на войне была мало освещена.

В названии произведении заложен маневр неожиданность, с которым вынуждены были столкнуться героини. Место, где проходили действия, на самом деле было тихим. Вдали находилась кировская дорога, которая бомбилась, то на этом хуторе все было спокойно. Мужики, что были сюда направлены для охраны, спивались от безделья. Потому отправить сюда девушек – было выгодным решением. Но коварный враг уже в то время готовил наступательную операцию. Спокойствие в названии символизирует траур. Даже природа сочувствует судьбам погибающих людей.

Жанр произведения – это повесть. Не объемная и читается быстро. К направлению реалистической военной прозы произведение относится из-за реальных действий, использованных для фабулы.

В повести подняты такие важные темы, как героизм, положение женского пола на войне, чувство долга незначительного человека, смелость, любовь к Отчизне.

Проблема войны, трусости и памяти также являются необходимыми составляющими произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Васильева А зори здесь тихие

Популярные сегодня темы

Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.

Произведения Михаила Лермонтова отличаются психологизмом и философской направленностью. Это относится и к романтической поэме «Мцыри». В данном произведении писатель дает своим читателям возможность

Одно слово жизнь и уже много мыслей, ведь у каждого свое понимание. Если человек будет жить печалью, он пропустит все прелести жизни. Я не так и много знаю о жизни, но знаю, что каждый из нас должен ценить ее

Произведение « После бала » написанное Алексеем Николаевичем Толстым описывает жизненную ситуацию того времени.

Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный

Анализ «А зори здесь тихие» Васильев

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 994.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 994.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие…” будет полезен учащимся 8 классов при подготовке к урокам литературы. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о женщине на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, кадровый военный, прошедший всю войну – Борис Львович Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Родительская любовь" примеры рассуждений о проявлении материнской и отцовской заботы, аргументы из литературы

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге семи нестроевых солдат на узловой станции в Кировской области в 1942 году. Они ценой своей жизни остановили неприятеля. Но автор понял, что в этом сюжете нет ничего нового.

И он решил, что в подчинении у старшины будут девушки-зенитчицы, а не мужчины, ведь женщинам на войне приходилось сложнее. В 60-ые годы тема “женщина и война” была новой в нашей литературе. Повествование заиграло другими красками. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Секрет прост: сам автор прошёл войну, и свои впечатления перенёс в художественный мир. В какой-то момент писатель обнаружил, что он видит войну совершенно не так, как её описывают другие художники слова, и понял, что обязан поделиться своим особым видением военной жизни. Именно поэтому критика встретила повесть положительно, правдоподобие образов и событий завораживает. Васильева назвали “певцом чрезвычайного века”, что очень точно отражает особенности его творчества.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

Тема новая для военной прозы: драматизм и трагизм положения женщины, ставшей солдатом на войне. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина Васков с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжает на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести, звучит как мысль о том, что жизнь продолжается. Спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.

Основная мысль, заложенная в названии повести: в природе всё тихо и мирно, но за это спокойствие отдали свои жизни совсем молодые люди, девушки, жизнь которых только начиналась.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “солдаты” были более опытны и подготовлены. Но война не ждёт готовности, смерть на войне не всегда подвиг, иногда случайность, которая произошла по глупости или неопытности. В этой правде – секрет успеха произведения и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. Повесть как бы говорит будущим поколениям: война – это страшно, она не различает пола и возраста, и мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие…».

Произведение написано в популярном жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто, пройдя фронтовые дороги младшим офицером, стал писателем, освещая события, пережитые в годы Великой Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее оттого, что рядом со смертью соседствуют атрибуты мирной жизни женщины – забота о чистоте, о внешности, желание нравиться, мечты о любви. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Анализ повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» — основная мысль, тема и жанр произведения

История создания

Понятно, что женщинам не место в боевых сражениях. Но в годы Второй мировой войны им пришлось защищать свою страну наравне с мужчинами. «А зори здесь тихие» — рассказ о пяти смелых девушках-зенитчицах и их командире. Этот маленький отряд смог ценой жизни остановить сильного и коварного врага.

В основу сюжета автор заложил реально произошедшие события 1942 года на одной небольшой заставе. Семеро солдат проходили службу на участке Кировского железного полотна. Однажды туда проникла немецкая диверсионная группа, намеревавшаяся взорвать дорогу. Небольшой отряд во главе со своим командиром смог предотвратить подрыв участка. В живых остался только командир группы. Он был награждён медалью «За боевые заслуги».

Эта история заинтересовала писателя, и он изложил её на бумаге. Когда Васильев начал писать произведение, то понял, что подобных подвигов во время войны было много. Ему нужно было показать частный случай. Тогда Васильев решился на то, чтобы в отряде были не мужчины, а девушки. Это наполнило повесть новыми красками. Ещё никто из писателей не освещал женскую долю на войне.

Год написания книги — 1969. Это дата, когда вышла её публикация в журнале «Юность». Повесть сразу прославила Бориса Васильева, ведь образы зенитчиц получились у него очень правдоподобными. В этом нет ничего странного: автору самому пришлось пройти все тяготы войны. В 1941 году он отправился добровольцем на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. Во время боёв его контузило, затем Борис Львович стал заниматься литературой. Критика оценила его прозу положительно. Писатель был назван «певцом чрезвычайного века».

Смысл

Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Эраст - злодей или коварный соблазнитель" 🖋️ рассуждение

Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

Секрет названия

Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея. Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.

На таких тихих участках мужчинам делать было нечего, поэтому туда направляли девушек. На первый взгляд место казалось безопасным, но неподалёку находился крупный железнодорожный узел. Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда. Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы. Не зря в его начале автор использует союз «а». Он показывает, какой ценой была достигнута тишина.

Вывод

Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанровое своеобразие

Жанр «А зори здесь тихие» — повесть. Это небольшое по объёму произведение, читающееся на одном дыхании. Писатель отбросил все бытовые подробности, взял только эмоциональные эпизоды. У читателей они вызывают неподдельную реакцию. Если учеников интересует, какое направление книги, то это реалистическая военная проза. Автор пишет о войне, опираясь на реальный жизненный случай. Произведение получилось трагичным и лиричным одновременно.

Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом. Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Васков сумел обезоружить оставшихся немцев и взял их в плен. Вскоре пришла подмога. Через много лет Васков установил на могиле девушек мраморную плиту. Он приезжает туда вместе с сыном погибшей Риты Осяниной, которого воспитывал. Такова аннотация книги.

Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:

  1. Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
  2. Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить. Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок. В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
  3. Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
  4. Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
  5. Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
  6. Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.
  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
Читайте также:
Господа Головлевы - краткое содержание романа, история создания

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.

Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.

Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

  • разрушительность и ужас войны;
  • память о погибших;
  • трусость.
  1. Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
  2. Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
  3. Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
  4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
  5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

Идея произведения

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику. Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы. Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества. По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.

Юные, любящие, нежные героини разительно контрастировали с нечеловеческим лицом войны. Образы девушек с их мечтами и воспоминаниями получились у писателя очень светлыми. Они погибли, но даже после смерти утверждают жизнь и милосердие.

Проблемы

Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

  1. Проблема войны. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
  2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
  3. Проблема трусости. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.
Читайте также:
Остров погибших кораблей краткое содержание читать онлайн

Материалы для работы над повестью Б.Васильева “А зори здесь тихие”
статья по литературе (10 класс) по теме

Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала – обзорный.

Скачать:

Вложение Размер
o_povesti_b._vasileva.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем , но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее , противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак – слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание , надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др . Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи : «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

– Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

– Не хотелось, товарищ старшина…

– Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или – Федей, как маманя звала.

– Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю . Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав , что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись : диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: