Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени – значение

«Фаталист» Лермонтова: была не была!

Реалистическая повесть «Фаталист», смысл которой важен как в идейном, художественном плане, так и в философском, завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой в этой главе предстает перед читателями в новом свете – в роли рассказчика. В новеллах «Максим Максимыч» и «Бэла» читатели наблюдают за героем со стороны, его характер раскрывается во взаимодействии с другими персонажами, в главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» автор знакомит читателей с миром эмоций и мыслей Печорина, что помогает понять неоднозначный характер героя. В повести «Фаталист» смысл заключается не только в обнажении характера Печорина, но и в размышлением над философскими вопросами предопределения, рока, жизни и смерти.

Краткое содержание

В главе «Фаталист» поднимается тема фатума. Печорин стал свидетелем разговора офицеров о предопределении. Замкнутый и азартный поручик Вулич предлагает проверить, предопределена ли участь человека. Печорин шутя объявляет опасное пари. Вулич с азартом и смелостью соглашается. Он верит: если ему суждено умереть – смерть найдет его.

Предопределение

Проницательный Печорин замечает на лице поручика отпечаток смерти. Вулич берет оружие и спускает курок – офицеры замирают, пистолет дает осечку. Думая, что ружье не заряжено, все выдыхают. Затем Вулич стреляет в сторону, и пуля проходит через фуражку на стене. Пистолет заряжен, смерть обошла Вулича стороной – предопределение ли это? После этого рассказчик размышляет о прошлом, о жизненных целях, о разочаровании в окружающем его мире. События этого вечера произвели на него неизгладимое впечатление, и также казались ему по необъяснимым причинам странными.

Фатум

С утра главный герой узнает, что Вулич убит пьяным казаком. Последние произнесенная Вуличем фраза: «Он прав!» относились к Печорину, который увидел на лице поручика печать близкой смерти. Казак спрятался в пустой хате, кто-то должен поймать его – на это решился Печорин, но не из жажды справедливости. Герой хотел, как и Вулич, испытать судьбу, поэтому решил взять казака живым.

Печорин остался жив, он испытал судьбу – как после этого не стать фаталистом? Печорин – человек, во всем сомневающийся. Он считает, что нет ничего хуже смерти, а ее не избежать. Позже главный герой рассказывает об этих событиях Максиму Максимычу, но тот далек от философских рассуждений о фатуме.

Объяснение сюжета повести «Фаталист»

Основная тема повести «Фаталист» – предопределение. Раскрывая смысл главы «Фаталист», автор использует типичные для психологических романов литературные приемы:

  • Внутренний монолог
  • Ирония
  • Афоризмы
  • Аллюзии

Посредством внутренних монологов главного героя Григория Печорина, М. Ю. Лермонтов призывает читателей к размышлениям о роке и о власти человека над жизнью.

На заметку! Смысл названия повести «Фаталист» отсылает читателей к сюжетной линии Вулича, который с азартом отважился поиграть с судьбой, соглашаясь на пари с Печориным. Фаталист – тот, кто верит в предопределение. В повести фаталист – поручик Вулич, ведь он верил в силу рока.

Глава названа так не только в виду образа Вулича. Автор проецирует смысл главы «Фаталист» и на самого рассказчика. В этой главе автор иронизирует над Печориным. Главный герой, бывший романтик-мечтатель, разочаровался в жизни, в обществе и в себе, он играет с людьми, их чувствами. Печорин ничего не воспринимает всерьез, он хочет играть со смертью, хотя верит, что от последней не уйти. Эта глава еще раз доказывает, насколько Печорин негармоничная, полная противоречий натура. Благодаря распространенным и детализированным внутренним главного героя читатели осознают противоречивость фигуры Печорина. В этом заключается художественный смысл главы «Фаталист».

Суть концовки

Философский смысл главы «Фаталист» романа «Герой нашего времени» заключается в том, что Печорин – мнительная натура, человек, привыкший «играть» с судьбой, на миг все же верит в фатум, верит, что человек не властен над судьбой – все уже решено за него. В итоге автор подводит читателей к мысли, что каждый решает для себя сам – верить в рок и покориться ему или смело встать у жизненного руля и управлять происходящим. Печорин признается, что едва не стал фаталистом, но все же сомневается, ищет ответы на вопросы.

Интересно! Повесть не случайно замыкает композицию «Героя нашего времени». Раскрывая в главе «Фаталист» смысл заглавия романа, автор рассуждает над вопросами фатума, жизни и смерти, поиска цели.

Главный герой понимает, что потратил «силы необъятные» впустую. Он увлекся наслаждениями и утратил смысл жизни и чистые стремления. Печорин – отражение эпохи. Герой располагал силами исполнить истинное предназначение, но растратил себя, и поэтому живет бесцельно, никак не находит себе места в этом мире.

Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)

В данной главе автор рассматривает философский вопрос о предопределении и свободной воле. Однако для Лермонтова был более важна тема взаимоотношения человека и общества, насколько сильно влияние среды. В главе «Фаталист» он дает ответ на этот вопрос.

Читайте также:
Образ Пугачева в повести "Капитанская дочка", описание внешности

Действия персонажей порождены прежде всего скукой. Именно бесцельность существования, порождающая ее, и является главной темой «Героя нашего времени». Один из офицеров – Вулич, во время спора о мусульманских верованиях, решает проверить существует ли судьба, от которой человеку никак не уйти. Со свойственной боевым офицерам удалью (дело происходит на Кавказе, в ходе многолетней и вялотекущей войны с горцами), он предлагает рискнуть жизнью для того, чтобы проверить, насколько человек свободен и может сам влиять на течение своей жизни.

Смертельно опасный эксперимент заканчивается невероятным происшествием. При выстреле в голову происходит осечка, тогда как следующий, произведенный в сторону, поразил цель. Это должно было убедить всех, что Вуличу предназначено жить дальше, что предопределение существует.

Однако автор усиливает впечатление. Печорину кажется, что Вулич должен был в тот день умереть. Главный герой видел это в мелких и до конца необъяснимых деталях. Через несколько часов офицера, рисковавшего жизнью для разрешения сугубо теоретического спора, убивает пьяный казак. Происшествие это довольно необычно, что усиливается случаем с осечкой, произошедшим прямо перед этим. Получалось, что человек не может сам выбирать не только время своей смерти, но даже и способ.

Когда Печорин беседовал об этом с Максимом Максимовичем, то последний не пожелал вдаваться в этот вопрос, от которого явно веяло страхом и необходимостью многое переосмыслить в своей жизни. Простоватый офицер предпочел списать произошедшее в тот день на цепь случайностей. Печорин также не был склонен сразу автоматически принять мировоззрение, основанное на всевластии судьбы. Однако он явно чувствовал, что этот случай может многое объяснить в жизни.

Завершив произведение, посвященное влиянию обстоятельств на неординарного человека, которому нет место при существующем порядке вещей, этим эпизодом, автор соотношению поступков, продиктованных личным выборов и социальной средой. Общество оказывается сильнее отдельного человека, навязываемые им нормы и правила поведения в ряде случаев определяют жизнь не хуже предписанной свыше таинственной судьбы. Человек лишен свободы именно в этом смысле. Большую часть времени герой произведения исполняет свои обязанности по службе и вынужден подчиняться этикету, принятому в дворянском обществе. В предыдущих главах Печорин побеждал противников и добивался своего, но был бессилен против общего течения жизни. Однако и такой неординарный человек, как Печорин не мог проявить свои таланты и способности, вследствие чего им постоянно владела скука, толкавшая на экстравагантные поступки.

Вариант 2

Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.

Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.

В этой главе столкнулись два убеждения, причем мало отличающиеся друг от друга. Один офицер хотел доказать что всем правил господин «Случай», а другой убедиться в этом. Окружающие их люди не очень то и были против их спора. Зато после того как пистолет Вулича дал осечку многие расходясь недоумевали, почему это произошло, но вздохнули с облегчением, не надо объяснятся перед начальством.

Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.

Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.

Лермонтов – Фаталист. Анализ главы

Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих, помогая найти ответы на возникающие у читателя вопросы, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Следовательно, допустимо предполагать, что ответы на вопросы оставшиеся у читателя после повести “Княжна Мери”, необходимо искать – в “Фаталисте”.

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

В повести “Фаталист” открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.

Основой главы “Фаталист” становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем “трагически случайная” гибель Вулича, отважный поступок Печорина. Всё это способно притягивает внимание читателя.

Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.

Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?

Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.

Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.

Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.

Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.

После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)

Популярные сегодня темы

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

При доскональном анализе комедии «Ревизор», как оказалось, она является новаторским произведением Николая Васильевича Гоголя. Присутствующей необыкновенной работой

Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты

Эта сказка о борьбе итальянского народа за справедливость. В завуалированной форме, где люди фрукты-овощи происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит. Да говорится «из грязи да в князи».

Анализ «Фаталист» Лермонтова

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 270.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 270.

«Фаталист» – последняя глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателя к размышлениям о человеческой судьбе. В этой части произведения Печорин думает о себе и своих поступках, целях и итогах жизни, понимает, что он стал лишним в современном ему обществе. В школе с этим романом знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно, воспользовавшись анализом произведения, данным в публикации.

Краткий анализ

Год написания – 1838.

История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.

Тема – В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая – жизнь и смерть, узкая – роль предопределения в жизни человека.

Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.

Жанр – Новелла.

Направление – Реализм.

История создания

Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова была написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространённая версия следующая: М.Ю. Лермонтов вместе с его приятелем А.А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя.

Некоторые учёные считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

Анализ главы «Фаталист» стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.

Истоки раздумий человека о предопределённости судьбы (рока) находим ещё в античной литературе. Позже эту тему развивали многие писатели, интерпретируя согласно духу своей эпохи. В новелле Лермонтова тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эту проблему можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней она стала главной.

Читайте также:
Материнская любовь определение и аргументы, рассуждение о родительской любви

Система образов новеллы «Фаталист» неразветвлённая: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трёх офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета – пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казачьей станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.

Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный человек – именно таким его считали окружающие – захотел проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что человек сам управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Его товарищи замерли и с облегчением вздохнули, только когда случилась осечка. Вулич считал, что смерть человека предопределена.

Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала ещё одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.

Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с показанными в ней событиями. Фаталистом является не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.

Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но всё же с судьбой лучше не играть.

Композиция

Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в нём не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Главу «Фаталист» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод захвата казака.

Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объём, два главных героя, необычное событие, на котором сконцентрировано внимание, трагический финал, сюжет всё время держит читателя в напряжении. Произведение М.Ю. Лермонтова «Фаталист», как и весь роман “Герой нашего времени”, следует отнести к реалистическому направлению, так как повествование основано на реальных событиях и дано правдивое изображение действительности.

Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Финальная глава «Героя нашего времени» под символичным названием «Фаталист» была опубликована в 1839 году в литературном журнале «Отечественные записки». Исследователи считают, что сюжет был взят писателем из реальной жизни, но неизвестно, подсказал ли его кто-то из друзей, или Лермонтов был непосредственным очевидцем похожих событий.

О чем эпизод?

Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.

«Все это вздор! — сказал кто-то, — где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»

Вдруг один из офицеров — поручик Вулич, известный своей азартностью — предложил каким-либо образом проверить, существует ли предопределение? Печорин, настроенный крайне скептически, предложил пари. Вулич его принял, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие дало осечку. Вторым выстрелом офицер сбил фуражку над окном.

Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно, если читателю это нужно. Многомудрый Литрекон с радостью дополнит разбор главы «Фаталист», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

  1. Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования рока, избежать которого не способен никто. Над этими вопросами люди задумывались и раньше, считая, что боги заранее прописывают для каждого его жизненный путь. И угадать, когда должно было случиться то или иное знаковое событие, невозможно.
  2. Также поднимается проблема столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все произошло именно так, оттого и говорит себе: «…после всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?». Тем не менее, он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».
Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Образы главных героев

Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробная характеристика), ироничного и скучающего молодого человека, чьи взгляды подвергаются внезапному испытанию — в главе присутствуют два других, не менее ярких образа.

  1. Поручик Вулич, чью национальность автор определяет как сербскую, отмечая характерные черты в портрете, был человеком довольно закрытым в плане общения. Никому не доверял своих чувств и тайн, зато отличался храбростью и страстью к азартным играм. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а только затем непосредственно воевать.
  2. Казак Ефимыч — убийца Вулича, до конца не признававший свою вину и не желавший нести наказание за преступление. Здесь он выступает в роли некой «руки судьбы», являясь причиной происшествия.

Смысл

Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».

Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.

Значение фрагмента в романе

Анализ главы «Фаталист» не может раскрыть всю суть романа, поэтому для полного ознакомления с произведением лучше прочитать анализ «Героя нашего времени». Автор вынуждает своего героя и читателей подумать о силе влияния человека на собственную жизнь.

Несмотря на то, что ответа на вопрос: «А существует ли предопределение?» не дается, писатель считает, что каждый должен действовать самостоятельно, независимо от верований и убеждений, а не полагаться на сверхъестественные силы. Поэтому и вкладывает в голову Печорина мысль о том, что современные люди из-за страха смерти, которая может настигнуть где и когда угодно, не способны на поступки ни для общечеловеческого блага, ни даже для самих себя.

Анализ главы «Фаталист» из «Героя нашего времени»

Замысел произведения, состоящего из самостоятельных повестей, всегда скрывается в совокупности выведенных идей. Анализу главы «Фаталист» из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова предшествует изучение романа в хронологической и композиционной последовательности, разбор мотивов героев, их внутренних конфликтов. Однако именно подробный разбор финальной повести позволяет поставить точку в определении идейно-тематического содержания романа.

  1. Место главы в романе
  2. Основной конфликт
  3. Ключ к пониманию героя
  4. Подготовка к сочинению

Место главы в романе

Принцип расположения частей в итоговой версии пятиглавого романа совпадает с фабулой произведения, при этом вступает в противоречие с сюжетными коллизиями. С точки зрения хронологии действие романа должно было закончиться упоминанием о смерти Печорина, однако повествование обрывается страницами дневника Печорина, относящимися к далёкому прошлому: ещё не была похищена и погублена Бэла, ещё радуется Печорину старый друг Максим Максимыч. Тем не менее именно эта повесть вносит финальный штрих в портрет героя времени.

Для того чтобы последовательно раскрывать перед читателем своего героя, Лермонтов использовал систему рассказчиков, каждый из которых способен глубже, чем предыдущий, проникнуть в душу главного героя и острее понять его.

  • Глава «Бэла» повествует о герое глазами Максима Максимыча, доброго штабс-капитана, добропорядочного, но ограниченного во взглядах сослуживца Печорина. Героя он пытается измерить в собственной системе координат, многие его суждения наивны и поверхностны.
  • В главе «Максим Максимыч» перед читателем возникает образ повествователя: это альтер эго автора, который уже гораздо глубже способен заглянуть во внутренний мир Печорина, сформировать его психологический портрет и даже отчасти понять мотивы поступков.
  • Оставшиеся главы образуют собой «Журнал Печорина», где рассказчиком выступает сам главный герой. Он непрерывно описывает и судит собственные поступки, поведение и состояние души. Наиболее полная картина его внутреннего мира открывается читателям в последней повести «Фаталист».

При завершающей позиции «Фаталиста» композиция романа также обретает кольцевой характер: действие заканчивается в той же крепости, где начиналась повесть «Бэла», но несколько раньше.

Основной конфликт

Содержание повести составляет спор между поручиком Вуличем и Печориным, а также последующие события. Собравшись за карточной игрой, офицеры и казаки рассуждали о жизненном пути и существовании предопределения.

Ярым сторонником позиции фатализма выступал казак Вулич, считавший, будто каждому отведена роковая минута, а потому жизнь человека не принадлежит ему самому.

Неожиданно он предложил проверить теорию, заключив денежное пари. Печорин из любопытства и скуки поддержал его. В конце концов, если человек решил застрелиться, он может сделать это и без всякого пари. К удивлению присутствующих людей, заряженный и приставленный к голове Вулича пистолет дал осечку. Все были поражены. Некоторые считали, что дело в ловком мошенничестве казака, кто-то обвинял отсыревший порох, другие офицеры твёрдо уверились в существовании рока и правоте казака.

Читайте также:
Алька краткое содержание рассказа Ф. Абрамова - читать онлайн

После убийства Вулича теперь уже сам Печорин решает «испытать судьбу». Он помогает захватить запершегося в хате убийцу, избежав смерти. Казалось бы, уж это должно оставить след в душе Печорина и изменить его жизненную позицию.

Таким образом, представленные события составляют собой непрерывную цепь судьбоносных, будоражащих сознание читателя событий, внешне представляя повесть «Фаталист» как авантюрно-приключенческий сюжет:

  • карточная игра (в русской культуре всегда символ игры с судьбой);
  • спор о предопределении;
  • пари и выстрел;
  • «предначертанная» Печориным смерть Вулича;
  • героический поступок Печорина.

Но под маской остросюжетности скрывается глубокий философский подтекст.

Ключ к пониманию героя

В романе перед нами разворачивается не эволюция героя, обладающего сильной волей и твёрдым характером, а лишь последовательное «высвечивание» тех или иных его черт. Другими словами, сам Печорин, оказываясь в критических ситуациях, продолжает сохранять холодный рассудок, его мироощущение не изменяется, а лишь приоткрывается теперь и для читателя.

Окончательно завеса, скрывающая истинное лицо Григория Александровича Печорина, падает в концовке главы фаталист, где сам герой рассказывает о своём отношении к миру.

Перед читателем, безусловно, персонаж, заслуживающий того, чтобы называться циником и скептиком, разочарованный не только в обществе или службе, а лишённый какой-нибудь веры вообще. Для него не существует высших сил и предназначения, обманчива не только любовь, но и смерть. По мнению героя, всё это лишь иллюзии, создаваемые в момент «промаха рассудка» или «обмана чувств».

Поступок Печорина принёс пользу людям. Он помог захватить преступника и, возможно, спас другим людям жизнь. Однако совершено это было не из желания помочь. Печорин стремится доказать самому себе (точнее, проверить), что способен на подобное. Он испытывает не судьбу, а силу своего духа. И не судьба позволила ему остаться в живых, а тщательный просчёт всех своих действий, осторожность и проявленная смелость.

Печорин сам признаётся, что когда-то был мечтателем, ему свойственна была чувствительность и романтизированное сознание, «жадное воображение» рисовало ему блестящие перспективы будущего. Но повзрослев и увидев жизнь такой, какова она есть, Печорин потерял к ней всякий вкус, зачерствел, стал мрачным и хладнокровным.

Это не значит, что для него больше не существует моментов узнавания, воодушевления или возможностей для совершения настоящих поступков.

«Я смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает», — эта фраза, брошенная им в финале повести не даёт ответа на вопрос о наличии или отсутствия предназначения, но точно отвечает, какой герой представлен перед глазами читателя.

Подготовка к сочинению

Чтобы ответить на вопрос, является ли Печорин фаталистом, необходимо вспомнить все те вопросы, которые задавал герой на протяжении произведения. В каждой повести он ставил перед собой частный вопрос, который в то же время связывал отдельные черты его личности воедино.

  • В «Тамани»: почему судьба забросила Печорина в круг «честных контрабандистов», заставив разрушить их жизнь?
  • В «Княжне Мери»: почему герой сеет зло везде, где появляется, для какой цели он родился на свет?
  • В «Фаталисте»: существует ли свободная воля или все поступки предначертаны заранее?

Другими словами, основная проблема, которая постоянно занимает собой сознание Печорина: обстоятельства ли гонят его и делают тем, кто он есть, либо сам герой способен возвыситься над обстоятельствами и лишь характер — причина всех его бед и несчастий?

Окончательного ответа на этот вопрос М. Ю. Лермонтов не даёт. Однако сам Печорин убеждается всё больше: в превратностях судьбы, одиночестве и оторванности от людей виноват только он сам. Жизненные трудности не способны сломить его, заставив положиться на роль судьбы, вера в собственные силы и твёрдость характера помогает ему справляться со всем, что выпадает на его долю.

Таким образом, повесть «Фаталист» ставит метафизическую точку в духовных исканиях персонажа: он всё ещё не знает, для чего живёт на свете, но знает, что сам управляет своими поступками и решениями.

Урок литературы на тему «Обучение анализу эпизода (по роману»Герой нашего времени», глава «Фаталист») (

«Фаталист» – последняя глава «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая, однако, воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет не только поражает необычными событиями, но подталкивает читателя к выводам о человеческой судьбе. В школе с этой главой романа знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно воспользовавшись анализом произведения, поданным в публикации.

Краткий анализ

Год написания – 1838.
История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.

Тема – В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая – жизнь и смерть, узкая – фатум в жизни человека.

Читайте также:
Загадки про птиц - для детей с ответами, интересные ребусы

Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.

Жанр – Новелла.

Направление – Реализм.

Краткое содержание главы

Этой главой М.Ю. Лермонтов завершает описание истории героя нашего времени. После дуэли в Кисловодске Григория Печорина ссылают на Северный Кавказ, в станицу Терских казаков. Как утверждают исследователи творчества Лермонтова, писатель услышал эту правдивую историю из уст своих сослуживцев. По вечерам офицеры коротали время за вином и игрой в карты. Действие разворачивается в ночь, когда Печорин уже пребывал в станице две недели.

«Фаталист» можно разбить на три отдельных отрывка:

  1. Спор о неотвратимости судьбы,
  2. Сообщение о гибели Вулича и взятие в плен его убийцы,
  3. Разговор о произошедшем Печорина и Максима Максимыча.

Отрывок 1. Вечер в компании офицеров. Печорин не верит в фатум

Уже в начале главы автор рисует тревожную атмосферу, которая создается вокруг играющих в карты офицеров. Ни к чему не обязывающий спор вдруг перерастает в угрозу смерти одного из дискутирующих. Наступает гнетущее молчание, а потом крики протеста, как только Вулич сказал:

«К чему вести пустые споры? Я предлагаю каждому испробовать на себе, назначена ли нам заранее роковая минута, или мы можем вольно распоряжаться нашей жизнью».

И только Печорин решил стать оппонентом серба. Тот снял один из висящих на стене пистолетов и зарядил его. «Остановитесь! Что вы собираетесь делать?» — закричали собравшиеся. Печорин сказал, что Вуличу сегодня суждено умереть. Тот хладнокровно нажал на курок, но выстрела не последовало. Начались споры о том, а был ли заряжен пистолет. Тогда Вулич сделал второй выстрел – в висящую у окна фуражку. Пуля пробила ее насквозь.


Вулич стреляет себе в висок

Отрывок 2. Гибель Вулича. Печорин становится фаталистом

Все разошлись. Идя домой, Печорин размышлял о случившемся, как тут наткнулся на труп зарубленной свиньи. Подошли два казака, сказавшие, что ищут своего пьяного товарища, который и порешил бедное животное.

Выспаться Печорину не удалось. Еще до рассвета ему сообщили, что Вулича зарезал казак, слоняющийся ночью по станице. При этом свидетели сказали, что пьяный и не заметил бы серба, если б тот сам не обратился к нему с вопросом: «Ты кого-то ищешь, братец?» «Тебя!» — заорал казак и нанес ему сабельный удар.

По словам свидетелей, Вулич умер не сразу. Перед смертью он произнес:

Печорин понял, что эти слова относились к нему – ведь он разглядел маску смерти на лице оппонента в споре.

Узнав, что проспавшийся казак держит оборону в запертой избе, офицер решил и сам испытать свою судьбу. Договорившись с есаулами, чтобы те ломали двери и этим отвлекали внимание убийцы на себя, он влез через окно. Пуля просвистела у его плеча и сорвала эполет. Но Печорин не дал казаку взяться за саблю, а выломавшие дверь есаулы помогли связать убийцу.

Отрывок 3. Разговор с Максимом Максимовичем

Завершить краткое содержание «Фаталиста» можно беседой главного героя со штабс-капитаном крепости. Но настоящий разговор не задается. Печорин описывает происшедшее с философской точки зрения, задаваясь вопросом, предопределена ли наша судьба или нет. Простодушный вояка же воспринимает все как простой трагический случай. Однако он намекает, что азиатские пистолеты (а именно одним из них играл в «русскую рулетку» покойный Вулич) часто дают осечку, если ими давно не пользовались или недостаточно крепко нажимали курок.

История создания

Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.

Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Фаталист»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Фаталист»

Судьба и Григорий

Печорин не может оставить фатальный исход Вулича, он проверяет свою судьбу. Может ли он справиться с тем, кто только что зарезал офицера как свинью, оставив и животное, и человека лежать на дороге. Печорин идет в дом убийцы. Но его судьба иная. И хотя страх, который испытывали все стоявшие рядом, Печорин решился сыграть с жизнью в опасную рулетку: кто кого. Автор специально готовит к входу Григория в дом к казаку. Его пытаются успокоить есаул, майор, родная мать. Казак не хочет сдаться и твердить одно слово: «Не покорюсь!». Печорин и здесь ведет себя как проницательный психолог, рассудительный человек. Он изучает каждую деталь поведения: лежит на полу, вздрагивает, хватается за голову, пытается что-то вспомнить. Анализ поведения толкнул его на смерть или мысль, которая мелькнула в голове Печорина: «…испытать судьбу». Все проходит мгновенно: опять дым, выстрел над ухом, сорванный от пули эполет и связанный казак. Офицеры поздравляют Печорина. Смерть пролетела рядом, но решила не задевать или это ее ирония?

Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

Сам рассказчик признается, что событие могло сделать его фаталистом. Мысли летают с огромной скоростью. Сомнения вызывают другие выводы: убеждение в своей живучести – это «обман чувств или промах рассудка».

Фатальный исход судьбы всегда волновал человека. Поиски ответа интересовали и писателей. Написать сочинение «Анализ главы «Фаталист» «Герой нашего времени» можно, если взять для рассуждений предложенный материал. Информация рассматривает смысл основных событий и поведение персонажей.

В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.

Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.

Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.

Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина – именно таким его считали окружающие – решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.

Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.

Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист – не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.

Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.

Анализ 3

Место личности в обществе всегда волновали писателей и поэтов разных эпох. Множество произведений посвящено этой теме. Примеры поиска ответа на поставленный вопрос прослеживаются в творчестве М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» не исключение.

Главный герой романа Печорин ищет смысл жизни, он постоянно испытывает судьбу и никак не может определиться со своим местом в обществе. Роман состоит из пяти частей, последняя из которых Фаталист подводит итог всего повествования. Все главы романа представляют собой отдельную сюжетную линию их можно рассматривать как самостоятельные произведения. Объединяют их всех главное действующее лицо.

К завершающей части романа Лермонтов последовательно приводит читателя предыдущими главами, в которых дается возможность понять характер и нравственный образ героя. Логическим завершением повествования стало философский-нравственные рассуждения Печорина о смысле жизни и оправданием его поступков. На первый взгляд умный человек, герой полностью полагается на судьбу. Он считает, что жизненный путь человека продиктован роком и изменить его нельзя.

Глава состоит классически из экспозиции, основной части и финала. Начинается она со спора между офицерами о закономерности судеб. Условно спор ставит перед автором задачу показать предопределен ли судьбой смертный час человека, ответственен ли герой за свои безрассудные поступки, играя со смертью. Вулич пытается доказать Григорию о реальном существовании фатума, на спор он выхватывает первый попавшийся пистолет и стреляет себе в голову. Пистолет дал осечку, что , по его мнению, ясно доказывает существование рока. Печорин же в выстреле увидел приближающуюся смерть Вулича, но тот выстрелил еще раз, тем самым показав напрасные предостережения героя.

Когда же Печорин узнает о гибели офицера от руки пьяного казака, он вновь подтверждает свое убеждение о существовании знаков судьбы, независимо от поведения человека и его поступков. Отличие главного героя от погибшего друга –это не без цельная его игра со смертью.

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Основная часть главы «Фаталист» — проверка главным героем своей судьбы. Он , находясь на волоске от смерти, под прицельными выстрелами убийцы друга смог обезвредить преступника. Вот опять фортуна повернулась лицом в Григорию, который стал задумываться над тем стоит ли рисковать жизнью без причин и все ли зависит от судьбы.

Финальная часть романа- размышление героя о своей жизни, которая прошла без цели и разменивалась по пустякам. Печорин оказался лишним человеком для общества того времени , он это понимает, душа его пустота.

Интересен кольцевой прием , используемый М.Ю.Лермонтовым в идейно-сюжетной линии произведения. Роман заканчивается там же где начинался в крепости. Автор словно подчеркивает возможность повторного развития события.

Глава «Фаталист»- посвящение новому поколению. В ней Лермонтов показывает свое отношение к герою, мастерски выстраивая сюжет и поводя его к философской теории Печорина. Возможно неоднозначное отношение читателя к главному герою, но ясно одно Лермонтов — психолог души человеческой.

Другие сочинения: ← Анализ повести Максим Максимыч↑ ЛермонтовАнализ главы Тамань →

Анализ главы «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Определение слова

Фаталист — это человек, который верит в заранее предопределенный путь, в неизбежность событий, в злой и добрый рок. Такие люди отрицают свободу выбора. Fatum — латинское слово, переводящееся как «судьба», считается антонимом волюнтаризма — веры в то, что человек сам определяет свою судьбу.

Фатализм нередко бывает связан с религией, верой в божественное предопределение. В той или иной степени явление встречается в следующих религиях и конфессиях:

  • Китайская философия.
  • Иудаизм.
  • Ислам.

В мифологии это явление тесно связано с мистицизмом. Например, в греческой мифологии судьбу определяют мойры, которые прядут нить жизни человека. Это 3 сестры:

  • Клото.
  • Лахесис.
  • Атропос.

В скандинавских сказаниях то же самое делают норны. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, которые влияют на события.

Анализ повести «Фаталист» («Герой нашего времени»)

Повесть «Фаталист» завершает роман, однако точка, которую автор ставит в конце неё, — мнимая, поскольку герой в финале романа опять оказывается в крепости, словно вновь начиная свой «романный» путь. Кольцевая композиция — намеренный приём, призванный замкнуть повествование в круг, сделать разговор о человеке бесконечным. Применяя этот приём, Лермонтов достигает эффекта представления героя, с одной стороны, как человека конкретного, с другой — как человека вечного, родового.

Неудивительно, что последняя повесть поднимает вечные вопросы жизни человека, прежде всего судьбы и отношения к ней, и носит философский характер. Главный вопрос, касающийся отношения человека к судьбе, показан как проблема выбора жизненной позиции: безвольно и слепо подчиняться обстоятельствам жизни или активно противостоять пагубным условиям существования, проявлять волю к жизнеутверждающему действию. Если принимать во внимание трагический финал «Княжны Мери», то возникает проблема дальнейшего решения героя: как жить, что ему, потерявшему надежду на дружбу и любовь, делать в жизни? Этот вопрос одновременно и жизненный для героя, и философский для смысла повести; его можно сформулировать так: принимать или не принимать жизнь? Обе проблемы (жизненная позиция и приятие/неприятие жизни) легли в основу сюжета, они определяют его философский характер.

Повесть «Фаталист» чётко разделяется на экспозицию, основную часть и финал. В экспозиции представлен разговор-спор офицеров о существовании предопределения или судьбы в жизни человека, в нём очерчен круг главных вопросов, которые возникают у человека, когда речь заходит о судьбе. Этих вопросов пять, они высказаны персонажем, таинственно названным «кто-то»: во-первых, существует ли предопределение; во-вторых, кто может подтвердить это; в-третьих, известен ли час смерти человека; в-четвёртых, зачем человеку даны воля и рассудок; в-пятых, ответственен ли человек за свои поступки. Ответы на эти вопросы должны быть даны в ходе самой повести и в её финале.

Поскольку в философской концепции повести возможны две позиции, то и в системе её образов представлены два главных героя: Печорин и Вулич. Оба героя в повести «Фаталист» испытывают судьбу, только Вулич поступает бессмысленно, подвергая свою жизнь неоправданному риску. Стреляя себе в голову, Вулич, по сути, совершает убийство, поскольку не борется за жизнь и готов от неё отказаться. Печорин же испытывает судьбу, предпринимая все возможные меры предосторожности, чтобы уменьшить риск, но даже в этом случае он мог поплатиться жизнью. Если сопоставить оба испытания во всех деталях, а большинство из них нарочито составляют пары для сравнения, то можно прийти к выводу, что Вулич отказывается от жизни в страхе перед ней, Печорин, напротив, принимает жизнь во всей её сложности и непредсказуемости. В центре повести находится ключевой эпизод самоубийства Вулича. Его смерть, безусловно, является следствием безумного эксперимента с выстрелом себе в голову. Обратим внимание на деталь, совпадающую с «Пиковой дамой», — Пушкин выбирает героем обрусевшего немца, Лермонтов — серба. Видимо, оба писателя хотели подчеркнуть, что поведение их героев не является исконно русским, свойственным православному сознанию.

Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

Финал «Фаталиста» разделён на две части. В первой Печорин рассуждает о происшедшем, и в ходе его рассуждений даются ответы на вопросы, поставленные в начале повести. «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» — спрашивает герой, и сама форма, в которой задан вопрос, является одновременно и ответом на него: герой мог стать, но не стал фаталистом. Второй вопрос: «Но кто знает наверное, убеждён ли он в чём или нет?» — заключает в себе потребность в достоверном знании, и автор далее предупреждает о его невозможности из-за «обмана чувств или промаха рассудка». Автор словами Печорина утверждает смелость и решительность человека перед неизвестностью. И наконец, Печорин принимает смерть как закон жизни: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь». Эти рассуждения героя подводят итог повести, но в то же время они связаны и с проблематикой всего произведения.

Во второй части финала к сомнениям и рассуждениям Печорина присоединяется Максим Максимыч. Печорин рассказывает пожилому штабс-капитану о происшествии в станице, и тот, польщённый тем, что Печорин интересуется его мнением, проявляет в своём рассуждении простой здравый смысл. Максим Максимыч не может ничего сказать об испытании судьбы Вуличем, потому что для его здравого рассудка оно бессмысленно, поэтому он отвлекается на рассуждения о черкесских курках, винтовках и шашках. Что же касается нелепой смерти Вулича, Максим Максимыч произносит, казалось бы, фаталистическое суждение: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…» Это высказывание можно понимать таким образом: если человек ведёт себя нелепо, то и судьба ему суждена такая же нелепая.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Глава «Фаталист»

Это последняя часть в психологическом романе «Герой нашего времени». Опубликована она была еще в 1839 году в издании «Отечественные записки».

Григорий Александрович Печорин пребывает в одной из крепостей на Кавказе, где ведется уже долгая война с горцами. По каким-то делам его направляют в казачью станицу. Там военные по вечерам играют карты, обсуждают различные истории и весело проводят время. В один из дней они разговаривают о мусульманском поверье, будто бы вся жизнь человека написана на небесах. Кто-то верит в это, а кто-то — нет.

Один из самых азартных игроков по фамилии Вулич решает испытать судьбу и заключает пари. Для этого он снимает со стены первый попавшийся пистолет и взводит курок. Он не знает, заряжено ли оружие. Печорин говорит ему, что видит на его бледном лице скорую гибель.

Вулич направляет дуло себе в висок и нажимает на спусковой крючок. Оружие не выстреливает, но оказывается заряженным. Когда он стреляет во второй раз уже в стену, то легко пробивает фуражку, которая там висела.

После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, будто Вулич должен сегодня непременно умереть. Во время возвращения домой главный герой видит на дороге разрубленную шашкой свинью. Григорий идет домой спать, но вскоре его будят казаки и говорят о напившемся товарище, зарубившем свинью. Позже он узнает, что тот же казак убил ночью Вулича.

Перед смертью Вулич успел только сказать 2 слова: «Он прав». Значение этих слов понял только Григорий Александрович.

Сам убийца спрятался на окраине поселения в пустой хате. В его руках оказывается пистолет, а сдаваться он не собирается. Никто не хочет врываться в дом, чтобы его обезвредить. Печорин решает испытать судьбу и вызывается добровольцем.

Пока казаки уговаривают товарища сдаться, отвлекая его, Печорин открывает ставни и влетает в окно. Сразу же раздается выстрел, но пуля лишь слегка задевает одежду героя. Григорий скручивает убийцу, в хату врываются казаки.

После возвращения в крепость Печорин рассказывает о случившемся Максиму Максимычу. Опытный офицер не любит философские рассуждения и делает замечания о дурных азиатских курках, которые часто осекаются, если их плохо смазать или неплотно прижать. Вулича он жалеет, но говорит, что не стоит ночью разговаривать с пьяным. Этим все и заканчивается.

История создания

Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова была написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространённая версия следующая: М.Ю. Лермонтов вместе с его приятелем А.А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя.

Некоторые учёные считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Фаталист»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Фаталист»
Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Вариант 2

В главе романа «Фаталист» все действующие лица объединяются вокруг главного героя. Эта глава – дневник Печорина, помогает наиболее точно понять все его действия. Печорин не согласен с обществом, он противостоит ему, но восстать против него он не может.

Печорин остается верен своим принципам, не смотря ни на что. В то время, когда его знакомые просят Вулича положить пистолет, Печорин предлагает или положить пистолет, или застрелиться. После трагических событий вечера мы наблюдаем интересные размышления главного героя романа. Да, он признает свою виновность, но со слов товарищей. Размышляя дальше, он приходит к выводу о том, что сегодняшнее поколение молодежи лишь жалкие потомки, не способные ни мыслить, ни чувствовать, ни действовать. Будто они скитаются по земле с мыслью о неизбежном конце. Он как бы ставил в упрек молодому поколению их бездействие. Но сам он целиком под властью фатума.

Во времена Печорина очень многие люди, вследствие невозможности объяснить то или иное событие были фаталистами, верили в неизбежность судьбы. Ввиду чего вся общественная жизнь казалась бесполезной и не имеющей смысла. Лермонтов в романе, но в основном в главе «Фаталист», хотел подчеркнуть, что кроме рока существует еще и воля человека. Таким он и пытался изобразить Печорина. Он испытывает свою судьбу, бросаясь навстречу смерти, и побеждает ее. Бороться и противостоять просто необходимо. Он действовал, но как бы по намеченному плану событий, для проверки или сравнения. Отправляясь в путешествие, Печорин обронил фразу: «Авось где-нибудь умру!» Заведомо готовя себя к неизбежности, и не важно, при каких обстоятельствах. Ведь физически Печорин абсолютно здоров, но душа была неизлечимо больна.

Печорин ненавидит всех вокруг. Причиняет боль просто так, без причин, даже самым близким людям. Эгоистическая натура героя несет лишь слезы и смерть. Он способен жить в своем индивидуализме, такое общество ему в тягость. Он никогда не жертвует своими принципами, своими взглядами, тогда как окружающих его близких с легкостью приносит в жертву. Такие его поступки совершаются не по злобе душевной, а по причине борьбы внутри его самого. Мы видим его измученным собственным эго. Печорину самому очень тяжело жить с такими разрывающими его взглядами. Но в то же время он не готов пожертвовать своими личностными принципами.

Лермонтов нам показал не эгоиста фаталиста, а поднял глубоко философскую тему о предназначении человека на земле.

Игра с судьбой

Вулич придумывает сложный план проверки влияния судьбы. Он предлагает провести игру с заряженным ружьем. Вулич стреляется. Осечка приводит к удивлению всех присутствующих. Они не понимают, что это? Почему ружье не выстрелило? Игра с судьбой в рулетку никому не открывает истины. Появляется еще больше вопросов. Ружьё не срабатывает в висок офицера, но простреливает фуражку. Дым от выстрела сравним с туманом в головах зрителей. Он медленно рассеивался, оставляя страх и ужас. На глазах могло произойти самоубийство. Не всякий готов быть свидетелем такого. Спокоен и уравновешен только Печорин. Он не верит в ошибку своих ощущений. Лермонтов даёт возможность читателям рассуждать вместе с Печориным, искать причины осечки и ошибки предсказания. Сомнения рассеиваются через несколько часов. Вулича находят рассечённым шашкой пьяного казака. Последние слова офицера: «Он прав!

». Только что переживший осечку ружья осознаёт, что смерть была совсем рядом, но ждала своего часа. Она сыграла с ним злую шутку, а не он с ней.

Проницательность Печорина

Григорий внимателен к окружающим его людям. Он следит за ними как за актёрами в театре. Кто играет хорошо, кого следует уже исключить из пьесы. Весь роман подтверждает такое поведение Печорина. Он не просто сторонний наблюдатель, он ещё и кукловод. Но это не всегда. В главе «Фаталист» герой проверяет на себе устоявшееся мнение верующих людей: над человеком довлеет судьба, сам он не в силах изменить то, что ему уготовано. Как доказать фатальность? Печорин заметил на лице Вулича печать приближающейся смерти. Автор не говорит, как она выглядит. Что заметил герой: изменение цвета лица, потухающие глаза? Какая она печать смерти? Все остаётся в душе Печорина. Но он не скрывает того, что увидел, а говорит об этом прямо, даже несколько дерзко. Вулич пытается оспорить эту мысль, но проницательность Печорина пугает. Не умерев от собственной пули, офицер гибнет от руки пьяного разбушевавшегося казака. Между желаемой смертью и уготованной гибелью меньше часа. Значит, все-таки судьба есть?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: