Аллегория в литературе – определение и значения слова

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Читайте также:
«Человек-амфибия» анализ романа А. Беляева для читательского дневника, сюжет и краткое содержание, художественные особенности, композиция произведения

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Спасибо. Очень помогло. Но на вашем сайте нет множестао других важных терминов. А так сайт супер. Я понимаю что составлять сайт это конечно труд и работа, но для полезного сайта требуется больше. У вас крутой сайт, вы что. Но стоит доработать))) Вы и сами наверное понимаете это. Но. спасибо хотя бы за то что уже у вас имеется))) .

Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.

А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.

Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.

Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.

Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.

Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в литературе.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му термину:

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истолкования.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го разговора.

Аллегория в литературе

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му термину:

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном образе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми качествами:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глуповатые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жизни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские образы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шли
при­выч­ной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёл­тые и синие,
В зелё­ных пла­ка­ли и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цвета.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять вес­на; опять сме­ёт­ся луг,
И весел лес сво­ей мла­дой одеждой,
И посе­лян неуто­ми­мый плуг
Браздит поля с покор­ством и надеждой.

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни общества:

Весна! Выставляется пер­вая рама —
И в ком­на­ту шум ворвался,
И бла­го­вест ближ­не­го храма,
И говор наро­да, и стук колеса.
Мне в душу пове­я­ло жиз­нью и волей:
Вон — даль голу­бая видна…
И хочет­ся в поле, широ­кое поле,
Где, шествуя, сып­лет цве­та­ми весна!

Тему вес­ны, напол­нив алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Уж вер­ба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять вес­на душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит тол­пою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тай­ной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Сады мол­чат. Унылыми глазами
С уны­ни­ем в душе гля­жу вокруг;
Последний лист раз­ме­тен под ногами,
Последний луче­зар­ный день потух.

Аллегория. Литературный троп

Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.

Аллегория – определение и значение

Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.

Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.

Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.

Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.

Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.

Пример в переводе И.А Крылова:

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

Аллегория как разновидность литературного тропа

Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.

Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…

Отличия метафоры и аллегории

Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.

Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.

Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.

Основные отличия

Краткие обороты из 2-3 слов.

Примеры аллегории в литературе

Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.

  • Среди распространенных примеров аллегории в литературе – одна из старейших книг в мире – Библия. Речь о пресловутом яблоке. В современной культуре относится к чему-то, что связано как с удовольствием, так и с грехом (или чем-то запрещенным). История первых людей – Адама и Евы – берет начало в Книге Бытия. Ослушавшись Бога, покусились на запретный плод.
  • Еще пример аллегории из древней мифологии. Описанный здесь мотив также символизирует то, что ведет к негативным последствиям. Это яблоко раздора, когда богиня Эрида бросила плод со словами «для самых прекрасных» между Афродитой, Афиной и Герой. Это привело к ссоре по поводу того, к кому из них он должен принадлежать.
  • Образ мифологической богини Фемиды – женщина с повязкой на глазах, весами и мечом в руке. Защищала закон и порядок в мире, установленный богами. Теперь стала символом справедливости.
  • У Гоголя в «Мертвых душах» в фамилии героев заложен иносказательный смысл –Собакевич, Плюшкин. У А.С. Грибоедова – Скалозуб, Молчалин.

В баснях и сказках

Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.

  • Любимый автор детских рассказов – Ганс Христиан Андерсен. Старался стилем повествования ссылаться на традицию устной передачи сказок, и главным адресатом большинства его произведений был вовсе не детский читатель. «Гадкий утенок» повествует о людях талантливых, но лишенных своего места, отвергнутых сородичами.
  • Аллегории в баснях – человеческие черты, приписанные животным. В лисе проявляется хитрость. Этот мотив просматривается и у русского мастера эзопова языка – И.А. Крылова («Лисица и виноград», «Ворона и лисица»).
  • Лебедь, рак и щука представляют людей, не умеющих найти согласие, обрекающих общее дело на крах:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».

В поэтических произведениях

Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.

Самая важная мысль: жизнь – это поход через тёмный лес грехов к ясности Бога. Данте символизирует человека, потерянного среди грехов, Вергилий – мудрость человеческую, Беатриче – любовь. Тёмный лес – это не только вход в иной мир, но и лес греха и заблуждений: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…» .

Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.

Выражение аллегории в живописи и скульптуре

Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.

Тициан. «Аллегория благоразумия», 1565-70

Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.

П.П. Прюдон. «Справедливость и Божественное Отмщение преследуют Преступление», 1808

Одна из часто встречающихся в искусстве аллегорий – череп, символизирующий быстротечность и непостоянство человеческой жизни. Это связано с мотивами тщеславия и memento mori (помни о смерти). Смерть занимает особое место в искусстве средневековья и барокко, ведь тогда многие художники обращали внимание на хрупкость бытия.

Филипп де Шампань (1602-1654) — Натюрморт в стиле Vanitas

Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.

Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).

Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.

Современная скульптура мастера Налича, установленная в Москве, изображает ленту Мёбиуса. Она заставляет задуматься о бесконечности и величии Вселенной

Аллегория в рекламе

Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.

«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.

Реклама мобильной связи: «Мобильные вампиры днем спят, а по ночам говорят. Бесплатно. Билайн» .

Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.

Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

  1. Мне нужна крыша над головой.
  2. Я к тебе белокрылою птицей полечу через горы и море, чтобы из рук твоих счастья напиться, навсегда позабыть грусть и горе!
  3. Директор уже вошёл, а они ещё продолжали промывать его кости.
  4. Как бы то ни было, а служителям Фемиды придется рассмотреть ваш иск.
  5. Стучу, стучу, чуть ли не выбиваю дверь, думала, что-то случилось, а он, видите ли, спит без задних ног.
  6. Девушка небесной красоты каждый вечер к дубу приходила, глядя вниз с огромной высоты, называл её своей он милой.

Правильные ответы: 2, 4, 6.

Почему остальные предложения не являются аллегорией:

№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.

№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.

№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой – символ смерти, а голубь с оливковой ветвью – символ мира.

Термин происходит от греческого слова αλληγορία – иносказание.

Пример аллегории – античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.

Статуя богини Фемиды – аллегория правосудия. Фото: Depositphotos

Аллегория – это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» – по имени античного баснописца Эзопа.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллегория может встречаться и в других жанрах – в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .

Аллегория и олицетворение

Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Метафора и аллегория – в чем отличие?

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле – как связанные между собой метафоры.

Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория – на иносказании, намеке.

Примеры аллегории в литературе

В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей – пантеры, льва, волчицы.

Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» – власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Что такое Аллегория? Значение слова allegoriya, философский словарь

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры аллегории

Эти аллегории более-менее известны:

  • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
  • аллегория любви — сердце;
  • аллегория надежды — якорь;
  • аллегория веры — крест;
  • аллегория свободы — разорванные цепи;
  • аллегория мира во всём мире — белый голубь.


Аллегория мира — белый голубь

Примеры аллегории в литературе

Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

В стихотворении «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

“Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!”.

А в произведении Евгения Баратынского «На посев леса» весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

«Опять весна; опять смеется луг, И весел лес своей младой одеждой, И поселян неутомимый плуг Браздит поля с покорством и надеждой.

Но нет уже весны в душе моей, Но нет уже в душе моей надежды, Уж дольный мир уходит от очей, Пред вечным днем я опускаю вежды…»

Чудеса маскировки

Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.
Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Аллегория и метафора

Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

Смотрите также значение Метафоры.

Значение слова Аллегория по словарю Ушакова:

АЛЛЕГОРИЯ (але), аллегории, ж. (греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.

Тропы и аллегория

Аллегория — это один из тропов русского языка.

Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

К тропам относятся:

  • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
  • ирония — театральное «переименование» в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: «заходите в мои хоромы» (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
  • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
  • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: «Мы сто лет не виделись!»;
  • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
  • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
  • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: «Пуще всего береги копейку» («копейка» вместо «денег», из Н. В. Гоголя);
  • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
  • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов «как», «будто», «словно» и т. д.; например: верен как пёс;
  • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
  • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо «нефть»).

Узнайте больше о Перифразе.

Ссылки

• Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет

Аллегория в живописи

Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

Аллегория живописи — картина Матвеева


Картина «Аллегория живописи», А. М. Матвеев, 1725 г., находится в Государственном Русском музее.

Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину «Аллегория живописи» и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

Живопись и скульптура

В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.

Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.

Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.

Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.

Аллегория в рекламе

В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).


Подпись: «Когда вы курите, ваш ребёнок курит». Департамент здравоохранения Вермонта, США, Smoke Baby, Агентство KSV (Нью-Йорк), опубликовано в декабре 2012 г.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо
замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.
Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Что такое аллегория в литературе

Определение термина аллегория следует из значения его греческого слова-источника ’αλληγορία . На русский язык оно переводится как иносказание, то есть аллегория – способ сказать, выразить отвлечённое понятие иным путём, не впрямую, а с помощью художественного образа.

Например, образ льва – аллегория силы, царственности, мужества.

Понятие в этом случае конкретно не называется, но передаётся через сопоставление с качествами использованного образа при помощи ассоциаций и намёков.

Из геральдической или басенной роли льва не следует, что любое его изображение или упоминание обязательно аллегорично.

В книге А.Э. Брема о животных лев – это просто представитель фауны, о его повадках и образе жизни рассказывает зоолог.

То же с другими символами. В прямом значении у слова или изображения символический смысл отсутствует.

  1. Где используется аллегория
  2. Зачем нужен этот троп
  3. Чем отличается аллегория от метафоры
  4. Примеры аллегорий в литературе
  5. Аллегория в баснях И.А. Крылова

Где используется аллегория

На аллегорическом изображении основана геральдика: изображения на гербах передают качества или события из жизни их обладателей, будь то географический объект, учреждение или дворянский род.

Медведь на гербах приволжских городов символизирует силу и предусмотрительность.

Тот же приём широко применяется в искусстве:

  • живописи — (пример – изображение времён года в виде людей соответствующего возраста или характерных предметов: Маэлья Мариано Сальвадор, «Весна» — изображение молодой женщины с цветами);
  • архитектуре — (барельефы и статуи на фасадах: атланты, поддерживающие балконы, карнизы и перекрытия, — аллегория терпения и выносливости);

  • скульптуре — (представленные в человеческих образах философские и иные отвлечённые категории – статуя Свободы);

  • литературе — (животные в баснях – аллегорическое изображение человеческих качеств).

Литературоведение понимает под этим термином троп, основанный на переносном лексическом значении, которое дополняет основное, не приводя к его утрате.

Зачем нужен этот троп

В литературных произведениях история применения иносказаний восходит к античности. Молва приписывает создание такого способа передачи мыслей Эзопу, который, будучи рабом и не имея возможности выразить негативное мнение прямо, высмеивал в баснях пороки хозяев, прибегая к аллегориям.

Литераторам иносказание позволяет:

  1. Выразить простым способом сложные для осознания понятия, передавая их с помощью наглядных образов, ассоциативно с ними связанных. В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» стремление орла к полёту отражает стремление узника к свободе.
  1. Окрасить ситуацию личным отношением. Представляя в образе Моськи (басня «Слон и Моська») любителей получить незаслуженную репутацию «игрой на публику» в безопасной ситуации, И.А. Крылов вкладывает своё отношение и в описание диких действий собачонки в адрес слона, которому такая мелочь явно не противник, и в оценку этих действий Шавкой («перестань срамиться»), и в реакцию, точнее, отсутствие реакции, со стороны самого «объекта нападения».
  1. Обойти возможные цензурные препоны, завуалировав истинный смысл. Представляя Русь в виде «птицы-тройки» в финале первого тома «Мёртвых душ» и восхищаясь ею, Н.В. Гоголь, однако, переходит к лирическому отступлению прямо после описания мчащейся брички Чичикова. В результате аллегорическое обозначение тройки-Руси окрашивается пониманием, что везёт этот дивный экипаж афериста и жулика. Выразить такую мысль простым языком, впрямую, Гоголю не позволила бы цензура.

Чем отличается аллегория от метафоры

Среди тропов, использующих переносное значение слова, метафора и аллегория наиболее близки друг к другу. В литературоведении существует трактовка последней как развёрнутой метафоры – то есть образы в составе аллегорических литературных произведений понимаются как ряд взаимосвязанных метафор.

Однако противники такой трактовки опираются на смысловое различие между двумя тропами.

Метафорический перенос – это перенос значения по сходству, основанный на сравнении. Прямое значение заменяется на переносное.

«Золото волос» в стихотворении Марины Цветаевой – перенос значения с одного предмета (золото как металл) на другой, сходный по цвету и блеску (волосы) – метафора.

Аллегорическое же изображение не содержит сходства и передаётся через иносказание.

«Злато», угрожающее «всё купить» («Золото и булат» А.С. Пушкина), – иносказательное обозначение обладателей богатства, не имеющих с золотом как металлом сходных признаков – аллегория.

Примеры аллегорий в литературе

Использование приёма аллегорического изображения в художественной литературе не имеет жанровых ограничений, но три жанра на этом приёме полностью основаны.

  • Притча . Краткий назидательный рассказ иносказательного характера. Евангельская «Притча о блудном сыне» представляет в образе Сына раскаявшегося грешника, а в образе Отца – Бога, готового с радостью принять его покаяние.
  • Моралите . Средневековый, а позже и эпохи Возрождения, нравоучительный жанр драматического искусства, где действующими лицами становились отвлечённые понятия. Среди персонажей встречались Церковь, Ересь, Грехи, а в пьесе, бичующей чревоугодие, даже Колики и Апоплексия. Подобное представление описано В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» — четыре персонажа мистерии олицетворяли Дворянство, Духовенство, Купечество и Крестьянство.
  • Басня . Сатирическое, нравоучительное произведение в стихотворной или прозаической форме, содержащее мораль. Муха, сидящая на рогах идущего с пашни быка и утверждающая: «Мы пахали» (И.И. Дмитриев «Муха»), представляет собой образ любителя пристроиться к результатам чужой работы.

Жанры художественной литературы, не основанные на аллегории, тем не менее активно её используют.

  • Помимо примеров, упомянутых выше, можно назвать и аллегорию российской действительности, окружавшей М.Е. Салтыкова-Щедрина, – его город Глупов с уродливой вереницей градоначальников, и персонажей его же сказок.
  • «Нерукотворный памятник» А.С. Пушкина – образ его вклада в литературу, и «Пророка» – поэта.
  • Лермонтовские «Два великана» символизируют Россию и Францию в Отечественной войне 1812 года…
  • «Правда и Ложь» В.С. Высоцкого, «Дорога» Д.А. Сухарева (символизирующая человеческую жизнь) свидетельствуют об аллегорических сопоставлениях в литературе XX века.

Аллегория в баснях И.А. Крылова

Басня – жанр, целиком построенный на аллегории. В баснях И.А. Крылова животные символизируют черты человеческих характеров.

  • Басня «Ворона и лисица» показывает в образе вороны недалёкость и падкость на лесть, а лисицы – хитрость и льстивость.
  • «Стрекоза и муравей» – беспечность, противопоставленная трудолюбию.

Но чертами характера баснописец не ограничивается. Темы его произведений охватывают и другие области.

  • Исторические события. Сюжет и герои басни «Волк на псарне» — аллегорическое изображение событий и основных действующих лиц войны 1812 года.
  • Взаимоотношения разных слоёв общества. Высокопоставленный Волк, придумывающий «законные» основания для того, чтобы ущемить Ягнёнка («Волк и Ягнёнок»), – аллегорическое изображение «сильных мира сего» и их отношения к тем, кто от них зависит.
  • Явления жизни и отношение к ним. В басне «Свинья под дубом» животное – не просто олицетворение неблагодарности и эгоизма, но образ невежества, приносящего вред науке. А ощутимый вред принести может лишь невежество, облечённое властью.

Гуси, которых неуважительно, по их мнению, гонят хворостиной на продажу («Мужик и гуси»), ставят себе в заслугу происхождение от гусей, спасших Рим. На этом основании они требуют почтительного отношения, хотя сами не принесли никакой пользы. Портрет родовитой знати, не имеющей других заслуг, помимо происхождения, угадывался современниками Крылова. Наши же современники узнают в этом образе и никчёмных детей высокопоставленных родителей, и носителей известных в прошлом фамилий, которые пробивают себе этими фамилиями путь к обеспеченной жизни, и много кого ещё.

Аллегория, возникнув в античные времена, заняла прочное место в литературе и продолжает добавлять ей выразительности по сей день.

Аллегория — что это такое и где применяется

Аллегория — это, иначе говоря, «иносказание», или переносное, художественное представление каких-либо понятий и идей путем использования диалога или образа в произведениях искусства. Аллегория часто представлена в стихах и притчах, а также нередко находит свое место в картинах и скульптурах. Можно понять, рассматривая примеры аллегории, что это обобщение неких присущих человеку черт и понятий, раскрываемых в поведении или образе привычных людям растений, животных, а также даже сказочных персонажей, получающих переносные значения.

Аллегория это: в литературе определение

Само значение слова аллегория происходит от слов allegory, allegoria, что обозначает «Иносказание». В истории литературы есть мнение, что первым этот прием придумал и впервые применил Эзоп, древний баснописец, и потому иногда такой прием называют «Язык Эзопа».

Разбирая, что такое аллегория, более подробно, стоит отметить, что это обособление определенных понятий путем конкретных представлений. Яркими примерами будут ситуации, когда авторы олицетворяют какие-то общие понятия, придавая им внешний облик живого существа. При этом внешность и какие-то качества живого существа соответствуют тем понятиям, которые заключены в них. Некоторые виды оружия или предметов стали настоящими символами определенных понятий:

  1. Вооружение, и чаще всего — холодное оружие, стали символами войны и боя. Примером можно привести невероятный Молот Тора (Мьельниер), который подчеркивает в образе скандинавского Бога его пристрастие к военному делу.
  2. Цветы, снег, дождь и другие природные явления — неотъемлемый символ различных времен года, а также способ изображения природных стихий. Отличный пример — в новом мультике «Холодное сердце: Вновь за горизонт», где стихия огня представлена горящей ящерицей, а вода — лошадью из воды океана.
  3. Весы и повязка символизируют с древних времен беспристрастность суда и равновесие в суждениях. Яркий пример такого применения аллегории — это изображение Фемиды, которое сегодня стало настоящим символом правосудия.
  4. Коса или клепсидра — неотъемлемый элемент изображений смерти. Хорошо это просматривается в изображениях одного из всадников Апокалипсиса — Смерти. Смерть чаще всего вооружена именно косой, и обычно ее изображают в черном, с бледной кожей, подчеркивая скорбь и тоску.
  5. Птицы часто олицетворяют свободу или мир и тишину. Очевидно, что наиболее популярный пример такой аллегории — это голубь мира, который понятен практически во всех странах на этой планете.

Таким образом аллегории помогают передавать эмоции, чувства, понятия, которые достаточно сложно будет показать, хотя можно описать конкретными характеристиками .

При этом нет уточнения, когда используется аллегория, что конкретно заложено в образ, поскольку для этого используется тонкая система намеков и ассоциаций. Прямой смысл не искажен, но при этом происходит дополнение переносными значениями и смыслами.

Зачем используют аллегории

Аллегорический способ представления каких-то понятий и абстрактных образов активно используется в основном в литературе. Аллегория — это, простыми словами, способ достичь следующих эффектов:

  1. Наглядное изображение абстрактных и сложных понятий. Это позволяет достаточно быстро и понятно обрисовать сложные и тяжело описываемые понятия, используя понятные и реалистичные образы, которые человек будет ассоциировать с необходимыми понятиями
  2. Выражение личного отношения к определенным понятиям. Автор путем использования аллегории может выразить собственные какие-то эмоции или переживания в отношении изображаемых понятий. Это значит, что аллегории могут наполняться дополнительно какими-то несвойственными характеристиками
  3. Обход цензуры. В современных реалиях, когда цензура достаточно жестко модерирует все произведения искусства, аллегория — пример того, как можно обойти все запреты, и при этом не потерять смысла. Иносказательные выражения очень часто используются в разных ситуациях, и особенно в кино и сериалах, где недопустимо очень многое. Нередко такие приемы применяют в рекламе

Таким образом, если разбираться, что такое аллегория простыми словами, то можно сделать вывод, что это своеобразный прием в литературе. Аллегорию можно использовать для передачи уникальных образов и впечатлений от автора. В современном мире сложно найти художественное произведение без подобных приемов, которые использовал бы автор.

Аллегория: примеры из литературы

В литературе аллегоричность — это прием, который используется практически во всех жанрах. Но есть в аллегории примеры, когда этот прием становился основой целого жанра. Если рассматривается аллегория, что это такое, и как ее использовать наиболее эффективно, то стоит обратить внимание, в первую очередь, именно на эти жанры:

  • басни;
  • моралитэ;
  • притчи.

Для примера можно привести басню Крылова «Мартышка и очки», где при создании образа обезьяны использовалась аллегория, что позволило автору передать таким образом образ невежественного человека. Обезьяна элементарно не понимает, зачем нужны очки, и не ценит их пользу, как невежественный человек может ругать совершенно непонятные ему вещи, основываясь лишь на собственных недалеких выводах.

Аллегория — это также хороший способ подчеркнуть нужные мотивы и образы в других жанрах. Часто пример аллегории можно найти в следующих литературных жанрах:

  • различные рассказы;
  • детские и взрослые сказки;
  • полноценные романы;
  • разнообразные литературные повести.

Так, примеры аллегории в произведениях позволяют передавать важные социальные, общественные и даже политические мнения и моменты. Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» применил ряд аллегорий, чтобы показать наглядно, как общество под красивыми политическими лозунгами о свободе и равенстве постепенно после революции катится к диктатуре и тоталитарному режиму.

Аллегория и другие приемы в литературе

Есть подобные приемы в литературных произведениях, но они существенно отличаются от аллегории — это что используется для создания различной образности:

  1. Олицетворение. Представляет собой перенос каких-то понятных человеческих качеств на более отвлеченные понятия или же на неодушевленные предметы. Но это совершенно не означает, что автор будет говорить аллегорически.
  2. Метафора. Это ситуация, когда одно из явлений передается, характеризуется или изображается через другое. Аллегория это простыми понятиями тоже метафора, но она основана не на сходстве явлений и сравнении, а на иносказании и намеках.

Аллегория: что это такое простыми словами? Это метафорические тропы, позволяющие передавать одно явление или переживание через другое, но при этом отличные от олицетворения, как художественный прием.

Аллегория — это … и примеры

Что такое аллегория в литературе? Это метод, который используют авторы с древних времен. Актуально это как в стихах, так и в прозе, и практически не встречаются сегодня произведения без аллегории. Что такое это сложное понятие — можно понять, рассмотрев просто примеры, которые можно найти в литературе.

Аллегория это в литературе пример иносказательного изображения, и примером можно привести, в первую очередь, именно Крылова, как мастера использовать аллегоричность:

«…Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню…»

Тут аллегория — это что-то большее, чем просто образ. Автор показал таким образом замаскированные события 1812 г., когда Наполеон принял решение провести, так называемые, мирные переговоры с правителем России.

Аллегория в литературе используется и другими авторами. Салтыков-Щедрин писал:

«…От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестья, ни чести, …, даром занимают место да едят корм…» («Премудрый Пескарь»).

Если обратить внимание на аллегории, что это и есть в приведенном случае, то можно понять очевидную вещь — маленькие рыбки, о которых идет речь в произведении, олицетворяют собой пассивных людей, которые не имеют стремлений, и не пытаются пробиваться наверх. Так автор аллегорично показывает, что от подобных людей обществу в целом мало проку. Еще один очень хороший пример — пьеса Гоголя “Нос”, где конкретизированной формой “сбежавшего” носа выражается высокое положение героя в обществе, которое он потерял.

Политическая аллегория: что это такое в литературе

Аллегория это простыми словами, как уже говорилось, передача образов. Но в произведении могут быть не только конкретизированные уточнения, но и очень общие понятия, которые имеют значение в политическом смысле. Например, в творчестве Блока тоже есть аллегория, значение которой очень масштабное и большое:

«…Вагоны шли привычной линией,

Вздрагивали и скрипели…»

Тут изображено общество в виде разноцветных вагонов, которые олицетворяют собой социальные классы. И далее следуют строки:

«…Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели…» — где желтые и синие вагоны — богатые люди, а в зеленом, очевидно, автор заключил образ бедных, но работящих людей, в которых теплится надежда на хорошее будущее.

Таким образом возможно было обойти цензуру, и избавиться от политических преследований, но при этом донести достаточно четко и ясно собственную мысль касательно конкретных действий конкретных политиков.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 5

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: